Новый Китай. Будущее экспансииФОТО: Terra America East

Опубликовано: Марат Шибутов. Новый Китай. Будущее экспансии // Terra America East. 14.01.2013 : http://east.terra-america.ru/novyi_kitai.aspx

Марат Шибутов

Я пишу эту статью в конце декабря 2012 года. Попутно я просматриваю различные сайты, и меня интересует следующий вопрос – где большие и пространные отчеты про встречу премьера Госсовета КНР Вэнь Цзыбао с Владимиром Путиным[1] и где отчеты с российско-китайского форума, на котором выступал заместитель премьера Госсовета и секретарь Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины Ван Цишань?[2] Первая встреча была 5-6 декабря, а вторая 6-7 декабря, но никаких подробных отчетов в российских СМИ нет (про казахстанские вообще молчу), хотя и темы обсуждались серьезные и люди приезжали не последние.

С чем связана такая интересная ситуация невнимания российских СМИ к ситуации в Китае? К примеру, нормальное освещение 18 съезда КПК дал Александр Габуев, за что ему большое спасибо. Однако сам он отмечает в статье «Китайская неграмота»[3], что прошедшие в Китае перемены Россия практически не заметила – в отличие от всего остального мира, и что Россия как страна вообще мало что знает о своем важнейшем соседе. Причем, добавлю от себя, такое распространяется и даже на чиновников – к примеру, товарища Си Цзиньпина с избранием поздравили только Дмитрий Медведев и лидеры партий.

Но можно объяснить такое невнимание России к Китаю помимо общей деградации российской науки и государственного аппарата еще одним обстоятельством. На самом деле видно, что набирает все большие обороты сближение России и США в целом и в том числе по вопросу противостояния с Китаем. Последнее известие о том, что скоро в США уже будет подписан закон Магнитского и отменена поправки Джексона-Вэника означает простую вещь:

  1. США открывает настоящее сотрудничество с Россией и не считает ее врагом;
  2. США считает ненадежной и продажной российскую элиту и чтобы она не стала нарушать взятые на себя союзнические обязательства, использует в качестве угрозы «список Магнитского», что для россиян крайне болезненно.

Россия конечно как союзник для США важна, но не так сильно, как многие другие страны. Но она играет ключевую роль для одного дела – окружения Китая кольцом проамерикански настроенных стран.

Заключение геополитического соперника в кольцо враждебных ему стран является старым приемом, но как все старые приемы – очень действенным. С востока КНР блокируют Южная Корея, Япония, Тайвань, Филиппины. С юга есть Вьетнам и Таиланд, причем Вьетнам для Китая может быть даже более опасным соперником, чем Япония в силу своих гораздо более крепких воинских традиций. С юго-запада Китай блокирует Индия. Таким образом, чтобы замкнуть кольцо вокруг Китая, США должны найти общий язык со следующими странами:

  1. Мьянма и Пакистан как выход на Индийский океан для контроля торговый путей;
  2. Россия и страны Центральной Азии как самая длинная сухопутная граница Китая.

Отдельно надо сказать про Иран, так как одна из целей Китая в Центральной Азии – это получить дорогу туда в обход Индийского океана. Данное стремление Китая, возможно, приведет к принятию Вашингтоном так называемого «Иранского проекта», который позволит наладить отношения США и Тегерана, и, таким образом, вывести Иран из под возможного китайского влияния[4]

Понятно, что нужно России – ей нужна поддержка США для сохранения зоны влияния в мире и для поддержки действующего политического режима. Сохранить свою зону влияния в мире России будет в ближайшее время крайне тяжело – рушатся близкие ей арабские социалистические режимы и даже давний торговый партнер – Индия – не рассматривает Россию как стратегического партнера[5]. США, разумеется, надо сохранить мировое господство, и поэтому они будут договариваться с более слабыми странами, чтобы не дать им стать союзниками более сильных соперников США.

Но что может им противопоставить Китай своим соперникам на северном и западном направлениях?

