Большая Москва. Pro et ContraФОТО: Яков Шустов

Опубликовано: Коммунальный комплекс России. 2013. № 1 (103), январь.

Яков Шустов

Город, как живые организмы, склонны к росту. Очень редко, как в случаях Мехико и Алма-Аты, этот рост прерывается по естественным причинам, когда ландшафт препятствует расширению. По большей части процессы роста стихийны и воля градоустроителей способна только оформить случившиеся результаты. Однако в Москве, начиная с переноса столицы в 1918 года, планирование опережало стихийное расширение и полностью управляло им.

На шестом месте

Опыт показывает, что нельзя сводит городские проблемы только к архитектуре и планированию. Будущие кварталы и районы, это не только воплощение архитектурного макета в кирпич и бетон, но и сложнейшая разработка электроснабжения, канализационных систем, управления транспортными потоками, создания инфраструктуры торговли и бытового обслуживания.

27 декабря 2011 года Совет Федерации утвердил постановление Московской городской Думы об изменении границы между Москвой и Московской областью, по которому столица приросла на 148 тысяч гектаров. В результате площадь столицы увеличится в 2,4 раза, и Москва поднялась в рейтинге крупнейших по площади городов мира с 11-го на 6-е место. Однако посмотрев список городов-гигантов чувство гордости за Москву не испытываешь. Впереди австралийский ремейк Нью-Йорка, Сидней, превосходящий по территорию Москву почти в 5 раз. Киншаса, больше напоминающая расползшуюся деревню из жестяных хижин, раскинувшуюся более чем на 10 000 квадратных километров. Буэнос-Айрес и Карачи с преобладающей малоэтажной застройкой. И почти равная размерами Москве Александрия, куда стекаются египтяне, не поместившиеся в Каире. Показательно, что Москва теперь обогнала по площади город-курорт Сочи, с 2005 года считавшимся самым большим городом РФ.

Как и Москва, Сочи, а точнее муниципальное образование Большой Сочи, был тогда «назначен» самым крупным городом. Территория, вытянутая вдоль Черноморского побережья более чем на 100 километров, включает в себя, как и более мелкие города-курорты, так природные ландшафты, где строительство крайне затруднительно. Несмотря на название, это скорее не городское образование, а некий Олимпийский округ, территориальная единица, созданная для удобства управления и под определенную задачу. С Москвой сложнее. Непрекращающийся с 1920-х годов жилищный кризис требует новой застройки. За последние 50 лет население столицы выросло примерно в 2 раза, а площадь города — только в 1,2 раза.

 

Куда расти?

По первоначальному плану расширения Москвы начавшемуся складываться сразу по переезду советского правительства из Петрограда в 1918 году, город должен был расти в северо-западном направлении. Еще в 1909 году возникло общество «Старая Москва», одним из направлений, деятельности которого было создание плана «Новая Москва». Над ним работали архитекторы А. В. Щусев, И. В. Жолтовский и другие. После революции работа над проектом продолжалась. План окончательно сформировался в 1923 году и был опубликован под авторством Щусева. Щусев писал: «Москва в наше время имеет на десятину 92 чел. жителей; к 1950 г., принимая ее территорию вместе с 2-верстным зеленым поясом в 50 тыс. десятин и считая по 60 чел. на десятину, — она будет иметь только три миллиона населения, а потому Москва должна увеличиться территориально, чтобы вместить до 5 миллионов жителей. Мы видим на северо-западе, северо-востоке и севере Москвы выделяющиеся клинья жилых городов-садов, вмещающих в себе разросшееся население города, проживающее не стесняя старого города и применяя все новейшие удобства санитарии, гигиены и путей передвижения». Не были забыты и коммунальные аспекты: «Канализационные сооружения при помощи биологических очисток и автоматических мусоросжигателей избавляют Москву от ужаса летних эпидемических заболеваний, а болотца низменных мест исчезли под устройством изящных искусственных и проточных бассейнов с фонтанами. Не видно чахлых подвалов, рабочее население живет в здоровых городах-садах и ранним утром специальными поездами перебрасывается к фабрикам, складам и заводам».

