Опубликовано: Правая.РУ.
Яков Шустов
ДЕРЖАВНЫЙ ГЛАМУР
Военная форма является важнейшим элементом державного строительства. И у нас, в России, как раз вводится новая форма. К ней предъявляют множество претензий. Одна из них кажется сугубо эстетической. Форму считают излишне гламурной.
В прошлом веке прошло несколько крупных «переобмундирований». Первое, «революционное, принципиально отвергало почти все традиционные, «царские »элементы. В 1943 году была введена «белогвардейская» форма, которая пришла на смену «рабоче-крестьянской», сохранявшейся со времен Наркомвоенмора. Так же можно вспомнить отмену и реформу 70-х годов – в частности, тогда на погоны солдат и сержантов водрузили литеру СА (Советская Армия). А в 80-е годы в армию пришла знаменитая «афганка».
В постсоветской России своими военно-дизайнерскими изысками прославился министр обороны Павел Грачев. Его «латиноамериканские» фуражки с орлами, чуть ли не в натуральную величину, запомнились надолго.
Нынешняя «реформа формы» отправляет на чердак истории именно образцы, принятые при Грачеве. В частности — накладные карманы, которые так не нравились герцогу в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». На покой отправляются ряд исторических образцов, принятых задолго до Грачева. Верных кирзачей, прослуживших весь ХХ век, больше не будет – как, впрочем, и хромачей. Их заменят берцы и 500 долларовые сапоги для верховой езды.
Хотя новую форму называют «юдашкинской», она плод усилий не только Валентина Юдашкина, но и модельера Игоря Чапурина, а также более чем сорока творческих коллективов. Логичнее же было бы назвать ее «медведевской», по фамилии главного заказчика. Новую форму принято ругать, но ее полевые варианты претензий не вызывают. По сравнению с грачевскими афганками-«стекляшками» — так это, вообще, «прыжок в будущее». Здесь учтен опыт и кавказских кампаний, и зарубежных войн — в частности, иракской. Термоустойчивая пропитка и мембранные ткани, компьютерный камуфляж и даже такая мелочь, как капюшон на солдатской куртке – все это совсем не пустяки. Чем меньше бытовые мелочи отвлекают солдата, тем успешнее выполнение боевой задачи. Вспомним, скольким красноармейцам стоили жизни не вовремя развязавшиеся обмотки.
При первых сообщениях об утверждении новой формы у наших интернет-остряков сразу возникли ассоциации с уже упомянутым герцогом (которого блестяще сыграл артист Леонид Броневой): «Тут некоторые стали позволять себе накладные карманы и завышенную талию — так вот с этим мы мириться не будем!». Как было сказано, «в этом сейчас никто не воюет». Дескать, военные стенают под железной пятой кризиса, а власть играет а переряживание солдатиков. Особый упор в критике делался на цену новой униформы, превышающую существующую в три-пять раз. Тут уместно сослаться на начальника Тыла ВС РФ, генерал-полковник Дмитрия Булгакова, который сообщил о том, что планируется отказаться от ежегодной выдачи формы. Вместо этого офицеры и контрактники будут получать деньги, и, на свое усмотрение, в зависимости от реального износа, покупать элементы формы в магазинах военторга. Так что удорожание формы военнослужащим только на руку.
Основные претензии — к парадной форме. Нарекания вызывают цена, фасон, использование импортной фурнитуры. Нередки и обвинения в «державном гламуре». На последнем хотелось бы остановиться подробнее.
Гламур в современном культурном дискурсе — это однозначно плохо. Завершающую черную точку на репутации гламура поставил Виктор Пелевин своими «гламурАми» и «дискурсАми». В тандеме с прилагательным «державный», гламур производит особенно негативное впечатление. А почему собственно? Почему любое государство, кроме России, может гордиться своим державным гламуром — гвардейцами в красном, кирасирами в синем, эвзонами в белом? Триумфальными арками, капитолиями, военными парадами. Имидж России образца 90-х ассоциировался с нетрезвым президентом и Краснознаменным хором на подпевках у Майкла Джексона. Имидж России нулевых стал ассоциироваться с разводом Кремлевского полка на Соборной площади, перекочевавшим в реальность из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Победой Билана на «Евровидении». Феерическими шоу Первого канала. Блокбастерами Бондарчука и Бекмамбетова. Тридцатью пятью тысячами якименковских дед-морозов, высыпавших на московские улицы.
