SAMOVAR-NEWS. Древняя пещера с петроглифами найдена под Пальмирой. Пещера Эль-Абьяд заполнена загадочными петроглифамиОпубликовано: SAMOVAR-NEWS. 27.07.2017.

Олег Валецкий, Елена Миронова. Фото Олега Валецкого

Порой война преподносит неожиданные сюрпризы. Чаще неприятные, например, в Сирии мы почти потеряли уникальные памятники культуры и архитектуры. Однако есть и хорошие новости.

Недавно в Сирии, в окрестностях Пальмиры были обнаружены уникальные наскальные рисунки древних людей. Петроглифы покрывают стены пещеры в горе Дар Эль Байда, которая находится в горном хребте Эль Абьяд. Пещера была обследована Олегом Валецким в ходе его командировки для выполнения задач по разминированию территории Сирии в 2016 году. Олег Валецкий рассказал нам о находке, а историк Елена Миронова проанализировала найденные изображения с точки зрения науки. Фотографии в материале сделаны Олегом Валецким во время исследования пещеры.

Горный хребет Эль Абьяд находится прямо под Пальмирой, к северо-востоку от города. В этом районе, к сожалению, до сих пор орудуют боевики Исламского государства.

Дорога в горный район, где спряталась пещера, проходит по узкому ущелью-сухому руслу.

Проезд непосредственно к самому месту, где обнаружена пещера невозможен, так как русло перегорожено огромным валуном.

Комплекс пещер, среди которых обнаружена пещера с петроглифами, находится на отвесном обрыве. Под ним простирается глубокое ущелье — русло сухой реки, уходящей к району Пальмиры.

К пещере ведет узкая дорога, выдолбленная человеческой рукой в отвесных скалах.

Пещера скрывается в отвесных скалах по координатам(Гаусс-Крюгера) X45433 Y 22061 на высоте 1047 метров.

Ко входу ведут ступеньки, выдолбленные в скале.

Вход имеет характерный фигурный проем, направленный на юго-восток.

Общая площадь пещеры — в пределах 7 на 7 метров, всего в ней два этажа.

На первом этаже из коридора есть один вход направо в комнату.

Рядом со входом в комнату в стене выдолблена небольшая ниша. Сама комната имеет полукруглый свод. В  комнате есть еще один проем с большой нишей, где мы обнаружили колодец.

Из коридора также есть проход налево, во вторую комнату, находящуюся напротив главного входа, но отделенную от коридора стеной.

Из этой комнаты на второй этаж ведет прямоугольный колодец длиной в два и шириною в один метр, по которому можно подняться с помощью выдолбленных в стенах небольших выемок.

Второй этаж состоит из одной небольшой комнаты с пробитым в скале окном. На полу комнаты выбиты круглые выемки.

Также на полу обнаружен прямоугольный знак.

Стены этого помещения буквально испещрены многочисленными петроглифами — знаками неизвестного происхождения.

Хотя основная масса рисунков(или петроглифов) находиться на втором этаже,такие же рисунки имеются и на первом этаже у подьема в колодец ведущий на второй этаж.

Рисунки нанесены достаточно плотно и иногда накладываются один на другой.Достаточно часто появляется шестиконечная звезда, характерная для цивилизации шумеров.

Рядом с первой находится вход в другую пещеру, очевидно искусственного происхождения.

Внутри эта пещера напоминает рукотворный водосборник или колодец и имеет полукруглый свод.

Не пытаясь, конечно, выдавать догадки за факты, все же следует вспомнить, что британский археолог Леонард Вулли, который вел раскопки памятников как шумерской цивилизации, так и цивилизаций Эль Обейды, Джемдет Насра и Урука, в своей книге, описывая систему дренажных колодцев у шумеров, делал предположение об их религиозном характере (Леонард Вулли. «Ур халдеев». Издательство Восточной литературы. Москва. 1961 г. (Leonard Woolley. ”Excavation at Ur”.)).