Если проанализировать стратегию Китая, то он придерживается, так скажем, «линейных» проектов — трубопроводы и предприятия рядом с ними или транспортный коридор вместе с военными базами и инфраструктурными объектами[6]. В качестве основного двигателя или «ледокола» выступает государственная китайская компания, имеющая неограниченные финансовые резервы, а с ней на рынок выходят сервисные средние частные совместные или чисто китайские компании, которые завязаны на ее обслуживание в той иной степени. Потом подтягиваются мелкие китайские компании, которые уже обслуживают китайский персонал и частично работают с местным населением. При этом надо отметить, что китайцы всегда хорошо умеют договариваться с чиновниками и прекрасно дают взятки, поэтому в странах с высоким уровнем коррупции с ними бороться крайне сложно. Именно так китайцы противостоят американской «софт пауэр», но их слабым местом остается то, что они всегда завязаны только на правящий политический режим в стране, поэтому как только его свергают – китайцы теряют все влияние.

Почему избран такой способ внедрения – строительство крупного линейного инфраструктурного объекта? Дело в том, что этот способ дает возможность во время строительства наладить отношения с большим количеством чиновников и региональных элит всех уровней, укрепить связи по всем направлениям, собрать огромное количество информации и позволить своим сервисным компаниям окрепнуть и получить заказы от других поставщиков. Способ, не лишенный недостатков, но довольно основательный и при стабильной политической обстановке эффективный. К примеру, сейчас действующих юридических лиц с китайским участием в Казахстане 501 (435 мелких, 32 средних и 34 крупных), которые контролируют четверть добычи нефти, примерно треть оборота нефтепродуктов, частично поставки газа на юг Казахстана, часть импорта продовольствия и товаров народного потребления. Очень хорошее проникновение у Китая еще в экономику Туркменистана (газовая отрасль и телекоммуникации) и Таджикистана (торговля, строительные материалы, сельское хозяйство, горнодобывающая отрасль, дороги). Также в 2012 году Китай стал ведущим торговым партнером Казахстана – товарооборот превысил российский.

К 2013 году уже становится понятно, как Китай будет в западном направлении действовать – он будет развивать 4 главные типа сотрудничества:

  1. Строительство железной дороги «Китай-Иран» и автодорог в Средней Азии.
  2. Газо- и нефтепроводы из Казахстана и Туркменистана в Китай. Самый длинный в мире газопровод в 8074 кмот Туркменистана до Шанхая и Гуанчжоу стоимостью 22,6 миллиарда долларов будет поставлять 30 миллиардов кубометров газа. Ну а нефтепровод «Атасу-Алашанькоу» будет поставлять 7-10 миллионов тонн казахстанской и российской нефти в Китай. Это сопровождается скупкой нефтегазовых активов в Туркменистане и Казахстане.
  3. Автомобильная дорога «Западная Европа — Западный Китай», опорными точками которой служат с востока АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» в Казахстане, а с запада китайско-белорусский индустриальный парк. Вдоль этой трассы на территории Казахстана, а потом и России, будут построены склады, заправки, закусочные и прочая придорожная инфраструктура. По всей видимости, делать это будут китайские предприниматели.
  4. Раздача кредитов как в рамках ШОС, так и вне данной организации – то есть напрямую. Предварительная сумма кредитов озвучивалась как около 10 миллиардов долларов, но нет сомнения, что при необходимости Китай легко увеличит данную сумму в 2 или 3 раза. Учитывая, какие проблемы с государственными финансами в Таджикистане и Кыргызстане эти деньги будут востребованы.

В ближайшие 2-4 года Китай, если ему не препятствовать, окончательно закрепится в регионе, получит мощные рычаги давления на все действующие политические режимы – в основном через экономику. К примеру, китайские компании выступают уже посредниками в отношениях между странами региона – они закупали туркменский газ для юга Казахстана, когда Узбекистан Может ли с этим что-то сделать Россия, чью зону влияния занимает Китай? По всей видимости, нет – ведь, несмотря на ограничения Таможенного Союза, экономическое продвижение Китая даже в Казахстане не удалось остановить, не говоря уже о странах Средней Азии, которые в ТС не входят. В этой ситуации России остается только полагаться на США, которые смогут вышибить китайцев из региона и затем, возможно из него уйдут, позволив России занять снова ее зону влияния. Надежда довольно зыбкая, но из-за пассивности нынешней российской внешней политики видимо наиболее реалистичная.

Однако для жителей региона противоборство США и Китая означает следующее – лучшим способом убрать китайцев из страны до сих остается свергнуть сотрудничающий с ними режим или изменить саму страну, подогревая там сепаратизм. Таким образом, такая политическая борьба вполне может привести к переформатированию государств региона так, как это сейчас происходит в Северной Африке и Ближнем Востоке. И как избежать такой участи, пока непонятно.