Беспилотный вертолет разведки и целеуказания (БЛА ВТ РЦУ) и беспилотный ударный вертолет (БЛА ВТ УБ) на статической экспозиции техники ВДВ на полигоне Алабино 31.07.2021 // Олег ПономаренкоФОТО 1. Беспилотный вертолет разведки и целеуказания (БЛА ВТ РЦУ) и беспилотный ударный вертолет (БЛА ВТ УБ) на статической экспозиции техники ВДВ на полигоне Алабино 31.07.2021 // Олег Пономаренко

Олег Пономаренко

В рамках праздника, посвященного 91-й годовщине образования Воздушно-десантных войск, который проходил в Подмосковье на полигоне Алабино 31 июля 2021 г., была развернута, как обычно, и статическая экспозиция вооружений и военной техники, которыми оснащена крылатая пехота. Однако, на ней были представлены и несколько образцов, выставленных фирмами-разработчиками.

Хотелось бы обратить внимание на БЛА холдинга «Технодинамика», выполненные по вертолетной схеме, и их оснащение.

Холдинг является  поставщиком парашютных систем, и, как было указано в релизе от 02.08.2021, размещенном на сайте компании, «парашютно-десантная техника компании, средства ближнего боя и спецхимия были представлены в статичной экспозиции, демонстрирующей возможности элитных российских войск. Кроме того, гости мероприятия, прошедшего на полигоне «Алабино» в Подмосковье, смогли увидеть парашютные системы специального назначения в действии – показательное десантирование стало одной из самых ярких частей праздника»[1].

Но упоминание о БЛА в этом релизе отсутствовало.

Один из аппаратов был представлен в  варианте разведки и целеуказания, а второй  — в ударном, что представляет больший интерес. Собственно, полное название на информационном стенде было указано как «Беспилотный ударный вертолет», а сокращенное – «БЛА ВТ УБ».  На стенде были приведены следующие характеристики: максимальные скорость полета 150 км/ч, высота полета 2500 м, продолжительность полета 2 ч 30 мин, дальность действия радиолинии 100 км. Целевое бортовое оборудование – малогабаритная оптико-локационная целевая нагрузка (ОЭЦН-130).  Боевая нагрузка была указана в следующих 3 вариантах: 1 управляемая авиабомба (УАБ-20) , либо 1 управляемая ракета (ТКБ10-30), либо 3 корректируемых ракеты С-8. Такое количество С-8 – 3 единицы, — было указано на стенде. Однако при взгляде на узлы подвески видно, что точек подвески 4, одна из них на представленном аппарате была без направляющей для пуска ракеты. Возможно, на текущий момент количество в 3 единицы связано с ограничением массы полезной нагрузки.

УАБ малого калибра для БЛА есть и у тех же турков, габариты и форма подвесного контейнера УР позволяет предположить снаряжение его ПТУР, УР или барражирующими боеприпасами. А вот корректируемая ракета С-8 представляется интересным вариантом, аналогичным американским APKWS. При очевидно небольшой грузоподъемности это позволяет в таком варианте существенно  увеличить боекомплект БЛА ВТ УБ, а то, что С-8 выполнена в управляемом варианте, на порядок повышает ценность такого боекомплекта, так как  наличие 1 единицы управляемого оружия на ударном БЛА — это мало. Характеристики корректируемой ракеты С-8 на данном мероприятии не раскрывались, как, собственно, и двух других образцов авиационных средств поражения из боекомплекта аппарата. Но вид представленного макета или образца ракеты С-8 соответствовал ранее выставлявшимся неуправляемым вариантам из этой линейки.

