Исследовательский ЦЕНТР в области внешней политики и политики безопасности, военно-политической ситуации в мире, осуществляет мониторинг СМИ, занимается информационно-издательской деятельностью.
Проект антироссийской железной дороги по маршруту Иран — Афганистан — Таджикистан — Киргизия — Китай никогда не будет принят — об этом в интервью ИА REGNUM заявил казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов, комментируя заявление посла Ирана в Киргизии Манучехра Моради, который заявил о поддержке маршрута Китай — Киргизия — Узбекистан.
По мнению Марата Шибутова, «ситуация довольно проста. Ирану нужно иметь несколько новых сухопутных путей получения грузов и экспорта. Путь на запад Ираном контролируется слабо, особенно если свергнут (лидера Сирии Башара) Асада. На юге — Индийский океан, где господствуют американский и индийский флоты. На востоке — Афганистан с его постоянными рисками. Остается только север и северо-восток, поскольку на северо-западе находится проамериканский Азербайджан. Получается, Ирану нужно идти на север и северо-восток, чтобы взаимодействовать с дружественными Россией и Китаем через нейтральные к Ирану страны Средней Азии и Казахстан. При этом строить все нужно быстро, чтобы строительству железных дорог не смогли помешать».
Дело в том, поясняет эксперт, «быстро, дешево и минимальные риски — это дорога через Узбекистан, где можно использовать уже имеющуюся железную дорогу (с перегрузкой на другую колею) к примеру. Кроме того, таджикский вариант (Иран — Афганистан — Таджикистан — Киргизия — Китай) сделан по принципу «лишь бы досадить Узбекистану и не позволить ему блокировать Таджикистан при обострении взаимных отношений».
«Большая часть трассы через Узбекистан пройдет по равнине и по неопасным территориям. Таджикский вариант намного длиннее и опаснее, так как проходит в основном по горам и через Афганистан, где железная дорога будет находиться под угрозой нападения боевиков. Поэтому его никогда не примут» — уверен специалист. Он убежден, что рассматривать данную железную дорогу надо, как «китайско-иранский проект, направленный против блокады Ирана силами США и для обеспечения энергетической безопасности Китая. Ну и это является инструментом воздействия Китая на регион, так как узкая колея дороги позволит китайцам быстро перемещать войска по ней».
В этом контексте необходимо напомнить, что заявление посла Ирана в Киргизии Манучехра Моради, который заявил киргизскому информагентству АКИpress, что его страна готова выделить Киргизии средства для строительства железнодорожной магистрали Китай — Киргизия — Узбекистан, вызвало немалое удивление в Таджикистане.
«Если рассматривать все проекты региональных магистралей, то, с точки зрения экономики и логики, самый ближайший путь к мировому океану лежит через территорию Ирана», — сказал посол, отметив, что для Ирана «нет разницы по маршруту, страна готова принять вариант, который выберет киргизская сторона для того, чтобы выйти из тупика». «Думается, что проект железной дороги Китай — Киргизия или через территорию Узбекистана, или Таджикистана приемлем. Для нас нет разницы. В конце концов, она должна соединиться с железной дорогой Ирана. На сегодня других путей не существует. Возможные альтернативы небезопасны и экономически невыгодны», — сказал он.
Любопытно, что позже — похожее заявление в Киргизии сделал министр транспорта и коммуникаций Киргизии Калыкбек Султанов, заметивший, что «его страна не даст согласия на реализацию проекта (по маршруту через Таджикистан — ИА REGNUM)».
Недоумение таджикских экспертов не заставило себя ждать.
Неизвестно, чем мотивирует Киргизия отказ от участия в строительстве железной дороги Китай — Киргизия — Таджикистан — Афганистан — Иран. Об этом в интервью ИА REGNUM заявил заместитель директора Государственной унитарной компании «Таджикская железная дорога» Владимир Сабкалов, комментируя заявление министра транспорта и коммуникаций Киргизии Калыкбека Султанова. Как сообщил интернет-изданию Tazabek министр, Таджикистан предлагает Киргизии проект строительства железнодорожной магистрали Иран — Афганистан — Таджикистан — Киргизия — Китай. «Пока данный проект не обсуждался. Он нас мало интересует, так как есть другой проект — это Китай — Киргизия — Узбекистан, он более важен в экономическом и стратегическом планах. Скорее всего, мы не дадим согласия», — отметил министр.
