Киргизско-китайская граница, пограничная застава "Карасай" имени генерал-лейтенанта Джумабека Асанкулова, последнего председателя КГБ Киргизской ССР (отсюда: http://vlast.kg/other/pikerty-k-kak-e-to-by-lo/)ФОТО: Киргизско-китайская граница, пограничная застава «Карасай» имени генерал-лейтенанта Джумабека Асанкулова, последнего председателя КГБ Киргизской ССР (отсюда: http://vlast.kg/other/pikerty-k-kak-e-to-by-lo/).

От себя (с блога А.Собянина http://sobiainnen.livejournal.com/166353.html):
Джумабек Асанкулович Асанкулов, 1927 г.р. (на фото выше и ниже), — ровесник моего отца, Собянина Дмитрия Александровича, 1928 г.р. В 1967 году Д.А.Асанкулов возглавил КГБ при Совете министров КиргССР, в этом же 1967 году я лишь родился. В 1989-1991 гг. он вернулся из Москвы во Фрунзе и снова возглавил КГБ Киргизской ССР. А познакомились мы в Москве, в 1999 году, через публикации моей научно-аналитической группы в журнале Русского стрелкового общества «Профи». И не просто познакомились, а были долгие и серьёзные беседы, ему были интересны знания московского и ленинградского востоковедения, мне было интересно всё в его рассказах и размышлениях. Естественно — в основном беседовали о судьбе Родины СССР, и, меньше, но весьма энергично и эмоционально, о судьбе нашей с ним малой родины — Киргизии. Будучи отставленным от поста председателя КГБ КиргССР президентом Аскаром Акаевым в августе 1991 года за поддержку ГКЧП, Джумабек Асанкулович продолжал активно работать — и как советник Акаева, поскольку они сохранили полностью личные доверительные отношения, и как советский патриот, который не мог смириться с тем, что его Родину расчленили на 15 государств. Могу пока кратко сказать, что в Москве с ним советовались в 2000-е годы постоянно самые серьёзные люди, в т.ч. и действующие. Второе, что могу сказать, ученики генерала Асанкулова и его школа госбезопасности не только никуда не делись в Киргизии, но во многом сохранили высокие качества. О некоторых из этих качеств и идет речь в интервью «Общественному рейтингу».

Опубликовано: Общественный рейтинг. №40(714). 03.12.2015.

Окончание беседы. Начало: «Киргизия при Т. Сариеве: Нужно иметь достоинство как карындашым или гордость как иним, а Кыргызстан показывает вялость, никчёмность и бестолковость». ОР № 39 (713) 26.11.2015.

Интервью с экспертом, руководителем службы стратегического планирования российской Ассоциа-ции приграничного сотрудничества, членом Экспертного совета Центра стратегической конъюнкту-ры  Александром СОБЯНИНЫМ стали уже традицией в нашей газете. В конце года мы решили пого-ворить с российским аналитиком об общих итогах года и о том, какие перемены в Кыргызстане произошли после прошедших парламентских выборов.

— Александр Дмитриевич, в предыдущей беседе, вы явственно подчеркнули неэффективность работы кабмина. Но дело же даже не в этом…

— Глава Кыргызстана несёт ответственность за всё, что происходит в стране. Президент не является арбитром, стоящим над схваткой, он является главнокомандующим вооружёнными силами. Глава государства является главным ответственным за экономику и жизнь людей. У желания пиар-структур вокруг А. Атамбаева резко укорить превращение Киргизии в парламентскую республику, поставив Темира Сариева в качестве «номинального президента», как описывают эти пиарщики и льстецы, стремящиеся на этом наживаться, нет никаких шансов! Обманщики это описывают как ситуацию Д. Медведева при В. Путине в 2008-2012 гг.: Т. Сариев будет президентом, а Атамбаев будет главой самой главной парламентской партии, и это будет парламентская республика. Но ситуация будет выглядеть совсем иначе, потому что Д. Медведев — это дисциплинированный, надёжный путинец, который честно сносит все насмешки про айфоны и прочие гаджеты, но делает то, что нужно, причём чётко, не пытаясь сослаться на В. Путина. У Темира Сариева никогда такого не будет, потому что каждый раз, когда ему будут указывать на вялость собственной личности, он всегда будет говорить, «я не я», что виноват не он, а А. Атамбаев. Это субъективный фактор, второй же, более фундаментальный — это кыргызско-кыпчакский военный демократический корень, о котором мы с вами в одном из номеров газеты говорили [«Кыпчакский военно-демократический корень киргизского этноса — это и слабость, и сила». ОР. № 12 (686). 02.04.2015]. Так вот, с учётом этого корня кыргызского этноса невозможны такие варианты, как тайное непрямое управление через различные советы или сообщества биев, баев и прочих байкешек. Такое невозможно просто в силу осознанности народа! Киргизский народ за последнее столетие имел точкой своего высшего развития советский период времени с той престижностью военной службы, как это и остаётся по сей день у киргизов. Поэтому такая альтернатива парламентаризации КР невозможна! Это варианты, привнесённые из хитрости ума у одних, из жадности и желания обогатиться на наивности и доверчивости А. Атамбаева у вторых, которых гораздо больше. Я бы хотел особо заострить внимание на следующем. Надо понимать, что раньше для любого лидера постсоветской страны, за исключением Белоруссии, которая достаточно быстро вернула советский флаг БССР и силовому ведомству название КГБ, на всём остальном пространстве было два основных легитимизатора действующего победителя президентских выборов в той или иной стране СНГ — это США и Россия. Не было ни одного президента, победившего и утвердившегося вопреки воле одного, любого из этих двух легитимизаторов.

