В чащобе развесистых фобийЯков Шустов

Конспирологические мифы как краеугольный камень американской повседневности.

В музее Заговора в Далласе (целиком посвященном убийству президента Кеннеди), висит совершенно не относящаяся к теме экспозиции японская картина на шелке «Старик, сидящий под сливой». Однако картина эта подписана иначе: «Старик,  олицетворяющий специалистов по убийцам, изучивших тайну убийств или размышляющих о ней». Сегодня мы поговорим об одном таком мыслителе, размышляющем о тайнах и загадках – Питере Найте, чья книга «Культура заговора» («ConspiracyCulture») недавно увидела свет на русском языке.

Работа Найта рассматривает срез американских специфических культурных продуктов примерно за последние 40 лет ХХ века. Вежливо упоминая именитых предшественников, таких, как Дэниэл Пайпс Заговор: откуда взялся параноидальный стиль и почему он процветает»), сводящий конспирологические теории к тем или иным формам антисемитизма, или Ричард Хофштадтер («Параноидальный стиль в американской политике»), утверждающий, что параноидальный стиль вообще характерен для кризисных моментов истории США, Найт ищет и находит «конспиратизм» в американской культурной повседневности. Им анализируются с этой точки зрения в том числе и такие известные нашему культурному потребителю вещи, как «Секретные материалы» и «Люди в черном». Однако неизвестные рассматриваеются чаще. Например, образец эстетской литературы семидесятых«Мумбо-Юмбо» Ишмаэля Рида.

По мнению Питера Найта, «конспиратизм» в настоящее время превратился в некую самовоспроизводящуюся ленту Мебиуса. «Диагноз “паранойя”, употребляемый в буквальном или метафорическом смысле, становится еще более проблематичным в последние десятилетия, поскольку предполагаемые “больные”, подхватившие эту “культурную заразу”, сами стали перенимать диагностический язык, на котором раньше говорили лишь научные комментаторы». Какие-то заговоры, без сомнения, действительно имели место в истории Соединенных Штатов. Тем не менее, по-настоящему новой и отличительной чертой стало возникновение в послевоенные годы самого понятия «конспирологическая теория» в массовой культуре.

Конспирологический дискурс больше нельзя считать прямым доказательством бредового, квазипараноидального мышления. «Крепнущее самосознание риторики паранойи убедительно свидетельствует о том, что теории заговора редко являются наивными и неопосредованными симптомами безумия», – считает Найт.

С позиции известного философа и литературного теоретика Фредерика Джеймисона, «заговор – это когнитивное картографирование бедняка в эпоху постмодерна; это размытое изображение тотальной логики позднего капитала, отчаянная попытка представить систему последнего, неудачный исход которой отмечен скатыванием к голой теме и содержанию».

Найт, кстати, обращается к текстам  Джеймисона. По его мнению, этот мыслитель обнаруживает «повсеместное присутствие темы паранойи» в «кажущемся неиссякаемым производстве продуманных с максимальной тщательностью конспирологических сюжетов, появляющихся в эпоху постмодерна», начиная с триллеров и заканчивая киберпанком. Если отталкиваться от предыдущей работы Джеймисона, то может показаться, что в современном обществе действительно существует заговор — в повествовательном смысле — который необходимо раскрыть. Речь идет не о тайных махинациях могущественной группы заговорщиков, а об «одном крупном незаконченном заговоре в форме классовой борьбы».

Наглядной и понятной  иллюстрацией этого пассажа, для нашего читателя служит статья Алексея Цветкова «Протест в «Большом городе». Опыт классового прочтения либеральной пропаганды» – без тени мистификации публикуемая в РЖ.

Найк приходит к выводу, что риторика заговора становится частью повседневного языка, «мантрой массовой паранойи»: «Дж. Ф. К., Р. Ф. К., М. Л. К., Малькольм Икс, Мэрилин Монро, MK-ULTRA, операция «Скрепка», «Феникс», «Мангуст», Majestic-12, COINTELPRO, Ли Харви Освальд, Джеймс Эрл Рей, Сирхан Сирхан, Артур Герман Бремер, Марк Дэвид Чэпмен, Джон Хинкли-младший, ЛСД, MIA, ЦРУ, ФБР, АНБ, Секретная служба, «Спрут», досье «Драгоценный камень», Росуэлл, Зона 51, Таскиджийский институт, Джонстаун, Чаппаквиддик, Уэйко, Оклахома, Уотергейт, Иракгейт, «Иран-Контрас», «Октябрский сюрприз», Savings & Loan, Уайтуотер, Локерби, рейс 800 авиакомпании TWA, О. Дж., вирус Эбола, СПИД, крэк, военно-промышленный комплекс, черные вертолеты, серые пришельцы, Травяной холм, волшебная пуля, псих-одиночка». Стоит добавить, что отдельные элементы этих кодов и акронимов перекочевали в наш лексикон. Некоторые, кстати, русифицировались, не меняя своей сущности.

 

* * *

В Штатах возникает некая «смешанная паранойя», для которой «несть ни правого, ни либерала». «Чащоба зеркал», где на сайтах милиции дружественно цитируется Ноам Хомски, а лидер «Нации ислама» Фаррахан включает в свои выступления целые фрагменты «Дневника Тернера».

Найт подробно разбирает конспирологические завалы вокруг убийства Кеннеди – самом параноидально-притягательном событии американской истории. Останавливается на конспирологическом дискурсе феминизма. И «блэкстриме» –  альтернативе «мейнстрима» афроамериканских активистов, для которых борьба за гражданские права давно генерировала в черный расизм со всеми присущими расизму фобиями, включая антисемитизм.

Завершает книгу глава «Паника вокруг тела», глава о параноидальных фантазиях, имеющих конкретные материальные воплощения в виде похищения тел в любой форме, манипуляциями типа радиооблучения, эпидемиями, фальсификациями в фармакологии и здравоохранении, генетической модификацией, насильственным приучением к наркотикам и тому подобное. Например, малоизвестен факт, что судебная самозащита Тимоти Маквея, взорвавшего офис ФБР в Оклахоме, сводилась к утверждениям, что во время службы в спецподразделениях ему ввели в ягодицу чип, контролирующий его действия. Тем самым всякая ответственность за содеянное с него снимается, поскольку секретные службы могли предотвратить его преступление.

Если убийство Кеннеди – точка локальной концентрации конспирологических теорий, то фобии, связанные с телом, «рассеяны по площадям» и трудно найти область повседневности, где они бы не присутствовали.

Как уже говорилось, Найт иллюстрирует свою книгу примерами, состоящими в основном из фильмов и художественной литературы, хотя в главе «Черная паранойя» упоминается и рэп-музыка. Упомянутые произведения не выходят за рамки шестидесятых-девяностых годов.

За пределами исследования остались три крупнейших американских конспирологических романа-прогноза, имеющих самое непосредственное отношение к теории заговора. Это «Железная пята» Джека Лондона об олигархическом заговоре. «У нас это невозможно» Синклера Льюиса о консервативно-патерналистическом квазифашистском заговоре. И «Атлант расправляет плечи» Айн Рэнд о заговоре социалистическо-троцкистском. В принципе большинство американских дистопий имеют в качестве прототипов вышеперечисленные книги. Так «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбери – это пролонгирование перспектив «У нас это невозможно» в области культурной политики. «Дневники Тернера» Уильяма Пирса во многом парафраз «Железной пяты», где теория  классового заговора заменена теорией заговора расового.

Интересно проверить эти основополагающие шедевры конспирологического прогноза на сбываемость. Роман Лондона был написан в 1908 году, в начале схватки пролетариата с монополиями, схватки бескомпромиссной и реально кровавой. Достаточно вспомнить события в Колорадо 1913 года, вполне сопоставимые с нашим Ленским расстрелом. Но прогнозы Лондона сбылись только в сфере раскручивания антикапиталистических мифов. Лондон, судя по всему умышленно, игнорировал одомашнивание капитализма сверху, от закона Шермана до курса Рузвельта. Конечно, видя потешные бои с «системой» нынешних «оккупантов Уолл-Стрита», можно гипотетически фантазировать на темы сходства «оккупантов» с антиолигархическими революционерами из романа Лондона. Но при чтении книги бросается в глаза странная экономическая нефункциональность железной пяты олигархии, характерная скорее для ГУЛАГа, чем для высшей стадии капитализма.

Несмотря на то, что «У нас это не возможно» Синклера Льюиса при советской власти издавалась и переиздавалась с завидной регулярностью, серьёзного анализа этой книги у нас не было. Издавалась она у нас как антиамериканская, хотя сейчас она читается как гимн романтическому республиканизму, если принимать отрицательные характеристики героев и их поступков в качестве положительных. Это делает «У нас это невозможно» прекрасной картой либерально-левацких фобий, спонсируемых в тридцатых годах рузвельтовской идеологией.

Антисоциалистический (а точнее антитроцкисткий) роман-эпопея Айн Рэнд «Атлант расправляет плечи» был издан у нас только на излете нулевых, а «у них» в 1957 году в разгар эры Эйзенхауэра. В США книга Рэнд культовая, о чем свидетельствует серия «Саут-парка» «Курофил», где после прочтения «Атланта» полицейский Барбреди  дает зарок разучиться читать.

Антитроцкистский – это не оговорка. Так как силы, мешающие у Рэнд расправить плечи Атланту частной инициативы меньше всего имеют отношение к реальному социализму, это типичная троцкистская диктатура менеджмента, одинаково успешно паразитирующая на любой экономической модели.

Интересно, что глубинный интерес к «Атланту», начисто заснувший в шестидесятых и последующих годах, пробудился в преддверии эры Обамы. От Обамы ждали «социалистических сатрапств и злодействиев», но тревога оказалась не просто ложной, а ложной до наоборот – лишением собственности миллионов обманутых вкладчиков и полицейским погромом уолл-стритовских протестантов.

 

* * *

В плане фактологического материала книга Найта несколько отстала от жизни. Правление Буша-младшего и особенно Барака Обамы подкинуло много свежих поленьев в костер мифа о Заговоре. Конспирологические теории лучше всего поверять практикой. Вот возьмем для примера прошлогоднюю песню раздуто популярной в современных  США  певицы Леди Гага «Американо». Так называют, вместо классического «гринго», коренных белых американцев мужского пола, приезжие латиноамериканцы. Есть два варианта этой песни. Один на английском, другой на «пинджи-спаниш суржике», состоящем из английских и испанских слов. Если в первом варианте, «для концертов», эпатажная певица поет всякие милые глупости, что она ходит по Нью-Йорку без трусиков в поисках приключений и американец должен «трахнуть ее на крыше», то второй вариант «для своих» наталкивает на размышления. Там Леди Гага «поет о революции», у нее «болит сердце за свое поколение», а «американо» должен держаться от нее подальше, так как она никогда не будет говорить на его языке. И вообще она склонна к лесбийской любви и криминалу. Не правда ли, в сочетании с развеселым боевиком «Мачете» и традиционно тревожными тенденциями на американо-мексиканской границе – это готовая конспирологическая теория?

 

Опубликовано: Опубликовано: Terra America Easthttp://www.terra-america.ru/v-chaschobe-razvesistyh-fobiy.aspx