Как считает Владимир Сабкалов, железная дорога Китай — Киргизия — Таджикистан — Афганистан — Иран своей стратегической и экономической значимостью отличается от проекта строительства дороги Китай — Киргизия — Узбекистан.
«Мне непонятны мотивы, которыми руководствуются киргизские чиновники. Они не представили свои доводы. Но, однозначно могу заявить, что проект дороги из Китая в Иран через территорию Таджикистана очень выгоден. К тому же, этот маршрут станет «безперегрузочным», то есть, колея путей будет единой. А это ускорить прохождение вагонов до пункта назначения», — отметил Сабкалов. При этом, он сообщил, что пока не известна точная сумма данного проекта.
«Для этого необходимо подготовить ТЭО проекта. В настоящее время иранская компания «Метро» при финансовой поддержке иранских властей готовит ТЭО таджикского участка данного проекта. До конца года это ТЭО будет готово. В 2003 году российские эксперты при вертолетном облете трассы будущего маршрута заявили о том, что примерная стоимость данного проекта составит 4,5-5 миллиардов долларов», — сообщил Сабкалов. Как считают эксперты, в случае реализации проекта строительства железной дороги Китай — Киргизия — Таджикистан — Афганистан — Иран, Душанбе избавится от железнодорожной зависимости от Ташкента.
Между тем, подчеркивается, что и у Киргизии периодически возникают похожие проблемы с Узбекистаном. Поэтому, строительство новой железной дороги через Узбекистан в будущем может создать для Киргизии определенные проблемы в транзите грузов по территории этой страны.
В свою очередь, как заявил ИА REGNUMШоди Шабдолов, член парламента Таджикистана, Киргизия просто намерена получить как можно быстрее дивиденды от транзита грузов в Китай и обратно по своей территории. «Маршрут Китай — Киргизия — Узбекистан является частью проекта создания коммуникационных путей из Европы в Китай. Далее он должен соединиться через Казахстан с российскими железными дорогами. А если Китай намерен проложить дорогу в сторону портов Персидского залива, то самый оптимальный маршрут лежит через территорию Таджикистана. И даже, если Киргизия не намерена участвовать в этом проекте, не беда. Есть вариант прокладки магистрали из Китая через территорию таджикского Бадахшана (Памир). Тем более, что китайцы уже подвели железнодорожные пути практически к таджикской границе. Учитывая опыт Китая в строительстве высокогорных железнодорожных путей, можно не сомневаться в успешной реализации и этого проекта. Преимущество же этого маршрута заключается еще и в том, что он может выйти и на Кабул, а далее в Пакистан. Иран же уже построил железную дорогу до афганской границы. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что дорога из Китая в сторону портов теплых морей обязательно проляжет через Таджикистан», — заявил Шоди Шабдолов.
При этом крайне интересно, что в марте нынешнего года в Душанбе на встрече президентов трех персоязычных стран — Афганистана, Ирана и Таджикистана было принято решение о соединении железнодорожных и автомобильных путей этих стран с последующим выходом на железнодорожную систему Китая. Как сообщил ИА REGNUM источник в посольстве Ирана в Душанбе, работы в этом направлении активно продолжаются. «Эксперты трех стран в настоящее время заняты разработкой маршрута и подготовки всех необходимых документов для подписания соглашения», — сообщил источник. По его словам, стороны также изучают вопрос финансирования данного проекта и намерены привлечь средства региональных финансовых институтов.
Напомним, в 2009 году Таджикистан самостоятельно приступил к строительству одного из участков будущей трассы от города Вахдат до Кургантюбе, областного центра Хатлонской области. К этому таджикских властей вынудили действия узбекской стороны, которые препятствовали транзиту таджикских железнодорожных вагонов по направлению Хатлонской области. Премьер-министр Таджикистана Акил Акилов 16 июня ознакомился с ходом строительства железной дороги Душанбе — Курган-тюбе на участке будущей железной дороги Вахдат — Яван, сообщили в секретариате премьер-министра. По словам источника, премьер-министра информировали, что с 2009 года, когда начались строительные работы, до сегодняшнего дня на указанном участке проведено 2,5 млн. квадратных метров земляных работ, построено около 30 малых объектов, протянуто более 5 км железнодорожного полотна. Согласно ТЭО, строительство железной дороги от Душанбе до Курган-тюбе оценивается в $130 млн., и предполагает также строительство 18 крупных и малых мостов, одного тоннеля протяженностью 2340 метров.