— Разве что-то изменилось?

— Да, и изменилось радикально! После возвращения Крыма в состав РФ и создания непризнанных Донецкой и Луганской народных республик Киргизия, Казахстан, Армения и Таджикистан, т.е. страны блока ОДКБ, лишились легитимизатора США. Америка уже не будет ничего легитимизировать, и теперь США начнут только уничтожать. Остался всего лишь один легитимизатор — Россия, но при этом сменился российский критерий. Если раньше при двух легитимизаторах главным критерием было сохранение «двух ключей» американо-российского управления стратегическими процессами — финансовыми, экономическими, инвестиционными и демократическими, — то теперь Америка не может легитимизировать ни одного лидера в ОДКБ.

…После провалившейся попытки свержения В. Путина зимой 2011-2012 года — а это была ключевая поворотная точка в политике РФ — сменился критерий и у России. Теперь главное для США — приводить к власти в постсоветских странах любого как можно более слабого и управляемого руководителя. В этом смысле Темир Сариев не является ни креатурой США, ни их ставленником, ни американским агентом, но является идеальной кандидатурой, потому что он никакой. Политически несостоятельный политик — это идеальная фигура для нынешней Американской линии. Но Российская линия тоже сменилась, и теперь она поддерживает и защищает любой действующий режим, независимо от того, дружественный он России или нет, при условии, что если есть обращение, сформулированное правительством или лидеров этой страны. Россия защитила Ирак от уничтожения со стороны ИГИЛ, перебросив два звена штурмовиков Су-25 в течение полутора суток, о чём очень много писали американцы, кто-то с восхищением, а кто-то с раздражением. Тем самым Россия показала высочайшую эффективность организации военно-логистической операции. Именно Россия спасла Ирак. Ирак, где находятся оккупационные войска США! Потому что президент Ирака попросил о военной помощи. Именно Россия сейчас является одним из гарантов суверенности Афганистана, и президент этой страны — гражданин и ставленник США — публично официально обратился недавно к России за военной помощью. Россия помогает удерживать политические режимы вне зависимости от антироссийской направленности, потому что сменился сам критерий — пусть решает элита и народ, но нельзя разрушать целостность государств. В этом случае нельзя рассматривать А. Атамбаева в том же списке, где находится Т. Сариев и прочие лидеры политических партий. А. Атамбаев не находится в данном списке, а стоит отдельно среди всех киргизских политиков. Он такая же фигура, как Э. Рахмон, как Н. Назарбаев в глазах России по нынешнему критерию. А это означает, что у А. Атамбаева существует два мощнейших козыря, которые он не может использовать. Не может, потому что эти козыри ему не принадлежат, но в то же время они и обеспечивают ему длинную судьбу. Эта судьба может быть славной или совсем не славной, но она будет у Атамбаева длинной. Так вот, первый козырь — это то, что ни одна политическая партия внутри страны не может его победить, кроме как став не просто радикально националистической, но обязательно русофобской, антирусской и только потом антиевразийской. Второй козырь состоит в том, что ему позволено ошибаться, совершать плохие поступки, но он не может разворачивать Киргизию в русофобском, националистическом, антирусском ключе. А. Атамбаев — единственный политик, кому в данной ситуации позволено ошибаться и даже нести политические убытки, сохраняя при этом власть над страной.

— Известно, что почти два года осталось до президентских выборов. Кто из действующих политиков сможет претендовать реально, а не номинально, на этот пост?

