Опубликовано: Коммунальный комплекс России. 31.10.2013.
Яков Шустов
Ещё в начале нашего века разговоры о ЖКХ и прочих низменных проблемах градоустройства были достаточно маргинальны. Средства массовой информации не уделяли коммунальному хозяйству должного внимания, а если и уделяли, то, как чему-то второстепенному. По инерции советской эпохи, классический мем которой — «пьющие сантехники раскапывают трубы в зимнюю стужу», ЖКХ было своеобразной «золушкой», иное дело архитектура. Но буквально за десять лет коммунальное хозяйство стало предметом телевизионных дебатов со статусными ведущими, застольных бесед в «Жан-Жаке» и «Джон-Донне», статей на самых престижных информационных ресурсах, лекциях института «Стрелка» и ГУ-ВШЭ, риторики предвыборных программ политических партий. Правда, теперь это называется урбанистикой, но суть осталась прежней.
Урбанистика – наука о градоустройстве
Разумеется «урбанистика» более всеобъемлющее понятие, чем «ЖКХ», но задача у них одна — «оптимизация городского хозяйства для жизни горожан». Модернизационные начинания, носящие подчас мудрёные научные названия вроде «джентрификации», в своем практическом воплощении сводятся к мерам вполне понятного коммунально-хозяйственного характера. Собственно истоки теперешних инноваций, научного подхода к организации городского пространства, можно найти в 1920-х годах, у теоретиков Баухауза и советских последователей Корбюзье.
О чем же свидетельствует интерес к городскому хозяйству современных интеллектуалов? О том, что ЖКХ это гораздо больше, чем текущие трубы, крашеные бордюры и вечные кадровые проблемы с дворниками. Читая свежие публикации о ЖКХ, понимаешь, что кроме хай-тек технологий и новейших материалов в городское хозяйство вторгаются социология, демография, юриспруденция, политология, эстетика и даже философия. Кстати один из самых интересных авторов, пишущих о проблемах ЖКХ Алексей Чадаев, имеет философское образование.
Особенно показательным был, прошедший в этом году II Московский урбанистический форум. В нем участвовали 1800 ученых из 20 стран. Его онлайн-трансляции смотрели 20 тысяч зрителей. На форуме развернулся ряд интереснейших дискуссий. В том числе между сторонниками строгого сохранения архитектурного наследия прошлого и сторонниками его функционального приспособления к реалиям современности. Эта, кажущаяся «высокой» дискуссия на самом деле непосредственно связана с ЖКХ, так как в случае строгого соблюдения консервации исторических зданий необходимо сохранения отопительных систем прошлого, оригинальных канализации и водопровода, словом всей начинки здания. Противники такого подхода упирают на то, что нельзя превращать исторический центр в кунсткамеру, искусственно не допуская комфорт, создаваемый развитием современной коммунальной мысли. Вот и получается, что практически любая урбанистическая дискуссия упирается в коммуналку.
Кто придумал «Город для жизни»
Катализатором процессов, выведших городское хозяйство в качестве топовой темы, стал визит 2009 году американского урбаниста Вулкана Вучика. Профессор был принят на самом высоком уровне. Еще бы — он решал, по заказам местных администраций, проблемы таких городов как Нью-Йорк, Портленд, Филадельфия, Мюнхен, Париж, Манчестер, Рим, Неаполь, Белград, Эдмонтон, Торонто, Перт, Сингапур, Мехико, Лима.
Визит Вучика в Москву был приурочен к выходу в свет русского издания его знаменитой монографии «Транспорт в городах, удобных для жизни». Термин «город для жизни» настолько полюбился у нас, что вошёл в предвыборный слоган ЕР. Книга посвящена транспортным проблемам, тем более что транспорт, и особенно личный, становиться сейчас «главным горожанином».
В своей книге Вучик выдвинул идею города, обладающего интермодальной сбалансированной транспортной системой, которая включает все виды транспорта в их наиболее рациональных ролевых функциях, в том числе – высокоэффективные системы скоростного рельсового транспорта, а также комфортную инфраструктуру для пешеходных сообщений. «Задача транспортной системы – по словам Вучика – перемещение людей, а не транспортных средств». Поэтому необходимо смещать «точку равновесия индивидуальных предпочтений в направлении социального оптимума». В числе инструментов, необходимых для этого находятся многочисленные меры фискального и организационного плана, делающие ежедневные автомобильные поездки в центр города более дорогими и более неудобными. Вучик считает, что при сохранении режима свободной парковки мы никогда не избавим свои города от тяжких заторов. Он опирается на опыт США, где уже в 1980-е годы располагали чрезвычайно развитой сетью фривеев, городских магистральных дорог и паркингов, на которые приходилось до 30-35% всей городской территории. Для современной Москвы этот показатель составляет всего 8-7%, а во многих городах России он еще ниже. Вучик часто вспоминает слова президента США Теодора Рузвельта: «Собственность каждого человека подчинена общему праву сообщества регулировать ее использование в той степени, в какой это может потребовать общественное благо». И руководствуется ими в решении проблем градоустройства, в том числе и транспортных. К рекомендациям Вучика начинают прислушиваться, но прямой перенос американского опыта на российскую почву явно неприемлем. Главная же заслуга Вучика в том, что проблема пробок рассматривается теперь не как прерогатива ГАИ, а в комплексе, имеющем непосредственное отношение к ЖКХ.
