РУССКИЙ ВЕСТНИК. Русские добровольцы в Сербии: страницы героической летописиОпубликовано: Русский вестник. 19.07.2017.

Каждый мужчина должен знать правду о войне, чтобы в случае необходимости выступить навстречу ей не романтически настроенным мальчиком, а трезвомыслящим воином, осознанно сделавшим свой выбор. Эту цель как раз и преследует книга Олега Валецкого «Русский добровольческий отряд», выпущенная в свет издательством «Вече» и уже поступившая в широкую продажу. На обложке стоит подзаголовок: «Бели вукови», что в переводе с сербского означает «Белые волки». Такое название носило одно из воинских подразделений, в котором служили многие русские добровольцы, по зову сердца приехавшие в Сербию, чтобы поддержать своих братьев-славян.

КНИГА. Валецкий О.В. "Русский добровольческий отряд"   Тогда, в начале 90-х годов ХХ столетия, пламя войны, раздутое Америкой, заполыхало на развалинах Югославии. И одним из первых, кто бросился тушить это зловещее пламя, был Олег Валецкий. Его книга «Русский добровольческий отряд» уникальна тем, что представляет собой максимально подробную и совершенно правдивую хронику тех трагических событий, непосредственным участником которых был сам автор. Без всяких прикрас, но и без лишних отрицательных эмоций Олег Валецкий показал изнанку гражданской войны такой, какова она на самом деле. Его повествование как бы продолжает ставшую уже известной книгу «Добровольцы», опубликованную в 2014 году писателем и журналистом Борисом Земцовым, тоже добровольцем, вместе с Олегом Валецким сражавшимся на сербской земле против мусульман и их приспешников.
Книги двух писателей-воинов не являются художественными произведениями, но читаются, как увлекательные романы, при этом вызывая в душе читателя чувство скорбной горечи, ведь перед его внутренним взором проходят не вымышленные персонажи, а реальные, живые люди. И некоторые из них реально погибли, оставив жён вдовами, а детей сиротами. Эти две книги по праву можно назвать «золотыми» страницами, вписанными в летопись русского воинского подвига, который никогда не прекратится в вечности, ибо никогда не умрёт в памяти потомков.
А теперь опять вернёмся к «Русскому добровольческому отряду». Скупыми, но выразительными мазками рисует О. Валецкий картины фронтового быта, разведывательных «акций» и боестолкновений. Он предельно откровенен в описании военных действий; он не скрывает ни промахов, ни явной безалаберности сербского командования, когда отмечает: «Конечно, было немало ошибок, и люди из-за них, естественно, гибли», и указывает на эти ошибки. Он открыто говорит о шкурных интересах местных чиновников и о возможном предательстве в «верхах», когда пишет: «…смелые и инициативные командиры нужны не были, и всё в свои руки взяла местная номенклатура, озабоченная, помимо вопросов собственного обогащения, выполнением парадоксального приказа сверху, то есть из Белграда, – “ни шагу вперёд”. Действительно, осенью 1992 года был дан приказ на остановку всех больших наступательных операций сербских войск».
При описании боевых операций О. Валецкий не прибегает к помощи сильных эпитетов и эффектных выражений. Всё у него сжато, рационально, даже как-то обыденно. Люди, хоть и с оружием в руках, просто выполняют свою работу и стараются сделать её как можно лучше, каждый по своим силам. Ни от кого не услышишь ни патриотических призывов, ни размышлений на тему «славянского братства». Война – тяжёлый труд, и он требует не разговоров, а слаженных действий. О. Валецкий об этом и пишет: «На одних общих понятиях патриотизма и геополитических интересах невозможно долго воевать, и если нет коллектива товарищей, которые на первое место ставят интересы боевых действий, деятельность воинского коллектива может быть успешной, но стабильной быть не может».
Настоящий героизм не в словах, а в делах. Великое вырастает из малого. Гранитные монументы возводятся там, где в окопной грязи проливали кровь и пот самые обычные люди, вдруг почувствовавшие, что если не они сделают эту работу, кроме них никто её не сделает.
Автор очень редко произносит слово «Россия» и нигде не использует словосочетания «Российская империя», «Русский мир» и другие им подобные. Но всё повествование проникнуто этим духом. Может быть, именно потому, что его персонажи не говорят об этом, а живут этим. Каких только личностей из числа русских добровольцев не встретишь на страницах романа-хроники. Некоторые вызывают даже отторжение своим поведением. Но стоит поставить себя на их место, и тут же начинаешь проникаться к ним чувством глубокого уважения: они решились, они сделали свой выбор, они поехали воевать на стороне православных сербов.
Наши доморощенные «ура-патриоты» и сейчас продолжают орать своё «ура» в глубоком и безопасном тылу, а эти ребята под мусульманскими пулями и снарядами молча сделали своё дело – Богоугодное дело.
Как бы ни относилось сербское командование к русским добровольцам (а порой эти отношения колебались в диапазоне от полного равнодушия до плохо замаскированной неприязни), какие бы нестыковки и неурядицы ни происходили между сербами и ними, присутствие русских на сербской земле имело важнейшее мистическое значение. Без них мы многого лишились бы в становлении своего национального достоинства. Олег Валецкий даёт чёткое определение этому: «…впоследствии всё-таки участие русских добровольцев в войне на сербской стороне сыграло немаловажную роль в позитивном имидже России».
В книге, правда, есть один недочёт: автор очень кратко обозначил самое знаковое сражение той войны – оборону небольшим отрядом русских добровольцев горы Заглавак от превосходящих сил противника. А ведь этот бой оказался настолько знаковым, что день, в который он произошёл (12 апреля), Сербское правительство вскоре объявило Днём добровольца. Но это не упущение Олега Валецкого. Как честный писатель, он рассказывает только о том, чему сам был свидетелем. А незадолго до сражения на горе Заглавак он получил пулевое ранение в ногу и был доставлен в госпиталь. Зато участник этого сражения Борис Земцов во всех деталях и по-дробностях описал его в своей книге «Добровольцы». Так что и здесь, на писательском поприще, как и на поле боя, два однополчанина, два русских воина, прикрывая друг друга, выполнили поставленную перед ними общую боевую задачу – донести до людей всю правду о той войне.
Что ещё можно сказать о книге «Русский добровольческий отряд» и его авторе? В предисловии Олег Валецкий пишет: «В то время я старался не увлекаться идеологией, а как-то приспособить возможности русского добровольческого движения к сербским нуждам». Но это и есть идеология в первозданном виде, запечатлённая в истории не заумными статьями политологов и цветистыми речами лукавых политиканов, а жизнью и смертью обычных людей, зачастую даже не подозревающих, что это именно они реализуют великую идею – строительство Всеславянского дома.
И под конец хотелось бы сказать вот о чём. Чтобы покорить какой-либо народ, мало разбомбить его города и стратегически важные объекты, – нужно «разбомбить» его коллективное сознание, его соборную душу, то есть превратить его в сборище «иванов, не помнящих родства». Такие книги, как «Русский добровольческий отряд», противостоят этому дьявольскому замыслу.
Сейчас Олег Валецкий живёт в Сербии. Он остался на той земле, с которой навек породнился, пролив в неё свою кровь.