ФОТО: В связи тем, что в Николаеве 524 лифта находятся в аварийном состоянии и требуют ремонта, уже 65 из них остановлены, а на этой неделе будут отключены еще 345. Вскоре будут остановлены все опасные лифты, сообщили в Управлении Госгорпромнадзора в Николаевской области: Газета «Задира».
Опубликовано: Коммунальный комплекс России. 01.02.2014.
Яков Шустов
Изношенность российского жилого фонда давно уже стала излюбленной темой не только коммунальщиков, но и политиков. Однако это беда не только России. На постсоветском пространстве в той или иной степени этой проблемой обеспокоены все страны. В некоторых бывших республиках вопрос ветхости жилья стоит остро. Этим отличается Молдавия. В других, например в Казахстане, годы самостоятельности ознаменовались бурным строительством. Но изношенность жилого фонда и коммуникаций беда общая. В разных регионах проблемы коммунального хозяйства решают по-разному. Иногда методами, которые могут показаться нам экзотическими.
Украинский эксперимент
Износ жилых домов в Украине оценён в 2010 году на 47,2%. Как и у нас, вопросы его содержания, ремонта и модернизации стараются полностью переложить на плечи жильцов. Как показывает практика, лифтовое хозяйство одна из самых уязвимых точек ЖКХ. Ежедневная эксплуатация лифтов, неквалифицированный монтаж, отсутствие профилактики, вандализм быстро выводит подъемные машины из строя. Идея платных лифтов, кажущаяся отечественным потребителям абсурдной, воплощена в практику украинскими коммунальщиками уже более десяти лет. Первые платные лифты в Украине появились в 1992 году в Ялте, но просуществовали там не больше года. В девяностых пытались ввести платные лифты в Херсоне, Белой Церкви. Но система проезда в лифте по платным пластиковым карточкам, непрерывно просуществовала по сей день, только в Житомире. В нулевых платные лифты появились вторично и заняли прочное место в системе ЖКХ. Сейчас они действуют в Кировограде, Ивано-Франковске, Херсоне, Житомире, Белой Церкви, Бердичеве, Северодонецке. В Киеве платных лифтов нет – столица пока в состоянии их дотировать.
Вот как аргументировал директор «Северодонецклифта» Валентин Сычев введение платного проезда на лифтах. «В 2001 году в качестве эксперимента мы поставили терминалы для проезда в пяти лифтах. Оказалось, что введенный карточный проезд — это не только ограждение от беспорядочной эксплуатации лифта, но и экономия электроэнергии более чем на 50%».
Кроме того, он отметил, что финансирование установки терминалов и обслуживания лифтов проводится за счет городского бюджета, при этом, не уточнив сумму реальных затрат. На данный момент в Северодонецке на карточном обслуживании находятся более 180 лифтов. Всего же в городе 423 лифта.
Должники идут пешком
Любопытна и система оплаты проезда в лифте — если у жильца нет задолженности по коммунальным платежам, то он сможет приобрести именную карточку для проезда в лифте на 100 поездок в ЖЭКе, оплатив только единоразовый взнос — 2,7 гривен. После окончания лимита поездок можно обратиться в ЖЭК для пополнения карточки. Однако пользоваться в дальнейшем лифтом бесплатно жилец может только в случае отсутствия задолженности.
Но не все коммунальщики согласны с целесообразностью платного лифта. Вот заместитель генерального директора ЗАО «Отис» Анатолий Охремчук обратил внимание на незаконность подобных инициатив. «Пользование лифтом входит в стоимость коммунальных услуг. А жильцы за эти услуги и так платят. Взимать двойную плату за одну и ту же услугу — верх абсурда и наглости. Людей делают заложниками входа и выхода из собственного дома — это нарушение прав человека, которые закреплены в международных актах. Лифт — обязательное условие для того, чтобы человек смог добраться домой, и плата за него не предусмотрена». Кроме того, получается, что ЖЭКи ставят возможность жильцов пользоваться лифтом в зависимость от степени их расчета по жилищно-коммунальным платежам. Те, кто задолженность погасил, смогут пользоваться карточкой бесплатно. Должники же вынуждены будут дополнительно тратиться на покупку именной карточки.
С законодательной точки зрения плата за лифт — это плата не за услугу по пользованию лифтом, а за услугу по содержанию и ремонту лифта как части общего имущества дома. Учитывая неразбериху, царящую в области начисления тарифов ЖКХ, в Украине в большей степени, чем в Российской Федерации, управляющие компании могут попытаться ввести некорректные начисления. Кировоградцы подсчитали, что вместо фиксированных 15 гривен за лифт, по карточкам они будут платить целых 18 гривен. И это – если кататься на подъемнике не больше двух раз в день. Плата за поездку в украинском лифте колеблется от десяти местных копеек до тридцати, что соответствует сорока нашим копейкам и рублю двадцати. Однако жильцы не довольны. Стоимость такой поездки получается выше, чем в такси в десятки раз. Тем более что за подъем на третий этаж берут столько же, сколько на пятнадцатый.
Вообще предприятия, отвечающие за сбор «лифтовой подати» в один голос твердят, что система платных карточек для проезда в лифте неэффективна. «Надеяться на то, что платный проезд обеспечит целостность и сохранность лифта, не приходится. Практика свидетельствует о том, что люди теряют карточки или не хотят вообще платить, взламывают лифты. Такой практики нет ни в одной стране мира», — говорит заместитель директора компании «Лифтпром-Украина» Наталия Татаренко.
Опираясь на исследования современных урбанистов, мы можем с уверенностью утверждать, что нынешние украинские проблемы спровоцировали, в том числе и подобные эксперименты в области ЖКХ. В богатых, странах, где пара грошей не имеет значения, население не заметило бы подобных «поборов», но для бедных это может стать фактором недовольства, а затем и социального взрыва.
Чаевые для лифтёра. Но насколько права пани Тараненко?
В фильмах о зарубежной, особенно американской, жизни 20-х, начала 50-х годов не редкость сцены в лифтах. Если присмотреться в лифте, и не только отеля, но и жилого дома или офиса, присутствует лифтер. Он нажимает кнопки этажа, помогает с багажом, даже чистит на ходу одежду пассажиров. За это он всегда получает чаевые. Дальнейшая судьба чаевых нам неизвестна, так как фильмы предлагают в дальнейшем более увлекательные погони и интриги. Однако лифтёр никогда не распоряжался чаевыми самостоятельно. Обычно они сдавались старшему швейцару, а он уже отчислял долю механику по лифтам, чтобы лифт всегда был исправен. Уборщику, чтобы лифт блестел. Себе, чтобы не пускал в дом всяких бродяг. И самому лифтеру, разумеется. Таким образом, осуществлялась плата за пользование лифтом. Хозяин дома, тоже не оставался внакладе. Он, таким образом, здорово экономил на зарплате перечисленным сотрудникам. А пассажиры платили за комфортную поездку на лифте.
Подобная практика сохранилась в США до настоящего времени. Это в основном касается элитного жилья. В некоторых апартаментах, претендующих на стиль «олд таймер» подобные чаевые включены в квартирную плату. В офисных зданиях ряда стран Восточно-Азиатского региона арендаторы оплачивают лифт, причем плата начисляется конкретно по занимаемого ими этажу. Однако в Европе такая практика почти не встречается.
А что же в России?
Надо или не надо вводить платные лифты – вопрос для России достаточно актуальный. Нормативные правовые акты, регламентирующие взаимоотношения между гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и собственником жилищного фонда в качестве одного из основных критериев оплаты за жилье устанавливают факт пользования данной жилищной услугой.
Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ «О защите прав потребителей» определено, что потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары, работы, услуги, а исполнитель — организация, оказывающая услуги потребителям, и в обязательном порядке представляющая потребителю информацию о правилах и условиях безопасного использования товаров, работ, услуг. Лифт – это не просто «общее имущество», это еще и услуга, которая оказывается гражданам, считают те, кто предлагает переложить плату за лифт на жильцов верхних этажей. То есть, когда нет услуги, нет факта пользования лифтом по причине отсутствия потребности, – нет и оплаты.