— Вспомните, когда было двенадцать явных и полтора десятка неявных ставленников в 2010 году. Из них только одна Роза Отунбаева не получила карт-бланш доверия и поддержку силовиков РФ, высоких российских политиков, все остальные её получили, а некоторые имели, вдобавок к русской, ещё и поддержку казахов. Так что это вообще не является критерием, есть ли у того или иного киргизского политика поддержка в Москве, — она есть практически у любого киргиза. Надо понимать, что когда отсутствует военно-стратегическая целесообразность, тогда нет единой российской линии, тогда речь идёт о «киргизской» и «среднеазиатской» игре групп влияния вокруг В. Путина, ФСБ, Администрации президента РФ. Многие другие менее значимые и менее известные, чем Атамбаев, кто при определённых обстоятельствах вполне мог бы взять власть. Но всё это становится бессмысленным на фоне предыдущего аргумента о российском приоритете поддержки действующих режимов. Власть Алмазбек Атамбаев в 2016 году сможет потерять только в том случае, если начнет проводить русофобский, антирусский националистический курс. Даже антироссийского курса недостаточно, он может его проводить, но для потери мандата надо встать на русофобский курс внутри страны, побуждая к выступлениям против определённой части русскоязычного населения, что я считаю просто невозможным в Киргизии.

— И насколько конструктивно, в контексте этого условия, выглядит подписанный Атамбаевым Указ по 1916 г.?

— К большому моему сожалению, это правда. Вопрос безупречный, потому что он точный, не в бровь, а в глаз. А. Атамбаев подписал Указ, который даёт политическую и юридическую основу для возможных антирусских выступлений весной 2016 года. Данный Указ дал юридическую основу научным историческим дискуссиям в русле жёсткой внутренней политики. Я не верю в то, что в действительности могут быть погромы, но Указ А. Атамбаева сформулирован таким образом, что он не предполагает поминовения, не предполагает поиск истины. Указ сформулирован таким образом, что там уже дан ответ о виновности во всём российской стороны.

— С целью эскалации этой тематики западные организации уже начали выделять средства…

— С большим огорчением должен согласиться. Недостаточно проводить антироссийскую линию, чтобы потерять мандат. Чтобы его потерять, нужно проводить русофобскую линию внутри страны. Именно под это попадают возможные события конца февраля – начала марта 2016 года и юридическую основу под это всё-таки подвёл А. Атамбаев, чем бы он ни руководствовался. В 1916-м было многое — и обман киргизов, что «берут на фронт с германцами», хотя призывали на тыловые работы, и погромы, и убийства русских поселенцев, и глумление над православными священниками, и ответная жестокость присланных на усмирение войск и семиреченских казаков, и большая подрывная игра британских и других западных агентов среди мусульманского населения Средней Азии… Но ведь главной трагедией был собственно Уркун – «Великий Исход», исход части северных киргизов в Китай и Афганистан, — именно там потери были безвозвратными и самыми большими. Обязательно в 2016 году надо помянуть жертвы 1916 года со стороны кыргызов и со стороны русских — «Мы все там пострадали!». Но в первую очередь нам — учёным, аналитикам, политологам — надо разобраться в Исходе. А как раз по Исходу, по тому, кто и как побуждал киргизов к Исходу из Российской империи в соседнюю Цинскую империю и в Афганистан, какова была судьба тех, кто дошёл через перевалы и по тропам до тепла и пастбищ, как они пытались прижиться на новой для себя родине и как многие из них, чаще не очень удачно, пытались позже вернуться на родину, — работы непочатый край, она важна. А вместо этого Указ президента сразу даёт готовый обвинительный вердикт, юридическую базу для претензий националистических организаций к России как правопреемнице Российской Империи, СССР и к русским. Как говорит один российский телеведущий, «Думаете, это случайность? Не думаю!». Таких опасных и чреватых случайностей в большой политике почти не бывает. Кому-то конкретному из интеллектуалов в окружении А. Атамбаева очень хочется вместо научных дискуссий и вместо гражданского поминовения жертв Уркуна предложить обществу столкновение, сшибку…

— Тяжёлая ситуация в экономике страны и, как следствие, очередная волна обнищания населения уже грядущей весной может быть канализирована в антироссийское русло не без помощи внешних сил. Ваше мнение?

