ПРОФИЛЬ. Бескрайние перспективы Крайнего Севера.  До конца 2030 года правительство потратит 5 триллионов рублей на арктические проекты

ФОТО:

Опубликовано: Профиль. 13.10.2016.

Для развития Арктики создадут восемь опорных зон: Кольскую, Архангельскую, Ненецкую, Воркутинскую, Ямало-Ненецкую, Норильскую, Северо-Якутскую и Чукотскую, при этом каждая из них будет привязана к мощному экономическому производственному комплексу.

В российском правительстве представили 150 проектов, направленных на развитие российского сектора Арктики по разным направлениям. На реализацию этих программ планируют выделить пять триллионов рублей. Один триллион предоставят из государственного бюджета, а еще четыре триллиона привлекут за счет инвесторов. Эксперты полагают, что большая часть денежных средств пойдет на обеспечение безопасности сухопутных, морских и воздушных границ Крайнего Севера. Специалисты также сходятся во мнении, что часть проектов может быть направлена на восстановление арктической военной базы Советского Союза.

Зампред правительства Дмитрий Рогозин на конференции «Международное сотрудничество в Арктике, новые вызовы и векторы развития» рассказал о том, что основная часть проектов, а именно 48%, относится к добыче и переработке полезных ископаемых. На геологоразведку и шельфовые проекты придется 7%, а на транспортную часть выделят 16% от общего числа проектов. Промышленность и энергетика получили 5%, а меньше всего — лишь 2% — отведено на экологию, телекоммуникацию и туризм.

Специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров подтвердил, что в рамках новой программы в Арктике создадут восемь опорных зон, к которым и будут привязаны эти самые сто пятьдесят проектов. «Из них несколько являются очень большими. Остальные программы обосновались вокруг них. Это создание железнодорожного северного широтного хода, комплексное развитие мурманского транспортного узла, строительство объектов морского порта в районе поселка Сабетта, реализация проекта «Ямал СПГ», строительство глубоководного морского порта «Архангельск», введение в эксплуатацию универсальных атомных ледоколов проекта «22-20», строительство плавучей атомной электростанции в одном из поселков, а также строительство глубоководного морского порта «Индига»», — рассказал Чилингаров. Планируется создание восьми опорных зон: Кольской, Архангельской, Ненецкой, Воркутинской, Ямало-Ненецкой, Норильской, Северо-Якутской и Чукотской. Чилингаров отметил, что в каждом каждом северном субъекте РФ будет по одной опорной зоне, привязанной к мощному экономическому производственному комплексу. «Кольская опорная зона — это будет мурманский транспортный узел, архангельская — это глубоководный порт «Архангельск», ненецкая опорная зона — это «Индига», ямало-ненецкая опорная зона — это комплекс «Сабетта» и «Ямал-СПГ», норильская — это «Норникель» и все, что вокруг него, в якутской — порт «Тикси», а в Чукотской зоне обоснуют мощный угольный терминал», — объяснил спецпредставитель. По словам Чилингарова, на эти большие инфраструктурные проекты, от которых в будущем ожидается «мультипликативный эффект», и придется основная часть затрат. «В развитие этих программ свои средства вложат как российские, так и зарубежные инвесторы. Например, пакет акций проекта «Ямал-СПГ» наряду с российской фирмой «Новотек», принадлежит еще и китайцам. Если у нас все наладится с западными партнерами, то они опять вернуться, а если нет, то мы будем работать с восточными инвесторами, которые уже высказывают большой интерес к российским проектам», — объяснил он. Ссамыми привлекательным для инвесторов проектом, по словам Чилингарова, сейчас является «Ямал-СПГ».

Эксперт отметил, что, помимо крупных программ, в российской Арктике обратят внимание и на туризм, по уровню которого РФ существенно отстает в развитии от зарубежных стран. После реализации проектов в туристической сфере на территории российского сектора появятся два совершенно новых направления — арктический и круизный туризм. «Насчет круизного туризма в правительстве сейчас принимаются кое-какие законодательные акты. Нам необходимо разрешение на движение в арктической зоне по облегченным правилам иностранных круизных судов, потому что своих у нас практически нет. Нам нужно получить разрешение на высадку на берег. Для развития круизного туризма от нас требуют регламентировать движение круизных судов как в наших водах, так и в пограничной зоне. Если эти вопросы решатся, то и круизный туризм будет запущен», — рассказал он. Хорошо и активно, по словам эксперта, несмотря на суровые арктические условия, набираются желающие и в группы экспедиционного туризма. «Например, в Арктике есть полярная станция «Барнео», где группы туристов ходят последнюю милю на лыжах от 89-го до 90-го градуса северной широты. Там все прекрасно организовано, и ни разу не было никаких ЧП. В основном, экспедиционные группы набираются международные. Большое количество иностранных туристов рвутся к нам в Арктику, потому что здесь действительно есть, что посмотреть», — рассказал Чилингаров.