Фобии Гейла
Вулкан Вучик не единственный урбанист с мировым именем, посетивший Москву. Есть еще датчанин Ян Гейл. В течение более чем сорока лет Ян Гейл занимается преобразованием городской среды в пространство, в котором могут и хотят жить люди. По его мнению, все – архитекторы, урбанисты, работники транспортной сферы должны смотреть на город с позиции пешехода. Книга Яна Гейла «Города для людей» — методическая разработка путей решения этой проблемы, как в глобальном, так и конкретном локальном смысле. Гейл сформулировал пять принципов, по которым должен развиваться город. Он должен быть Живым, Безопасным, Привлекательным, Стабильным и Здоровым. Вернуть город человеку – позиция Яна Гейла. Гейл предлагает последовательный и рациональный подход к дизайну городской среды, который заключается в социологическом и психологическом исследовании городского пространства и подробном фиксировании загруженных и свободных точек. Следующим этапом преобразования городской среды является ее постепенное улучшение, которое основывается на позитивном опыте других городов. Идеи Яна Гейла – не абстрактные размышления об идеальном городе-утопии, это результат его практических разработок и изучения ситуации в конкретных городах Европы, Америки и Австралии, где он сравнивал взаимоотношения пешеходов, транспорта и общественного пространства.
Полтора года Ян Гейл выполнял исследование по заказу НИиПИ Генплана Москвы. Ему было предложено поучаствовать в разработке концепции благоустройства Центрального округа. Гейл встречался с мэром Собяниным, делился своим опытом в том, как повысить качество городской среды: о парковках, пешеходных зонах и велосипедных дорожках. Теперь Мэрия активно обращает внимание и на парковки, и на пешеходные зоны, и на велосипедистов. Учли и пожелания Гейла убрать излишне агрессивную рекламу.
Вот как описывает Гейл московские улицы в своем отчете: «Узкие проходы, оставленные пешеходам припаркованными машинами, изобилуют такими препятствиями, как недостаток освещения и средства рекламы. На большинстве московских тротуаров можно наблюдать ямы, а иногда местами и полное отсутствие покрытия, что приводит к неудобству передвижения пешеходов. Для людей с ограниченными возможностями, для пожилых и слабовидящих граждан риск падения возрастает в разы. Кроме того, бордюры слишком высоки. Тротуары покрыты непривлекательными на вид покрытиями. Вода из труб кондиционеров льется на прохожих. Зимой грязный лед сложно разглядеть, и он становится причиной падений».
Однако если внимательно вчитаться в тексты Гейла, можно заметить, что именитый урбанист имеет две фобии, которыми руководствуется в своих консультациях. Первая это — высотное строительство. Гейл пишет: «Жизнь совершенно умирает между этими высотками. Мы посчитали, что высотная застройка даже способствует росту преступности в районе. А пока эти высотки стоят, нужно застраивать небольшими домами пространство между ними, чтобы хоть как-то оживлять жизнь в районе. Это позволит увеличить плотность жизни на окраинах, позволит открыть там магазины, офисы, создавать рабочие места, позволит людям не ездить каждый день в центр. В конце концов, высотные дома — это попросту негуманно». Собственно датчанин призывает к тому, с чем московская мэрия упорно борется – к хаотичной застройке придомовых территорий.
Вторая фобия – подземные транспортные коммуникации. Особенно подземные переходы. Однако мэрия планирует увеличить число москвичей, пользующихся метро в час-пик до 80%.
Вообще фобии без серьезных мотивов характерны для зарубежных урбанистов. Например, популярная в 1970-е, 1980-е годы американская урбанистка Роберта Грац терпеть не могла парки и сады, считая их рассадниками криминала и антисанитарии, а не «зелёными легкими города».
Инициатива снизу
Вот как подытожил работу II Московского урбанистического форума Григорий Ревзин, специализирующийся на архитектурной критике. Он сказал, что большинство мировых мегаполисов — это результат развития индустрии. А в постиндустриальную эпоху меняется масштаб города, его функции. Если индустриальный город функционировал для обслуживания гигантских предприятий, где надо было миллионы человек доставить на работу, то сейчас «из города постиндустриального рождается город в масштабе человека, когда никого в таком количестве никуда возить не надо, и вообще нет массы. А вместо этого появляются отдельные свободные люди, которых особенно-то и не заставишь никуда идти, а можно только как-то привлечь, завлечь, что-то им сделать хорошее, комфортное. Но главной все равно остается тема развития: Москва должна превратиться во что-то к 2050 году. И мы на форуме ставили цель посмотреть, во что должна превратиться Москва. Чего остро не хватает Москве, или вернее, чего мы не очень чувствуем, — это сообществ жителей, которые как-то организованы, субъектны, и мы научились бы на них реагировать».