— Конечно, ситуация может быть канализирована в антирусском националистическом ключе, гораздо более жёстком. Политическая элита Киргизии сейчас достаточно националистическая, что обусловлено прежде всего пассивностью «среднеазиатской» и в целом «евразийской» политики России в 1990-2000-е годы и в противовес грамотной и эффективной активности США в эти два десятилетия, но военная элита Киргизии абсолютно другая. Военная элита проросийская, и она интернационалистская по духу. Многие ошибаются, когда смотрят на этнический состав Минобороны, МВД и ГКНБ КР, видя, что там на высших постах исключительно этнические киргизы, из чего делают неверные выводы. На самом деле киргизские силовики в основной массе, в том числе и на высшем уровне, — «советские интернационалисты». Нежелательный вариант возможен в силу того, что А. Атамбаев именно такими формулировками заложил возможность антирусских выступлений. Антирусские выступления сразу же поставят ситуацию как в 2010 году, только в жёстком и быстром варианте. Тогда интернационалистская группа силовиков не дала погромам узбеков и некоторых других национальных меньшинств приобрести действительно массовый характер. Поэтому в 2010-м не случилось сшибки киргизской политической элиты с военной, не случилось в июле больших по масштабу межнациональных столкновений, за это надо особое спасибо сказать Розе Отунбаевой и беспрецедентно жёсткому Приказу всех силовых структур от 9 июля 2010 года [Совместный приказ от 09.07.2010 «О мерах по обеспечению законности при проведении специальных операций, оперативно-розыскных и следственных мероприятий» Генеральной прокуратуры КР, Государственной службы национальной безопасности КР, Министерства внутренних дел КР, Государственной службы финансовой полиции КР, Министерства обороны КР, Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве КР. – Прим. ОР]. Весной следующего года, по американскому сценарию, независимо и синхронизировано со столетием «Уркуна» может быть совершён массовый приход исламистов в южную часть Киргизии и антирусский переворот в северной части страны. В этой ситуации неизбежно произойдёт столкновение политической и военной элиты Киргизии. И военная элита пообрывает руки всем политикам, которые в этом деле будут запачканы и будут участвовать! Шанс для такого неприятного и крайне страшного сценария есть. Я бы не стал оценивать его в процентном выражении, т.к. он очень маленький, но такой шанс есть, и он основывается на больших политических процессах, политической культуре, на истории Киргизии, на действиях и позициях внешних игроков: Россия будет поддерживать действующего президента, а Америка будет вести к власти сразу несколько игроков обязательно под антирусскими знамёнами. Для того чтобы деструктивные силы, которые готовят для погромов, думали, что за всё ответит Атамбаев и кара их не настигнет, юридическая база существует, и она не является игрой, это всё серьёзно. Конечно, эта «игра на трагедии Уркуна» не сработает, но остаётся маленькая вероятность. И если она случится, то произойдёт столкновение политической и военной элиты Киргизии, в котором проамериканская, прозападная элита не сможет победить интернационалистскую, советскую по духу военную элиту Киргизии. А вот то, что Россия закрывает глаза на ближайшее прозападно ориентированное окружение президента А. Атамбаева, объясняется сменой критериев. Не следует делать только две вещи: проводить русофобскую кампанию и вводить под любой вывеской военный контингент США или стран НАТО. Можно обличать самого В. Путина и проводить антироссийскую политику, реакции за это не последует, но проводить русофобскую политику и вводить американский или
НАТОвский военный контингент не стоит! Поэтому то, что вокруг А. Атамбаева концентрируется проамериканская элита, местами взращенная на курсах НПО и программах подготовки структур гражданского общества, а где-то прикормленная, относится к тому, о чём мы уже говорили, а именно, к вопросу о расхождении путей нынешней политической элиты и военной элиты Киргизии. Последняя очень стабильна и устойчива. И последняя гораздо ближе к народу, чем первая.

— Ситуация с безопасностью в регионе стремительно ухудшается. Перед нашей страной также стоят большие вызовы, особенно на юге страны. Есть ли, на ваш взгляд, необходимость в размещении военного объекта на юге страны на уровне двухсторонней договорённости с Россией или в рамках ОДКБ?

— Данная тема будет главной составляющей большой игры в Киргизии. Весной случится облом для всех тех, кто будет делать ставку на «Уркун», опираясь на внешние деньги. Россия по факту приняла вызов Запада и делает из него глубочайшие выводы в виде резкого развития военно-промышленного комплекса, новых видов оружия, ускоренной подготовки армии. А это уже военный вызов. К исламистам это не имеет никакого отношения, они лишь непосредственный повод. Надо понимать, для того чтобы уничтожать бензовозы Исламского Государства стоимостью в пару десятков тысяч долларов в Сирии, не обязательно использовать стратегические бомбардировщики. Это предупреждение более серьёзному игроку, чем любая исламская страна. Особенно демонстративно то, что бомбардировщики из Мурманской области облетели всю Европу, Великобританию, пролив Гибралтар, Средиземное море и прилетели отбомбиться в Сирию, хотя могли бы сделать это через Каспий. В этом смысле надо понимать историю России, которая однозначно свидетельствует, что если Россия сосредоточивается, то всегда обеспечивает периметр безопасности. Войска в 1940-е вводились в Тегеран, Улан-Батор, Кашгар, Урумчи не для захвата, а для обеспечения безопасности среднеазиатского и кавказского направлений СССР, по окончании Великой Отечественной войны войска были отовсюду выведены. После уничтожения ВВС Турции нашего Су-24 в Сирию были переброшены новейшие комплексы ПВО С-400. США уже вовсю ведут агитацию за то, что блок НАТО не должен и не будет никак участвовать в возможной эскалации между Турцией и РФ, хотя этого требует устав НАТО.

