РУССКАЯ ПЛАНЕТА. Из Сербии хотят сделать миграционный лагерьФОТО: Мигранты и беженцы на границе Греции и Македонии // Aristidis Vafeiadakis/Zuma/TASS.

Опубликовано: Русская планета. 24.02.2016.

Драгана Трифкович, директор Центра геостратегических исследований, Сербия

Драгана Трифкович, директор Центра геостратегических исследований, СербияПрошлый год был отмечен миграционным кризисом, а именно переселением народов в беспрецедентных масштабах для Новейшей истории, а точнее, для периода с конца Второй мировой войны. Перед тем как рассмотреть причины и последствия этого кризиса, необходимо напомнить, что волне беженцев из стран Ближнего Востока предшествует миграция албанцев с территории Сербии, Косово и Метохии в ЕС, в первую очередь в Германию.

В конце декабря 2014 и начале 2015 года были введены дополнительные автобусы, но даже их было недостаточно, чтобы вывезти всех заинтересованных в переселении албанцев из Приштины в Субботицу и на венгерскую границу. В течение трех месяцев, по некоторым данным, с территории южной области Сербии в страны ЕС мигрировали 30 тысяч албанцев.

Об этом явлении писали как сербские, так и иностранные СМИ, которые стремились узнать, что побудило албанцев внезапно массово уехать в ЕС. По словам мигрантов, которые ответили на вопросы журналистов, ожидая автобус на автовокзале Приштины, причиной отъезда являются нищета и неопределенное будущее в Косово и Метохии. Журналистам они также рассказали, что слышали, будто Германия, Франция и Швейцария предлагают хорошие условия для лиц, ищущих убежище.

Южная область Сербии Косово и Метохия находится под управлением международных сил, а точнее, НАТО (СДК), и в ней при поддержке США и ЕС организованы квазигосударственные учреждения, которые включены в террористическую структуру ОАК (Освободительная армия Косово). Об уровне прав и свобод человека на территории Косово и Метохии после прибытия международных сил можно говорить ровно столько, сколько об уровне прав и свобод человека в Саудовской Аравии — такие же пытки, преследования и убийства (прежде всего сербов). Экономическая ситуация совершенно безнадежна, поскольку уничтожены все государственные предприятия, которые когда-то были экономической основой. Однако такая ситуация в Косово и Метохии длится последние полтора десятилетия, но при этом прежде не было ни одного случая организованного оттока населения. Таким образом, этот момент по-прежнему остается неясным и отодвинут на задний план из-за гораздо большего масштаба миграции населения с Ближнего Востока.

В принципе, можно сказать, что миграция албанцев из Косово и Метохии, а также населения с Ближнего Востока вызвана интервенцией США и ЕС, то есть их вмешательством во внутреннюю политику других стран. «Арабской весной» назвали ряд протестов на Ближнем Востоке, которые начались в 2010 году и привели к смене многих режимов, а также к войнам. Протесты были осуществлены по методике «цветных революций», определенным в книге Джима Шарпа — специалиста по «ненасильственным» смещениям «недемократических» режимов. Таким образом, Ближний Восток сегодня по-прежнему глубоко и надолго дестабилизирован, а многие страны, такие как Сирия, Ливия и Ирак, претерпели и продолжают претерпевать разрушения.

 

ЕС без единой политики

Балканы с марта 2015 года стали транзитной зоной для беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана. Через границы Греции, Сербии и Македонии прошли сотни тысяч беженцев, продолжая свой путь дальше к Венгрии и странам ЕС. В Сербии общество благосклонно отнеслось к беженцам, пытаясь всячески помочь им с продуктами питания, одеждой, медикаментами и т.д. Сербия в недавнем прошлом пережила страдания, лишения войны и агрессию НАТО и сочувствует людям, которые переживают подобное. В этом смысле общество в Сербии ведет себя более чем ответственно по отношению к проблемам миграционного кризиса, чего нельзя сказать о многих странах — участницах ЕС.

Миграционный кризис показал, что государства — члены ЕС не имеют единой политики, что ЕС более чем подвержен дестабилизации и не в состоянии найти каких-либо конструктивных решений, что брюссельская бюрократия ведет себя крайне безответственно. За несколько месяцев были поставлены под сомнение основные принципы, на которых основан Европейский союз, а именно единство, свобода передвижения и права человека.

Возьмем для наглядности пример Венгрии и ее премьер-министра Виктора Орбана. Хоть он и завоевал симпатии многих националистов, представив свои действия против мигрантов желанием защитить национальные интересы своего государства, но эта мотивация более чем поверхностна. Напомним, что Венгрия очень жестко отреагировала на мигрантов и одной из первых соорудила забор с колючей проволокой, применила силу и слезоточивый газ, чтобы предотвратить их въезд в страну.

Напомним также, что Венгрия является членом НАТО и даже если непосредственно не участвовала в бомбардировках Ливии, то передала часть своего бюджета на бомбы. Кроме того, напомним, что ЕС, членом которого Венгрия является, ввел санкции против Сирии, параллельно с этим вооружая сирийских повстанцев. Тогда возникает вопрос: почему страна может участвовать в дестабилизации государств на Ближнем Востоке, а когда ей приходится столкнуться с последствиями своих действий, она объявляет, что защищает свои национальные интересы, и направляет армию против семей с детьми?

 

Усложнение проблемы

Еще одной проблемой является распространение исламофобии, к которой прибегают многие политики в Европе. Миграция населения из стран Ближнего Востока действительно меняет архитектуру европейского общества, и тут нам снова приходится возвращаться к причинам, а не к последствиям. Напряженность растет, особенно потому, что Европа до сих пор не решила даже наследие своего колониализма, а это особые зоны во многих крупных городах Европы, где мигранты живут в течение многих лет без возможности интегрироваться в общество.

