КАРТИНА: Верещагин В.В. У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871).
Опубликовано: Шибутов М.М. Матрица противоречий и совпадения интересов Российской Федерации, Казахстана и стран Средней Азии. Основные уровни анализа политики постсоветских стран //
Марат Шибутов
Одной из наиболее популярных тем сейчас является интеграционные объединения постсоветских стран — СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ЦАС и др. Все хотят объединения, но на практике не получается ничего. Как показывает опыт последних лет, все это происходит не только по причинам политических позиций лидеров государств и самих государств, но также из-за непонимания и упрощения политики стран относительно друг друга. Все надеются на общий опыт проживания в СССР, но республики и в то время достаточно сильно отличались друг от друга, а ведь уже прошло 17 лет, как распался Советский Союз, и бывшие советские республики получили государственную независимость. Различий между нашими странами все больше, а общего все меньше. Этот негативный процесс, как начался в 1991 году, так и не собирается останавливаться в году 2008-м. Под пропагандистские шумные уверения о дружбе и интеграции наши страны все больше расходятся под действием гравитационного притяжения других крупных геоэкономических и геополитических субъектов.
Немалую роль в этом играют научные и экспертные сообщества в постсоветских странах, которые зачастую не могут предложить своим властям хорошо проработанные предложения для принятия реальных политических и экономических решений, зачастую лишь постфактум описывают «сильные и слабые стороны» уже принятых решений, дают запоздалый анализ «текущей ситуации» в момент давно идущих позитивных или негативных процессов. Поэтому партнеры по интеграционным объединениям в лице президентов и правительств постсоветских стран не учитывают интересы друг друга и многочисленные соглашения остаются только на бумаге, — у них, как у генералов на поле боя, просто нет готовых разработок своих гражданских генеральных штабов, нет дерзких и глубоко проработанных стратегических планов. Так что дело тут отнюдь не только, и даже не столько в пресловутом «вашингтонском обкоме партии» или других внешних операторах процессов на территории наших стран.
В нижеприведенной таблице показана матрица противоречий и совпадения интересов Российской Федерации и стран Средней Азии. Она позволяет достаточно ясно увидеть реальный уровень интеграции постсоветских стран на примере региона Казахстана и Средней Азии.
Матрица противоречий и совпадения интересов Российской Федерации, Казахстана и стран Средней Азии
№ |
Интересы |
Что хочет Российская Федерация |
Чего хотят Казахстан и страны Средней Азии |
||||
Казахстан |
Кыргызстан |
Узбекистан |
Таджикистан |
Туркменистан |
|||
1. Разработка полезных ископаемых и экспортно-импортные операции |
|||||||
1.1 | Разработка месторождений нефти и газа | Совместная разработка и переработка. Закупка углеводородов и их перепродажа | Выделение небольшой доли в разработке. Совместная переработка (Оренбургский ГПЗ) | Нет | Только поставка газа РФ | Нет | Только поставка газа РФ |
1.2 | Разработка урановых месторождений | Получение максимального количества урана | Совместная переработка | Нет | Нет | Нет | Нет |
1.3 | Разработка месторождений железа и алюминия | Совместная разработка и переработка | Поставка сырья по максимальной цене | Нет | Нет | Совместная работа по выплавке алюминия | Нет |
1.4 | Разработка месторождений цветных металлов | Совместная разработка и переработка | Конкуренция на рынках и за минеральную базу | Нет | Нет | Нет | Нет |
1.5 | Разработка месторождений благородных металлов | Совместная разработка и переработка | Конкуренция на рынках | Конкуренция на рынках | Конкуренция на рынках | Нет | Нет |
1.6 | Разработка месторождений неметаллических ископаемых | Совместная разработка и переработка | Конкуренция на рынках и за минеральную базу | Нет | Нет | Нет | Нет |
1.7 | Экспорт в Россию | Получение сырья и товаров, не производящихся в РФ | По ряду позиций конкуренция с российскими производителями (уголь, профиль. зерно и т.д.) | Поставки продукции сельского хозяйства | Максимальные поставки газа, овощей, фруктов и автомобилей | Поставки продукции сельского хозяйства | Продажа газа |
1.8 | Импорт из России | Поставка товаров с максимальной добавочной стоимостью | Промышленные товары, продукция машиностроения, продукция ВПК и наукоемких технологий | Промышленные товары, продукция машиностроения | Промышленные товары, продукция машиностроения | Промышленные товары, продукция машиностроения | Промышленные товары, продукция машиностроения |
2. Транспортировка углеводородного сырья |
|||||||
2.1 | Транспортировка газа | Полный контроль за транспортными коридорами. Регулирование поставок. Максимальные тарифы | Минимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры | Нет | Минимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры | Нет | Минимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры |
2.2 | Транспортировка нефти | Полный контроль за транспортными коридорами. Регулирование поставок. Максимальные тарифы | Минимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры | Нет | Минимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры | Нет | Минимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры |
3. Транспортировка товаров |
|||||||
3.1 | Поставка товаров в Европу | Полный контроль за транспортными коридорами. Регулирование поставок. Максимальные тарифы | Минимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры | Не участвует | Минимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры | Не участвует | Минимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры |
3.2 | Поставка товаров в Китай | Минимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры | Максимальные собственные поставки и транзит | Не участвует | Не участвует | Не участвует | Не участвует |
3.3 | Поставка товаров в Южную Азию | Минимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры | Возможно участие как перевалочной базы и территории транзита | Не участвует | Возможно участие как перевалочной базы и территории транзита | Не участвует | Возможно участие как перевалочной базы и территории транзита |
4. Энергетика |
|||||||
4.1 | Поставка электроэнергии | Сокращение зависимости, поставка собственной электроэнергии | Экспорт электроэнергии в Россию из Экибастуза, импорт в западные регионы. Сокращение зависимости за счет строительства ТЭЦ на газе | Обеспечивается собственными ресурсами и поставками из РК | Обеспечивается собственными ресурсами | Обеспечивается собственными ресурсами | Обеспечивается собственными ресурсами |
4.2 | Строительство АЭС и ГРЭС | За счет наличия собственных технологий — экспорт их в другие страны | Строительство АЭС в Актау | Новых мощностей не планируется | Новых мощностей не планируется | Строительство ГРЭС | Новых мощностей не планируется |
5. Трансграничные реки и водные ресурсы |
|||||||
5.1 | Реки, текущие с юга на север | Получение максимального стока воды с минимальным загрязнением | Забор максимального количества воды | Нет | Нет | Нет | Нет |
5.2 | Реки, текущие с севера на юг | Забор максимального количества воды | Получение максимального стока воды с минимальным загрязнением | Нет | Нет | Нет | Нет |
6. Трудовая миграция |
|||||||
6.1 | Легальная трудовая миграция | Прием необходимых специалистов | Заинтересован в миграции из РФ высококлассных специалистов, без выезда своих | Заинтересован в максимальной миграции | Заинтересован в максимальной миграции | Заинтересован в максимальной миграции | Выезда нет |
6.2 | Нелегальная трудовая миграция | Ограничение и в скором времени прекращение | Легализация трудовых мигрантов из РФ | Заинтересован в максимальной миграции гастарбайтеров | Заинтересован в максимальной миграции гастарбайтеров | Заинтересован в максимальной миграции гастарбайтеров | Выезда нет |
7. Положение диаспор |
|||||||
7.1 | Положение русскоязычных диаспор (национальный взгляд) | Максимальное переселение в Россию для восполнения убыли трудовых ресурсов | Прекращение миграции и максимальное возвращение уехавших граждан. Примет желающих из Узбекистана и Кыргызстана | Четкой позиции нет. Многие уезжают в Казахстан | Четкой позиции нет. Многие уезжают в Казахстан | Диаспора отсутствует | Выезда нет |
7.2 | Положение русскоязычных диаспор (имперский взгляд) | Использование диаспоры как инструмента влияния на страну | Вывод русскоязычной диаспоры из влияния России | Четкой позиции нет | Консолидированная диаспора отсутствует | Диаспора отсутствует | Консолидированная диаспора отсутствует |
7.3 | Положение диаспор центральноазиатских народов (национальный взгляд) | Строгий отбор при въезде, максимальная ассимиляция | Выезд крайне мал или отсутствует | Заинтересован в максимальной миграции в РФ для снятия демографического давления | Заинтересован в максимальной миграции в РФ для снятия демографического давления | Заинтересован в максимальной миграции в РФ для снятия демографического давления | Выезда нет |
7.4 | Положение диаспор центральноазиатских народов (имперский взгляд) | Заселение пустующих территорий. Использование диаспоры как инструмент влияния | Поддержка соотечественников, как за счет культурных связей, так и за счет переселения | Консолидированная диаспора отсутствует | Консолидированная диаспора отсутствует | Консолидированная диаспора отсутствует | Имеется диаспора из оппозиционных режиму людей, что является предметом торга |
8.Образование |
|||||||
8.1 | Открытие филиалов ВУЗов | Открытие филиалов российских ВУЗов, но ранних стадий обучения — для возможной вербовки перспективных кадров | Способствование открытию филиалов | Способствование открытию филиалов | Обучение в собственных ВУЗах | Способствование открытию филиалов | Обучение в собственных ВУЗах |
8.2 | Направление студентов гражданских специальностей на учебу | Получение прибыли, формирование дружественной элиты | Широкая программа отправки студентов | Широкая программа отправки студентов | Возможно, но небольшими группами | Возможно, но за счет России | Обучение в собственных ВУЗах |
8.3 | Направление студентов военных специальностей на учебу | Получение прибыли, формирование дружественной элиты | Широкая программа отправки студентов | Широкая программа отправки студентов | Возможно, но небольшими группами | Возможно, но за счет России | Обучение в собственных ВУЗах |
9.Наука |
|||||||
9.1 | Покупка технологий | Максимальный экспорт технологий без продажи лицензии | Покупка эксклюзивных технологий, в настоящее время не используемых в РФ | Нет возможности для покупки | Нет возможности для покупки | Нет возможности для покупки | Нет возможности для покупки |
9.2 | Совместные научные проекты | Разработка совместных проектов при преимущественном финансировании другой стороны | Финансирование совместных проектов в области космоса, биотехнологий, ядерных технологий | Нет возможности для разработки | Нет возможности для разработки | Нет возможности для разработки | Нет возможности для разработки |
Красным цветом (жирным шрифтом) отмечено противоречие с интересами РФ, желтым нейтральное отношение, зеленым цветом (косым шрифтом) совпадение интересов.