REGNUM. Проект железной дороги по маршруту Китай-Таджикистан-Иран никогда не будет принят: эксперты
Автор: Александр Воробьев, 19 Июн 2012 • 02:12 Отзывов нетОпубликовано: ИА REGNUM.19.06.2012 .
Проект антироссийской железной дороги по маршруту Иран — Афганистан — Таджикистан — Киргизия — Китай никогда не будет принят — об этом в интервьюИА REGNUM заявил казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов, комментируя заявление посла Ирана в Киргизии Манучехра Моради, который заявил о поддержке маршрута Китай — Киргизия — Узбекистан.
По мнению Марата Шибутова, «ситуация довольно проста. Ирану нужно иметь несколько новых сухопутных путей получения грузов и экспорта. Путь на запад Ираном контролируется слабо, особенно если свергнут (лидера Сирии Башара) Асада. На юге — Индийский океан, где господствуют американский и индийский флоты. На востоке — Афганистан с его постоянными рисками. Остается только север и северо-восток, поскольку на северо-западе находится проамериканский Азербайджан. Получается, Ирану нужно идти на север и северо-восток, чтобы взаимодействовать с дружественными Россией и Китаем через нейтральные к Ирану страны Средней Азии и Казахстан. При этом строить все нужно быстро, чтобы строительству железных дорог не смогли помешать».
Дело в том, поясняет эксперт, «быстро, дешево и минимальные риски — это дорога через Узбекистан, где можно использовать уже имеющуюся железную дорогу (с перегрузкой на другую колею) к примеру. Кроме того, таджикский вариант (Иран — Афганистан — Таджикистан — Киргизия — Китай) сделан по принципу «лишь бы досадить Узбекистану и не позволить ему блокировать Таджикистан при обострении взаимных отношений».
«Большая часть трассы через Узбекистан пройдет по равнине и по неопасным территориям. Таджикский вариант намного длиннее и опаснее, так как проходит в основном по горам и через Афганистан, где железная дорога будет находиться под угрозой нападения боевиков. Поэтому его никогда не примут» — уверен специалист. Он убежден, что рассматривать данную железную дорогу надо, как «китайско-иранский проект, направленный против блокады Ирана силами США и для обеспечения энергетической безопасности Китая. Ну и это является инструментом воздействия Китая на регион, так как узкая колея дороги позволит китайцам быстро перемещать войска по ней».
В этом контексте необходимо напомнить, что заявление посла Ирана в Киргизии Манучехра Моради, который заявил киргизскому информагентству АКИpress, что его страна готова выделить Киргизии средства для строительства железнодорожной магистрали Китай — Киргизия — Узбекистан, вызвало немалое удивление в Таджикистане.
«Если рассматривать все проекты региональных магистралей, то, с точки зрения экономики и логики, самый ближайший путь к мировому океану лежит через территорию Ирана», — сказал посол, отметив, что для Ирана «нет разницы по маршруту, страна готова принять вариант, который выберет киргизская сторона для того, чтобы выйти из тупика». «Думается, что проект железной дороги Китай — Киргизия или через территорию Узбекистана, или Таджикистана приемлем. Для нас нет разницы. В конце концов, она должна соединиться с железной дорогой Ирана. На сегодня других путей не существует. Возможные альтернативы небезопасны и экономически невыгодны», — сказал он.
Любопытно, что позже — похожее заявление в Киргизии сделал министр транспорта и коммуникаций Киргизии Калыкбек Султанов, заметивший, что «его страна не даст согласия на реализацию проекта (по маршруту через Таджикистан —ИА REGNUM )».
Недоумение таджикских экспертов не заставило себя ждать.
Неизвестно, чем мотивирует Киргизия отказ от участия в строительстве железной дороги Китай — Киргизия — Таджикистан — Афганистан — Иран. Об этом в интервьюИА REGNUM заявил заместитель директора Государственной унитарной компании «Таджикская железная дорога» Владимир Сабкалов, комментируя заявление министра транспорта и коммуникаций Киргизии Калыкбека Султанова. Как сообщил интернет-изданию Tazabek министр, Таджикистан предлагает Киргизии проект строительства железнодорожной магистрали Иран — Афганистан — Таджикистан — Киргизия — Китай. «Пока данный проект не обсуждался. Он нас мало интересует, так как есть другой проект — это Китай — Киргизия — Узбекистан, он более важен в экономическом и стратегическом планах. Скорее всего, мы не дадим согласия», — отметил министр.
