Возрождение СубботникаФОТО: Яков Шустов

Опубликовано: Коммунальный комплекс России. 2012. № 4 (94), апрель.

Яков Шустов

Сейчас, когда положение с ЖКХ продолжает оставаться критическим, предпринимаются попытки возродить «субботники» — безвозмездные работы по благоустройству, не раз, при советской власти, приносившие ощутимую пользу городу и его жителям.

Хотя считается, что субботники родились по ленинской инициативе весной 1919 года, это не так. В Соединенных Штатах День Посадки Деревьев именно 22 апреля десятки тысяч людей выходят на работы по озеленению. Но с днем рождения Вождя мирового пролетариата это не связано никак. Хотя бы потому, что впервые такой день был проведен в 1874 году.

На миру и труд красен

В России первый День древонасаждения состоялся в 1898 году. Его инициатором стал Декан лесного отделения Петровской земледельческой и лесной академии Василий Тарасович Собичевский. Он вспоминал: «Самое пылкое воображение не в состоянии представить всей прелести ожившей перед нами картины, когда сотни ребятишек, оставив школьные скамьи, с невыразимым удовольствием под руководством своих наставников для общего дела, для общего блага сажали деревья». Обратил внимание на народную инициативу и Николай II: «Желательно, чтобы этот добрый обычай просто у нас привился». К 1902 году этот «праздник труда» проводился более чем в сорока регионах России.

Несомненно, тяга к добровольному труду не могла возникнуть на пустом месте. Вот что писал русский социолог-исследователь второй половины XIX века А.Н. Энгельгардта в сборнике очерков «12 писем из деревни»: «Работа «на чести», толокой, производится даром, бесплатно; но, разумеется, должно быть, угощение, и, конечно, прежде всего, водка. Загадав рубить капусту, чистить бураки и прочее, Авдотья приглашает, «просит» баб «притти на помочи». Отказа никогда не бывает… «Толочане» всегда работают превосходно, особенно бабы, — так, как никогда за поденную плату работать не станут. Каждый старается сделать как можно лучше, отличиться, так сказать. Работа сопровождается смехом, шутками, весельем, песнями. Работают как бы шутя, но, повторяю, превосходно, точно у себя дома. Это даже не называется работать, а «помогать».

Интересно, на такую работу крестьяне выходили и тогда, когда за деньги работать они даже не стали бы. Энгельгардт описывает случай, когда разливом реки размыло плотину и испортило дорогу. По его расчету, работа по починке дороги оценивалась в 30 рублей, которые он и предложил соседним крестьянам. Однако крестьяне запросили очень высокую цену – 100 рублей, иначе наотрез не соглашались работать. Один крестьянин объяснил ему, что крестьяне не хотят работать за деньги, но готовы сделать это «из чести», для установления добрососедских отношений».

 

Разруха, ты разруха

Когда говорят о первых годах Советской власти, обязательно упоминают «разруху». «Разруха считается следствием Гражданской войны. Хотя ни «красные», ни «белые», ни «зеленые» не были в ней заинтересованы, хотя бы для доказательства легитимности своей экономической платформы. Профессор Преображенский из булгаковского «Собачьего сердца» считал, что «разруха в головах». Однако разруха была следствием бесхозяйственности в прямом смысле этого слова – отсутствии хозяина. Особо это ударило по транспорту. После разгрома Викжеля – профсоюзного хозяина железных дорог и подвижного состава, эта важнейшая отрасль моментально пришла в упадок. На подмогу позвали хорошо забытое старое. Народную взаимовыручку.

В марте 1919 года состоялся VIII съезд РКП (б), где была принята новая Программа партии, следствием принятия которой стало появление 10 апреля декрета «О всеобщей мобилизации». Одной из форм коммунистического труда были объявлены субботники, первые из которых состоялись 12 апреля и 10 мая. То есть про инициативу масс было придумано позже. Во время субботника 12 апреля в депо Москва-сортировочная московско-казанской железной дороги 15 коммунистов депо, проработав 10 часов, отремонтировали 3 паровоза. 10 мая 1919 года состоялся первый массовый, участвовало 205 человек, коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.

1 мая 1920 года был проведен всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в субботнике принял участие Ленин, называвший субботники «великим почином». Идеологический эффект от этого трудового шоу был колоссальный. А вот экономический эффект – был ли он вообще? Ведь участники просто переносили дрова с места на место.