Как видим, чаще всего нейтральный уровень мы видим там, где «нет возможности для разработки, покупки», где, собственно, нет глубокого сотрудничества. А большая часть противоречий и совпадений интересов российского геоэкономического тяжеловеса с Казахстаном и со странами Средней Азии практически полностью наблюдалась и десять лет назад. Это и есть реальный ощутимый результат интеграционных усилий наших стран, — т.е. почти полное отсутствие ощутимого результата.
Подобную матрицу можно дорабатывать, совершенствовать, уточнять. Главное, что хотелось бы ею продемонстрировать на данном семинаре, посвященным интеграционным процессам в среднеазиатском/центральноевразийском регионе — анализ интеграции должен быть и, с одной стороны, системным и полным, и, с другой стороны, понятен для восприятия политическим руководством.
На мой взгляд, в политике стран СНГ можно выявить несколько уровней со своими особенностями, которые необходимо учитывать в подобной работе:
1. Уровень «исторической судьбы». Политика на этом уровне определяется глобальными геополитическими факторами, развитием истории и суперэтносов. Перемены на этом уровне идут десятками и сотнями лет. Изменения в политике обычно связаны или с коренной трансформацией страны или с мировыми войнами.
2. Уровень «политического руководства». На данном уровне определяется текущая политика страны. Обычно она делается высшим политическим руководством страны. Поэтому данный уровень с одной стороны наиболее открытый и доступный для изучения, а с другой наиболее непредсказуемый, так как первые лица страны в угоду узкособственническим интересам вполне могут пойти против естественного развития событий.
3. Уровень «экономических интересов». Кроме геополитических и политических, у государства есть еще и экономические интересы, которые оно хочет соблюсти. Допустим, Россия и Казахстан являются политическими союзниками, но в сфере продажи углеводородов и зерна они конкуренты. Но это компенсируется сотрудничеством в атомной отрасли, ВПК и энергетике. Из-за сохранившихся хозяйственных связей и экономико-географических факторов политика тут меняется с ритмом 5-10 лет, а то и больше.
4. Уровень «регионов и ФПГ». Каждое государство неоднородно — там есть группы влияния, и есть региональные элиты, чьи интересы часто не совпадают с интересами других уровней. Часто они настолько сильны, что их лоббистские усилия определяют политику уровней № 2 и 3. Региональные элиты могут определять характер и интенсивность приграничного сотрудничества. В любом случае, и ФПГ и региональные элиты надо учитывать и даже использовать как союзников. Этот уровень наиболее быстрый — изменения идут за месяцы и годы.
5. Уровень «человек к человеку». Тут уровень определяется исторической судьбой, а также взаимной комплиментарностью государствообразующих этносов. Отдельные изменения могут быть вызваны политикой на уровне № 2 , выражаемом в пропаганде СМИ, но это легко изменяемый эффект.
Все эти уровни могут противоречить друг другу, преобладать или быть незаметными в тот или иной период времени, что и составляют колебания политики государства. Позиция любого из движущих сил может меняться под влиянием внешних сил или глобальных политических изменений, что необходимо постоянно учитывать.
Зная позицию партнеров по любому вопросу, можно будет учесть их интересы и предложить взаимовыгодное партнерство, чего так нашим евразийским — постсоветским — странам и не хватает сейчас.