Удивляться этому не надо — Штаты очень хорошо знали, что делают, когда в этом году сняли с турков американский зонтик ПВО — вывели свои системы ПВО «Patriot» из Турции, а в прошлом году не дали Турции реализовать уже подписанный с китайской военно-промышленной госкорпорацией CPMIEC контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов «Хунци-9». Это означает, что Россия из Сирии никуда не уйдёт, а будет только наращивать там присутствие, независимо от страшных событий, происходящих в данной стране. Базы в киргизском Канте и Таджикистане совершенно недостаточно. Сегодня Россия делает передислокацию боевых подразделений из пунктов базирования 201-й базы в Кулябе в Душанбе. Это значит, что Россия крайне серьёзно воспринимает угрозу со стороны Исламского Государства, которое очень быстро подминает под себя все боевые организации и структуры, базирующиеся в Афганистане для удара по среднеазиатским странам. Угроза воспринимается настолько серьёзно, что войска сосредоточиваются в единый кулак. В данном смысле это не является периметром, это Семья народов, это наши евразийские страны, члены ОДКБ! Не может обеспечиваться военный периметр, военная безопасность и чтобы при этом в Оше не появилась бы российская база. Россия уже два раза подходила к данному вопросу. Первый раз при Акаеве в 2001-2002 годах, но тогда тема сошла. Второй раз начальник управления Президента РФ по СНГ Модест Колеров встречался в мае 2005 года с президентом КР Курманбеком Бакиевым. Тогда публично К. Бакиев объявил о своём согласии открыть такой военный объект в Оше. Через несколько суток в Киргизию сразу прилетели две очень высокопоставленные фигуры из США и объяснили Бакиеву всё досконально, как он ошибся, согласившись с русскими. После чего К. Бакиев сказал, что его слова неверно интерпретировали, и отказался от озвученной идеи. Но, в любом случае, это всё слова и дипломатия. Сама по себе фундаментальная необходимость российской базы в Оше резко выходит за рамки киргизско-российских отношений, так как это вопрос безопасности всего Евразийского Союза и России в отдельности. Касательно вопроса «базы ОДКБ», она не имеет смысла, потому что вместо военного единоначалия на базе в Оше придётся вводить элементы политического согласования важнейших военных вопросов, т.е. согласовывать с РТ, РК, РА, РБ те вопросы, которые касаются национальной безопасности Кыргызской Республики, хотя при этом сама КР никакого влияния на военную безопасность Белоруссии или Армении не имеет. Да и белорусы с армянами, таджики с казахами сильно бы удивились, случись такие попытки киргизов получить элемент контроля над военными объектами в их странах. Можете ли представить, чтобы учения русских военных в горах Таджикистана и полёты русских лётчиках на аэродромах в Барановичах нужно было бы согласовывать с Астаной, Бишкеком, Ереваном? Чтобы военные объекты РФ в Казахстане требовали бы разрешения Бишкека и Душанбе? С какой стати киргизы сами же передадут контроль над базой РФ в Оше Астане, Минску и Душанбе, что за фантазии, что за дискриминация КР?! База должна быть только Минобороны России, что никоим образом не будет мешать при необходимости задействовать её для задач ОДКБ. Военная база в Оше появится благодаря желанию и инициативе А. Атамбаева, что будет хорошо для всех. Но данный объект появится в любом случае, даже если А. Атамбаев по-прежнему будет придерживаться американского подхода. Военные вопросы, суверенность, государственная важность зависят от каких-то вещей субъективных лишь отчасти. База в любом случае появится, даже если будет исповедоваться американский подход, только в этом случае она появится позже, с опорой на военную элиту и ту часть кыргызской политической элиты, которая сохранила ответственность. События в мире настолько ускоряются, что гадать не имеет никакого смысла. База в Оше будет!