Наибольшего размаха движение достигло в январе 1921 года во время «недели фронта». «Трибун революции» Маяковский писал: «Дяденька, что вы делаете тут, столько больших дяде́й?— Что? Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей». С 1920 года начали проводиться трудовые воскресники. Система их проведения стала совсем не похожа на добровольную инициативу трудящихся. Регламентированы были не только сроки проведения и виды работ, но и сам порядок проведения работ. Более того труд, вернее не труд, а человеко-часы, на субботниках оплачивались, но деньги перечислялись различным Мопрам и борющимся силезским шахтёрам.

 

От добровольности к принуждению

Кроме того массы задействованные в субботниках, в основном совслужащие не имели никакой квалификации и могли только переносить мусор с места на место. Дрова заготавливались в циклопических количествах, но сил на распределение и доставку уже не оставалось. Единственное с чем хорошо справлялись это с городским благоустройством, потому что свое. Так в 1924 году в Ленинграде на Марсовом поле 16 тысяч человек посадили около 60 000 кустов и деревьев, создали аллеи, дорожки и газоны. За Нарвской заставой начато устройство сада имени 9 января. У Зимнего дворца разобрана его ограда.

Субботники перестали носить добровольный характер, уже к концу 1920 года их количество стало сокращаться. В 1919–1920 годах прошли сотни субботников, то в 1922 году их число сократилось до десятков. Не о каком принципе «добровольчества» речь уже не шла. Об этом процессе свидетельствуют не только документы по проведению субботников на местах, но и статьи в прессе. К примеру, в статье «Партийный двухнедельник» автор печалится по поводу утраты первоначальной идеи организации субботников: «Исчезло обаяние субботников, как коммунистического, бесплатного, сверхурочного труда». Один из красноармейцев, служивший в городе Екатеринбурге, в письме домой рассказывал, о том, что все лето их гоняли на нелепые воскресники по собиранию шишек для отопления зимой школ, однако теперь собранное гниет в кучах и амбарах.

Как только субботники, трансформировались в часть системы принудительного труда, то сразу же посыпались грозные декреты. Все уклонившиеся от трудового субботника, а так же самовольно ушедшие с работ до истечения срока, «привлекались к ответственности как трудовые дезертиры с фронта труда и передавались в для отправки в концентрационные лагеря или штрафные роты».

 

Золотая пора субботников

С 1924 года остался фактически главный субботник 22 апреля. И до середины тридцатых годов субботничество оставалось уделом исключительно комсомольцев-идеалистов. В 1930-е годы власти постарались придать или само так получилось, субботникам черты народной работы «из чести». Играли оркестры, разрешалась лёгкая выпивка, профком организовывал фуршет. Работы рассчитывались таким образом, что бы жители наглядно могли видеть их полезность.

Вот заметка из одной районной газеты за 1935 год: «Завтра все на субботник! Все на улицу Халтурина! 26 мая в посёлке Мураши организуется массовый субботник по благоустройству одной из главных улиц посёлка, им. Халтурина. В субботнике участвуют все партийные, профсоюзные и железнодорожные организации и неорганизованное население посёлка, а также колхозы Белозерского, Бакулинского, Тарасовского, Кузнецовского и Каицкого сельсоветов. Сбор в 8 часов утра у здания райисполкома. Явиться должны жители посёлка с лопатами, а колхозы на лошадях с плугами, железными боронами, лопатами, топорами. Лучшие ударники субботника будут премированы». Таким образом, закладывались городские парки, стадионы и прочие общественные объекты.

Так в городе Рубцовске силами горожан на субботниках строился городской парк. На месте, которого в 1932 году было сплошное болото. Потребовалось целых два года, чтобы его осушить. Трудились не только работники коммунальной службы, но и комсомольцы-добровольцы, ветераны гражданской войны и прочие горожане. В 1934 году началась посадка деревьев. В основном это были тополя. «Считалось, что они способствуют осушению болота, неприхотливые, быстро растут. На субботник в день посадки вышел чуть ли не весь город. Очевидцы, многие из которых были в то время детьми, вспоминают, что это был настоящий праздник. Играла музыка, слышался смех, раздавались веселые голоса. Даже погода радовалась вместе со всеми, одарив горожан ярким солнечным днем». Затем уже в 1935-1936 годах появились танцплощадка и первый аттракцион — цепочные карусели. В это же время был установлен и памятник Кирову, вокруг которого с 1939 года устраивались ярмарки. Чуть позже появились скульптуры: женщина с ребенком, четыре вазы для цветов, два льва и два пеликана. Последние были установлены в центре фонтана. Скульптуры делали городские художники. «Получилось не хуже, чем на ВДНХ», — говорили те, кто побывал в Москве. Стоит ли говорить, что бюджет оплатил фактически только строительные материалы, а эффект от сделанного был не только экономическим.