Беспилотный ударный вертолет (БЛА ВТ УБ) с образцами АСП на статической экспозиции техники ВДВ на полигоне Алабино 31.07.2021 // Олег Пономаренко

ФОТО 2. Беспилотный ударный вертолет (БЛА ВТ УБ) с образцами АСП на статической экспозиции техники ВДВ на полигоне Алабино 31.07.2021 // Олег Пономаренко

Владимир Карнозов в обзоре о переделках неуправляемых авиационных ракет в корректируемые боеприпасы, опубликованном в конце 2019 года,  писал, что «всплеск интереса к теме конвертации НАР в УР в новой России произошел на рубеже веков. Толчком стала презентация проекта системы авиационного ракетного оружия «Угроза» разработки НТЦ АО «АМЕТЕХ» («Автоматизация и механизация технологий»). Она прошла на международном авиакосмическом салоне «МАКС-99». Основу комплекса составляли корректируемые ракеты С-5Кор, С-8Кор и С-13Кор, созданные на базе стандартных НАР калибра 57, 80 и 122 мм, соответственно. Последние дооборудовались системами лазерного полуактивного самонаведения, подающей команды на сопла импульсной газодинамической системы управления. … Однако сведений о поступлении ракет С-5Кор, С-8Кор и С-13Кор на вооружение в данный момент нет»[2].

Блог missiles2go.ru сообщал 25.08.2020, что два варианта ракет выставлялись  на форуме «Армия-2020»: «АО «ИПФ» представило два варианта корректируемой авиаракеты С-8Л на базе 80-мм НАР С-8. Применение возможно с самолетов и вертолетов. Флюгерный вариант ракеты демонстрировался на собственном стенде предприятия. Второй вариант корректируемой ракеты был представлен в демзале «Калашников»[3]. Дальность пуска заявлялась в 1-4 км при применении с вертолетов, 1,6-6 км при применении с самолетов.

Отметим, что Виктор Мураховский, комментируя 24.04.2021 для «RT» неуправляемую ракету С-8ОФП «Бронебойщик», указал на  перспективу создания управляемого (корректируемого) варианта: «Главное преимущество С-8OФП заключается, на мой взгляд, в новой боевой части, которая обладает повышенной пробивной способностью и более мощным осколочно-фугасным воздействием по цели. В перспективе эта ракета может стать корректируемой. Насколько я знаю, такие работы сейчас ведутся»[4], — рассказал Мураховский.

Для сравнения приведем некоторые данные об американской ракете APKWS.  УР выполнена на базе 70-мм НАР Hydra. Для ВВС США, согласно данным из публикации 2021 г., поставки были начаты в октябре 2012 и продолжаются по настоящее время. Финансированием на 2020 год была предусмотрена закупка 5400 комплектов оборудования для конвертации НАР в УР. Первое боевое применение состоялось в 2016 с борта F-16. В 2019 проведен эксперимент, в ходе которого F-16  с применением УР поразил воздушную мишень.  Ракета имеет длину 1,9 м, оснащена лазерной полуактивной головкой самонаведения,   дальность стрельбы 2-11 км. Публикация ВМС США от 2018 года обозначает ракету как APKWS II, указывает вес в 15 кг, из них вес модуля ГСН составляет 4,5 кг и примерно столько же весит боевая часть. Дальность стрельбы с вертолетов 1,5-5 км, с самолетов 2-9 км.

Также отметим следующее. Владимир Карнозов в уже цитировавшейся выше публикации в отношении APKWS пишет: «Следующий недостаток – сравнительно небольшой заряд, несомый 70-мм ракетой. В частной беседе на одной из международных выставок, специалисты НПО «Сплав» выразили мнение: экономическая обоснованность переделки НАР в управляемый боеприпас вряд ли может быть достигнута применительно к калибру менее 100 мм. Такие хорошо защищенные цели как основной боевой танк, боевая машина пехоты, долговременная огневая точка, склад боеприпасов у передовой лучше надежно поразить одним крупным снарядом, чем залпом «мелких». Тем паче, когда для наведения используются внешние источники излучения, расположенные в относительной близости от линии фронта и подвергаемые опасности ответного огня противника. Согласитесь: потратить усилия на поиск, обнаружение, идентификацию и поражение цели прямым попаданием ракеты и при этом не добиться ее уничтожения – досадно, если выбрать самое мягкое из возможных определений. Согласно мнению опрошенных специалистов, предпочтение при разработке новых решений следует отдать калибру 122 мм»[5].