Еще в 2005 году одна из жительниц первого этажа московской многоэтажки попыталась в Верховном суде РФ обжаловать обязанность платить за лифт, которым она не пользуется. Однако суд отказался удовлетворить иск россиянки, признал все ее доводы безосновательными и вынес вердикт о том, что платить за лифт должны абсолютно все собственники и наниматели жилых помещений. Это решение стало сигналом для всех судов общей юрисдикции при решении подобных споров. В своих решениях суды ссылаются на письмо Росстроя от 27 июня 2007 года «Об эксплуатации, содержании и ремонте лифтового хозяйства». В нем отмечено, что «обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей и собственников жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое ими жилое помещение». Таковы нормы Жилищного кодекса. Согласно ст. 154 действующего Жилищного кодекса РФ, в сумму платежа за жилое помещение включается плата за содержание и ремонт общего имущества, включая технику. Статья же 36 оговаривает, что этот вид имущества, к которому относятся лифты и шахты, принадлежит собственникам квартир на праве общей долевой собственности. То есть все без исключения жители дома обязаны в равной степени оплачивать услуги по ее содержанию, вне зависимости от того, насколько часто они пользуются чердаками, подвалами, лестницами и лифтами.
Освобождение Санкт-Петербурга
В 2009 году депутаты городской Думы города Глазова обращались в Госсовет с предложением о внесении в порядке законодательной инициативы изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, чтобы освободить собственников и нанимателей жилых помещений первых этажей многоквартирных домов от расходов за содержание и ремонт лифтового оборудования и от платы за электроснабжение лифтового оборудования.
Пока добиться неравномерной оплаты удалось лишь жителям отдельных регионов. Еще раньше, в 2007 году, занимавшая тогда пост губернатора Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко освободила жителей первых этажей от расходов на содержание лифтового оборудования. Законодательное собрание города на Неве тогда же в 2007 году приняло инициативу о внесении дополнений в Жилищный кодекс, освобождающих жильцов нижних этажей от платы за лифт. Но затем Госдума законопроект вернула – из-за отсутствия заключения правительства РФ, поскольку принятие закона могло привести к изменению бюджетных расходов.
Во многих областных городах, в частности, в Екатеринбурге и в Томске, есть дома, в которых решение об освобождении платы приняли сами управляющие компании или товарищества собственников жилья. Но чаще жильцов освобождают от платы, одновременно блокируя кнопки вторых этажей.
Грядущие нормы
Почему вопрос оплаты пользования или содержание лифта столь волнует и жильцов и коммунальщиков. Как мы видим на примере Украины, если оплата и взимается, то она не обременительна даже для людей с низкими доходами. В общей сложности квартплата, куда было добавлены расходы на лифт, увеличилась на 30 копеек за квадратный метр в месяц. Для жителей однокомнатной квартиры увеличение квартплаты составило всего 130 рублей, двухкомнатной квартиры – 190 рублей, трехкомнатной квартиры – 260 рублей. Таким образом, за год набегает от полутора до трёх тысяч.
Но с введением социальной нормы на электроэнергию положение жильцов резко ухудшится. Предполагается, что при введении соцнормы граждане будут платить за фиксированную часть потребленной энергии по низкой цене, а ту, которую используют сверх нормы, оплатят уже по цене в 2-3 раза выше. Это своего рода попытка уйти от перекрестного субсидирования, чтобы каждый потребитель сам оплачивал свои расходы.
Конкретная норма будет зависеть от нескольких факторов — типа населенного пункта, наличия в доме электроплиты, количества человек, зарегистрированных в квартире. В среднем по стране это 70 киловатт-часов, анонсировали ранее в Минэнерго. Желающим сэкономить на самом высоком уровне советуют не пользоваться джакузи, отключать три телевизора и декоративную подсветку. «Но разве те же кондиционеры, тянущие для семьи на 300 Квт/ч в сильную жару, нужны только обеспеченным?», — задается вопросом газета «Московский комсомолец». Хотя в дарованные киловатты в принципе можно уложиться.
Вот тут-то и выявляется главный подводный камень социальной нормы для плательщиков — в нее будут включаться и общедомовые нужды. За эти киловатты на освещение лестниц и подъездов придется платить уже по повышенному тарифу. Так как отпущенных 70 киловатт на все явно не хватит. С учетом энергоемкости тех же лифтов – по очень повышенному. Вот тут то и пригодиться опыт украинских коллег. Хотя лифт по карточкам и кажется сейчас нелепым крохоборством, но с ростом тарифов это окажется единственным способом избежать уравниловки и организовать оплату коммунальных услуг сообразно их потреблению.