До сих пор мнению многих градостроителей и урбоэкологов, более оптимальным было бы северо-западное направление расширения Москвы в сторону второй столицы России – Санкт-Петербурга с перспективой их срастания в один линейный мегаполис. Специалисты соотносят такое решение с зарубежным опытом. Таким образом образовались уже многие неформальные мегаполисы в Европе и Америке — Босваш (Бостон–Вашингтон), Дюссельдорф–Бонн–Кельн.

 

Почему Юго-Запад?

В первую очередь выбор юго-западного направления был продиктован относительной «девственностью» этих мест, поскольку на присоединенных территориях проживает менее четверти миллиона человек. Проектанты надеются, что численность населения Москва останется на прежнем уровне, при значительном приросте площади. То есть будет построен новый город, куда перейдет часть населения старого и Москва станет просторной и комфортной. Эти перспективы крайне спорны, несмотря на кажущуюся радужность.

Согласно плану реконструкции Москвы 1935 года, приоритет отдавался уже Юго-Западу. «Расширение территории г. Москвы произвести в первую очередь за счет прилегающих к городу с юго-западной стороны земельных площадей, расположенных за Ленинскими горами вдоль Москва-реки от Кунцево до Ленино (бывш. Царицыно), площадью в 16 тыс. га, как наиболее здоровой для жилья, высокой и удобной по расположению пригородной территории. Приступить к постепенной застройке нового юго-западного района с проведением водопровода, канализации и других коммунальных предприятий по обслуживанию населения. Построить к концу десятилетия в этом районе новые жилые дома площадью в 1 млн. м2». Однако осуществлению этих планов помешала война. И освоение района было завершено только в 70-е годы.

Специалисты считают, что для выполнения административных и управленческих и даже финансовых функций столице выделенная площадь просто не нужна – достаточно небольшого участка в районе, к примеру, Рублевского или Митинского шоссе. В конце 2012 года здесь появится метро «Пятницкое шоссе», рядом – международный аэропорт «Шереметьево». Относительно новых площадей под жилую застройку, с мотивацией, что в старой Москве их нет, так это просто неправда. До 20% площади столицы занято промзонами и пустырями. Причем большая часть промзон давно не соответствует своему названию «производственная зона», так как цеха бывших производств, заняты складами, офисами и околокультурными учреждениями типа «Винзавода», «Флакона» и «Артплея». В случае расширенного жилищного строительства в Новой Москве, крайне сомнительно, что эти площади будут отданы под парки.

По мнению мэра столицы С.С. Собянина – «благодаря снижению плотности населения города почти в два раза, заметно улучшится экологическое состояние столицы, что создаст более комфортные условия для проживания. Москве станет гораздо легче дышать». То есть когда половина нынешних жителей уедет на новые квартиры, старые дома, что будут разрушены? И соответственно, освободившаяся площадь отдана под парки?

 

Скорее «против», чем «за»

По мнению профессора Высшей школы экономики, доктора географических наук А.Ю.Скопина, обе главные проблемы города – экологическая и транспортная – не только не будут решены в результате расширения города, но и обострятся. Ученый считает, что после полного освоения новой территории города население Большой Москвы достигнет 35 000 000 человек. Строители, возводящие новый город останутся, но им нечего будет строить. Приток дешевой рабочей силы, в основном из Среднеазиатских регионов и Закавказья, окончательно маргинализицирует столицу. Отсюда безработица и ухудшение криминальной обстановки. Надеяться на переквалификацию «равшанов и джамшутов» в офисных клерков, необходимых для планируемой «столицы мирового бизнеса», маловероятно.

Бьют тревогу экологи. Юго-западное направление – это наиболее ценные в эколого-эстетическом и культурно-историческом отношении земли Подмосковья. Большое число особо охраняемых природных территорий, лесов, малозатронутых хозяйственной деятельностью, слабая урбанизированность и высокое биоразнообразие – все это повышает рекреационно-оздоровительную значимость этого региона для столицы, делает его основой экологического каркаса области.