По оценке президента «Альянса туристических агентств» Андрея Гаврилова, туристический блок в Арктике присутствует давно, но российская сторона сможет дополнить картину и принести дополнительный доход лишь в том случае, если зона запуска круизного туризма будет как следует обустроена. «Нам нужно построить там инфраструктурные объекты, разработать туристические программы пребывания и сформировать маршруты. На это и будут выделять деньги», — заявил Гаврилов.

Эксперт отметил, что экспедиционный туризм является менее объемным и не охватывает большого количества туристов. «Это направление достаточно интересно, но непонятно, насколько оно станет массовым. Если сегмент развить должным образом, то такое направление сможет стать достаточно популярным направлением во внутреннем туризме. Если говорить о выездном туризме, то мы можем ориентироваться на Китай. Если мы хорошо обустроим также и сферу круизного туризма в нашей части арктической зоны, т

о сможем принимать туристов из Норвегии, Великобритании, США и Канады. Для этого наша часть территории в сфере круизного туризма должна стать конкурентоспособной. Ведь это для нас новое направление, а у наших международных соседей оно давно развито и поставлено на поток», — пояснил Гаврилов. Он подчеркнул, что, если в государственную программу уже включены проекты по развитию такого туризма, это означает, что эксперты успешно провели анализ потенциального спроса, который, в свою очередь, показал, что вложенные бюджетные ассигнования не только смогут вернуться обратно, но принесут дополнительный доход в будущем как бизнесу, так и государству.

Военный эксперт «Центра стратегической конъюнктуры» Олег Валецкий считает, что, поскольку северные страны разделили всю арктическую зону, в зоне ответственности России может появиться российская военная база. «В таком случае нам ведь необходимо охранять российские государственные границы, чтобы на них никто не посягал. Военная база там может появиться с целью охраны государственных границ России и нашего экономического пространства. Сейчас особое внимание в Арктике уделяется развитию ледокольного флота, поскольку там это в приоритете, а также атомного подводного флота и созданию пунктов базирования для снабжения», — сказал Валецкий. Эксперт отметил, что в советские времена в Арктике располагался очень ценный военный полигон, который впоследствии был заброшен. По прогнозам Валецкого, в связи с ухудшением взаимоотношений с США, для защиты экономических интересов и из-за необходимости обезопасить наши территории в Арктике от посягательств на них других государств, Россия в скором времени пойдет по пути восстановления военной базы времен СССР.

«Со времен Советского Союза наши возможности на порядок уменьшились, и возникла эта программа. Раньше в Арктике у нас был военный полигон, а сейчас наше влияние на территории уменьшилось, поэтому сейчас многие проекты будут направлены именно на развитие той инфраструктуры, которая создавалась при Советском Союзе на Новой земле и Чукотке», — подчеркнул он. В этом мнении с Валецким солидарен и эксперт ассоциации военных политологов, заведующий кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин. В связи с тем, что российская зона Арктики особенно богата природными ресурсами, считает эксперт, другие страны положили на нее глаз и любыми способами пытаются подвергнуть сомнению и оспорить принадлежность этих территорий России. «Многие страны хотят провести ревизию международных документов, которые определяют принадлежность территорий в Арктике. Плюс к этому США задают тон в международном праве в этом направлении. Исходя из внешних угроз, которые заключаются в том, что слишком много государств начали претендовать на территорию Арктики и объявлять ее своей, ни имея для этого оснований, не исключено, что многие из этих проектов как раз и будут направлены на развитие защитных механизмов. Я думаю, что скоро там появится наша военная база, тем более, что Арктика — прекрасная территория для ее основания. Геополитически очень удобная. Нам необходимо там обеспечить надежное прикрытие воздушных, морских и сухопутных границ», — сказал он. Кошкин считает, что в рамках этих проектов в Арктику активно начнут вкладывать средства, направленные на переработку ископаемых. Эксперт полагает , что вместо того, чтобы «садиться на нефтяную и газовую трубу», правительство направит все силы на создание предприятий по переработке ископаемых для дальнейшего экспорта продукции и продвижения ее на внутреннем рынке.

В подтверждение этих слов полярный геолог, краевед Николай Новгородов рассказал о том, что в Арктике очень много неоткрытых месторождений, которые представляют большую ценность. «Российский сектор Арктики слабо исследован. У геологов есть предположения, что нефть в Хатангской депрессии, которую так и не нашли, на самом деле есть там, и нужно поискать получше. А в Карском море, которое полностью в нашем секторе, можно обнаружить гидратированный газ», — отметил Новгородов.

 

Мария Разумова