Заметки в день открытия Ле Бурже 2017ФОТО: М-346FA (Leonardo/Flightglobal).

Олег Пономаренко

Сегодня первый день работы 52-го аэрокосмического салона в Ле Бурже. Хотелось бы обратить внимание на несколько выборочных деталей в области военной авиации и вооружения из того набора информации, которая доступна по состоянию на конец дня 19 июня из западной авиационной прессы.

Интересным представлется дождаться оценок демонстрации пилотажа американских F-35 –  как утверждал тест-пилот фирмы Billie Flynn в интервью, опубликованном за день до открытия салона, программа полета тщательно продумана и должна стать ответом тем критикам и сомневающимся, кто не считает Lightning II соответствующим современным и даже прежним требованиям к маневренности тактического истребителя. Тест-пилот Lockheed Martin заявил: «Не настолько маневренный, как Super Hornet и не такой быстрый как Typhoon? Не верьте этому». Flynn намереватся показать, что F-35 более маневренный, чем те машины, на которых он летал, включая F/A-18, Eurofighter и собственный продукт компании F-16 Viper. В Ле Бурже 13 июня прибыли два F-35A с авиабазы Хилл в штате Юта, один из которых будет задействован в летной программе,  а второй будет демонстрироваться на статической экспозиции.

Израильская компания Rafael заканчивает разработку планирующей управляемой авиабомбы Spice 250  – хотя, строго говоря, она дословно называется оружием (weapon) или боеприпасом (munition), — c боевой частью весом  250 кг и дальностью применения порядка 100 км. Первые образцы заказчик получит в начале 2018 г. Сейчас это уже не удивляющие характеристики, но обратим внимание на оснащение ударного самолета F-15E (F-15I). По заявлению израильтян, самолет снаряжается пакетами держателей (пусковых установок) по 4 УАБ, имея на борту в общей сложности 28 единиц. Машины класса F-16 могут быть вооружены порядка 10-25 единицами. Такое же количество размещаемых на борту УАБ заявлено для американских F-15E с вооружением в виде Small Diameter Bomb, но вот вес боевой части последней составляет примерно половину от израильской (порядка 114 кг). Таким образом, очевидное желание  оснастить тактический истребитель большим боекомплектом управляемого оружия,  аналогично тому, как это делают США, израильтянами осуществлено в варианте с большей мощностью боеприпаса при том же количестве на носителе. О разработке УАБ сообщалось, как минимум, уже пару лет назад. Особенностью Spice 250 является то, что УАБ выполнена как единая конструкция, а не специальный пакет, которым снаряжаются обычные АБ серий Mk 82, Mk 83, Mk 84. И, конечно, характерным для современных УАБ становиться применения больших крыльев для обеспечения увеличенной дальности планирования. Радикальное увеличение боекомплекта вкупе с значительной дальностью пуска делает тактический истребитель более грозной боевой единицей и усложняет задачу средствам ПВО.

Примечание автора: вес боевой части УАБ Spice 250 приведен на основании публикации Flight International, при этом в последней вес был указан как в фунтах, так и в килограммах – соотвественно 550 и 250. Определенную настороженность, конечно, может вызвать тот факт, что израильтяне разместили вдвое больший вес там, где американцы. Как это следует из материалов на сайте производителя – компании Rafael, – обозначение боеприпасов семейства Spice зависит от весовой категории боевой части в фунтах: у Spice-1000 – 1000 фунтов, у Spice-2000 – 2000 фунтов. А в отношении Spice 250 вес боевой части не указан, но логично предположить, что он составляет 250 фунтов, а не килограммов. Вопрос о том, является ли информация неточной, отправлен автором в Flight International.

Компания Leonardo представила учебно-боевой М-346, в основе которого планер Як-130, в варианте легкого ударного самолета – М-346FA (fighter attack), оснащенного бортовой РЛС, БКО, способного нести более 2 т боевой нагрузки на 7 узлах подвески. В условиях все больших технической сложности и удорожания современных истребителей такие машины, возможно, будут находить своих покупателей, а для стран, имеющих на вооружении оба типа боевых самолетов – позволят повысить боевой потенциал за счет роста возможностей учебно-боевых самолетов.

Китай представил макет ударного беспилотника Wing Loong II с набором боевого оснащения. Согласно данным производителя – компании AVIC, — максимальный взлетный вес аппарата составляет 4200 кг, что в 4 раза больше, чем у предшественника – Wing Loong I. Примечателен скорее не сам беспилотник, а повод отметить то обстоятельство, что Китай повторяет концептуальные модели развития американских систем вооружений. Wing Loong II не только формами, компоновкой похож на копию американского MQ-9 Reaper, но и рост его взлетного веса по сравнению с предшественником  такой же, как рост взлетного веса Reaper по сравнению с Predator. Подобную же эволюцию мы можем наблюдать, в частности, в области принципиальных решений китайцев по оснащению боевых кораблей эскортных классов (см. статьи в новом сборнике: Валецкий О.В. «Оружие современных войн. Практика применения», http://conjuncture.ru/book-valetskiy-ammunition-2017/).

 

Lockheed Martin’s F-35A Flying Display at Paris Air Show 2017 – AINtv Express

Программа демонстрационного полета F-35A. Графика: militaryparitet

Программа демонстрационного полета F-35A. Графика: militaryparitet

 

Единый ударный истребитель F-35A

Единый ударный истребитель F-35A