Возможно, что для указанных конкретных задач это и так, но для БЛА рассматриваемого класса это будет означать резкое снижение боекомплекта. Поэтому представляется, что линейка такого рода боеприпасов должна быть достаточно широкой и включение в нее ракет обсуждаемых калибров (70-80 мм) целесообразно. Да и для ударных пилотируемых машин способность нести большой боекомплект управляемого оружия – ценная характеристика. Посмотрите на фото 3 – легкий AH-1Z Viper морпехов США за счет APKWS имеет на борту десятки единиц УР.

AH-1Z Viper Корпуса Морской пехоты США на борту амфибийного транспорта-дока USS Somerset (LPD 25) в Баб-эль-Мандебском проливе 19 марта 2021 г. С APKWS боекомплект вертолета возрастает до нескольких десятков УР, что исключает необходимость расходовать 4 дорогих и мощных AGM-114 на цели, которые можно поразить APKWS // US Navy

ФОТО 3. AH-1Z Viper Корпуса Морской пехоты США на борту амфибийного транспорта-дока USS Somerset (LPD 25) в Баб-эль-Мандебском проливе 19 марта 2021 г. С APKWS боекомплект вертолета возрастает до нескольких десятков УР, что исключает необходимость расходовать 4 дорогих и мощных AGM-114 на цели, которые можно поразить APKWS // US Navy

Поскольку в последнее время так сложилось, что большее внимание получают ударные БЛА самолетной схемы, в том числе не без влияния информации о применении турецких аппаратов Bayraktar TB2 как турками в Сирии и Ливии, так и Азербайджаном, и заключение в последнее время сделок по их продаже в другие страны, включая Украину, Польшу, то имеет смысл отметить преимущества  и конкурирующей схемы – ударников вертолетного типа.

Одна направлений реформирования в вооруженных силах ряда стран, в первую очередь США,  – это предпринимаемые попытки снизить долю подразделений поддержки, количество тяжелой техники, обеспечивающих подразделений, инфраструктуры, которые требуют средств, мест базирования, личного состава и дополнительной охраны, и одновременно являются достаточно уязвимыми объектами, в особенности при проведении экспедиционных кампаний, а многие – и статичными. В этом ряду и аэродромы, необходимые для авиации, включая беспилотники самолетной схемы уже такого класса как тот же Bayraktar TB2. Если же мы говорим о БЛА самолетной схемы, для которых аэродром не нужен, но массо-габаритные параметры которых сопоставимы с таковыми для БЛА Bayraktar TB2 и несущими вооружение на внешней подвеске,  то возникает вопрос возврата. Но даже и без учета внешних подвесок всегда ли применима посадка с парашютом? Устраивает ли она войска? Как это решить, если подвешенное вооружение не израсходовано? И это не исчерпывающий список проблем. Вертолетная же схема многие вопросы такого рода снимает.

Еще один момент касается непосредственно применения.  Режим непрерывного горизонтального  полета, естественный для БЛА самолетной схемы, может быть не всегда подходящим, лишать гибкости боевого применения. Возможно, скорость во многих ситуациях будет не главной характеристикой.  К примеру, маневренность вертолета и минимальные скорости могут быть использованы для подхода к линии соприкосновения с противником или к месту применения АСП под прикрытием рельефа местности, зданий и сооружений там, где это невозможно для БЛА самолетной схемы, а режим висения может быть использован для кратковременного ожидания за каким-либо препятствием (здания, горы, лес), лишающим противника возможности визуального и инструментального обнаружения вертолета, для последующего выхода на минимальное время для пуска ракет и снова ухода за укрытие. Дальнейшее наведение, если в применяемом АСП не реализован принцип «выстрелил и забыл» – это уже во многих случаях задача не носителя. Такие варианты недоступны для БЛА типа Bayraktar TB2. Да и скорость Bayraktar TB2, заявленная производителем – крейсерская 130 км/ч, максимальная 222 км/ч, не настолько сильно отличается от скорости аппаратов «Технодинамики», чтобы говорить о существенном тактическом преимуществе.

