Дипломатия Роберта Блейка против дипломатии Владимира Путина. Центральноазиатские игроки и сценарии. Сравнение позиций США и России для УзбекистанаОпубликовано: Марат ШибутовДипломатия Роберта Блейка против дипломатии Владимира Путина. Центральноазиатские игроки и сценарии. Сравнение позиций США и России для Узбекистана // Terra America. 12.10.2012 :

ДОПОЛНИТЕЛЬНО см.:
http://www.fergananews.com/article.php?id=7512
http://www.regnum.ru/news/polit/1578653.html

Марат Шибутов

Дипломатия, как известно, это способ взаимодействия таких больших и сложных структур, как государства, друг с другом. Суть дипломатии состоит в том, чтобы максимально расширить свою зону влияния или не дать это сделать сопернику. При этом всегда есть регионы на планете, которые в настоящий момент являются центрами силы, а есть те, что являются лишь территорией, где эти центры силы выясняют отношения друг с другом. К сожалению, Средняя Азия со времен Тамерлана, то есть уже примерно 600 лет, не является местом силы – она постоянно является полем битвы зримой и незримой. Последней крупной борьбой между мировыми державами в Средней Азии была «Большая игра» между Британской и Российской империями. Обеим империям регион был особо не нужен, но Россия защищала Урал и Сибирь, а Британия – Индию, и в итоге, после, практически, столетия военных походов и дипломатических игр, они достигли соглашения, разделив сферы влияния и установив определенный буфер.

Сейчас, как кажется, снова приходит время такого рода «Игры», количество игроков стало еще больше, а их цели – сложнее. Примерно их можно описать так:

  1. Евросоюз – хочет получить дополнительный поток энергоресурсов в обход территории России. По большей части данный проект провалился, и газ ЕС будет получать из Азербайджана. Активность в последнее время в Казахстане и регионе больше проявляет не ЕС в целом, а Франция, преследующая собственные цели[1].
  2. Иран – решил не ограничиваться определенным влиянием в Туркменистане и Таджикистане, а в этом году начал активно работать в налаживании сотрудничества с Узбекистаном и Казахстаном. Для Ирана жизненно важно не допустить блокады своей территории с севера и размещения американских баз, которые могут использоваться против него. Правда, у режима аятолл хорошо получается работать в основном с шиитами, поэтому особых успехов у Ирана не предвидится.
  3. Китай  – преследует две цели: энергетическая безопасность (то есть получение углеводородов по суше и наличие дорог до Ирана и Пакистана) и региональная безопасность (противодействие созданию в Центральной Азии очага антикитайского сопротивления, который мог бы влиять на СУАР). Он уже построил региональный газопровод и нефтепровод по территории Казахстана, купил нефтегазовые активы в Казахстане[2] и Туркменистане, а также строит сеть дорог. Несмотря на экономическую мощь, китайцы пока сильно уступают
  4. США – эти хотят создать буфер дружественных себе стран вокруг Китая (аналогичный уже создан на Тихом океане) и решить проблему Афганистана с наименьшими для себя потерями. Попутно США решают вопрос по недопущению расширения влияния Ирана на регион.
  5. Россия – хочет сохранить свою зону влияния и максимально ослабить других мировых игроков, которые действуют в регионе.

При этом ситуация с каждым годом меняется. Противостояние между Россией и США, о котором так много пишут СМИ, не является основным фактором в среднеазиатском регионе.

Ключевым событием последнего времени в Средней Азии, после которого геополитический баланс сместился, были Ошские погромы узбеков 2010 года. По сути, после гражданской войны в Таджикистане это самое кровавое событие в регионе. Погибло 426 человек, 1930 получили ранения, 35 пропали без вести, 1861 разрушенный дом и около 40 000 беженцев, которые навсегда уехали из города[3]. В этих условиях, как Кыргызстан, так и Узбекистан обратились за помощью к России, которая не захотела, или не смогла каким-нибудь образом разрешить данный конфликт. Этим своим бездействием Россия фактически сняла с себя звание гегемона и третейского судьи, к которому обращаются за разрешением споровстраны региона. И, разумеется, такое место долго пустовать не может, поэтому в борьбу за контроль над Средней Азией подключились Китай и США. Для этих стран регион по сути не сильно нужен сам по себе  — они решают совсем другие цели. Но, тем не менее, для ослабленной России даже такой напор может оказаться роковым.

Особенно это касается Узбекистана – ключевой страны Средней Азии. Самой населенной, имеющей самую большую армию и наилучшие мобилизационные возможности, блокирующую транспортно Кыргызстан и Таджикистан, имеющей наиболее жесткую внешнюю политику страны в регионе. Вот тут и проявляется разница дипломатий двух стран.

Необходимо сравнить позиции США и России по Узбекистану – насколько они сейчас хороши в настоящее время. Как видно у обеих сторон имеются как силы, так и слабости.

