КАРТИНА: Верещагин В.В. После неудачи. Побежденные (1868).
Опубликовано: Совместный приказ всех силовых структур Киргизии по предупреждению А.Собянина об угрозе новой резни //
Юрий Шевцов
К этому:
Конечно, 100% сказать, что силовики Киргизии так мощно среагировали именно на заявление А.Собянина как бы нельзя. В тексте Приказа этого нет. Но всем все понятно и даже если это некое уму ни постижимое чудесное совпадение, то этот Приказ — все равно великолепен. Рекомендации Центра «Игла» тоже «учтены» как бы практически все.
Я не думаю, что в Киргизии кому-то имеет смысл обижаться на А.Собянина за такое «вмешательство» в киргизскую политику. Киргизия — член ОДКБ. Главный союзник Киргизии — Россия. Киргизия обращалась к России в критический момент, когда началась резня за помощью, будучи не в состоянии остановить погромы самостоятельно. В Киргизии находится Рушайло. Есть российская военная база. Ведутся переговоры о появлении второй базы. И т.д. Даже 20 лет тому назад примерно аналогичные, но менее масштабные погромы были остановлены Москвою.
Но Россия — это не только российские военные и российские деньги, бензин и семена зерновых, чтобы провести посевную. Это и внимание российского экспертного сообщества и медий к ситуации в Киргизии и влияние на эту ситуацию. Еще неизвестно, что со стороны России окажется более важным для Киргизии — российские войска в Оше и Жалал-Абаде или такие вот предупреждения авторитетных российских экспертов через СМИ, котрые заставят многих из тех, кто проморгал резню, охватившую полКиргизии, сейчас почесаться и исполнить «должностные обязнности», понимая, что они попали на свет.
* * *
Совместный приказ от 09.07.2010 «О мерах по обеспечению законности при проведении специальных операций, оперативно-розыскных и следственных мероприятий» Генеральной прокуроратуры КР, Государственной службы национальной безопасности КР, министерства внутренних дел КР, Государственной службы финансовой полиции КР, министерства обороны КР, Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве КР // Интернет. 10.07.2010.
Вечером в пятницу [9 июля] пресс-служба Генеральной прокуратуры Кыргызстана распространила текст совместного приказа руководства прокуратуры республики, Государственной Службы национальной безопасности (ГСНБ), министерства внутренних дел, Государственной Службы финансовой полиции, министерства обороны, Государственной Службы исполнения наказаний.
Приводим текст этого приказа полностью.
ПРИКАЗ
О мерах по обеспечению законности при проведении специальных операций, оперативно-розыскных и следственных мероприятий
В условиях активизации деятельности экстремистских и террористических организаций, влекущей дестабилизацию общественно-политической ситуации в стране, рост преступности, особенно ее организованных форм, органы государственной власти должны адекватно реагировать на все вызовы и угрозы современности. Обеспечение безопасности государства, защита прав и свобод граждан требуют координации деятельности правоохранительных и силовых органов государства и проведения совместных действий по предупреждению, раскрытию, расследованию особо значимых и актуальных преступлений, выявлению и изобличению лиц, их совершивших, а также нейтрализации деструктивных сил и локализации конфликтных ситуаций.
В связи с чем, ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Руководителям органов прокуратуры, внутренних дел, национальной безопасности, финансовой полиции, подразделений и частей Министерства обороны Кыргызской Республики всех уровней осуществить необходимые меры (установить дежурства в нерабочее время, выходные и праздничные дни, закрепить ответственных лиц, разработать систему оповещения, связи и т.п.) и обеспечить незамедлительное оповещение первых руководителей соответствующих ведомств о фактах чрезвычайных происшествий, противоправных деяний, совершенных на территории республики, вызвавших или способных вызвать широкий общественный резонанс, для принятия безотлагательных и оперативных мер по организации их проверки и расследования.
2. Под личную ответственность лиц, перечисленных в пункте 1 настоящего приказа, обеспечить незамедлительное извещение Генерального прокурора Кыргызской Республики в любое время суток по телефону или другим видам срочной связи с последующей, в течение 24 часов, высылкой письменного донесения (спецсообщения) о происшествиях чрезвычайного характера, в том числе:
— o о катастрофах, авариях, взрывах, пожарах, повлекших многочисленные человеческие жертвы или иные тяжкие последствия, либо создавших аварийную обстановку на транспорте, энергетических установках;
— o о массовых беспорядках, в том числе на почве межнациональной и межрелигиозной розни, грубого нарушения прав и свобод граждан;
— o террористических актах, захвате заложников;
— o об угоне или захвате воздушных судов, поездов, боевой техники, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, противоправном блокировании аэропортов и основных транспортных магистралей;
— o о призывах к насильственному свержению конституционного строя Кыргызской Республики;
— o о тяжких и особо тяжких преступлениях в отношении депутатов, работников правоохранительных органов, судей в связи с их служебной или общественной деятельностью, иностранных граждан;
— o вооруженных нападениях и групповых побегах лиц, заключенных под стражу, беспорядках в местах исполнения уголовного наказания;
— o о преступлениях, совершенных депутатами, прокурорами, судьями, а также иностранными гражданами;
— o об убийствах: по национальным или политическим мотивам, большого числа лиц, способом, опасным для жизни многих людей;
— o других происшествиях, способных нанести серьезный урон безопасности государства и общества, вызвать широкий общественный резонанс.