Что такое гламур, если задавать этот вопрос без иронии и сарказма? Это способ подачи информации, отличающийся подчеркнуто мажорной пафосностью. Гламур, как метод, стиль и если угодно идеология, зародился в массовых иллюстрированных журналах первой половины ХХ века. У нас, кстати, существовал свой, советский гламур, проявляющийся в самых разнообразных формах – от нереального потребительского рая «Кубанских казаков» до экспортных журналов типа «Советский Союз». Но если образованная публика знала, что наш пафос, это «лакировка действительности», то американским журналам верили безоглядно. Подобная диссидентско-смердяковская логика благополучно дотянула до настоящего времени. Появление антиэтатического термина «державненько», полностью дискредитирующего любое позитивное изображение государства, очень показательно. Часть интеллигенции, в основном столичной, дает понять, что ею объявлена война государству под названием «Россия». Ведь публичное унижение и умаление противника часто входит в первую фазу военных действий.
По мнению оппозиционных интеллектуалов, подчеркнуто элегантная, даже не парадная, а скорее, церемониальная форма, не вяжется с созданным ими образом страдающей России. Вот Александр Проханов считает, что новая форма годится исключительно для гей-парадов. Будь его воля, армия щеголяла в хлыстовских рубищах с лествицами наголо. Те, кто видят Россию одетой в лагерные телогрейки, пугаются золота пуговиц и позументов. Но Россия совсем не такая, как они видят.
В державном гламуре, если рассматривать сам гламур, как синоним «парадности», нет ничего плохого. Наоборот, пафосное величие государства, ничего кроме оптимизма и гордости за свою страну не несет. Конечно, если подходить к делу формально, с точки зрения коммерческой рекламы, ничего хорошего не выйдет, а выйдет действительно «державненько».
А вот, что имеет место быть, в негативном плане, так это вненациональность юдашкинской формы.. Хотя главный креатор проекта и говорит, что заимствований с иностранных образцов не было, киношное послевкусие чего-то ненастоящего остается. Да, на обмундирование иностранных армий это не похоже. Но и с русской формой сходства тоже нет. Единственный исторический период, с которым перекликаются новые парадные мундиры — это первая половина 30-х годов прошлого века. Тогда в Наркомате обороны активно действовало «лобби маршала Тухачевского» . Мундиры для высшего командного состава менялись тогда чуть ли не ежегодно. Вот они, своим эстетическим космополитизмом и закосом под ар нуво, весьма созвучны юдашкинским. Некоторые же элементы, такие как шалевые воротники, кокетки в неожиданных местах, ложные нагрудники и «гимназические» фуражки — явно взяты из японских анимэ. Форма летчика, например, почти дословно скопирована из мультипликационного фильма Миядзаки «Порко Россо».
Хотя логичнее, тем более в преддверии 65-летия Великой Победы, черпать вдохновения не в японской анимации, а в творческом переосмыслении формы образца 1943 года — формы, в которой нашу армию уважал весь мир.
И, в завершение, небольшой факт из армейской практики нашего недавнего «потенциального противника» — США. Там, кстати, недавно тоже переобмундировали свою армию – в диджитал (цифровой) камуфляж. При этом парадную и повседневную форму американцы не трогали. Мундир морской пехоты, например, сохраняется у них в неприкосновенности аж с начала прошлого века. Однако, амуниция амуницией, а о реальной подготовке к Третьей мировой американцы не забывают. В Военно-воздушных силах США за знание русского и чеченского языков начали доплачивать по 500 долларов в месяц. Их могут получать не только лица, по роду деятельности, свободно владеющие иностранными языками — разведчики и переводчики — но и абсолютно все военнослужащие. Доплата полагается за знание любого из более чем 100 иностранных языков. В настоящее время «языковые» деньги ежемесячно получают порядка 4,3 тысячи человек. В случае владения двумя языками военный получает тысячу долларов. И каждый год необходимо подтверждать знания на экзаменах.
Да, если бы к кремовым юдашкинским шортам еще бы и знание языков, совсем бы хорошо было.