Одномоментное расширение протяженности мегаполиса в разы резко повысит его уязвимость от нестабильной работы транспортной подсистемы, а загрузка транспорта резко увеличится. Возрастет потребность в дорожной инфраструктуре. Однако ноу-хау в этой области не предвидится. Предлагаемые решения традиционны, а значит, опять пробки.

И самый опасный, имеющий непосредственное отношение к коммунальным службам фактор — биоугрозы. Источниками опасности становятся скотомогильники с животными, павшими от сибирской язвы и других особо опасных инфекций и другие захоронения 30-50 годов. Причем информация о них засекречивалась, а в 90-е годы была уничтожена. Сибирская язва и бруцеллез, причина гибели захороненного скота от рецидива этих болезней страховки нет. Санитарно-защитная зона от скотомогильников должна быть не менее 1 км, а в Серпухове, например, скотомогильники уже находятся в черте городской застройки. В свете того, что водоснабжение и канализация будут прокладываться в Новой Москве с нуля, наличие подобных угроз наводит на нерадостные мысли.

Но есть категории граждан, которые действительно выиграют. Это собственники земли в области. Ведь на выкуп необходимых территорий планируется потратить 10 миллиардов долларов. Выиграют также областные пенсионеры. Минимальная пенсия будет поднята с 4 390 рублей до 11 300 рублей. Кроме того, по мнению экспертов, цены на недвижимость в области вырастут примерно на 20-25%. Например, при средней стоимости 1квм в 72 603 рублей, цена двухкомнатной квартиры в Подольске площадью 54квм на вторичном рынке увеличится с 3,92 миллионов рублей до 4,7 миллионов рублей.

 

Россия не Франция. Или все-таки Франция?

Хотя Париж значительно древней Москвы, это наиболее похожий в своем развитии на российскую столицу город. Равнинное расположение, привязка к реке, в парижском случае – Сене, примерно одинаковые темпы роста. В Париже в пределах границы города, установленной в середине XIX века, в 1990 году проживало 2 миллиона человек, а во всей Парижской агломерации – 9 800 000 человек. Хотя Парижский регион занимает лишь 2% территории страны, в нем сосредоточены 17% населения Франции и 23% ее городских жителей. В период между 1945 и 1970 численность населения Парижа быстро росла, главным образом за счет провинциалов и высокой рождаемости в их семьях. Как тут не вспомнить наших «лимитчиков». Приток молодежи в город не прекращался, а люди среднего возраста, напротив, его покидали. Поскольку жизнь за пределами столицы была значительно дешевле и комфортней. До сих пор в значительной части исторической застройки Парижа отсутствует горячая вода. В начале 80-х годов численность населения самого Парижа сократилась, в нем проживали преимущественно пожилые люди и иностранцы. А пригороды, иногда целые районы, построенные в 60-70 годы для рабочих, заселяли мигранты. В этот период 25% населения самого Парижа и 14% агломерации составляли иммигранты, прежде всего из Алжира и бывших французских колоний в Западной Африке. Озабоченное быстрым ростом экономики Парижа, французское правительство еще в 1950-е годы стало ограничивать создание новых промышленных предприятий в столичном регионе и стимулировать вывод существующих заводов за пределы города. Несмотря на бурные темпы жилищного строительства, в Парижской агломерации все еще ощущается нехватка жилья, а социальные аспекты строительства многоэтажных жилых домов вызывают жаркие дебаты, ведь именно жители таких домов принимали участие в массовых беспорядках, потрясших Францию четыре года назад. При застройке Большого Парижа была поставлена цель обеспечения населения новых районов работой и развитой сферой услуг. Наиболее успешно эта задача реализована в районе Дефанс к западу от Парижа, куда переехали из центра многие фирмы, разместившиеся в небоскребах, возвышающихся над Сеной. Под бетонными основаниями этих зданий на разных уровнях проложены подземные автодорожные развязки, стоянки для автомобилей, автобусный парк, станция метро и торговый центр. На западе комплекс небоскребов подступает к Нантеру, где размещена часть Парижского университета, другая его часть расположилась в Кретее, юго-восточнее исторического ядра Парижа. Еще один район создан в Бобиньи, к северо-востоку от Парижа.