Глубиной до 10-12 метров и диаметром около полутора метров, эти колодцы имели на своем дне множество разбитых и целых глиняных сосудов. По мнению Леонарда Вулли, эти колодцы могли служить для жертвоприношений богу воды Эа. Божество жило под землей, где согласно древним шумерским текстам находилась область подземных вод — «апсу» (Леонард Вулли. «Ур халдеев».Издательство Восточной литературы.Москва.1961 г.(Leonard Woolley.”Excavation at Ur”.)).

Есть признаки, по которым можно судить о том, что пещера многократно посещалась людьми в разные исторические эпохи, поскольку в ней есть не только рисунки на стенах, выполненные в разной технике и стилистике, но и высеченные в массиве скалы колонны.

Из-за военных действий, которые продолжаются в Сирии, археологи не могут попасть на данный объект для проведения раскопок в пещере и датирования найденных изображений. Тем не менее, на основе данных, накопленных к настоящему моменту археологией, этнографией и культурологией, мы можем провести сопоставительный анализ некоторых рисунков и предложить их возможную расшифровку.

Необходимо отметить, что в некоторых местах стены обработаны так, что следы инструмента остались в виде равномерных борозд. Рисунок, который представлен ниже, выполнен на заглаженной поверхности. Он является наиболее показательным и информативным, и  изображает, предположительно, самку горного барана/самку горного козла (нахчира), сопровождаемую детёнышем (Рис. 1):

 Петроглиф в пещере горы Дар Эль Байда, Сирия (Фото О.В. Валецкого).

Стилистику изображения животного в этой пещере  можно сравнить со стилистикой многочисленных изображений горных коз и баранов, найденных на петроглифах Средней Азии и Южной Сибири:  Памиро-Алай, Западный и Центральный Тянь-Шань, Саяно-Алтай, Минусинская котловина. Описание, методика и методология исследования, попытки расшифровать значение петроглифов  изложены в многочисленных трудах отечественных учёных. Так, петроглифы Средней Азии изучали М. Е. Массон, А. Н. Бернштам, А. А. Формозов, Я.А. Шер. Издавались монографии о петроглифах Казахстана и Узбекистана, написанные М. К. Кадырбаевым и А. Н. Марьяшевым, а также Дж. Кабировым. Петроглифам Прибайкалья, Тувы, Якутии, Забайкалья, Амура посвящены монографии Э.Б. Вадецкой, А.Д. Грач, М.П. Грязнова, М.А. Дэвлет, А.П. Окладникова, Л.М. Плетнёвой и мн.др.

Однако элемент, который был обнаружен нами на изображении самки горного барана (или самки горного козла) в пещере Эль-Абьяд, Сирия, на каких-либо других петроглифах в других регионах Средней Азии и Южной Сибири ранее не был зафиксирован исследователями. Этот элемент  – символ W. Впервые он был выявлен Е.А. Мироновой (Миронова, 2013) как культовый символ, на посуде археологической культуры Триполье-Кукутени (Румыния, Молдова, Украина) в сравнении с таким же элементом декора  на посуде энеолитической археологической культуры Бан-Чанг, Таиланд. Обломок керамики с таким же символом был найден при раскопках Кокшаровского холма, Зауралье, РФ:

Сосуд из Бан-Чанга (Таиланд) с символом W
Сосуд из Кукутени (Румыния) с символом W
Обломок керамики с Кокшаровского холма, Кокшаровско-Юрьинская стоянка, с символом W (Сериков, 2014, Рис.63.6)

