Опубликовано: Русская народная линия.
Драгана Трифкович
Доклад на международной конференции в Брянске …
Как уже сообщалось ранее, 20-21 февраля в Брянске прошла международная конференция «Брянская область как регион углубления многовекторного взаимодействия Евразийского экономического союза в интеграционных проектах на постсоветском пространстве и в странах Восточной Европы». Предлагаем вниманию читателей доклад, прозвучавший на пленарном заседании.
Экономика бывшей Югославии
Первоначальной основой для анализа возможности сотрудничества Сербии с Евразийским Союзом является определение сербской экономической мощи: экспортного и бизнес потенциалов.С точки зрения Сербии Евразийский союз предлагает огромное пространство.Использование возможностей, предлагаемых Евразийским союзом напрямую связаны с экономической политикой Сербии. На самом деле, независимо от того, что экспортные возможности практически безграничны, не имеет смысла говорить об этом, если заинтересованная сторона не имеет производственную базу и потенциал. Основные выводы связаны с сербской производительной силой. Отсюда следует вопрос: рынок есть, но есть ли товары?
Бывшая Югославия, правопреемником которой является Сербия, имела высокоразвитую экономику. После Второй мировой войны в бывшей Югославии произошли систем
Страна осуществила ускоренную индустриализацию, которая часто вынуждала сельское населения работать на заводах и шахтах. Кроме того, национализирована земля и проведена коллективизация. Были созданы сельскохозяйственные кооперативы и предприятия, в связи с необходимостью модернизации сельскохозяйственного производства. После разрыва отношений с СССР, Югославия повернулась к Западу,который выдал ей кредиты для дальнейшего развития. Позднеев 50-х годах прошлого века, правовыми реформами восстановлен контроль над экономикой и введено социалистическое самоуправление. Все принимаемые меры дали отличные результаты, и экономика страны плавно развивалась. Югославия проводила политику балансирования между Востоком и Западом, что привело к созданию Движения неприсоединения. Это открыло доступк восточным и западным рынкам, которые Югославия максимально использовала для строительства крупных инфраструктурных и промышленных проектов в Европе, Азии и Африке, в особенности на Ближнем Востоке.
В конце 60-х годах, были предприняты новые политические и экономические меры по активизации экономики, когда частично отказались от социалистической плановой экономики. Это был период перехода к рыночной экономике и капитализму. Краткосрочные результаты этих реформ оказали положительный эффект, однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе не принесли ожидаемого результата. Проблема росла наряду с долгосрочныминегативными результатами, пришло время для выплатыиностранных кредитов, что увеличило число безработных и размер внешне государственного долга. Все это привело к социальному неравенству в обществе, а в дальнейшем к росту общественной и политической напряженности.
Влияние войн, санкций и переходного периода в сербской экономике
После политического и экономического успеха, последовал распад государства, войны, санкции и в конечном итоге полный развал экономики. Стоит отметить, что основными целями бомбардировщиков НАТО в 1999 году были промышленные здания и объекты инфраструктуры. Материальный ущерб, причиненный натовскими бомбардировками Сербии в 1999 году, оценивается в более чем 100 миллиардов долларов. Я приведу некоторые данные об полностью разрушенных промышленныхи других объектах во время бомбардировок НАТО в 1999 году: Монастыри-29, Объекты сельскохозяйственной промышленности — 29, Пищевой промышленности-26, Больницы — 20, Детские сады — 18,Объекты химической промышленности — 11, Машинной промышленности -9,Электронной промышленности — 10, Объекты газовой промышленности — 7, Текстильной промышленности — 6, Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) — 3, Табачной промышленности-2 и так далее.
Однако после бомбардировок состояние сербской экономики усугубляется через переходный процесс, приватизацию и прежде всего реализуемую экономическую политику. По словам профессора МладженаКовачевича, сотрудника Института международной политики и экономики, «Основными причинами тяжелого экономического кризиса в Сербии является неверная концепция экономических реформ, в частности, неадекватный процесс приватизации и губительная либерализация импорта «.
К этому следует добавить неэффективную экономическую политику. Вместо того, чтобы инвестировать в свою собственную экономику, Сербия выделяет огромные средства из бюджета для финансирования иностранных инвесторов, которые ищут на сербском рынке дешевую рабочую силу и сверх прибыль. Кроме того, отечественноепроизводство финансируется за счет иностранных кредитов, выделяемых западными банками на крайне неблагоприятных условиях. Возможность Сербии заключается в перенаправлении средств из бюджета, которые выделяются на финансирование иностранных инвесторов, для инвестирования в отечественное производство. А также, Сербии необходимо создать государственный инвестиционный банк, который будет служить основой для развития отечественной экономики.
