Репин Илья Ефимович "Бурлаки на Волге"Репин Илья Ефимович «Бурлаки на Волге»

Опубликовано: Производственные кооперативы: новый старт — новые возможности. Как реализовать закон о производственных кооперативах. Информационный бюллетень / Под ред. проф. X. Штоффрегена, к.э.н. С.В. Смолянского. — М.: Хлебпродинформ, 1/2, 1998.

Шушкевич Ю.А., начальник отдела международных проектов Минсельхозпрода РФ

Общеизвестно, что в современной рыночной экономике малый бизнес играет исключительно содержательную и стабилизирующую роль. Значение предприятий малого бизнеса определяется высокой степенью их устойчивости, гибкостью, восприимчивостью к неожиданным колебаниям конъюнктуры, а также относительно небольшими объемами средств, необходимыми для из развития или полномасштабной структурной перестройки, реализации новых технологических и организационных схем. В полной мере это относится и к производственным кооперативам, которые согласно закона 1996 г. являются коммерческими организациями.

Исследования последних десятилетий убедительно показали, что обширный, устойчивый и мощный в своей совокупности «малый сектор» является необходимым условием существования крупных промышленных и финансово-промышленных объединений. В странах Запада именно малые предприятия являются производителями технологически сложных и трудоемких комплектующих, малосерийных и уникальных продуктов и изделий (в том числе даже для авиакосмической техники), обеспечивают обширный сектор функционирования финансовой и кредитной систем, способствуют успешному решению социальных проблем своих государств.

В более узком аспекте, связанном с деятельностью финансовых институтов, малый бизнес также представлен достаточно широко. Несмотря на то, что кредитные риски, устанавливаемые международными банками для этой категории предприятий несколько выше, чем для более крупных корпоративных клиентов, работа с «малым сектором» экономики оказывается весьма плодотворной. Можно констатировать, что более высокие риски по «корпоративной надежности» вполне эффективно компенсируются лучшей надежностью проектов малого бизнеса в плане менеджмента, сбыта и возможностей использования специфических внутренних резервов.

К сожалению, в современной российской экономике малый бизнес так до сих пор не занял подобающего места. Явившись в свое время локомотивом рыночных реформ, определив во многом направление политического реформирования общества, после шести лет радикальных преобразований этот сектор пребывает как бы вне сферы интересов как государства, так и во все большей степени принимающих на себя общественные функции финансово-промышленных институтов.

Конечно, сложившееся положение во многом объясняется сильнейшим экономическим кризисом, коллапсом целых отраслей, регионов и социальных групп. В таких условиях «выживание сильнейших» во многом связано не с реальной экономической эффективностью, а с возможностями реализации разного рода монопольных эффектов, использования личных связей для приобретения преференций, льгот и т.д. В борьбе за указанные ресурсы выживания верх одерживают, вполне естественно, крупнейшие предприятия, банки и финансово-промышленные группы. Однако результатом подобной «крупной игры» являются не только продолжающаяся стагнация крупного производства, но и стагнация всех других видов «белого» бизнеса, включая малый.

Когда почти год назад британские экономисты, а вслед за ними эксперты российского правительства отметили рост объемов потребления электроэнергии, свидетельствовавший как бы о начале «выздоровления» экономики на фоне продолжающегося снижения основных статистических показателей, стало ясно, что весь прирост происходит «в тени».

Иными словами, малый бизнес, поставленный в заведомо неравные условия открытой и честной игры, реализует свой созидательный потенциал в секторе теневой экономики. С одной стороны, конечно, это положительный факт, однако с другой в том мало что хорошего ни для общества, ни для людей, вынужденных реализовывать свою энергию и знания за гранью закона.

Примечательно, что одним из положительных моментов зарубежной помощи, оказывавшейся России в первые годы реформ было подчеркнуто высокое внимание именно к сфере малого бизнеса. Прагматизм наших зарубежных доноров здесь, возможно, если и не был связан с намерением вывести экономику России на новые рубежи, однако уж точно с желанием помочь созданию среднего класса собственников и профессионалов, гарантировавшего бы страну от политических потрясений.

Анализ ситуации, складывающийся с развитием и поддержкой малого бизнеса, все больше вызывает из памяти известный лозунг «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». К сожалению, реальность именно такова, что без деятельной и активной работы самих руководителей малого бизнеса ни государственной, ни зарубежной помощи или поддержки им не поступит.

