Яков Шустов
На протяжении всей истории человечества отношение к философам было довольно поганым. Их травили цикутой, запирали в сумасшедшие дома, отправляли в плавание по бурному морю на ветхом пароходе. Лишь изредка власть имущие вспоминали, что философия мать всех наук. Правда римский император Марк Аврелий сделал консулами и проконсулами тогдашних светил философской науки Аттика, Фронтона, Юния Рустика, Клавдия Севера и Прокла. Но Марк Аврелий и сам был философ. Нельзя сказать, что этот опыт оказался удачным. Поданные Аврелия подняли восстание, аргументируя свою неприязнь к философам, тем, что они получают жалование и почести за длину бород. С тех пор политика и философия считаются понятиями несовместными, хотя отдельные случаи влияния философов на властителей, особенно абсолютных монархов, имели место быть.
Однако казалась бы раздельное существование, политика и философия слишком взаимосвязаны. Даже у самых враждебных мысли политических движений, как например, у описанного Бертольдом Брехтом в пьесе «Карьера Артуро Уи», философская подоплека все же присутствует.
Мир не без добрых людей
Если даже в тучные годы философия, особенно отечественная и политическая, пребывала в положении падчерицы, то что говорить о наступившем времени, когда вокруг плещутся мутные волны рецессии и стагнации. И вот нашлись люди решивших посадить философов не на пароход, как это уже делали большевики, а на комфортабельный ковчег спасения. Этим ковчегом является некоммерческий Фонд «Центр политической философии», созданный в сентябре прошлого года. Призванный, по замыслу своих создателей, «перекинуть мостик между самодостаточным, академическим, теоретическим знанием и реальностью. Сформировать каналы взаимодействия между сообществом политических философов, с одной стороны, и гуманитарной и медиа-средой — с другой».
Председатель Фонда Андрей Колесников по образованию юрист, но, несмотря на хороший старт, после окончания МГУ работал старшим консультантом судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР, избрал профессию журналиста. Хотя в основном его журналистская биография связана с журналом
В 1999 году получил Премия Адама Смита, присуждаемую
Ещё в «группу частных лиц», учредивших фонд, входят Даниил Дондурей — главный редактор журнала «Искусство кино», Денис Драгунский — главный редактор журнала «Космополис», Алан Касаев — сопредседатель Ассоциации исследователей российского общества, Алексей Кара-Мурза — заведующий отделом Института философии РАН, Владимир Лопухин — президент компании «Вангвард»,
Предчувствие «совещательной демократии»
По замыслу учредителей, основные задачи Фонда заключаются в создании новых образцов политико-философской мысли, площадок для дискуссий, формирование средств популяризации политической философии, встраивание ее в контекст процессов, происходящих в государстве и обществе, проведении семинаров и круглых столов, издательской деятельности и интернет-проектах. На декабрь прошлого года был запланирован выпуск бумажного журнала «Гуманитарный контекст», под главным редакторством того же Андрей Колесникова и шеф-редакторством Дмитрия Шушарина, который, как стало только что известно, Фонд покинул.
Что касается интернет-проекта, то он существует и успешно функционирует по адресу
Поскольку сейчас модно искать в любом явлении «изм», то попытаемся вкратце, путем изучения текстов с вышеуказанного сайта, обрисовать политическую ориентацию Фонда. Кстати, несмотря на молодость портала, там собрано достаточно много интересных публикаций.
Первое на что стоит обратить внимание это, то, что кризис не рассматривается как некая прелюдия к «русской зиме», где в качестве единственных форм общественного движения будут допущены крестные ходы и вахтпарады, а верстовые столбы заменят замороженные олигархи.Наоборот, кризис рассматривается как «перезагрузка либеральной матрицы». В тезисах, подготовленных экспертным Советом Фонда говорится о: «…новой парадигме демократии, готовящей почву для нового общественного договора, — демократии совещательной». Термин взят из лексикона Барака Обамы – deliberative democracy. «Совещательная демократия, демократия налогоплательщика – это модели существования нового социального контракта, имеющего на выходе гражданский капитализм – открытую рыночную экономику с ответственным гражданским обществом, признающим за государством право на охрану общих легальных правил игры. При всей внешней «размягченности» это – очень жесткая и непростая в построении конструкция. Но кризис дает шанс на ее строительство».