3. Для раскрытия и расследования преступлений, указанных в пункте 2 настоящего приказа, а также: о деятельности организованных преступных групп, дел, представляющих особую сложность в расследовании, предполагающих большой объем следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые необходимо провести по многоэпизодным делам, практиковать создание межведомственных следственных и оперативных групп.
4. Руководителям органов прокуратуры, внутренних дел, национальной безопасности, финансовой полиции и уголовно-исполнительной системы обеспечить действенную реализацию предусмотренных законом процессуальных полномочий по руководству расследованием указанных категорий преступлений, осуществлению ведомственного контроля за своевременностью действий оперативных служб и следователей, выполнением указаний прокурора по конкретным делам. Повысить качество процессуальных документов, обеспечив надлежащую фиксацию в них фактических обстоятельств дела, исходя из требований всесторонности, полноты и объективности.
5. Руководителям органов прокуратуры, внутренних дел, национальной безопасности, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы, подразделений и частей Министерства обороны Кыргызской Республики усилить ведомственный контроль за соблюдением законности, служебной и воинской дисциплины, моральных и этических норм среди личного состава вверенных им подразделений.
Исключить порочную практику «защиты чести мундира» при рассмотрении вопросов об ответственности виновных должностных лиц.
В случае выявления фактов нанесения существенного вреда охраняемым законов правам и свободам граждан, общества и государства, а также интересам службы незамедлительно решать вопрос о дальнейшем пребывании на службе виновных лиц.
6. Уполномоченным органам принимать необходимые меры по неукоснительному соблюдению законности при проведении специальных операций. В обязательном порядке, исходя из поставленных целей и задач проведения специальных операций, проводить соответствующий инструктаж личного состава, задействованного в данных мероприятиях, при этом обращать особое внимание на правомерность применения оружия и спецсредств.
О допущенных фактах противоправных действий незамедлительно информировать руководство соответствующего органа и Генерального прокурора Кыргызской Республики.
7. Органам прокуратуры принимать действенные меры по организации надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов:
— военнослужащими Вооруженных Сил при проведении специальных операций, в том числе и в условиях чрезвычайного положения;
— сотрудниками оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов, деятельность которых направлена на предупреждение, выявление, пресечение и расследование преступлений, представляющих угрозу национальной безопасности республики, жизни и здоровью граждан, всецело подчинив его решению задач обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования, неотвратимости наказания за преступления, охраны прав и свобод, участвующих в деле лиц, укрепления законности и правопорядка. Осуществлять надзор за расследованием указанных категорий уголовных дел с момента принятия решения о возбуждении до вынесения окончательного процессуального решения.
8. Заместителю Генерального прокурора Кыргызской Республики, курирующего вопросы следствия, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры по расследованию, надзору за расследованием преступлений и процессуальному руководству следствием, прокурорам областей, районов (городов) и специализированных прокуратур лично выезжать на место происшествия по делам о террористических актах, массовых беспорядках, бандитизме, умышленных убийствах и по другим наиболее сложным и актуальным делам, перечисленным в пункте 2 настоящего приказа, участвовать в организации проведения первоочередных оперативно-следственных мероприятий, принимать решение о возбуждении уголовных дел с последующей передачей их по подследственности согласно Уголовно-процессуальному кодексу Кыргызской Республики, участвовать в организации их качественного расследования.
8.1. В целях надлежащей организации расследования активно использовать предоставленные уголовно-процессуальным законодательством и Законом Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» полномочия давать письменные указания (поручения) о проведении оперативно-следственных мероприятий, осуществлять процессуальное руководство следствием.
8.2. Осуществляя надзор за раскрытием указанных преступлений, акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получению и надлежащей фиксации доказательств. Строго следить за недопустимостью использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.
8.3. Повысить качество актов прокурорского реагирования, уделяя особое внимание их превентивной направленности. Тщательно проверять излагаемые в них факты нарушений, глубоко вскрывать причины и условия, которые способствовали их совершению, указывать в них конкретных нарушителей.
В случае выявления фактов нарушений законности, затрагивающих права и свободы граждан, принципиально ставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц независимо от занимаемой ими должности вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
9. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на руководителей соответствующих правоохранительных и силовых органов.
И.о. Генерального прокурора Кыргызской Республики Б.Ибраев, и.о. председателя Государственной службы национальной безопасности К.Душебаев, министр внутренних дел К.Байболов, и.о. председателя Государственной Службы финансовой полиции Э.Булекбаев, и.о. министра обороны И.Исаков, и.о. председателя Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики Ш.Байзаков.