Как считает Владимир Сабкалов, железная дорога Китай — Киргизия — Таджикистан — Афганистан — Иран своей стратегической и экономической значимостью отличается от проекта строительства дороги Китай — Киргизия — Узбекистан.
«Мне непонятны мотивы, которыми руководствуются киргизские чиновники. Они не представили свои доводы. Но, однозначно могу заявить, что проект дороги из Китая в Иран через территорию Таджикистана очень выгоден. К тому же, этот маршрут станет «безперегрузочным», то есть, колея путей будет единой. А это ускорить прохождение вагонов до пункта назначения», — отметил Сабкалов. При этом, он сообщил, что пока не известна точная сумма данного проекта.
«Для этого необходимо подготовить ТЭО проекта. В настоящее время иранская компания «Метро» при финансовой поддержке иранских властей готовит ТЭО таджикского участка данного проекта. До конца года это ТЭО будет готово. В 2003 году российские эксперты при вертолетном облете трассы будущего маршрута заявили о том, что примерная стоимость данного проекта составит 4,5-5 миллиардов долларов», — сообщил Сабкалов. Как считают эксперты, в случае реализации проекта строительства железной дороги Китай — Киргизия — Таджикистан — Афганистан — Иран, Душанбе избавится от железнодорожной зависимости от Ташкента.
Между тем, подчеркивается, что и у Киргизии периодически возникают похожие проблемы с Узбекистаном. Поэтому, строительство новой железной дороги через Узбекистан в будущем может создать для Киргизии определенные проблемы в транзите грузов по территории этой страны.
В свою очередь, как заявилИА REGNUM Шоди Шабдолов, член парламента Таджикистана, Киргизия просто намерена получить как можно быстрее дивиденды от транзита грузов в Китай и обратно по своей территории. «Маршрут Китай — Киргизия — Узбекистан является частью проекта создания коммуникационных путей из Европы в Китай. Далее он должен соединиться через Казахстан с российскими железными дорогами. А если Китай намерен проложить дорогу в сторону портов Персидского залива, то самый оптимальный маршрут лежит через территорию Таджикистана. И даже, если Киргизия не намерена участвовать в этом проекте, не беда. Есть вариант прокладки магистрали из Китая через территорию таджикского Бадахшана (Памир). Тем более, что китайцы уже подвели железнодорожные пути практически к таджикской границе. Учитывая опыт Китая в строительстве высокогорных железнодорожных путей, можно не сомневаться в успешной реализации и этого проекта. Преимущество же этого маршрута заключается еще и в том, что он может выйти и на Кабул, а далее в Пакистан. Иран же уже построил железную дорогу до афганской границы. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что дорога из Китая в сторону портов теплых морей обязательно проляжет через Таджикистан», — заявил Шоди Шабдолов.
При этом крайне интересно, что в марте нынешнего года в Душанбе на встрече президентов трех персоязычных стран — Афганистана, Ирана и Таджикистана было принято решение о соединении железнодорожных и автомобильных путей этих стран с последующим выходом на железнодорожную систему Китая. Как сообщилИА REGNUM источник в посольстве Ирана в Душанбе, работы в этом направлении активно продолжаются. «Эксперты трех стран в настоящее время заняты разработкой маршрута и подготовки всех необходимых документов для подписания соглашения», — сообщил источник. По его словам, стороны также изучают вопрос финансирования данного проекта и намерены привлечь средства региональных финансовых институтов.
Напомним, в 2009 году Таджикистан самостоятельно приступил к строительству одного из участков будущей трассы от города Вахдат до Кургантюбе, областного центра Хатлонской области. К этому таджикских властей вынудили действия узбекской стороны, которые препятствовали транзиту таджикских железнодорожных вагонов по направлению Хатлонской области. Премьер-министр Таджикистана Акил Акилов 16 июня ознакомился с ходом строительства железной дороги Душанбе — Курган-тюбе на участке будущей железной дороги Вахдат — Яван, сообщили в секретариате премьер-министра. По словам источника, премьер-министра информировали, что с 2009 года, когда начались строительные работы, до сегодняшнего дня на указанном участке проведено 2,5 млн. квадратных метров земляных работ, построено около 30 малых объектов, протянуто более 5 км железнодорожного полотна. Согласно ТЭО, строительство железной дороги от Душанбе до Курган-тюбе оценивается в $130 млн., и предполагает также строительство 18 крупных и малых мостов, одного тоннеля протяженностью 2340 метров.