Квалифицированных рабочих во время субботников не заставляли больше заниматься не свойственным им трудом. Например, на субботниках Трехгорной мануфактуры в начале тридцатых годов по рисунку фабричных художников выткали на жаккардовых станках портреты Ленина и советскую символику для подарков иностранным коммунистам. Тут уж никаких денег не надо, когда ткачиха знает, что ее платок носит какая ни будь Долорес Ибаррури.

Подхватили идею бесплатного труда и идеологические противники. В 1930-1940-е годы румынские фашисты «Железная Гвардия» по будням резали коммунистов и евреев, а по субботам ремонтировали церкви, ухаживали за кладбищами, сажали деревья.

 

Массовость должна быть массовой

Во время Великой отечественной войны проводились «субботники фронту», но они были лишь частью кампании безвозмездного труда для Победы. После войны в СССР повсеместно ввели шестидневную трудовую неделю – каждая суббота стала рабочей. К пятидневке вновь вернулись только в 1967 году. Наступило время новых субботников — то дополнительно поработать в помощь голодающей Африке, то в честь очередного съезда КПСС. Во Всесоюзном коммунистическом субботнике, посвященном 50-летию первых коммунистических субботников в апреле 1969 года, во Всесоюзном коммунистическом субботнике в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина в апреле 1970 года и во Всесоюзном коммунистическом субботнике в честь дня рождения В. И. Ленина и 50-летия образования СССР в апрель 1972 года приняло участие почти все трудоспособное население страны. Во время каждого из субботников 1970 и 1972 годов было выработано промышленной продукции на сумму свыше 600 000 000 рублей. Субботник проводили либо по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу, либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов. Субботники также проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок. Кстати, субботники проводились и за границей. Особо популярны были они в ГДР и ПНР.

Со временем субботники деградировали и в 1980-х годах превращались уже обычно в заурядную пьянку.

 

Лукашенко с бревном

Сейчас на постсоветском пространстве к субботникам относятся серьезно разве, что в Белоруссии. Вот что пишет о современных субботниках минская газета: « Однако и в постсоветской Беларуси традиция проводить в апреле один день, безвозмездно работая во благо общества, сохранилась. В наши дни в проведении субботников не осталось политической подоплеки. Скорее, это явление ближе к исконно белорусскому обычаю талаки, решения проблем всем миром — будь то строительство дома либо уборка урожая, либо помощь сиротам. Деньги, заработанные на республиканских субботниках, всегда направляются на благие цели — строительство общественно важных объектов, здравоохранение, детям и т.п. Однако проведение субботника имеет и еще одну сторону, о которой порой забывают. Современный HR-менеджмент рассматривает субботник как одну из форм командообразования, или тимбилдинга. В этом плане субботник находится в одном ряду с корпоративными праздниками и тренингами. Поэтому субботник — это прекрасный способ поднятия корпоративного духа, сплочения коллектива, улучшения психологического климата. Субботник создает условия для неформального общения и взаимодействия, налаживания коммуникаций, позволяет коллегам лучше узнать друг друга. Ведь давно известно, что ничто так не объединяет людей, как совместный труд».

 

Субботники… вне правового поля

У нас субботники тоже проводятся. Например, 17 апреля 2010 года в Москве проходил мощный общегородской субботник. Но юридические аспекты субботников весьма туманны. Анализ российского трудового законодательства показал, что в нем не осталось действующего нормативного правового акта, позволяющего на добровольной или принудительной основе «привлечь» работников или работодателей к такому мероприятию, как «субботник». В действующем законодательстве о труде легальное понятие «субботника» отсутствует. К тому же, как известно, такая работа осуществляется обычно без учета трудовой функции работника, а данное мероприятие проводится в установленный законом и Правилами внутреннего трудового распорядка организации выходной день, что явно противоречит действующим нормам трудового законодательства. Следовательно, проявление инициативы со стороны работников, поддержанной работодателем, будет являться общественным мероприятием типа «корпоративного активного отдыха выходного дня». Материальные расходы, направленные на организацию и проведение субботника, должны оплачиваться либо «в складчину» его участниками, либо из чистой прибыли работодателя, если последний возьмет на себя такое бремя. А желание работодателя поощрить вышедших на субботник работников даже в виде преподнесенных им подарков, исходя из действующего налогового законодательства, реализовать затруднительно.

 

* * *

Однако идея волонтерского труда жива. Всемирный день окружающей среды, 5 июня, ООН рекомендует отмечать всему человечеству, и отмечать именно общепланетарным субботником. ООН отмечает еще День «Clean up the world»»(«Наведем чистоту на планете»), когда с 18 по 20 сентября во всем мире проходят акции по очистке и благоустройству улиц и парков.