На флейте водосточных трубФОТО: Яков Шустов

Опубликовано: Коммунальный комплекс России. 2013.

Яков Шустов

С трубами у человечества отношения давние и сложные. Труба это не только важный элемент любого оборудования от сложного двигателя до самогонного аппарата. Труба, трубка, трубочка такая же неотъемлемая часть нашей цивилизации, как колесо.

Труба это и музыкальный инструмент — главнейший среди музыкальных инструментов. Так как ангел вострубит в день Страшного Суда, а не воспользуется, скажем, балалайкой. Кстати, музыкальных труб существует великое множество. От незатейливого рожка до сложнейших соборных органов.

Любой уважающий себя доктор имеет трубочку для прослушивания больных. А курильщик трубки, в отличие от потребителя сигарет всегда фигура значительная. Разве можно представить себе Сталина и Шерлока Холмса без любимых ими трубок? Но конечно самые многочисленные и незаменимые представители семейства труб это коммуникационные и прочие трубы, применяемые в строительстве и ЖКХ.

 

Труба и архитектура

Трубу как архитектурный элемент, зодчие стали примечать задолго до футуристов и конструктивистов, буквально обожествлявших фабричные, пароходные и прочие трубы. Люди стали украшать печные трубы чуть ли не самого появления очагов с вытяжкой. Эти «архитектурные излишества» назывались навершия, или дымники. В России это искусство было особенно развито. Порой дымники напоминали сказочные дворцы. Видимый издалека дымник, слу­жил как бы своеобразной визит­ной карточкой дома. Дымники могли иметь самые разнообразные формы. Их крыши, как у настоящих домов, были двускатными, шатровыми, вальмовыми (четырехскатными), сводчатыми (полуцилиндрическими), шпилеобразными, четырехщипцовыми (с четырьмя фронтонами, или щипцами) и с крестовым сводом. На дымниках укрепляли флюгера, указывающие направление ветра. Силуэтное изображение должно было четко вырисовываться на фоне светлого неба, оставаясь хорошо различимым издалека. Обычно вырезали силуэты аллегорических животных и людей.

В европейских городах таким же уважением пользовались водосточные трубы. Их сливы оформлялись порой в виде пастей мифических чудовищ.

В современных зданиях разнообразия труб прибавилось. Печных труб почти не стало, зато появились канализационные, водопроводные, вентиляционные, водосточные.… Как элемент архитектуры и внутреннего декора их стали использовать в 20-х годах прошлого века. Например, известно конструктивистское здание, где трубы водопроводных межэтажных коммуникаций служат по совместительству перилами лестниц.

Триумфом эстетизации коммуникационной трубы стал открытый в 1970 году Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Фасад Бобура, так парижане называют этот Д/К, внешне напоминает гигантский опреснитель или нефтеперегон­ный завод. Сталь, стекло, сложное переплетение красно-синих труб, кабелей, лестничных площадок, прозрачные галереи эскала­торов и переходов, причем все коммуникации вы­несены наружу. Возле главного входа прямо из тротуара «растут» толстые изогнутые вентиляционные трубы, похожие на те, что можно увидеть на палубе судна. Внутри здание лишено промежуточных опор и стационарных стен. Архитектура Бобура изначально не закончена и специально ориентирована на изменения в будущем. Все конструкции ярко окрашены, а трубы различного назначения имеют свой цвет. Зеленый — трубы и устройства водоснабжения, голубой — кондиционеры воздуха, белый – вентиляционные шахты подземной территории подача тепла. Подобный дизайн не фантазия распоясавшегося авангардиста. Архитекторы сочли нецелесообразным уводить под пол водопровод­ные и отопительные трубы, прятать в стены электропроводки и кондиционеры, учитывая стремительные изменения современных тех­нологий.

Архитектурное решение Центра Помпиду поначалу вызвало волну неприязни. Особенно критиковали трубы и комму­никации, выставленные напоказ вдоль внешних стен здания. Говорилось и писалось, что Центр вообще никакого отношения к архитектуре не имеет, что это всего лишь сляпанное на скорую руку техничес­кое сооружение. В конце XIX века Эйфелева башня, ставшая со временем символом Парижа, подвергалась не менее яростным нападкам.

