Иванов В. Спартакиада народов СССР - смотр сил и мастерства! 1955.ПЛАКАТ: Иванов В. Спартакиада народов СССР — смотр сил и мастерства! 1955.

Опубликовано: ИА REGNUM. 08.04.2004.

Вячеслав Бельдей, Александр Собянин, Владислав Турабов, Герман Хрусталев: Новая регионализация должна исходить из принципов обеспечения национальной безопасности и экономической целостности макрорегионов.

Сейчас Россия столкнулась с фундаментальной проблемой выбора сценария развития на ближайшие годы. Ситуация осложняется долгосрочными трендами роста международной напряженности и усиления внутрироссийских экономических диспропорций (отраслевых и региональных).

Импульс развития, связанный с инерцией советского периода, исчерпал себя, и это налагает на нынешнее российское руководство особую ответственность. Вернется ли Россия в число ведущих мировых держав? Куда и кого она будет при этом вести? Справится ли с вызовами времени?

Мобилизационный проект, будь то изложенный ниже, либо любой иной, невозможен без формирования четкой государственной идеологии, последовательно проводимой в жизнь. Заполнив идеологический вакуум, удастся преодолеть нынешнюю деградацию общественных и личных ценностей. До тех пор, пока в отношениях президента с бизнесом и регионами преобладают манипулятивные политтехнологии, невозможно всерьез говорить о мобилизации, которая всегда подразумевает добровольное напряжение сил и перераспределение национального богатства во имя общей цели. Однако этот вопрос, будучи главным, выходит за рамки рассматриваемой темы.

 

15 округов Российской Федерации

Предлагается отделить проблемы административного устройства от основ государственного регулирования экономического и социального развития регионов Российской Федерации, ликвидировав нынешние федеральные округа и создав 15 федеральных округов Российской Федерации, с одновременным расширением полномочий руководителей новых федеральных округов.

При этом, учитывая крайнюю сложность и болезненность темы укрупнения субъектов для руководителей нынешних субъектов РФ, особенно в национальных республиках, необходимо сохранить большую часть нынешних субъектов РФ, которые войдут в округа. Таким образом будет обеспечена преемственность существующему на настоящий момент делению на области, республики, края (за исключением Северного округа).

 

Окружное административно-территориальное деление Российской Федерации:

№№ Округа Российской Федерации, центры округов (главы назначаются Президентом России) Области, республики, края, автономные национально-культурные районы в составе округов Российской Федерации, центры этих образований (главы избираются населением образований) Нынешние территориально-административные образования, из которых предлагается создать области, края, автономные национально-культурные районы в составе округов Российской Федерации
1. Северный округ г. Санкт-Петербург 1.1. Город Санкт-Петербург Город Санкт-Петербург
1.2. Ленинградская область, г. Санкт-Петербург Ленинградская и Калининградская области
1.3. Псковская область, г. Псков Псковская область
1.4. Новгородская область, г. Новгород. Новгородская область
1.5. Карело-Беломорский край, г. Архангельск Республика Карелия, Архангельская (без НАО), Мурманская и Вологодская области
1.6. Ненецкий край, г. Салехард Ненецкий АО, часть Республики Коми к северу и северо-востоку от г. Ухта, Ямало-Ненецкий АО
1.7. Таймырский край, г. Дудинка Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, часть Республики Саха (Якутия) к западу от Верхоянского хребта и от с. Жиганск вниз по течению Лены
1.8. Колымский край, г. Среднеколымск Часть Республики Саха (Якутия) к северо-востоку от Верхоянского хребта, Корякский АО, Чукотский АО, Магаданская область
2. Тихоокеанский округ г. Южно-Сахалинск 2.1. Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск Сахалинская область
2.2. Камчатская область, г. Петропавловск-Камчатский Камчатская область
2.3. Приморский край, г. Владивосток Приморский край
3. Приамурский округ г. Хабаровск 3.1. Хабаровский край, г. Хабаровск Хабаровский край, Еврейская АО
3.2. Амурская область, г. Благовещенск Амурская область
4. Ленско-Байкальский округ г. Иркутск 4.1. Иркутская область, г. Иркутск Иркутская область, Усть-Ордынский АО
4.2. Республика Саха (Якутия), г. Якутск Часть Республики Саха (Якутии) к югу от Верхоянского хребта и от с. Жиганск вверх по течению Лены
4.3. Республика Бурятия, г. Улан-Удэ Республика Бурятия
4.4. Читинская область Читинская область, Агинский Бурятский АО
5. Енисейский округ г. Красноярск 5.1. Красноярская область, г. Красноярск Красноярский край (без Таймырского АО), Эвенкийский АО
5.2. Кемеровская область, г. Новокузнецк Кемеровская область
5.3. Республика Хакасия, г. Абакан Республика Хакасия
5.4. Республика Тыва, г. Кызыл Республика Тыва
6. Иртышский округ г. Тобольск 6.1. Тюменская область, г. Тобольск Тюменская область
6.2. Омская область, г. Омск Омская область
6.3. Курганская область, г. Курган Курганская область
6.4. Ханты-Мансийский АО, г. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский АО
6.5. Новосибирская область, г. Новосибирск Новосибирская область
6.6. Томская область, г. Томск Томская область
6.7. Алтайский край, г. Барнаул Алтайский край
6.8. Республика Алтай, г. Горно-Алтайск Республика Алтай
7. Уральский округ г. Екатеринбург 7.1. Свердловская область, г. Екатеринбург Свердловская область
7.2. Пермский край Пермская область, Республика Коми, Коми-Пермякский АО
7.3. Кировская область, г. Киров Кировская область
7.4. Удмуртская Республика, г. Ижевск Удмуртская Республика
7.5. Челябинская область, г. Челябинск Челябинская область
8. Южно-Уральский округ г. Уфа 8.1. Башкирская Республика, г. Уфа Республика Башкортостан
8.2. Оренбургская область, г. Оренбург Оренбургская область
8.3. Самарская область, г. Самара Самарская область
8.4. Саратовская область, г. Саратов Саратовская область
9. Средне-Волжский округ г. Казань 9.1. Республика Татарстан, г. Казань Республика Татарстан
9.2. Нижегородская область, г. Нижний Новгород Нижегородская область
9.3. Чувашская Республика, г. Чебоксары Чувашская Республика
9.4. Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Республика Марий Эл
9.5. Республика Мордовия, г. Саранск Республика Мордовия
9.6. Пензенская область, г. Пенза Пензенская область
9.7. Ульяновская область, г. Ульяновск Ульяновская область
10. Верхне-Волжский округ г. Ярославль 10.1. Ярославская область, г. Ярославль Ярославская область
10.2. Тверская область, г. Тверь Тверская область
10.3. Ивановская область, г. Иваново Ивановская область
10.4. Костромская область, г.Кострома Костромская область
11. Московский округ г. Москва 11.1. город Москва г. Москва
11.2. Московская область, г. Москва Московская область
11.3. Рязанская область, г. Рязань Рязанская область
11.4. Владимирская область, г. Владимир Владимирская область
11.5. Тульская область, г. Тула Тульская область
11.6. Калужская область, г. Калуга Калужская область
12. Западный округ г. Смоленск 12.1. Смоленская область, г. Смоленск Смоленская область
12.2. Брянская область, г. Брянск Брянская область
13. Белгородский округ г. Белгород 13.1. Белгородская область, г. Белгород Белгородская область
13.2. Орловская область, г. Орел Орловская область
13.3. Курская область, г. Курск Курская область
13.4. Тамбовская область, г. Тамбов Тамбовская область
13.5. Липецкая область, г. Липецк Липецкая область
13.6. Воронежская область, г. Воронеж Воронежская область
14. Северо-Кавказский округ г. Ростов-на-Дону 14.1. Ростовская область, г. Ростов-на-Дону Ростовская область
14.2. Краснодарский край, г. Краснодар Краснодарский край, Республика Адыгея
14.3. Ставропольский край, г. Ставрополь Ставропольский край
14.4. Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск Карачаево-Черкесская Республика
14.5. Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик Кабардино-Балкарская Республика
14.6. Республика Северная Осетия (Алания), г. Владикавказ Республика Северная Осетия (Алания)
14.7. Республика Ингушетия, г. Магас Республика Ингушетия
14.8. Чеченская Республика, г. Грозный Чеченская Республика
15. Волжско-Каспийский округ г. Астрахань 15.1. Астраханская область, г. Астрахань Астраханская область
15.2. Волгоградская область, г. Волгоград Волгоградская область
15.3. Республика Калмыкия, г. Элиста Республика Калмыкия
15.4. Республика Дагестан, г. Махачкала Республика Дагестан

