Четыре коридора и Жемчужное ожерельеОпубликовано: Марат ШибутовЧетыре коридора и Жемчужное ожерелье. Казахстан задействован в китайских планах по обеспечению энергетической безопасности. В этом и состоит основа сотрудничества КНР и Казахстана (и никаких других тем там нет) // Tengrinews.kz. 20.02.2012 : http://tengrinews.kz/opinion/234/

Марат Шибутов

Каждый раз, когда говорят о присутствии Китая в казахстанской нефтегазовой отрасли, упускается один серьезный момент — у нас не говорят, что это значит для Китая, какую часть в стратегии Китая занимает его продвижение в Казахстан и в регион Центральной Азии в целом.

В настоящее время Китай импортирует около 55,2 процента необходимой ему нефти — это около 240 миллионов тонн. По расчетам исследователя Института проблем транспорта при Комитете по национальному развитию и реформе Ло Пина, к 2015 году доля импортной нефти в Китае повысится до 65 процентов. Страна будет импортировать 370 миллионов тонн нефти, или 7,4 миллиона баррелей в сутки, при прогнозируемом потреблении 570 миллионов тонн. Основное количество импортной нефти приходит из стран Персидского залива и Ирана, то есть района Индийского океана. Получается, кто контролирует пути доставки нефти в Китай в Индийском океане, тот и контролирует сам Китай, так как может в любое время перекрыть поставки.

Разумеется, китайцы недовольны таким положением дел и предпринимают 4 выхода из него:

1) строительство в ближайшее время около 30 АЭС, что позволит внедрять общественный электротранспорт в городах и сократить потребление бензина;

2) строительство нефтебаз в портах и на границах;

3) диверсификация коридоров доставки нефти и газа или так называемая «Стратегия четырех коридоров;

4) обеспечение безопасности маршрутов через Индийский океан или стратегия «Жемчужное ожерелье».

Если со строительством АЭС все ясно — это прекрасно для Казахстана, так как открывает рынок для его ядерного топлива и в целом повышает стоимость урана, то строительство нефтебаз — крайне интересный проект. Нефтебазы строятся в три очереди, и сейчас идет вторая очередь строительства. Нефть и нефтепродукты будут храниться в портах Восточного побережья, в стратегически важных районах и около терминалов нефтепроводов, по которым поставляется нефть. Каждая база имеет емкость не меньше 5,4 миллиона кубометров, или 4,6 миллиона тонн нефти. Одна такая база будет построена около Алашанькоу, и ее емкость будет около 8-10 миллионов тонн нефти. Всего Китай хочет иметь резерв нефти на 100 дней потребления, то есть около 100 миллионов тонн. То есть шантажировать Китай кратковременным отключением того или иного нефтепровода бесполезно — при условии, если наше правительство захочет это сделать.

«Стратегия четырех коридоров» предусматривает организацию 4 маршрутов поставок углеводородов из разных стран:

1. Северо-восточный коридор — поставки из России по трубопроводу ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан). Ежегодный объем поставок в Китай по отводу от данного трубопровода — 15 миллионов тонн. Срок поставок — 20 лет. Завершается трубопровод в Дацине.

2. Северо-западный коридор — поставки из Казахстана и Средней Азии. Поставки включают в себя как нефть, так и газ. Нефть идет по трубопроводу Атасу — Алашанькоу (казахстанская и российская). Ежегодный объем поставок нефти 8-10,9 миллиона тонн, в течение 2012 года ежегодная пропускная способность будет доведена до 13 миллионов тонн. Также по газопроводу «Центральная Азия — Китай» будут идти поставки газа из Туркменистана — в объеме 30 миллиардов кубометров (пропускная мощность сейчас — 40 миллиардов кубометров, но 10 из них идут на казахстанские нужды). К 2015 году планируется построить вторую очередь и довести объемы экспорта до 50-60 миллиардов кубометров.

3. Юго-западный коридор — поставки нефти и газа из Мьянмы и ее портов. Трубопроводы будут запущены в 2013 году, их мощность составит 22 миллиона тонн нефти и 12 миллиардов кубометров газа в год. Он крайне важен для бурно развивающегося Южного Китая и помогает еще крепче привязать Мьянму к Китаю. Данный коридор поможет избежать прохода танкеров через Малаккский пролив.

4. Юго-восточный коридор — морские поставки сжиженного газа из Австралии и стран Персидского залива. Поставки направлены решить дефицит газа в Юго-Восточном Китае.

Для защиты действующего и основного маршрута поставок нефти и сжиженного газа  (85 процентов от импорта примерно) из стран Персидского залива Китай применяет стратегию «Жемчужное ожерелье», то есть строит военно-морские и инфраструктурные базы по всему этому маршруту. Список баз следующий:

1. Остров Хайнань (КНР) — глубоководная китайская военно-морская база, которая способна принимать крупные авианосцы. В ней пост­роены 4 входных туннеля в под­земное хранилище, где могут раз­мещаться подводные лодки с бал­листическими ракетами на борту.

2. Острова Коко (Мьянма) — база с радарной системой слежения за прохождением судов.

3. Остров Мадей (Мьянма) — нефтяной порт.

4. Читтангонг (Бангладеш) — контейнерный порт.

5. Порт Марао (Мальдивские острова) — военно-морская база.

6. Порт Гвадар (Пакистан) — многоцелевой порт и военно-морская база. От него идет шоссе через Каракорум в Синьцзян.

7. Порт Пасни (Пакистан) —  военная база. Связан с Гвадаром скоростной дорогой.

Чтобы обеспечить господство на море, Китай уже построил один авианосец (бывший авианосный крейсер Украины «Варяг»), на котором он отрабатывает управление и строительство уже собственных авианосцев.

Таким образом, Китай использует многоцелевую и разностороннюю стратегию по обеспечению собственной энергетической безопасности, потому что она является ключевой для него.

Казахстан же, получается, задействован в китайских планах по обеспечению энергетической безопасности следующим образом:

1. Поставщик ядерного топлива — пока в виде закиси урана.

2. Поставщик нефти.

3. Транзитное государство для поставок газа.

В этом и состоит основа сотрудничества КНР и Казахстана (и никаких других тем там нет) — то, что нужно на самом деле китайцам. Это достаточно четкая позиция, которая нуждается в дальнейшем осмыслении со стороны Казахстана и построении на этом нашей внешнеполитической стратегии.