Сравнение позиций США и России для Узбекистана

Преимущества России

Преимущества США

Контроль за экспортными и импортными транспортными путями

Предоставление рынка труда для узбекских трудовых мигрантов

Совместные инвестиции

Наличие в России узбекской диаспоры, имеющей корни и связи на родине

Наличие длительных политических и историко-культурных связей

Близость российских баз к Узбекистану

Передача вооружения, техники и оборудования по дешевым ценам

Получение таможенных преференций

Проект Единого экономического пространства достаточно привлекателен для Средней Азии, то есть плюсы там перевешивают минусы

 

 

 

Источник международной легитимности

Источник международных санкций

Контроль мирового информационного поля и финансов

Возможность крайне успешных экономических реформ и поднятия уровня жизни населения в перспективе как прямо американскими компаниями, так и компаниями стран

Возможность обогащения на военных поставках местной элиты

Возможность легитимации местной элиты на международном уровне

Близость военных сил США к Узбекистану

Помощь в налаживании диалога с другими странами и решении конфликтов

Передача различных управленческих технологий

Передача военных технологий, вооружения, техники и оборудования

Военная поддержка в случае конфликта

Возможность поддержки в борьбе с террористическими группировками

Слабости России

Слабости США

Вторичность внешней политики по отношению к политике США – упущена инициатива

Неготовность России действовать силовыми методами

Подмена государственных интересов корпоративными

Заинтересованность бизнес-кругов России в узбекских трудовых мигрантах

Через территорию Узбекистана идет экспорт туркменского газа в Россию

Завязка на поддержке Кыргызстана и Таджикистана в ущерб интересам Узбекистана

Коррумпированность российских чиновников

Для улучшения ситуации с уровнем жизни  в Узбекистане необходимо довольно значительное количество времени

Экономическая и военная помощь США прежде всего коснется элиты, а не широких слоев населения

Интересы США в определенном смысле противоречат интересам России и Китая

Требование соблюдения демократических норм и реформы государства может оказаться непосильным для действующей элиты Узбекистана

После поражения Грузии в конфликте с Россией есть определенное сомнение в американских обязательствах

Проект «Нового Шелкового Пути» выгоден лишь для Афганистана, а среднеазиатские страны выступают только как доноры

И как с этими «картами» на руках проявили себя Россия и США? Давайте сравним.

Со стороны США пусть будет помощник госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, который сделал ключевую ставку на Узбекистан. А со стороны России президент Владимир Путин, опирающийся на Кыргызстан и Таджикистан.

Что за это время сделал Роберт Блейк:

  1. Организовал презентацию «Нового Шелкового пути» в Ташкенте[4]
  2. Провел бизнес-форум американских компаний в Ташкенте, где было принято решение по инвестированию 2,8 миллиардов долларов в экономику Узбекистана. Причем по большей части выбраны высокотехнологичные отрасли, которые могут выступать в качестве источника для роста целой производственной цепочки. Также поддержку Узбекистану окажет Южная Корея, вложив около 3 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций также в производство. В этом, кстати, отличие от инвестирования США в Казахстан, где инвестиции идут в нефтегазовый сектор[5].
  3. Узбекистану, возможно, разрешат получать различные военные технологии, которые ранее были ему запрещены после Андижанских событий. Также стоит вопрос о бесплатной передаче военного имущества примерно на 2-3 миллиарда долларов, которое остается после вывода американских войск из Афганистана. Новые военные технологии – то, что надо для модернизации узбекской армии сейчас.
  4. Американская армия будет проводить закупки в Узбекистане различных товаров для своих войск в Афганистане. Это существенно обогатит узбекскую элиту и обеспечит приток валюты в страну[6].
  5. Узбекистан включили в программу «Кейпстоун» в рамках которой 17 недавно назначенных американских генералов знакомились с высокопоставленными должностными лицами правительства Узбекистана, а также с экспертами из ведущих военных и исторических институтов страны[7].
  6. Ходят слухи, что после возможного переизбрания и выполнения Узбекистаном ряда требований по демократизации, Барак Обама может посетить Ташкент на пути в Афганистан. Неизвестно, относится ли это обязательство к тому случаю, если победит Митт Ромни, но, тем не менее, это довольно значительный дипломатический шаг.

Как видно, подвижки во взаимоотношениях с Узбекистаном у США довольно значительны. И это оценили соседи по региону – тот же Туркменистан поддержал Узбекистан в его возмущении строительством гидротехнических сооружений на трансграничных реках, а Казахстан ограничился нейтралитетом, хотя ранее хотел участвовать в строительстве Камбаратинской ГЭС–1. По всей видимости, узбекская элита собирается полностью выполнить взятые на себе обязательства.