Однако так ли уже плачевны перспективы небольших предприятий, фирм, кооперативов по отстаиванию своего места под солнцем? Ведь в их распоряжении часто находится уникальный технологический, операционный, интеллектуальный и, как ни странно, материальный капитал. Грамотное использование имеющихся ресурсов позволяет, при известной последовательности и профессиональных действиях, добиваться высоких и устойчивых положительных результатов.

В данной статье, описывая возможности взаимодействия малого бизнеса с внешним «большим» миром, мы не будем рассматривать теорию и практику построения неформальных связей, реализации каких-либо эксклюзивных прав или заказов, что, как известно, дано не каждому. Гораздо важнее включение людей в формальные и открытые системы, позволяющие претендовать и добиваться получения внешних ресурсов в режиме честной конкуренции.

Важнейшей из таких систем в современной экономике является банковская сфера, если ее средства не имеют гарантированных высокодоходных вложений вне сферы производства, а вынуждены искать возможность приращения среди тех, кто реально создает вновь созданную стоимость. Сейчас есть все основания полагать, что российские банки постепенно движутся именно в этом направлении.

В данном аспекте малый и средний бизнес становится достаточно привлекательной сферой вложения средств. Не вдаваясь в подробности, назову лишь несколько причин, создающих ему приоритетность по отношению к крупным промышленным и торговым компаниям:

  • большинство крупных и действительно эффективно работающих предприятий уже имеют «свой банк» и закрыты для остальных;
  • в условиях экономического спада крупные производства не всегда могут использовать так называемый «эффект масштаба», поэтому их инвестиционные и кредитные проекты малого бизнеса оказываются более эффективными благодаря минимизации общезаводских и накладных затрат;
  • крупные предприятия вынуждены нести бремя неэффективной и часто из лишней инфраструктуры и затрат по социальной сфере;
  • руководители крупных предприятий, ответственные за судьбу своих трудовых коллективов и несущие груз формальных и неформальных обязательств перед органами власти, оказываются менее динамичными и восприимчивыми к новым технологическим и инвестиционным решениям, чем их коллеги из малого бизнеса.

Таким образом, у предприятий малого и среднего бизнеса имеется реальная возможность выйти на равноправное конструктивное сотрудничество с банковскими институтами. Весь вопрос в том, в каких формах и каким образом это сотрудничество возможно реализовать.

Не претендуя на полноту, дадим краткий перечень российских и международных финансовых институтов, имеющих возможность работы с предприятиями малого и среднего бизнеса, в том числе и с производственными кооперативами, источники возможных инвестиций и основные требования, предъявляемые к клиентам (табл. 1).

Как видно из представленных сведений о финансовых институтах — возможных партнерах малого бизнеса, у потенциального получателя кредитов или инвестиций существует достаточно широкий выбор. К сожалению, очень часто предприниматель, столкнувшись с первой неудачей при общении с банкиром или иным сотрудником финансового учреждения, утрачивает интерес и надежду на результативное сотрудничество. Как показывает опыт, предприниматель здесь совершает следующие наиболее распространенные ошибки:

  • отсутствует проработанный и профессионально составленный бизнес-план;
  • бизнес-план часто подменяется простым проектным предложением на 2-3 страницах;
  • для проектов, обеспечение которых связано с текущей деятельностью пред приятия, отсутствуют результаты общего или инвестиционного аудита (часто по причине наличия «теневой» составляющей, которую следует минимизировать при работе с финансовыми донорами);
  • слабо проработана техническая сторона проекта (отсутствуют ТЭО, согласованные технические условия и т.д.);
  • отсутствуют профессионально оформленные предложения и заказы на оборудование, в особенности на импортное.

Наконец серьезную негативную роль при подготовке и продвижении проекта играет неготовность предпринимателя нести издержки, связанные с подготовкой проектной документации, осуществлением аудита, экспертизы и т.д. Часто отсутствует и готовность идти на значительные затраты времени, необходимого для работы экспертов и приглашаемых инвесторами специалистов. Здесь, возможно, срабатывает инерция аналогии с порядком принятия решений в «теневом» секторе, который отличается не только оперативностью, но, часто и бездокументарностью. Напротив, при сотрудничестве с открытыми финансовыми институтами, особенно с западными, объем необходимой юридической работы может оказаться весьма большим. Однако понесенные затраты окупаются не только полученными в итоге кредитными и инвестиционными ресурсами, но и опытом, который в следующий раз позволит намного сократить этот путь (см. в качестве примера приложение).