 

 

Из таблицы видны внешнеэкономические приоритеты приграничного сотрудничества, например, ориентация Белгородского округа на Украину, а Западного — на Белоруссию. Неравенство округов с точки зрения хозяйственного потенциала компенсируется целостностью хозяйственной системы.

Вопросы хозяйственного развития должны быть жестко увязаны с мобилизационными схемами, в том числе учитывающими внешнеполитические вызовы. Поэтому, например, Калининградскую область предлагается ввести в состав Ленинградской области Северного округа, а Западный округ является самым маленьким, состоящим всего лишь из двух субъектов. Не должно остаться никаких административно-территориальных возможностей изоляции Калининградского анклава, а западное направление (условно европейско-белорусское) значительно отличается по характеру вызовов от юго-западного (условно европейско-украинского) или балтийского. Также из военно-стратегических соображений предлагается административный центр Тихоокеанского округа сделать не во Владивостоке, а в Южно-Сахалинске.

При этом реализация предметов ведения Российской Федерации и федеральной части совместных предметов ведения полностью обеспечивается главами федеральных округов, назначаемыми Президентом России. Бюджеты округов определяются федеральным центром, исходя из общегосударственных задач. Следствием нового деления станет резкое повышение эффективности президентской вертикали власти, так как федеральный бюджет будет привязываться к округам Российской Федерации, будет снято отсутствие финансовых полномочий у нынешних полпредов. Исходя из приоритета развития северных и арктических регионов, Северный округ нарезается с наибольшим потенциальным валовым продуктом, так как потребует наиболее масштабных государственных вложений — в Севморпуть, в добычу нефти и газа, в горную добычу, в целом в освоение районов с вечной мерзлотой. Фактически, развитие Северного округа будет являться экономическим приоритетом всей Российской Федерации. Приоритет хозяйственного освоения Крайнего Севера и Арктики будет отражен в административно-территориальном делении государства. Переход на окружную систему государственного управления позволяет обеспечить поддержание социальной стабильности в регионах и не требует в большинстве случаев перекройки нынешних административных границ субъектов, что имеет исключительное значение в потенциально нестабильных национальных республиках Северного Кавказа и Поволжья.

 

Об авторах: Бельдей Вячеслав Анатольевич — сотрудник департамента регионального развития Аппарата Правительства Российской Федерации; Собянин Александр Дмитриевич, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества; Турабов Владислав Измайлович — консультант департамента муниципальной экономики и хозяйства Минэкономразвития России; Хрусталев Герман Александрович, заместитель директора МФК «Норильский никель».