Как нам обустроить Центральную Азию: Азиатское направление никогда не было сильной стороной российской внешней политикиФОТО: AFP 2013

Опубликовано: Московские новости. 05.10.2011: http://mn.ru/pankratenko_igor/20111005/305511130.html

Игорь Панкратенко

 

Интересы России сводятся к следующему: обуздание наркотрафика и недопущение волны миграции, вызванной дестабилизацией ситуации в регионе.

При анализе тех интеграционных инициатив и процессов, которые имеют место между Россией и бывшими советскими республиками Центральной Азии, нужно исходить из нескольких факторов. Обладая устойчивым характером, они будут в ближайшей перспективе определять как конструкцию внешнеполитического взаимодействия, так и общую ситуацию в регионе.

При анализе тех интеграционных инициатив и процессов, которые имеют место между Россией и бывшими советскими республиками Центральной Азии, нужно исходить из нескольких факторов. Обладая устойчивым характером, они будут в ближайшей перспективе определять как конструкцию внешнеполитического взаимодействия, так и общую ситуацию в регионе.
Во-первых, сегодня Центральная Азия представляет собой группу стран с высокими темпами роста населения и критическим уровнем бедности. Острейшие проблемы совместного использования трансграничных водных ресурсов, архаизация социальных отношений, растущее демографическое давление — все это создает клубок противоречий, чреватый перерастанием политического напряжения в вооруженные конфликты. Фактически мы имеем дело с «котлом», который совместными усилиями пока еще удается прикрывать крышкой, не позволяя противоречиям перейти в острую стадию. Однако все эти усилия представляют собой лишь попытку зафиксировать существующее положение дел, не более того.

Во-вторых, уходя из Афганистана, США фактически перекладывают решение афганской проблемы на соседние страны: Иран, Пакистан, Китай, Индию, Россию и государства постсоветской Центральной Азии. В то же время, как показывают последние заявления Вашингтона, на самом деле никуда из региона США не уйдут, просто свою политику будут проводить теперь чужими руками. Исходя из этого, нам следует ожидать фейерверка временных союзов, блоков и маневров.

В-третьих, сегодня никто из глобальных игроков не в состоянии предложить своим геополитическим партнерам комплексную программу «Как нам обустроить Центральную Азию». Никто не обладает политическими и экономическими возможностями для реализации этой программы. Никто из правящих элит самой Центральной Азии в таких программах не заинтересован. А значит, в обозримом будущем Центральная Азия будет оставаться поясом нестабильности и полем столкновения геополитических интересов таких глобальных игроков, как США и КНР, а также региональных игроков — Ирана и России.

Стремясь упрочить свое положение в регионе, США преследуют несколько целей. Первая — создать дополнительные плацдармы для возможного противодействия Китаю, особенно в случае его конфликта с Индией, сближение с которой является стратегической задачей США. Вторая — обеспечить контроль за транспортными коридорами (в первую очередь — энергоносителей). Третья — обеспечить «окружение» Ирана.

Китай, вопреки всем «страшилкам», не стремится к территориальной экспансии. Его задачей на ближайшее десятилетие является обеспечение стабильного роста собственной экономики. А отсюда — его заинтересованность в создании устойчивых транспортных коридоров для бесперебойной поставки энергоносителей из стран Центральной Азии. Ну и, разумеется, он озабочен стабильностью Синьцзян-Уйгурского автономного района, остающегося болевой точкой КНР и весьма «отзывчивого» на внешнее воздействие исламских фундаменталистов.

Иран, очевидно, стремится к обеспечению поставок своих энергоносителей в Китай, который в силу объема экспорта является стратегическим партнером для Ирана. Разумеется, руководство исламской республики заинтересовано в стабильном Афганистане и считает, что «афганский вопрос» должен быть разрешен без внерегиональных участников. Кроме того, Иран серьезно настроен на содействие Таджикистану (как части «Большого Ирана») в экономическом развитии, которое возможно только в условиях стабильности.

Что касается России, то сегодня ее интересы сводятся к следующему: обуздание наркотрафика и недопущение волны миграции, вызванной дестабилизацией ситуации в регионе. Утверждения, что интересы России в регионе более масштабны, на мой взгляд, не имеют под собою оснований. Тем более что азиатское направление никогда не было сильной стороной российской внешней политики. Да и сегодня интересы и активность России более сосредоточены на «западном направлении».

У меня нет сомнений, что условием стабильного и мирного развития региона является скоординированное воздействие на него оси Москва–Тегеран–Пекин, привлечение к этому проекту Германии и «выдавливание» внерегиональных игроков, в первую очередь США и образующегося на наших глазах «нового халифата» во главе с Саудовской Аравией.

Одновременно с этим я понимаю всю утопичность подобного проекта в обозримом будущем. Китай не готов к противостоянию США. У Ирана более чем достаточно как внутренних, так и внешних забот. Россия увязла в собственных проблемах. Но и у США ресурсы не безграничны: они просто не располагают возможностью вести активную наступательную политику в регионе, особенно с учетом нарастающих проблем с Пакистаном. Таким образом, в ближайшей перспективе политика основных игроков будет носить скорее рефлексивный характер, характер разового реагирования на перманентно возникающие в регионе вызовы и угрозы.

Статья основана на выступлении автора на «круглом столе» «Центральная Азия в геополитических процессах», организованном Центром стратегических оценок и прогнозов.