Также отметим, что для применения на кораблях американцы не случайно выбрали именно БЛА вертолетной схемы  — MQ-8B и MQ-8C, — с первым из которых есть некоторые черты сходства у аппаратов «Технодинамики», хотя американец и крупнее, будучи выполненным на базе гражданского легкого вертолета Schweizer 333 (второй — MQ-8C, несмотря на почти такое же обозначение, выполнен на базе совершенно другого вертолета более крупной размерности – Bell 407).

MQ-8B Fire Scout // Сайта Northrop Grumman

ФОТО 4. MQ-8B Fire Scout // Сайта Northrop Grumman

MQ-8B применялся с борта фрегатов с 2009 года, а состояния первоначальной боеготовности достиг в 2014 г., когда в ноябре того года аппарат был включен в авиагруппу  фрегата прибрежной зоны (LCS) Forth Worth, причем это была смешанная авиагруппа из пилотируемого и беспилотного вертолетов. В 2016 LCS Coronado вышел в море с MQ-8B, оснащенным обзорной РЛС. В 2018 году сообщалось, что ВМС США заказали 30 БЛА. Также аппарат использовался при базировании на суше, когда в период  с мая 2011 по сентябрь 2013 он был задействован в обеспечении наземных операций ВС США в Афганистане. Что более интересно, на сайте Northrop Grumman отмечается, что ВМС США тестировали данный БЛА с оснащением его APKWS.

Таким образом, концептуально и практически представленные образцы и их оснащение представляет интерес прежде всего как средство огневой поддержки[6], в особенности для экспедиционных формирований, отдельных подразделений в их составе, выполнение задач которых по тем или иным обстоятельствам делает невозможным, нерациональным или вынуждает минимизировать использование ими традиционных средств огневой поддержки – бронетехники с соответствующим вооружением, артиллерии и РСЗО, пилотируемой тактической авиации, а решением может выступать применение ударных БЛА вертолетного типа, имеющих ряд преимуществ перед БЛА самолетной схемы и технические характеристики конкретных образцов которых обеспечивали бы минимальные требованиями к условиям базирования и применения.

__________

[1] https://technodinamika.ru/news/tekhnodinamika-predstavila-noveyshie-razrabotki-na-dne-vdv/

[2] Переделка НАР в корректируемые боеприпасы. Часть 2 (Россия). Советские и ранние российские разработки. 22 декабря 2019 года / Владимир Карнозов // https://www.aex.ru/docs/3/2019/12/22/2994/

[3] «Армия-2020»: корректируемая авиационная ракета С-8Л. 25.08.2020 // https://missiles2go.ru/2020/08/25/s-8l/

[4] «Повышенная пробивная способность»: в чём преимущества российской авиационной ракеты нового поколения «Бронебойщик» 24 апреля 2021, 01:34. Алексей Заквасин, Елизавета Комарова // https://russian.rt.com/russia/article/855808-rossiya-broneboischik-raketa-armiya-aviaciya

[5] Переделка НАР в корректируемые боеприпасы. Часть 2 (Россия). Советские и ранние российские разработки. 22 декабря 2019 года / Владимир Карнозов // https://www.aex.ru/docs/3/2019/12/22/2994/

[6] Задачи разведки и целеуказания все же можно решать и с помощью БЛА меньшей размерности и самолетной схемы, запускаемых с рук или направляющих сравнительно небольших размеров, но носителями рассматриваемых образцов АСП такие аппараты уже не могут быть.