География распространения и хронология нанесения такого символа, как видно из приведённых артефактов, чрезвычайно широки, что говорит о его исключительной важности для древних людей. Он присутствует на обломке керамики с культового места – Кокшаровский холм, Зауралье. Анализ археологических данных, полученных во время раскопок этого насыпного сооружения, позволяет считать памятник святилищем высокого ранга, что обосновано в трудах исследователей данного комплекса (Шорин, 2010). В результате изучения распространения и генезиса символа W, нами было выявлено, что данный символ является схематическим изображением (одним из множества иконографических изображений) Великой Богини, культ которой был распространён в Евразии, начиная с каменного века. Так изображались поднятые вверх руки Богини в позе деторождения (Миронова, 2014). Изображался данный знак всегда обособленно, обычно в обрамлении – внутри овала (как на обломке с Кокшаровского холма – межплеменного святилища, функционировавшего с перерывами, не менее 1,5 тыс. лет от рубежа VI–V до середины IV тыс. до н.э., сначала как культовое место кошкинских и кокшаровско-юрьинских групп населения, а в первой половине IV тыс. до н.э. – басьяновских и полуденских, обитавших на больших территориях лесного и лесостепного Зауралья (Шорин, Шорина, 2011: 77), или на сосуде из Кукутени – время существования культуры – от  5200  до 3500 до н.э.), либо в обрамлении треугольников, которые также являются символами Великой Богини – подательницы дождя (как на горшке из Бан-Чанга, культура датируется 2100 до н.э. – 200 н.э., хотя ранние захоронения не содержат бронзовых орудий и некоторыми учёными отнесены к энеолиту), либо на боку животного, как выявлено на петроглифе из пещеры Эль-Абьяд.

Животное с данным символом на боку может выражать идею плодородия. Датировка именно этого изображения ещё нуждается в уточнении археологами, но некоторые признаки, а именно: самка горного барана и её детёныш изображены в движении, художник как будто остановил время, запечатлев животное  в прыжке; передние ноги прямые, задние изображены с анатомической точностью, говорят о том, что изображение выполнено в стиле, близком к звериному сакскому стилю. Кроме того, животные, изображённые именно в этом стиле, имеют на своих телах дополнительные знаки, чего не скажешь о других петроглифах, выполненных в другие эпохи (на таких петроглифах фигуры животных нанесены методом сплошной выбивки).

Петроглифы с северного берега Иссык-Куля, Тамчи – Чолпон-Ата (Марьяшев, 1970)

На телах животных, изображённых на петроглифах северного берега Иссык-Куля  можно различить спираль, зигзаг, полумесяц. Петроглифы обнаружены на десяти пунктах между Тамчи и Чолпон-Ата. «Среди многих сотен рисунков часто встречаются изображения животных, представленных лучшими образцами сакского „звериного стиля», особенно козлов и оленей» (Винник, Помаскина, 1975, с. 96).

Как уже было указано выше, рисунки в пещере Эль Абьяд (Сирия) выполнены в разной манере, разными художниками. Исследователи отмечают такое явление – многоразовое использование площадки для рисунков –  во многих местах Центральной Азии. Так, на Памире все значительные скопления наскальных рисунков состоят из нескольких разновременных групп (Васильцов, с.152-153).

Следующий рисунок из пещеры Эль Абьяд, который мы здесь рассмотрим, выполнен в примитивной манере, он схематично изображает горного козла или горного барана. Данный рисунок находится на полу пещеры, недалеко от её входа и рядом со стеной. Туловище животного выполнено горизонтальной линией, ноги – в виде вертикальных прямых линий. Рога обозначены дугой.

 

Изображение горного козла на полу в пещере Эль-Абьяд, Сирия; над ним, на стене – схематическое антропоморфное изображение с большими пальцами рук и ног (Фото О.В. Валецкого).

Это изображение сходно с изображением горного козла, которое найдено на  Кавказе, в Гобустане (Рис. 4 б), а также в Каракульдже, Ферганский хребет (Рис. 5):

Наскальные изображения горного козла: Средняя Азия, Афганистан, Кавказ, Тянь-Шань, Иордания, Монголия, Тува, Енисей (Шер, 1980)
Каракульджа, Кара-Джар, юго-западные отроги Ферганского хребта (Заднепровский, 1960).