Относительно практической стороны совещательной демократии, в тезисах ЦПФ сказано, что она:«… потребует перемены политической культуры и даже морали второй стороны общественного договора – народа, который, как и в конце 1980-х-начале 1990-х, должен будет в результате кризиса поменять свою трудовую этику, отношение к доходам, к стандартам потребления, к собственной ответственности за происходящее в семье, своем профессиональном сообществе, стране, осознать необходимость реального политического участия.… Все – в рамках классической демократии налогоплательщика – налоги и добропорядочное поведение в обмен на качественные государственные сервисы и четкое соблюдение правил игры». Согласитесь, что такое будущее для России гораздо симпатичней антиутопий а-ля Сорокин и его эпигонов, и главное реальней. Как высказался на страницах портала ЦПФ Виктор Мартьянов, ученый секретарь Института философии и права Уральского отделения РАН: «Российское население, проникнутое сегодня единственной идеологией — общества потребления, вовсе не собирается быть более аскетичным ради каких угодно выгодных долгосрочных проектов. Особенно на деморализующем фоне отечественных элит».
Не стоит забывать, что именно Великая Депрессия, послужила толчком для развития и расцвета институтов гражданского общества в США, до которых в предшествующую кризису «белль эпок» prosperity никому не было дела.
В последней публикации портала, подписанной Андреем Колесниковым, Денисом Драгунским и Василием Жарковым прямо так и сказано: «Одна из важнейших задач перехода страны в новое качество — окончательный отказ от капитализма «для немногих» в пользу гражданского капитализма, выгодного абсолютно всем. Движущей силой перемен может стать тот самый креативный класс…».
Семь пар чистых
Кроме вышеупомянутых добрых дел, Фонд будет реализовывать грантовую программу и создаст закрытый клуб «Русская интеллектуальная сеть». Число членов в первый год работы не превысит нескольких десятков интеллектуалов, проживающих в России и за рубежом. «Пользователи профессиональной экспертной сети РИС формируются «кадровым активом» Фонда «Центр политической философии» (руководством и Экспертным Советом Фонда) и составляют «кадровый резерв» исследовательских, издательских и грантовых проектов ЦПФ». Это то и будут семь пар чистых ковчега философского спасения. По послужному списку Колесникова можно заранее предсказать, что в «чистые» попадут исключительно право-либеральные мыслители. Разумеется, никаких «нечистых», в смысле «вшивости тоталитарного мракобесия», пассажиров не предусмотрено. Тут проскальзывает еще одна знаковая черта современного состояния мыслящей России. Вместо, казалось бы, консолидации перед «лесным пожаром» кризиса происходит все большее разделение интеллигенции на идеологических «гвельфов» и «цвельфов».
Грантовая программа ЦПФ предусматривает индивидуальные и коллективные формы грантов от 120 000 до 600 000 рублей. От пересказа тематики исследований воздержусь, так как срок подачи заявок истёк 23 января 2009 года.
Преодоление стереотипа
Различных фондов и научных и политических в России за последнее время в России возникло много. Но ЦПФ необычен по многим аспектам. Во-первых тем, что руку философам, фактически париям современного российского общества, протягивают люди находящиеся на гребне успеха, образно выражаясь «оседлавшие СМИ». Вот тут то и можно нащупать тонкую уникальность ЦПФ — капитаны масс-медиа протягивает руку помощи и дружбы «яйцеголовым» философам. Это не только жест доброй воли, но и своеобразное преодоление интеллектуальной сегрегации, когда мир делится на «высокое, но бедное» и «низкое, но успешное». Тем более, как сказал уже бывший руководитель издательских программ ЦПФ Дмитрий Шушарин: «… в контексте современного общества массовой культуры и массового потребления, когда модные философские имена и философские школы, по сути, превращаются в товарные бренды».
Будем надеяться, что инициатива с ЦПФ не станет еще одним мертворожденным проектом, на которое столь щедро наше неясное время.
Опубликовано: Русский журнал: