Матрица противоречий и совпадения интересов Российской Федерации, Казахстана и стран Средней Азии.  Основные уровни анализа политики постсоветских странКАРТИНА: Верещагин В.В. У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871).

Опубликовано: Шибутов М.М. Матрица противоречий и совпадения интересов Российской Федерации, Казахстана и стран Средней Азии. Основные уровни анализа политики постсоветских стран // Информационно-аналитический центр МГУ. 01.04.2008.

Марат Шибутов

Одной из наиболее популярных тем сейчас является интеграционные объединения постсоветских стран — СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ЦАС и др. Все хотят объединения, но на практике не получается ничего. Как показывает опыт последних лет, все это происходит не только по причинам политических позиций лидеров государств и самих государств, но также из-за непонимания и упрощения политики стран относительно друг друга. Все надеются на общий опыт проживания в СССР, но республики и в то время достаточно сильно отличались друг от друга, а ведь уже прошло 17 лет, как распался Советский Союз, и бывшие советские республики получили государственную независимость. Различий между нашими странами все больше, а общего все меньше. Этот негативный процесс, как начался в 1991 году, так и не собирается останавливаться в году 2008-м. Под пропагандистские шумные уверения о дружбе и интеграции наши страны все больше расходятся под действием гравитационного притяжения других крупных геоэкономических и геополитических субъектов.

Немалую роль в этом играют научные и экспертные сообщества в постсоветских странах, которые зачастую не могут предложить своим властям хорошо проработанные предложения для принятия реальных политических и экономических решений, зачастую лишь постфактум описывают «сильные и слабые стороны» уже принятых решений, дают запоздалый анализ «текущей ситуации» в момент давно идущих позитивных или негативных процессов. Поэтому партнеры по интеграционным объединениям в лице президентов и правительств постсоветских стран не учитывают интересы друг друга и многочисленные соглашения остаются только на бумаге, — у них, как у генералов на поле боя, просто нет готовых разработок своих гражданских генеральных штабов, нет дерзких и глубоко проработанных стратегических планов. Так что дело тут отнюдь не только, и даже не столько в пресловутом «вашингтонском обкоме партии» или других внешних операторах процессов на территории наших стран.

В нижеприведенной таблице показана матрица противоречий и совпадения интересов Российской Федерации и стран Средней Азии. Она позволяет достаточно ясно увидеть реальный уровень интеграции постсоветских стран на примере региона Казахстана и Средней Азии.

Матрица противоречий и совпадения интересов Российской Федерации, Казахстана и стран Средней Азии

Интересы

Что хочет Российская Федерация

Чего хотят Казахстан и страны Средней Азии

Казахстан

Кыргызстан

Узбекистан

Таджикистан

Туркменистан

1. Разработка полезных ископаемых и экспортно-импортные операции

1.1Разработка месторождений нефти и газаСовместная разработка и переработка. Закупка углеводородов и их перепродажаВыделение небольшой доли в разработке. Совместная переработка (Оренбургский ГПЗ) НетТолько поставка газа РФ НетТолько поставка газа РФ
1.2Разработка урановых месторожденийПолучение максимального количества уранаСовместная переработка НетНетНетНет
1.3Разработка месторождений железа и алюминияСовместная разработка и переработкаПоставка сырья по максимальной цене НетНетСовместная работа по выплавке алюминия Нет
1.4Разработка месторождений цветных металловСовместная разработка и переработкаКонкуренция на рынках и за минеральную базу НетНетНетНет
1.5Разработка месторождений благородных металловСовместная разработка и переработкаКонкуренция на рынках Конкуренция на рынках Конкуренция на рынках НетНет
1.6Разработка месторождений неметаллических ископаемыхСовместная разработка и переработкаКонкуренция на рынках и за минеральную базу НетНетНетНет
1.7Экспорт в РоссиюПолучение сырья и товаров, не производящихся в РФПо ряду позиций конкуренция с российскими производителями (уголь, профиль. зерно и т.д.) Поставки продукции сельского хозяйства Максимальные поставки газа, овощей, фруктов и автомобилей Поставки продукции сельского хозяйства Продажа газа
1.8Импорт из РоссииПоставка товаров с максимальной добавочной стоимостьюПромышленные товары, продукция машиностроения, продукция ВПК и наукоемких технологий Промышленные товары, продукция машиностроения Промышленные товары, продукция машиностроения Промышленные товары, продукция машиностроения Промышленные товары, продукция машиностроения

2. Транспортировка углеводородного сырья

2.1Транспортировка газаПолный контроль за транспортными коридорами. Регулирование поставок. Максимальные тарифыМинимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры НетМинимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры НетМинимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры
2.2Транспортировка нефтиПолный контроль за транспортными коридорами. Регулирование поставок. Максимальные тарифыМинимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры НетМинимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры НетМинимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры

3. Транспортировка товаров

3.1Поставка товаров в ЕвропуПолный контроль за транспортными коридорами. Регулирование поставок. Максимальные тарифыМинимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры Не участвуетМинимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры Не участвуетМинимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридоры
3.2Поставка товаров в КитайМинимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридорыМаксимальные собственные поставки и транзит Не участвуетНе участвуетНе участвуетНе участвует
3.3Поставка товаров в Южную АзиюМинимальные тарифы. Свободные поставки, альтернативные транспортные коридорыВозможно участие как перевалочной базы и территории транзита Не участвуетВозможно участие как перевалочной базы и территории транзита Не участвуетВозможно участие как перевалочной базы и территории транзита

4. Энергетика

4.1Поставка электроэнергииСокращение зависимости, поставка собственной электроэнергииЭкспорт электроэнергии в Россию из Экибастуза, импорт в западные регионы. Сокращение зависимости за счет строительства ТЭЦ на газе Обеспечивается собственными ресурсами и поставками из РКОбеспечивается собственными ресурсамиОбеспечивается собственными ресурсамиОбеспечивается собственными ресурсами
4.2Строительство АЭС и ГРЭСЗа счет наличия собственных технологий — экспорт их в другие страныСтроительство АЭС в Актау Новых мощностей не планируетсяНовых мощностей не планируетсяСтроительство ГРЭС Новых мощностей не планируется

5. Трансграничные реки и водные ресурсы

5.1Реки, текущие с юга на северПолучение максимального стока воды с минимальным загрязнениемЗабор максимального количества воды НетНетНетНет
5.2Реки, текущие с севера на югЗабор максимального количества водыПолучение максимального стока воды с минимальным загрязнением НетНетНетНет

6. Трудовая миграция

6.1Легальная трудовая миграцияПрием необходимых специалистовЗаинтересован в миграции из РФ высококлассных специалистов, без выезда своих Заинтересован в максимальной миграцииЗаинтересован в максимальной миграцииЗаинтересован в максимальной миграцииВыезда нет
6.2Нелегальная трудовая миграцияОграничение и в скором времени прекращениеЛегализация трудовых мигрантов из РФ Заинтересован в максимальной миграции гастарбайтеров Заинтересован в максимальной миграции гастарбайтеров Заинтересован в максимальной миграции гастарбайтеров Выезда нет

7. Положение диаспор

7.1Положение русскоязычных диаспор (национальный взгляд)Максимальное переселение в Россию для восполнения убыли трудовых ресурсовПрекращение миграции и максимальное возвращение уехавших граждан. Примет желающих из Узбекистана и Кыргызстана Четкой позиции нет. Многие уезжают в Казахстан Четкой позиции нет. Многие уезжают в Казахстан Диаспора отсутствуетВыезда нет
7.2Положение русскоязычных диаспор (имперский взгляд)Использование диаспоры как инструмента влияния на странуВывод русскоязычной диаспоры из влияния России Четкой позиции нет Консолидированная диаспора отсутствуетДиаспора отсутствуетКонсолидированная диаспора отсутствует
7.3Положение диаспор центральноазиатских народов (национальный взгляд)Строгий отбор при въезде, максимальная ассимиляцияВыезд крайне мал или отсутствуетЗаинтересован в максимальной миграции в РФ для снятия демографического давления Заинтересован в максимальной миграции в РФ для снятия демографического давления Заинтересован в максимальной миграции в РФ для снятия демографического давления Выезда нет
7.4Положение диаспор центральноазиатских народов (имперский взгляд)Заселение пустующих территорий. Использование диаспоры как инструмент влиянияПоддержка соотечественников, как за счет культурных связей, так и за счет переселения Консолидированная диаспора отсутствуетКонсолидированная диаспора отсутствуетКонсолидированная диаспора отсутствуетИмеется диаспора из оппозиционных режиму людей, что является предметом торга