К этому необходимо добавить тот факт, что ЕС не восстановился после экономического кризиса 2008 года: некоторые страны ЕС имеют большие долги, а некоторые даже находятся на грани банкротства. Новые проблемы, особенно такие масштабные, как миграционный кризис, вызывают еще большую нестабильность в ЕС, особенно в связи с террористическими актами (Париж) и проявлением иных форм насилия (Кельн, Вена) со стороны мигрантов из Ближневосточного региона. В 2016 году, с улучшением погодных условий, ожидается продолжение миграции. Сотни тысяч беженцев вновь двинутся в Западную Европу, так как они уверены, что найдут там мир и безопасность. ЕС не готов к подобному развитию событий, так как не в состоянии при нынешней политике предпринять какие-либо позитивные шаги.

Стратегической политики ЕС по урегулированию миграционного кризиса не существует. Сооружение забора, отмена правил о свободном передвижении или перераспределение мигрантов (хотя в ЕС даже по этому поводу не могут договориться) не может быть частью решения. В конце концов такое поведение не только подрывает принципы, на которых основан ЕС, но и приводит к несоблюдению норм международных соглашений, а также Конвенции ООН по вопросам беженцев, Европейской конвенции о правах человека, Конвенции о статусе беженцев, согласно которой страны обязаны принять тех, кто бежит от угрожающей их жизни опасности. Кроме того, в конституционных положениях государств — членов ЕС существуют нормы, касающиеся лиц, ищущих убежище. Германия, например, ведет политику открытых дверей для беженцев, но все чаще сталкивается с сопротивлением своих граждан. Совершенно очевидно, что дальнейшие попытки замять проблемы, вызванные миграционным кризисом, и перебрасывание их друг другу, словно мяч, приведет к дальнейшему ухудшению состояния внутри ЕС, усилению напряженности, социальным волнениям, росту ксенофобии и нетерпимости, к которым бюрократия Брюсселя также не готова. В такой атмосфере волнения очень легко могут перерасти в нечто большее. Где же решение?

ФОТО: Митинг в Кельне // Christoph Hardt/Geisler-Fotopres/DPA/TASS.

 

Пора платить по счетам

Прежде всего брюссельские демократы должны взять на себя ответственность за политику слепого следования американским интересам. Такая политика не является ни суверенной, ни тем более соответствующей интересам Европы, а лишь отвечает интересам США. Необходимы радикальные действия по дистанцированию от США, но только таким образом европейские политики могут предотвратить возможные последствия. Существует еще одна возможность развития событий: растущее недовольство политическими элитами приведет к смещению политиков в ЕС, если прежде не дойдет до тотального накала ситуации. В таком случае новые политические элиты должны быть готовы решать накопившиеся проблемы. Что касается отношений между ЕС и США, их в любом случае нужно будет пересмотреть, поскольку стало ясно, что Европа платит по всем счетам вместо США, пусть частично и по своей вине. ЕС должен определить стратегию по решению проблем миграционного кризиса. Проблема с мигрантами может быть решена благоприятно для Европы только в том случае, если будут созданы условия, при которых беженцы вернутся в свою страну, то есть если стабилизируется ситуация на Ближнем Востоке. Надо иметь в виду, что решить эту проблему необходимо срочно, поскольку существует опасность кульминации кризиса в Европе. Это положение неизбежно направляет Европу в сторону России, которая предприняла первые шаги помощи Сирии по борьбе с террористами. Если ситуация в Сирии стабилизируется (а есть вероятность, что это произойдет в ближайшем будущем), ЕС должен сосредоточить свои ресурсы, выделяемые для вооружения «умеренной оппозиции», на том, чтобы помочь государству, то есть средства для обеспечения беженцев направить в фонд по реконструкции и строительству Сирии. То же самое касается и Ливии, Ирака и Афганистана. Однако самым большим препятствием для стабилизации обстановки на Ближнем Востоке могут быть Соединенные Штаты и их союзники: Саудовская Аравия, Турция, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и т.д. Понятно, что мир на планете под угрозой из-за отказа Америки признать утрату ею позиции крупнейшего политического, экономического и военного лидера.

И наконец, в рамках переопределения отношений с Соединенными Штатами Европа должна поставить вопрос об ответственности США за гуманитарную катастрофу на Ближнем Востоке, вызванную вмешательством во внутренние дела региона.

Что касается Сербии, она и дальше будет оставаться транзитной зоной, учитывая, что мигранты не заинтересованы в поисках убежища в Сербии. Сербия очень бедная страна и не в состоянии обеспечить нормальную жизнь для своих граждан. Кроме того, она до сих пор не решила проблему сербских беженцев с территории Хорватии, Боснии и Герцеговины, Косово и Метохии, которые до сих пор живут в нечеловеческих условиях. ЕС настаивает на том, что Сербия как кандидат на членство в ЕС должна принять ответственность о беженцах и позаботиться об определенном их количестве. Такое требование крайне самонадеянно, учитывая, что ЕС никоим образом не помог в обеспечении сербских беженцев с территории бывшей Югославии и Косово и Метохии. Кроме того, Евросоюз должен осознавать, что Сербия не имела никакого отношения к дестабилизации государств Ближнего Востока и не несет никакой ответственности за несчастья этих людей, в отличие от стран ЕС и НАТО. Существует опасность, что сербское правительство во главе с Александром Вучичем примет эти наглые требования со стороны ЕС, к сожалению для Сербии, чтобы в очередной раз услужить брюссельским чиновникам. Сербия обязана обеспечить быстрый транзит беженцев и базовое медицинское обслуживание, а также гуманно относиться к ним на своей территории. Другие действия и ответственность за политические решения остаются исключительно на ЕС.