На этом пути российского предпринимателя может утешать и то обстоятельство, что в западной экономической системе затраты на подготовку, экспертизу и реализацию проектов могут достигать 5-10% от их стоимости, что только общий аудит среднего по размерам предприятия обходится в 25-40 тыс. долларов.

Таблица 1

Название банка/фонда

Источник средств

Основные требования

Европейский банк реконструкции и развития — сеть фондов по поддержке малого бизнеса (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Томск, Тула, Самара, Кемерово, Ростов-на-Дону, Смоленск) Собственные средства ЕБРР и средства стран-доноров Европейского Союза Проект должен отличаться «максимальной рыночностью», реализовывать принципиально новые технологии, методы работы, продукцию или услуги. Необходим продолжительный опыт работы предпринимателя именно в данном секторе рынка. Наличие профессионального западного партнера очень желательно. Все инвестиции осуществляются в уставной капитал при сохранении контрольного пакета за российским партнером. По истечении срока окупаемости инвестор продает свою долю в предприятии с преимущественным правом российского партнера по ее приобретению
Европейский банк реконструкции и развития — программа микрокредитов (от 100 до 50.000 долларов). Партнеры с российской стороны — Автовазбанк, Мосбизнесбанк, Банк Петровский (С.Петербург) Средства ЕБРР и собственные средства банков Наличие ясных перспектив для развития бизнеса, достаточного опыта работы в предпринимательской сфере и минимального залогового обеспечения. Финансирование предоставляется в форме кредитов
Российские банки — участники программы «Развитие финансовых институтов» Средства кредитной линии ЕБРР и Всемирного банка Отбор для инвестиционных проектов осуществляется российскими банками самостоятельно, исходя из рекомендованных им международных критериев проектного финансирования. Инвестиции предоставляются в форме долгосрочных кредитов, номинированных в СКВ. Основное преимущество последних — относительно низкая процентная ставка, жестко привязанная к международным котировкам финансового рынка
Инвестиционный фонд СИТА — Россия Собственные средства фонда Инвестиции в уставной капитал и кредиты для реализации инвестиционных проектов, желательно с участием партнеров из США или Канады (капитал, оборудование, закупки товаров)
Техническая помощь Правительства США Техническая помощь США Организации, уполномоченные Правительством США на осуществление программ технической помощи, имеют возможность предоставлять кредиты или инвестировать в уставной капитал предприятий (до 200-300 тыс.долларов) , работающих в сфере одного из приоритетных направлений техпомощи (питание детей, ядерная безопасность, охрана окружающей среды и т.д.)
Сбербанк России Собственные средства плюс средства кредитной линии ЕБРР Кредитование относительно быстро окупаемых проектов с достаточным залоговым обеспечением
Инкомбанк Собственные средства плюс средства кредитной линии ЕБРР Кредитование проектов с быстрыми и средними сроками окупаемости и достаточным залоговым обеспечением
Международный агропромышленный фонд Собственные средства Предоставление ликвидных банковских гарантий под инвестиционные проекты, связанные с сельским хозяйством и пищевой переработкой. Стоимость гарантируемых инвестиций — от 200 тыс. долларов США. Требуется поддержка проекта со стороны местной администрации и адекватное залоговое обеспечение
Программа складского кредитования Средства компании «Каргилл», банк ABN AMRO (Голландия) и ДР- Реализация широко распространенной в странах Запада схемы гарантирования товарного кредита залогом специально сертифицированного товара. Сертификационные документы («складские расписки») выпускаются компаниями, имеющими в этой сфере мировой авторитет (например, SGS Швейцария)
Столичный Банк Сбережений — Агропромбанк Собственные средства, бюджетные ресурсы Программа льготного кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств. Фактор льготности связан с низкой процентной ставкой, в то время как заемщик должен представить четкий план работы и адекватное залоговое обеспечение
Государственная инвестиционная программа Средства государственного бюджета РФ, выделяемые Министерством финансов РФ через уполномоченные банки Предоставление льготных (1/4 учетной ставки ЦБ) долгосрочных инвестиционных кредитов или участие в уставном капитале российских предприятий, победивших на инвестиционном конкурсе, проводимом Министерством экономики. Нет формальных ограничений по размеру инвестиционного проекта, имеются прецеденты победы на конкурсе проектов среднего бизнеса