Начиная с 2000 г., в Сербии применяются экономические меры в соответствии с рекомендациями Запада, которые привели страну к огромной задолженности, безработице и нищете, как последствия переходного периода: негативныйпроцесс приватизации и систематические разрушения промышленности. Восстановление Сербии возможно только за счет инвестиций в собственную экономику и экономического сотрудничества с развивающимися странами, особенно стратегического сотрудничества с Россией и ЕврАзЭс. Основные отрасли промышленности, которые Сербии необходимо развивать на основе сотрудничества — сельское хозяйство и пищевая промышленность, вместе с тем открываются перспективы военной промышленности и строительство. Одним из последствий глобализации и создания потребительского общества является разрушение деревень. Когда-то сербская деревня была движущей силой экономики, а сельскохозяйственное производство наиболее развитой отраслью экономики Сербии. Сегодня Сербия занимает предпоследнее место по экспорту сельскохозяйственной продукции в Европе, хотя ее пахотные земли превышают стандарты европейских стран. Поэтому в первую очередь Сербия должна изменить сельскохозяйственную политику на национальном уровне, а также внешнеполитический курс, который уже на протяжении 16 лет предполагает безусловную европейскую интеграцию.
В процессе европейской интеграции Сербии, сербские производители сельскохозяйственной продукции состоят в неравном положении в отличии от производителей изЕС. Разрешен свободный ввоз продукции из ЕС, где производители получают субсидии более чем 30% от общего бюджета, в то время как в Сербии бюджет для сельского хозяйства составляет менее 2%. Эта политика привела сербское сельское хозяйство к безвозвратным потерям. Наши фермеры не могут конкурировать с субсидируемой продукции из ЕС, поэтому в сербских магазинах все меньше продуктов из Сербии. В дополнение к сельскохозяйственной продукции, импортируемой из ЕС, Сербия импортирует картофель, яблоки, сливы из Китая, или даже Америки, хотя и сама может производить их. То естьна сербском рынке по-прежнему преобладает импорт, а не экспорт. Также существуют проблемы монополии рынков, которые диктуют плохие условия реализации товаров, в той степени, что производители не могут получить прибыль. Разница в цене между стоимостью купли-продажи огромна, и в такой системе, производители практически не получают прибыль, зато ее получают посредники. Например, в Сербии фермеры, которые занимаются производством вишни получают 1,5 евро за килограмм. В точках розничной торговли в Сербии вишня стоит 2,5 евро, в то время как магазины в Москве реализуют по цене 9,5 евро.
Сербия и Евразийский Экономический Союз
Информация, связанная с ситуацией в сербском сельском хозяйстве имеют важное значение для развития торговли между Сербией и Евразийского экономического союза. Сербская сельскохозяйственная продукция отличается высоким качеством, но она не может найти свое место на европейском рынке. Возможности размещения продукта на российский рынок и другие рынки огромны. При разработке совместных проектов необходимо иметь ввиду максимальную производственную мощность Сербии, а также размер рынка Евразийского экономического союза. Я хочу сказать, что для Сербии и рынок Москвы довольно большой, следовательно, должен быть стратегический подход к планированию производства и постепенному увеличению объемов экспорта из Сербии. Сербские институты, в случае принятия курса наразвитие сельского хозяйства, должны перераспределить ресурсы из огромных государственных расходов в сельскохозяйственные фонды, а также увеличить финансирование сельского хозяйства с 2% до не менее 10% от общего бюджета.
Кроме того, необходимо сформировать часть государственного управления, на которую будет возложена обязанность по развитию экономического сотрудничества между Сербией и Евразийским экономическим союзом.
Сотрудничество между Сербией и Россией, а в перспективе Евразийским экономическим союзом, необходимо институционализировать. В Сербия есть министр по вопросам европейской интеграции, бюро по европейской интеграции, агентством по европейской интеграции и многочисленные другие структуры государственного управления, касающиеся европейской интеграции, но нет ни одного учреждения, которое занимается вопросами сотрудничества с Российской Федерацией и Евразийским экономическим союзом.