— Насколько нам всем известно, официальный Ташкент всегда был против присутствия военного объекта на юге Киргизии…

— Это вообще не является никаким серьёзным аргументом. Когда речь идёт о войне, а не о межгосударственных отношениях, то такие аргументы предъявляются очень аккуратно и вежливо. На прошедшем саммите ФСЕГ в Тегеране, глава Туркмении весьма вежливо, намекая, что это не его позиция, а позиция Казахстана, сказал о военной активности, которая напрягает прикаспийские страны, неся угрозу гражданским авиаперелётам.
В. Путин ответил довольно жёстко, сказав, что это никому не угрожает и военная активность прекратится тогда, когда снизится угроза. Запредельно жёсткий ответ! То же самое и здесь. Узбекистан мог лелеять мечты об Андижанском море, называя таким несуществующим названием Кампыраватское водохранилище в Киргизии, но это было возможно лишь в 90-е годы. И. Каримов мог минировать границу с Киргизией и Таджикистаном, ограждая свою страну от возможных боевиков, он мог угрожать двум горным республикам, когда те начнут строить гидрообъекты на горных реках, но сейчас такое невозможно. Узбекистан не является врагом России и не будет врагом ни при каком раскладе. Узбекистан никогда не будет предъявлять евразийцам такие ультиматумы — возможно лишь проявление скрытого раздражения в соседнем Ташкенте и Ашхабаде, скрытое раздражение в Астане, на которое все намекают, но я не уверен в его существовании. В Казахстане вообще нет таких настроений — вставлять палки в колёса русской военной машины, а в Ташкенте и Ашхабаде они есть. Но они ничего не значат, так как никогда не будут переведены в действия против евразийских союзников, и даже в русло прямой формулировки они также не будут переведены. Намёки так и останутся намёками или интерпретациями политологов. Таким образом, такой фактор, как нежелание Ташкента видеть присутствие военной базы в Оше, можно не принимать во внимание, ибо его не будет, кроме как в СМИ и в политологической среде, или в виде очень осторожных фраз И. Каримова. Россия в своё время понимала и принимала заботу Узбекистана о своей безопасности, когда в Узбекистане происходили разные тяжёлые события, хотя это не нравилось Западу, и Узбекистан поймёт и примет заботу России о безопасности РФ и стран ОДКБ. Попытки сделать из Ислама Каримова нового Михаила Саакашвили или Виктора Януковича обречены на провал, как бы там ни мечтали Штаты развернуть Узбекистан в конфронтацию с Россией. Ислам Каримов, слава Богу, политик умный, политик ответственный, и не надо искать проблему там, где её нет…

— Спасибо, Александр Дмитриевич, и, раз уж это интервью предновогоднее, — что нам всем ждать в наступающем 2016 году?

— Скажу и о родной России, и о родной Киргизии, и о нас всех, евразийцах. Нам всем придётся привыкать к более скромной и финансово сдержанной жизни за опускающимся железным занавесом, т.к. никакого ослабления «войны санкций» не будет, но будет нарастать противостояние России с США и Евросоюзом, по растущему числу отраслей экономики и сфер жизни в 2016-м будут множиться потери и ограничения. В этом противостоянии Запад будет играть — и уже играет! — в поощрение Белоруссии, Казахстана и других союзников по ОДКБ к обособлению от российской внешней политики, что экономически выгодно евразийским странам. Однако ни один наш евразийский союзник «красную линию», за которой заканчивается независимая внешняя политика и начинается уже прямое предательство военного евразийского союзничества с Россией, не перейдёт. Военные угрозы перед Россией в 2016-м будут усиливаться, поэтому неизбежно наращивание военной активности России на Ближнем Востоке, а также будет играть роль фактор военного противостояния Украины и Донбасса, где Россия не может и никогда не станет бросать самоопределившиеся Донецкую и Луганскую народные республики на произвол нацистских карателей. Появятся угрозы для России на других направлениях, так что Россия вправе ожидать от союзников по ОДКБ соответствующей союзнической позиции. Неизбежное появление на южных границах Среднеазиатских государств мощной военной угрозы «Исламского Государства Маверранахра», других подразделений «Исламского Государства», прочих исламистов, на этот раз идущих под знамёнами ИГ, приведёт к серьёзному увеличению военно-дипломатической активности в рамках ОДКБ, антитеррористических и антинаркотических структур стран СНГ, к большему числу военных учений ОДКБ и национальных армий Казахстана и Среднеазиатских стран. Так как угроза со стороны ИГ на этот раз направлена не только против Таджикистана и Узбекистана, но и, впервые за два с половиной десятка лет, против Туркмении, мы увидим политическое состязание Вашингтона и Москвы за позицию Ашхабада, который был, есть и останется пока нейтральным государством. А это, в числе прочего, означает активизацию политической активности России в Афганистане и Пакистане, т.к. только при поддержке силовиков этих двух стран возможно купирование и снятие военных рисков со стороны ИГ в нашей Средней Азии. Фактор Ирана играть не будет активно в регионе, т.к. снятие санкций с Ирана, разблокирование сотрудничества в атомной сфере и поставки русских комплексов ПВО в ИРИ дают возможность иранцам вернуться на мировой рынок нефти, более уверенно чувствовать себя в защите своих интересов в странах Ближнего Востока, и единственное, что может, хотя и маловероятно, произойти с их стороны в нашем регионе, — запуск давно заявленных транспортных проектов. В политическом отношении никакому из президентов Казахстана и Среднеазиатских стран не угрожает потеря своего поста в наступающем году. Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов в уходящем 2015 году продемонстрировали просто завидную энергию, политическую силу, стремительность и продуманность решений. «Старая гвардия высших советских госуправленцев» и в следующем году будет примером для всех президентов более молодого возраста. При этом в Таджикистане и Киргизии в 2015 году началось внутреннее ослабление, под флагами ослабления политических противников и усиления личной власти президентов РТ и КР, а в 2016 году оно продолжится, хотя риски, связанные с исчезновением ИПВТ в политике Таджикистана, являются большими, конечно, чем риски в КР.