Однако такие сообщества возникают, и это не пресловутые ТСЖ, превращающие некоторые дома в самые настоящие «вороньи слободки». Люди, в основном молодые, собираются для того, что бы сделать городское пространство более приспособленным для жизни. Наиболее ярко, в буквальном смысле этого слова, эти тенденции выражаются у художников-граффитчиков, которых городские власти сначала преследовали по статье «за вандализм», а теперь привлекают к сотрудничеству. В рамках фестиваля «Лучший город Земли», проходящего этим летом в Москве, им поручено оформление торцевых фасадов зданий. Это, учитывая, что раньше объектов крупнее трансформаторных будок не доверяли.
То же касается волонтеров из общества «Архнадзор», спасающих исторические здания от разрушения и варварской реконструкции. В начале своей деятельности, они постоянно забирались в тогда еще милицию, а теперь это авторитетная сила. С которой приходиться считаться и мэрии, и девелоперам.
Существует целое сообщество городских затейников под названием «Партизанинг». На их сайте печатаются новости по фестивалям стрит-арта, проходящих не только в Москва, а например, в Выксе. Советы по организации бесплатных велопрокатов и раздельному сбору мусора.
Всё больше людей занимаются городским огородничеством, о феномене которого «Коммунальный комплекс России» уже писал. Существует группа добровольцев, самовольно устанавливающая скамейки в городских скверах, там, где людям хочется присесть. А то, если вы обратили внимание, скамейки и лавочки исчезают не только с озелененных территорий, но и от подъездов домов. Есть анонимная группа, рисующая пешеходные «зебры» там, где горожане переходят улицу «в неположенном месте» поскольку это удобно. О каких либо санкциях к этим «робин гудам» ПДД пока ничего не известно, а нарисованные ими переходы функционируют наравне с официальными.
ЖКХ и Интернет
Интернет во многом способствует появлению таких групп и привлечению волонтеров. Благодаря интернету актуальным стал и «коммунальный ликбез» — форумы, где граждане делятся юридическими знаниями в сфере ЖКХ, опытом по оптимизации издержек, «маленькими хитростями» в организации спортивных и детских площадок. Примером такого тематического сайта может служить «Информационный портал ЖКХ №1» — это первый и единственный ресурс городов Сибири, на котором Вы можно информацию о жилищно-коммунальном хозяйстве сибирских городов и России. Проект охватывает города: Абакан, Барнаул, Кемерово, Красноярск, Новосибирск, Омск, Томск и Санкт-Петербург. Проект содержит большое количество разделов, позволяющих узнать обо всех важных и интересных событиях в сфере ЖКХ, ознакомиться с новостями в области ЖКХ, получить бесплатный доступ к различной полезной и актуальной информации, узнать о проблемах обслуживающих предприятий ЖКХ и найти пути их решения, поделиться своими проблемами и получить бесплатную консультацию.
Для государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства разработано несколько сайтов по тематике жилищно-коммунального хозяйства. Фонд так же активно присутствует в социальной сети «Вконтакте».
В последние годы появилось такое понятие как «блогер». Блогер это сетевой журналист, формирующий актуальную повестку, поднимающий «неудобные» вопросы, становящиеся потом предметом всеобщего обсуждения. Понятно, что ЖКХ оказалось находкой для блогеров — там есть о чем писать. «Живой журнал», «Фейсбук», «Вконтакте» остро реагируют на любые негативные явления. Сейчас блогеры приглашаются в президиумы, их мнение цениться наравне с мнением самых квалифицированных профессионалов.
Интересна инициатива руководителя секции по энергетике Государственной Думы Игоря Егорова. Он на чистом энтузиазмк выпускает интернет-передачу «Коммунал-канал», где пародируя «Спокойной ночи, малыши», вполне серьезно рассказывает о законных методах самообороны жильцов против недобросовестных коммунальщиков.
Следует также отметить, что большую роль в популяризации коммунальной темы играет телевидение. Как уже говорилось, большой популярностью пользуются теледебаты на темы ЖКХ. Интерес вызывает не только самый наболевший вопрос – вопрос тарифов. Телезрителей интересуют благоустройства придомовых территорий, озеленения, проблемы организации жильцов.
Кроме информационных поводов, есть еще одна причина пристального интереса к жилищно-коммунальному хозяйству. Это рост тарифов. Люди, как правило, плохо информированы по этому поводу и любые прогнозы и советы им чрезвычайно интересны. Однако не всяким источникам можно верить. Некомпетентные «знатоки» ЖКХ оперируют либо устаревшими сведениями, либо собственными фантазиями на «горячую» тему. Поэтому и на теледебатах и в статьях модных колумнистов часто проскальзывают «ляпы», кажущиеся дикостью для профессионалов в сфере коммунального хозяйства.