Необходимо создать условия, где фермеры гарантированно смогут реализовать продукт по реальной цене, с учетом затрат на производство и прибыль. Государству Сербия в сотрудничестве с заинтересованными частными предпринимателями необходимо организовать оптовые точки приема сельскохозяйственной продукции на территории Сербии, а также склады для хранения, транспортировки и экспорта товаров. Что касается другой стороны (Евразийского экономического союза), за исключением административно — технической согласования (законодательства, санитарного контроля и сертификации), необходимо обеспечить сбыт товаров. Давно существует идея открытия в Москве дистрибутивного центра для сербских товаров, который бы обеспечивал размещение товаров на рынке.
Сербская экономика сейчас находится на грани выживания, где преобладает высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, а государство в серьезной задолженности. Поэтому государству необходимо изменить курс как внешней, так и внутренней экономической политики. В интересах Сербии крайне важно остановить интеграцию в ЕС и строить сотрудничество на взаимовыгодных условиях без вступления в ЕС, то есть строить сотрудничество с отдельными странами-членами ЕС, в определенных рамках. Важно отметить, что после вступления в ЕС, Сербии будет необходимо полностью согласовать свою политику с ЕС, в результате чего специальные соглашения о двустороннем сотрудничестве с Россией и другими странами потеряют свою юридическую силу.
Сербия официально оформила двустороннее экономическое сотрудничество с Россией, подписав несколько ключевых соглашений. Самое важное среди них — соглашение о свободной торговле между Сербией и Россией, подписанное в 2000 году. На его основании 99% категорий товаров, освобождается от уплаты таможенных пошлин по взаимной торговле, если 51% продукции отечественного происхождения. Следующий договор был подписан в 2011 году — Протокол о продлении срока действия соглашения о свободной торговле между Россией и Сербией. Существует также соглашение о сотрудничестве между правительством Сербии и города Москвы.
Кроме того, Сербия подписала двусторонние соглашения о сотрудничестве с Беларусью и Казахстаном.
Подписание соглашения с Сербией ЕврАзЭс, на практике будет означать расширение существующего сотрудничества на рынках Армении и Киргизии.
Преимущества подписанных документов в настоящее время не использовано в полной мере, по многим причинам, в первую очередь потому, что в Сербии маленькие объемы производства. Наиболее распространенные продукты для экспорта в РФ: фрукты и овощи, цветные металлы, электрические машины, медицинские и фармацевтические продукты, в то время как Россия импортирует нефть и газ, а также цветные металлы и удобрения. Многие инвесторы из ЕС, основали производство в Сербии, только для того, чтобы воспользоваться возможностью беспошлинного экспорта в Россию, и в дополнение к этим преимуществам, они получают средства из бюджета Сербии в качестве стимула. Российские инвесторы также могут найти свой интерес на сербском рынке.
В сотрудничестве с евразийскими партнерами, Сербия может найти новые инвестиционные возможности, а также модернизировать свою экономику.
Помимо торговли, есть много оснований для развития сотрудничества в строительной и оборонной промышленности, а также в сфере туризма. На рынке ЕАС успешно ведут бизнес сербские строительные компании, в то время как сербские инженеры всех профилей, а также строительные рабочие пользуются спросом на рынке труда. Я должна отметить, что РФ предоставила целый ряд преимуществ для ведения бизнеса сербскими компаниями и занятости сербских работников, к примеру. для сербов не действуют квоты для приема на работу, как для других иностранцев. Средства, которые сербская диаспора зарабатывает в России, поддерживают многие семьи в Сербии.
Сотрудничество в оборонной промышленности в Сербии будет иметь огромное значение. Россия и Сербия подписали соглашение о сотрудничестве в области обороны, которая включает в себя военно-техническое сотрудничество и модернизации сербской армии.
Сербская армия была уничтожена реформами, проводимыми НАТО, поэтому необходимо ее восстановить как можно скорее в рамках сотрудничества с Российской Федерацией. Существует взаимная заинтересованность в создании совместного предприятия в оборонной промышленности в Сербии, которая в дальнейшем может привести к совместному появлению на рынках третьих стран.
Литература
1. ИВАНА ДОБРИВОЈЕВИЋ: ,„СВИ У ФАБРИКЕ»! ИНСТАНТ ИНДУСТРИЈАЛИЗАЦИЈА У ЈУГОСЛАВИЈИ 1945-1955*
2. Смиљанић, Спасоје (2009). „Агресија НАТО на СРЈ». ВојскаЈугославије у одбрани од агресије 1999. године, књигапрва (на језику: (српски)). Београд. стр. 72 и 73. ISBN. »Сведочанства«
3. Ненад Поповић, Политичка неутралност и економија, Фонд Слободан Јовановић, Београд, 2014
4. https://www.ceas-serbia.org/images/Novi_vek__br_06-J.Simic.pdf