Вплоть до 1965 Париж управлялся префектом департамента Сена наряду с префектом полиции. В 1965 город стал самостоятельной административной единицей, фактически имеющей статус департамента. Город Париж и шесть новых департаментов вместе с департаментом Сена и Марна составили Парижский регион, переименованный в 1976 году в Иль-де-Франс. С 1977 город Париж управляется избираемым мэром. Всего на территории Большого Парижа около 400 мэров, которые избираются муниципалитетами.

Большой Париж сейчас простирается на 40-50 километров. Вокруг исторического центра Парижа сформированы другие центры активности, связанные сервисом, коммунальными службами, транспортными сетями. Проект Le Grand Paris стартовал в 2007 году — на 4 года раньше, чем Большая Москва.

«Мегаполис, образующий Москву, очень похож на Большой Париж – он почти такой же по размеру. Но проект расширения Москвы отличается от того, что хотят сделать в Париже», — заявил глава «Международного ателье Большого Парижа» архитектор Бертран Лемуан. «Рентабельность проекта должна выразиться в снижении цен на жилье и увеличении привлекательности жизни в Большом Париже для молодежи. Начиная с 2000 года цены на жилье в Париже достигли стратосферы, и молодые семьи вынуждены уезжать в Тулузу или Бордо».

Этот проект в значительной степени ориентирован на развитие транспортной инфраструктуры и создание новых хабов для сопряжения различных видов транспорта. На территории Большого Парижа до 2025 года запланировано проложить 200 километров линий метро и построить 72 станции. Средняя скорость поездов по этим дорогам будет достигать 60 км/час. Платные парковки — тема, которая активно развивается в Париже и которая актуальна для Москвы. Сейчас в Париже 750 тысяч организованных парковочных мест, из них 450 тысяч на частных парковках.

На территории агломерации будут проживать 28 миллионов жителей. Французы расширяют Париж с целью сделать жилье дешевле, и тем самым опять превратить столицу в привлекательный город для молодежи. Сейчас из 11 миллионов парижан, только 135 тысяч человек можно отнести к научной среде, и власти хотели бы увеличивать и далее число работающих в городе «креативных организаций».

 

Казалось бы, при чем здесь заборы

Однако, при всем пессимизме, сопровождающем, как и любое новшество, расширение Москвы, есть и ряд положительных моментов. К проектированию привлекаются молодые силы, составляющие костяк инновационного центра Сколково и преподавательские кадры ГУ-ВШЭ. Один из авторов проекта «Большая Москва – формирование смысла», доктор экономических наук, Член экономического совета при президенте РФ, А. А. Аузан, считает, что множества негативных факторов расширения можно избежать, создав на юго-западном направлении университетский комплекс. Этакую международную фабрику образования, с дешевым, по сравнению с американским и европейским, обучением для иностранных студентов. Тем более такой опыт у Москвы есть. Это даст и быструю окупаемость — «живые» деньги, и резкое снижение криминальной напряженности, так как студенты приезжают все-таки учиться. Тем более, что студенческие городки, удобнее в плане коммунального обслуживания, чем хаотически заселенный жилой фонд. Близость таких «кампусов» к центрам обучения снимает проблему ежедневного перемещения миллионных масс людей «на работу» и «с работы».

У Александра Аузана есть еще одно интересное решение, имеющее непосредственное отношение и к расширению столицы и коммунальному хозяйству. Это вопрос о заборах. В России, считает он, «вернейшим и самым очевидным показателем доверия, а особенно недоверия, являются плотные высокие ограждения, заборы. Чем ниже уровень социального капитала, тем выше заборы в России. По тому, как устроены заборы, можно понять, насколько развито или неразвито взаимное доверие в стране… если заборы вообще становятся прозрачными, исчезают из такой бросающейся эстетики населенных пунктов, то, скорее всего, раскрывается открытый, бриджинговый, социальный капитал, который и является предпосылкой крупных экономических скачков».

 

* * *

Если вспомнить некоторые московские улицы, состоящие из многокилометровых заборов, да ещё увитых по верху колючей проволокой, поневоле возникнут мечты о Новой Большой Москве, где этого уродства не будет. И дай Бог, что бы эти мечты сбылись.