— Ваши прогнозы на 2016 год звучат одновременно и чрезмерно милитаристски, и в то же время достаточно оптимистично, а что будет в Кыргызстане?

— Согласен, милитаристски, ведь речь идёт о предвоенной ситуации. Потому что в Сирии ещё не Война, не война с большой буквы, но Война уже скоро, к большому сожалению, это неизбежно. Надо понимать, что везде, где Россия вынуждена проявлять военную активность, действует принцип «Не мы начали эту войну. Но мы приняли вызов, будем воевать и постараемся победить». Возвращаясь к прогнозам на наступающий год: продолжение тенденций уходящего 2015 года для Киргизии означает, что вместо концентрации на вызовах и сосредоточения на решении стоящих перед страной задач политическая элита будет в 2016 году занята муссированием столь нужной американцам «темы Уркуна» и впустую молоть воздух обсуждением действий России в Сирии, Ираке, Турции, на Украине и много где в других странах. Однако здоровая часть элиты силовиков КР на эти провокации националистов-русофобов не поддастся, и вести диалог с русскими о военной базе РФ в Оше будет кому. Этот «кто-то» — главнокомандующий Вооружёнными силами Кыргызской Республики Президент Алмазбек Атамбаев. Именно А. Атамбаеву и предстоит дерзкая, по отношению к американцам, но крайне нужная России и всему Евразийскому Союзу задача по открытию в Оше базы РФ. Для самой Киргизии база РФ в Оше означает моментальное усиление позиций по спорным с двумя странами Ферганской долины вопросам, снятие угрозы со стороны «заречных глобальных исламистов» и определенное успокоение межнационального напряжения, т.е. невозможность военного давления на КР ни с чьей стороны. Вторая по значимости для России задача — железная дорога в Киргизии. Со стороны России на евразийском пространстве в 2015 году был обозначен приоритет инфраструктурных и крупных территориально-промышленных проектов (по остальным будут сокращения финансирования, что связано с «войной санкций» и медленно и неостановимо опускающимся «железным занавесом», изъятием денег из экономики для мобилизационных задач). Это означает, что подписанный А. Атамбаевым и Э. Рахмоновым в присутствии В. Путина и Н. Назарбаева проект железной дороги из Северной Киргизии в Ферганскую долину и далее в Таджикистан будет активизирован. Эту дорогу киргизские транспортники и аналитики называют ЖДЧФ (железной дорогой Чуй — Фергана), но в целом речь идёт о железной дороге из Западной Сибири в Иран, Афганистан и Индию (в наших с соавторами публикациями мы называем эту большую дорогу ИСЖД — Индо-Сибирской железной дорогой), где ЖДЧФ является первым отдельным проектом в большем проекте ИСЖД. ЖДЧФ позволит кратчайшим путём доставлять любые объемы грузов в/из Южной Киргизии, минуя густонаселённую Ферганскую долину, в Северную Киргизию, в Казахстан и в российскую Сибирь. Так что в 2016 году решение президентов начнёт воплощаться в жизнь в виде создания межгосударственной железнодорожно-строительной корпорации, где крупнейший пакет будет у ОАО «РЖД», а главой межгоскорпорации было бы разумным, я считаю, поставить гражданина Кыргызской Республики, т.к. инициатива прозвучала в Бишкеке и почти вся дорога пройдёт по Киргизии. Таким образом, в наступающем 2016 году президент Атамбаев имеет абсолютно разные и все убедительные политические козыри, (путь парламентаризации Кыргызстана я не рассматриваю, т.к. он в реальности приведёт к политической дестабилизации КР). Такие козыри, как безопасность страны, как крупные инфраструктурные проекты для экономики, как политическое евразийское союзничество и интернационализм для народа, как козыри географии гор Тянь-Шаня и Памира, козыри умной, зрелой элиты управленцев, активного и энергичного народа просто обязаны в наступающем 2016 году сыграть на укрепление и развитие Кыргызстана. Мы, Россия и Киргизия, русские и киргизы, киргизстанцы и россияне всех национальностей, – вместе! Уже вместе — в военном, экономическом союзах и скоро будем — в политическом союзе. А вместе работа, самая сложная и невозможная, всегда ладится. Так что год 2016-й будет во всех смыслах энергичным!