Повторяющиеся изображения горного козла (нахчира), найденные в разных местах Средней Азии, свидетельствует о важной роли этого животного в жизни и верованиях древних обитателей этих мест. Современная археология может только интерпретировать артефакты с той или иной степенью достоверности: «Памирская иконография нахчира мало что дает для интерпретации символического значения, которое придавалось этому животному в древнем искусстве. Тем не менее петроглифы свидетельствуют об особом отношении людей периода становления производящего хозяйства к объектам их охоты. В погребениях в районе Бамиана (Афганистан) были обнаружены останки костей и рогов горных козлов (Sidky 1990: 279, цит. по: Васильцов, с. 153). Аналогичные находки (рога на могилах) были сделаны в поселении Бейда, жители которого занимались охотой на козлов. Здесь кроме того обнаружены рога и глиняные фигурки ди­ких козлов в помещении, которое исследователи определяют как святилище» (Антонова 1984: 85, цит по: Васильцов, с.153).

Исследователь петроглифов с изображениями горного козла (нахчира), как наиболее частого сюжета наскальных рисунков Памира, К.С. Васильцов считает, что эти рисунки говорят о важной роли, которую играл горный козел в верованиях населения Западного Памира. Он считался символом достатка и благополучия дома, был особым образом связан с различны­ми божествами (возможно, в некоторых случаях сам является таковым) или «обитателями» иного мира, в мусульманских фольклорных текстах — пророки, вали. В легендах и преданиях гор­ный козел воспринимался также как посредник между верхним и нижним мирами, отсюда, возможно, обычай помещать рога или голову горного козла возле памирских остонов (культовых мест). Изображения козлов с бородой в виде зигзагов, свидетельствовали о вере в его магическую способность добывать воду (козёл принимал участие в шествиях для вызывания дождя)  (Васильцов, с.154-155, 167).

Здесь мы показали лишь небольшую часть из найденных в пещере Эль Абьяд петроглифов. Разная стилистика рисунков, изображающих  горного козла/ барана, свидетельствует о многократных посещениях данной пещеры разными племенами. Тем не менее, важность этого животного для них очевидна, поскольку на одно из изображений художник нанёс символ W – символ женского божества плодородия – Великой Богини, чей культ прослеживается с верхнего палеолита на всей территории Евразии. Таким образом, в этой пещере побывали люди, веровавшие в это божество и, возможно, превратившие это место в святилище. Дальнейшие исследования внесут большую ясность в вопрос датировки рисунков и, возможно, откроют новые артефакты.

 

Литература

  1. Васильцов К.С. Образ горного козла (нахчира) в мифологии и религиозных представлениях горцев Западного Памира. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-271-5/978-5-88431-271-5_13.pdf
  2. Винник Д. Ф., Помаскина Г. А. К вопросу о датировке наскальных изображений Прииссыккулья /Археологические памятники Прииссыккулья. Фрунзе, 1975.
  3. Джафарзаде И. М. Гобустан. Баку, 1973.
  4. 3аднeпpовский Ю. А. Археологические работы в Южной Киргизии в 1954 г.—ТКАЭЭ. Т. 4. М., 1960.
  5. Марьяшев А.Н. Петроглифы Иссык-Куля.— «Природа». 1970, № 9.
  6. Миронова Е.А., Древнейшие знаки протописьменности на артефактах Евразии // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.18993, 20.05.2014 http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/009a/02111013.htm
  7. Сериков Ю.Б. Очерки по первобытному искусству Урала / Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2014. – 268 с: ил. Рис. 63.6 ISBN 978-5-8299-0308-4
  8. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука. 1980 г. 328 с.
  9. Шорин А.Ф., Шорина А.А. Хроностратиграфия неолитических комплексов святилища Кокшаровский холм // Археология, этнография и антропология Евразии 3 (47) 2011, Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, 2011. – С.70-77.

http://www.archaeology.nsc.ru/ru/publish/journal/doc/2011/473/5.pdf

  1. Шорин А.Ф. Святилище Кокшаровский холм в Среднем Зауралье: маркеры сакрального пространства // Урал. ист. вестн. – 2010. – № 1. – С. 32–42.

11. Леонард Вулли. «Ур халдеев».Издательство Восточной литературы.Москва.1961 г.(Leonard Woolley.”Excavation at Ur”.)