На а что же делал в это время Владимир Путин? Он нанес визиты в Кыргызстан[8] и Таджикистан[9] со следующими результатами:

  1. Списана часть долга Кыргызстана перед РФ и в целом урегулирован вопрос задолженности
  2. Подтверждена договоренность о том, что все военные объекты РФ останутся на территории Кыргызстана
  3. Подтверждена договоренность о строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС – 1
  4. Продлен срок пребывания российской военной базы на 30 лет – до 2042 года
  5. Достигнута договоренность о беспошлинных поставках нефтепродуктов и нефти в Таджикистан в размере 1 миллиона тонн
  6. Продлен срок пребывания таджикских трудовых мигрантов до 3 лет
  7. Достигнута договоренность о строительстве нескольких средних ГЭС

В целом, видно, что Россия пошла на существенные уступки, при условии сохранения текущего положения дел (не факт, что Кыргызстан свои обязательства выполнит из-за внутреннего политического кризиса). При этом надо сказать, что в Таджикистане российские военные объекты выступают в качестве гаранта стабильности самого действующего политического режима и непонятно кому они еще нужнее. Российская дипломатия практически не смогла сыграть на опасениях Кыргызстана и Таджикистана перед набирающим силу Узбекистаном, и полностью пошла у этих стран на поводу.

Таким образом, можно сделать вывод, что США смогли приобрести в качестве союзника ключевую страну Средней Азии, просто перенаправив уже имеющиеся денежные потоки и сделав несколько обещаний. Россия же пошла на уступки довольно ненадежным союзникам, которые могли бы сами уступить гораздо больше (к примеру, расположить военную базу РФ в Оше) и еще больше оттолкнула от себя в геополитическом смысле Узбекистан.

На мой взгляд, прагматичная и крайне осторожная узбекская элита учтет и то, что может сделать потенциально Россия и возможно другие факторы, и предпочтет смягчить возможные противоречия между США и Россией. Практически, она отдаст предпочтение США, но таким образом, чтобы Россия смогла сохранить свое лицо и не пошла на крайние меры, надеясь на возвращение своего влияния.

Что же можно спрогнозировать в итоге, имея на руках такие данные и тенденции развития ситуации в регионе?

В принципе сценариев может быть несколько:

  1. «Инерционный» — ситуация когда США будет делать ставку на Узбекистан, а Россия на Таджикистан и Кыргызстан. Обе страны будут наращивать сотрудничество и таким образом, сделают резче противоречия в регионе. Речь может пойти через несколько лет как о «холодной войне» между странами, так и даже о «горячем» военном конфликте. В итоге, США резко нарастит влияние в регионе, существенно вытеснив оттуда Россию и Китай.
  2. «Поддавки» — вариант «инерционного сценария», но когда США и Россия сговариваются друг с другом и взамен территориальных приобретений для Узбекистана и наращивания его силы, Россия получает полностью пророссийские режимы в Кыргызстане и Таджикистане, которые тут же входят в ЕЭП и возмжно даже в состав РФ как анклавы.
  3. «Огораживание» — ситуация, когда одна из сторон (а скорее всего это более слабая Россия) четко понимает, что не может или не хочет бороться за свою зону влияния и ограничивается влиянием на определенные страны (в первую очередь Казахстан), оставляя остальные страны практически без своего вмешательства и помощи. Разумеется, данный сценарий невозможен без резкого усиления южной границы Казахстана.
  4. «Вызов с севера» — ситуация, когда Россия делает среднеазиатское направление приоритетным и приложит все имеющиеся силы для восстановления своего влияния в регионе. Данный сценарий невозможен без тотальной смены действующих политических режимов в ходе масштабных беспорядков наподобие «арабской весны».
  5. «Расползающийся хаос» — ситуация, когда США или Россия не будет иметь шансов на выигрыш и чтобы не дать сопернику воспользоваться победой, превращают ситуацию в регионе в полный хаос. Сделать это можно, к примеру,  спровоцировав широкомасштабные этнические конфликты в Ферганской долине и вызвав сотни тысячи беженцев в страны региона. Это может сделать Россия путем массовой высылки трудовых мигрантов с их возможной организацией и вооружением. Опять же, тут нужна укрепленная южная граница Казахстана или эти проблемы быстро дойдут и до самой России.
  6. «Объятия дракона» — ситуация возможно тогда, когда Узбекистан сможет надолго заблокировать транзит в Таджикистан и Кыргызстан. В таких условиях, единственным возможным спасением станут поставки из КНР по новым дорогам. Разумеется, пока по автомобильным дорогам много не повезешь, в отличие от железных, но тем менее в условиях блокады это будет спасение.  Такая ситуация полностью изменит политический баланс в сторону Китая в регионе. В принципе, данный сценарий больше вероятнее для Таджикистана, чем для Кыргызстана или обеих стран сразу.

Как правило, трудно сказать, какой сценарий будет более вероятен, а какой менее – на данном этапе можно считать, что все они равнозначны. Более того, вполне может быть, что они будут идти один за другим или даже параллельно…

 



[3] Заключение Национальной комиссии по всестороннему изучению причин, последствий и выработке рекомендаций по трагическим событиям, произошедшим на юге республики в июне 2010 года