 

В финансовом мире действует интересный принцип, известный как ответ на вопрос «Легко ли заработать миллион?» (долларов, разумеется). Ответ гласит, что, конечно же, легко — если у тебя уже один миллион имеется. Иными словами, трудно подняться, встать на ноги. Однако если это удалось, то дальнейшее развитие количественно оказывается не таким уж и сложным. Исходя из этого, не следует переоценивать первоначальные затраты сил и средств. Ведь первый успешный опыт сотрудничества с кредитором или инвестором становится великолепной кредитной карточкой, радикально облегчающей решение проблем собственного развития через временное использование внешних финансовых ресурсов — т.е. через те самые кредиты и инвестиции. С предприятием, умеющим зарабатывать и возвращать, сотрудничают активно и охотно. Вот почему все расходы по подготовке проекта, включая личное время предпринимателя, должны расцениваться как важное и перспективное вложение собственного капитала.

Здесь можно пожелать, помимо удачи и терпения, чтобы на пути каждого разумного и эффективного проекта производственного кооператива встречались бы настоящие профессионалы.

Приложение

КАК ГОТОВИТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предварительная информация о проекте, предлагаемом для рассмотрения Проектной Инвестиционной Группе (PPU) Европейского Банка Реконструкции и Развития, должна содержать следующее.

 I. Инициатор проекта

Название, адрес, специалисты для кон тактов.

Учредители и форма собственности, срок деятельности, некоторые подробности.

Количество сотрудников, их квалификация и опыт.

Род деятельности, выпускаемая продукция (услуги), годовой оборот.

Экспорт и/или импорт.

Капитал и задолженность российского партнера, структура капитала (основные и оборотные средства и т.д.).

Обоснование целесообразности инвестиций в проект.

Связи с зарубежными партнерами, компаниями или банками (некоторые подробности).

II. Зарубежный партнер (партнеры)

Название и адрес (если партнер определен, то приложите соответствующую документацию).

Ожидаемое участие:

общее управление;

техническое содействие, обучение, внедрение новой технологии, НИР;

поставки оборудования;

финансовое участие.

III. Проект/совместный проект

Проект и производство

Предпосылки и краткое описание типа (новое строительство или реконструкция).

Вид продукции и предполагаемые объемы.

Средне- и долгосрочная инвестиционная стратегия.

Технология и ресурсы

Краткое описание технологии.

Возможные поставщики оборудования.

Сырье, местное/импорт.

Наличие трудовых ресурсов и инфра структура.

Инвестиционный бюджет

Этапы инвестиций и сметная стоимость (в рублях и СКВ), по статьям:

отвод земель;

здания и сооружения;

инфраструктура;

производственное оборудование;

техника.

Первоначальные затраты.

Необходимые оборотные средства.

Управление и маркетинг

Предполагаемая организация управления и необходимая помощь (в управлении, производстве, организации маркетинга, финансов и т.д.).

Предполагаемый рынок реализации продукции (местный, региональный, общенациональный) . Экспортные возможности продукции.

Планируемый объем продаж, цены и ожидаемая доля рынка.

Пути распределения.

Конкуренты, количество, названия, объемы реализации и доля рынка.

Цены на аналогичную продукцию.

Импорт, возможность замещения.

Структура финансирования

Участники:

вклад Российского и инвестиционного партнеров;

участие финансовых институтов (инвестиции в капитал или займы).

Финансирование со стороны ЕБРР:

заем;

уставный капитал;

вместе.

Планируемая финансовая организация, данные по рентабельности и возврату инвестиций.

Риски и факторы, влияющие на прибыльность.

IV. Обеспечение проекта

Инвестиционный климат: льготы и другая поддержка проекта.

Ожидаемый вклад проекта в развитие экономики.

Взаимодействие с государственными, региональными, правительственными про граммами и органами.

Правовые и налоговые условия реализации проекта.

V. Другие факторы

Государственная поддержка, одобрение планируемых инвестиций.

Существующая документация и отчеты по проекту.

Основные участники проекта и ключе вые контакты.

Наличие ТЭО по аналогичным проектам.

Предполагаемый график подготовки и реализации проекта.