Фарнборо-2018: проект Tempest

Олег Пономаренко

эксперт Центра стратегической конъюнктуры

В понедельник открылся очередной авиасалон в Фарнборо. Участие в нем России практически сведено к нулю, и это можо рассматривать в качестве причины того, что и внимание со стороны отечественных СМИ будет весьма ограниченным. Например, ТАСС сообщал 16 июля со ссылкой на официального представителя ОАК: «ОАК [Объединенная авиастроительная корпорация] в «Фарнборо-2018» не участвует, ни в статической экспозиции, ни в деловой программе. По линии гражданских проектов возможен ряд встреч с клиентами на уровне представителей российско-итальянского СП Superjet International».

Естественно, это не означает, что события и новости, связанные с авиасалоном, не представляют интерес.

Прежде чем перейти к основной новинке авиасалона в части боевой авиации, обратим внимание на то, что американцы предпринимают усилия с целью склонить Турцию к отказу от приобретения российских зенитных ракетных комплексов С-400. Помощник госсекретаря США по военно-политическим вопросам Тина Кайданов сообщила, что Госдепартамент ведет переговоры с Турцией на предмет возможной продажи комплекса Patriot как варианта удовлетворения потребностей страны в зенитных системах, и, соответственно, надеясь на отказ от приобретения российской системы. Материал ТАСС (http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5378179) указывает больше на политические мотивы, в то время как в западных источниках, включая FlightGlobal, приводятся мнения экспертов, утверждающих, что риск в случае приобретения Турцией систем С-400 – и одновременного приобретения истребителей F-35, – состоит в возможностях Турции выявить уязвимости истребителя со стороны зенитных систем и в неизбежном распространения этих данных. Напомним, Турция собирается приобрести 100 машин в варианте F-35A, на середину 2018 г. закуплено 14 машин, до 2022 года планируется получить 30 истребителей. Первый истребитель официально был передан 21 июня 2018 г., но до 2020 г. не ожидается появление самолетов в небе Турции. Турецкие летчики будут осваивать F-35 на авиабазе в Аризоне (Luke AFB), в то время как техники приступили к обучению во Флориде (Eglin AFB).

Без сомнения, наиболее интересным событием в области боевой авиации явилось представление министром обороны Великобритании Гэвином Вильямсоном полноразмерного макета британского истребителя Tempest. Блог Bmpd отмечает:

«Принципиальные решения по возможности создания перспективного британского истребителя должны быть приняты по результатам работы Team Tempest к концу 2020 года. Программа призывает к широкому международному содействию. Продемонстрированный 16 июня «концептуальный» макет истребителя Tempest демонстрирует весьма крупный двухдвигательный самолет, близкий по размерам и частично по облику к американскому Loclheed Martin F-22A — хотя неясно, будет ли показанный макет иметь отношение к реальному облику перспективного британского истребителя через 15-20 лет… полномасштабное финансирование НИОКР по программе создания перспективного истребителя должно быть начато в 2025 году… перспективный истребитель должен достигнуть стадии первоначальной операционной готовности (IOC) в 2035 году. Перспективный истребитель должен заменить в составе британских ВВС самолеты Eurofighter Typhoon, окончательное снятие которых с вооружения запланировано к 2040 году.»

Со своей стороны сделаю оговорку в отношении сравнения – понятно, что вслед за F-22, как это видно сейчас, все истребители пятого поколения содержат в своем облике характерные черты и определенные аэродинамические формы. Но, например,  в части применения дельтовидного крыла большой площади Tempest является наследником Typhoon. В некоторых распространенных изображениях концепта обращает на себя внимание разнесение двигателей, принципиально подобное тому, как это выполнено на отечественном Су-57, что в совокупности с размещением воздухозаборников  по аналогии с  F-22 может указывать на наличие увеличенных внутренних объемов для размещения топлива и (или) вооружения на внутренней подвеске. Размерность, если оценка Bmpd верна, говорит о том, что самолет близок по философии к современным «сушкам» — большой, тяжелый истребитель, способный решать широкий спектр задач с большей э