 

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

3 декабря 2015 г.

 

Справка СОБЯНИН АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ

Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, член Экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры.
Год и место рождения: 8 марта 1967 года, г. Сулюкта Ошской области Киргизской ССР.
Образование:
1990-1997 гг. – отделение индийской филологии Восточного факультета Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) госуниверситета, специальность «востоковед-филолог» (дравидийская филология);
1988-1990 гг. – иностранный факультет Ошского педагогического института (английская филология, 2 курса).
1985-1987 гг. – служба в войсках связи в Группе советских войск в Германской Демократической Республике.
1984-1985 гг. – техническое училище № 64 г. Брежнева (ныне Набережные Челны, технический лицей № 64), специальность: наладчик автоматических токарных линий (практика на Агрегатном заводе ПО КамАЗ).
1974-1984 гг. – средняя школа № 3 им. М. В. Ломоносова г. Ош КиргССР с углубленным изучением английского языка.
Знание языков: английский, телугу (Южная Индия).
Публикации: более 500 личных публикаций. Общее количество аналитических докладов по отраслям промышленности и развитию регионов, регулярного аналитического мониторинга – более 35. Общее количество публикаций аналитической группы Александра Собянина в 1999-2010 гг. – более 550.
Статьи, интервью, опубликованные выступления по проблемам международного, приграничного и межрегионального экономического сотрудничества, военно-политическим и геоэкономическим проблемам.

 

См. также

[***]     «Аттан» о 100-летии восстания в Туркестане: Предпосылки для обвинения России заложены в Указе президента Алмазбека Атамбаева // ИА REX. 28.02.2016.
http://conjuncture.ru/semirechye-kuropatkin-1916/

[***]     Александр СОБЯНИН: «Киргизия при Т. Сариеве: Нужно иметь достоинство как карындашым или гордость как иним, а Кыргызстан показывает вялость, никчёмность и бестолковость». Беседовал Эрик Исраилов // Общественный рейтинг. №39(713). 26.11.2015.
http://conjuncture.ru/pr-kg-26-11-2015/

[***]     Александр Собянин: «Киргизии нужен третий путь — путь собирания компетентов, аналитиков, управленцев». Беседовал Эрик Исраилов // Общественный рейтинг. № 692 (372). 15.05.2015.
http://conjuncture.ru/pr-kg-15-05-2015/

[***]     Александр Собянин: «Кто видит себя президентом, министром, не станут менять политическую ситуацию к лучшему, это просто невозможно!». Беседовал Эрик Исраилов // Общественный рейтинг. №32(706). 08.10.2015.
http://conjuncture.ru/pr-kg-08-10-2015/

[***]     Российская база в Оше и железная дорога Чуй-Фергана: главные приоритеты России в Киргизии (2012 г.). 80 публикаций по теме базы в Оше и двух вариантах железной дороги через Киргизию — ККУЖД и ЖДЧФ // ЖЖ Собянин (sobiainnen). 10.10.2012.
http://conjuncture.ru/sobianin_10-10-2012/

[***]     «Киргизии нужны российские железные дороги и российская военная база в Оше». С Александром Собяниным, главой службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества беседовала Ольга Русланова // StanRadar.com. 05.08.2013.
http://conjuncture.ru/sobianin_05-08-2013/

[***]     Военная база России в Оше — форпост в Центральной Азии. С членом экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александром Собяниным беседовала Нина Леонтьева // Pravda.Ru. 13.12.2015.
http://conjuncture.ru/pravda-ru-13-12-2015/

[***]     КНИГА. СТЕК: Система транспортных евразийских коридоров / Сост. А.В. Воробьев, К.К. Рахимов, А.Д. Собянин. — Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015. — 644 с. // Центр стратегической конъюнктуры. 07.10.2015.
http://conjuncture.ru/book-stec-2015/