8.Образование

8.1Открытие филиалов ВУЗовОткрытие филиалов российских ВУЗов, но ранних стадий обучения — для возможной вербовки перспективных кадровСпособствование открытию филиалов Способствование открытию филиалов Обучение в собственных ВУЗах Способствование открытию филиалов Обучение в собственных ВУЗах
8.2Направление студентов гражданских специальностей на учебуПолучение прибыли, формирование дружественной элитыШирокая программа отправки студентов Широкая программа отправки студентов Возможно, но небольшими группамиВозможно, но за счет РоссииОбучение в собственных ВУЗах
8.3Направление студентов военных специальностей на учебуПолучение прибыли, формирование дружественной элитыШирокая программа отправки студентов Широкая программа отправки студентов Возможно, но небольшими группамиВозможно, но за счет РоссииОбучение в собственных ВУЗах

9.Наука

9.1Покупка технологийМаксимальный экспорт технологий без продажи лицензииПокупка эксклюзивных технологий, в настоящее время не используемых в РФ Нет возможности для покупкиНет возможности для покупкиНет возможности для покупкиНет возможности для покупки
9.2Совместные научные проектыРазработка совместных проектов при преимущественном финансировании другой стороныФинансирование совместных проектов в области космоса, биотехнологий, ядерных технологий Нет возможности для разработкиНет возможности для разработкиНет возможности для разработкиНет возможности для разработки

Красным цветом (жирным шрифтом) отмечено противоречие с интересами РФ, желтым нейтральное отношение, зеленым цветом (косым шрифтом) совпадение интересов.

 

Как видим, чаще всего нейтральный уровень мы видим там, где «нет возможности для разработки, покупки», где, собственно, нет глубокого сотрудничества. А большая часть противоречий и совпадений интересов российского геоэкономического тяжеловеса с Казахстаном и со странами Средней Азии практически полностью наблюдалась и десять лет назад. Это и есть реальный ощутимый результат интеграционных усилий наших стран, — т.е. почти полное отсутствие ощутимого результата.

Подобную матрицу можно дорабатывать, совершенствовать, уточнять. Главное, что хотелось бы ею продемонстрировать на данном семинаре, посвященным интеграционным процессам в среднеазиатском/центральноевразийском регионе — анализ интеграции должен быть и, с одной стороны, системным и полным, и, с другой стороны, понятен для восприятия политическим руководством.

На мой взгляд, в политике стран СНГ можно выявить несколько уровней со своими особенностями, которые необходимо учитывать в подобной работе:

1. Уровень «исторической судьбы». Политика на этом уровне определяется глобальными геополитическими факторами, развитием истории и суперэтносов. Перемены на этом уровне идут десятками и сотнями лет. Изменения в политике обычно связаны или с коренной трансформацией страны или с мировыми войнами.

2. Уровень «политического руководства». На данном уровне определяется текущая политика страны. Обычно она делается высшим политическим руководством страны. Поэтому данный уровень с одной стороны наиболее открытый и доступный для изучения, а с другой наиболее непредсказуемый, так как первые лица страны в угоду узкособственническим интересам вполне могут пойти против естественного развития событий.

3. Уровень «экономических интересов». Кроме геополитических и политических, у государства есть еще и экономические интересы, которые оно хочет соблюсти. Допустим, Россия и Казахстан являются политическими союзниками, но в сфере продажи углеводородов и зерна они конкуренты. Но это компенсируется сотрудничеством в атомной отрасли, ВПК и энергетике. Из-за сохранившихся хозяйственных связей и экономико-географических факторов политика тут меняется с ритмом 5-10 лет, а то и больше.

4. Уровень «регионов и ФПГ». Каждое государство неоднородно — там есть группы влияния, и есть региональные элиты, чьи интересы часто не совпадают с интересами других уровней. Часто они настолько сильны, что их лоббистские усилия определяют политику уровней № 2 и 3. Региональные элиты могут определять характер и интенсивность приграничного сотрудничества. В любом случае, и ФПГ и региональные элиты надо учитывать и даже использовать как союзников. Этот уровень наиболее быстрый — изменения идут за месяцы и годы.

5. Уровень «человек к человеку». Тут уровень определяется исторической судьбой, а также взаимной комплиментарностью государствообразующих этносов. Отдельные изменения могут быть вызваны политикой на уровне № 2 , выражаемом в пропаганде СМИ, но это легко изменяемый эффект.

Все эти уровни могут противоречить друг другу, преобладать или быть незаметными в тот или иной период времени, что и составляют колебания политики государства. Позиция любого из движущих сил может меняться под влиянием внешних сил или глобальных политических изменений, что необходимо постоянно учитывать.

Зная позицию партнеров по любому вопросу, можно будет учесть их интересы и предложить взаимовыгодное партнерство, чего так нашим евразийским — постсоветским — странам и не хватает сейчас.