 

Симфония вентилей и заглушек

Архитектура это застывшая музыка. И трубы элемент не только застывшей, но и живой музыки. Историки музыки спорят, что было первым музыкальным инструментом — труба или барабан? Щипковые появились позже, с изобретением лука. Если первенство за трубой, то дуть в полый стебель растения начали раньше, чем стучать по стволу дерева. Сейчас разновидностей духовых инструментов насчитывается несколько тысяч. И коммуникационные трубы можно село вносить в этот список.

Водопроводные трубы способны издавать звуки и без участия человека. Все мы сталкивались с этим не всегда приятным явлением. При увеличении скорости потока в местах сужений в трубах может возникать турбулентность, которая приводит к кавитации — образованию и разрыву пузырьков. Колебания пузырьков усиливаются трубами, а также стенами, полами, потолками, к которым трубы прикреплены. Иногда шум может быть вызван и периодическими ударами турбулентного потока о препятствия, например, сужения, в трубе.

Это свойство водопроводной трубы «петь», использовано пи создании суперсовременного музыкального инструмента гидралофона. Это — такой орган из водопроводный труб с дырочками, которые надо затыкать для получения звука. Самый большой гидралофон-фонтан установлен перед американским центром науки Онтарио. Правда, не ясно как играть на нем зимой. Ведь клавиатура расположена в самом центре фонтана.

Гидралофон очень популярен в странах Восточной Азии, где его портативный вариант изготавливается из обычного садового шланга. Адекватность его звучания китайским и корейским народным напевам, очень нравится тамошним жителям.

Однако водопроводные трубы поистине универсальны, и используются не только как духовые, но и как ударные. В частности они используются при изготовление трубчатых колоколов. Это ударный инструмент, который представляет собой  набор вертикально расположенных трубок. Самая длинная трубка длиной около 170 см, диаметр каждой 4,5 см. Звук возникает при вибрации трубок после удара деревянным молоточком. Чем длиннее трубка, тем возникший тон ниже. Расположение трубок похоже на положение клавиш фортепиано.

Трубчатые колокола были придуманы в 1880, и с тех пор стали широко использоваться в оркестре. Звучание обычных колоколов очень напоминало  церковный перезвон, а это не устраивало некоторых композиторов.

 

Орган архитектора Файна

Еще в начале 1960-х годов архитектор Иосиф Львович Файн, известный своим участием в крупных проектах, таких как высотка МИДа и гостиница «Украина», загорелся изготовления органа в домашних условиях. Почти сорок лет понадобилось ему, что бы воплотить свою задумку в жизнь. В небольшой городской квартире этот орган занимает треть комнаты. Он состоит из двухсот деревянных и металлических труб, двух клавиатур и мехов с мотором от пылесоса.

Когда игру органа услышал известный органист, он сказал, что можно подумать, что это инструмент ХV века из старой церкви. Особенно органиста восхитило звучание металлических труб, сделанных не из какого-то специального металла, скажем, свинцово-латунного сплава, а из простых водопроводных труб.

Разумеется, не все трубы органа, сантехнические, некоторые металлические трубы сделаны им из карнизовых перекладин для штор и занавесок. А соединительные трубки – это обыкновенные шланги для полива огорода. Загубники для труб – мундштуки от простых пионерских горнов, которые Файн покупал в музыкальном магазине на Неглинной еще в советские времена по 3 копейки за десяток. Интересно, что, не смотря на квалификацию создателя, орган строился без всяких чертежей, на глазок или как говорится, на коленке.

 

Невидимые миру трубы

«Музыка» трубы не всегда слышна человеческим ухом.

Британские ученые решили выяснить, оказывают ли вибрирующие канализационные трубы воздействие на самочувствие человека и могут ли, в частности, издаваемые ими звуки найти отклик в душе любителей музыки.

Группа энтузиастов-исследователей проверила свои догадки в ходе концертов в лондонском зале Перселл Рум. «В течение многих лет инженеры утверждали, что инфразвук вызывает у человека раздражение, но с другой стороны сотни лет строители органов использовали его, интуитивно догадываясь, что этот звук может иметь и некоторый положительный эффект», — сказала в связи с экспериментом инженер и музыкант Сара Энджлисс, изобретательница «сверхзвуковой» музыки.

Ее композицию исполняли на канализационной трубе, частота вибрации которой около 20 колебаний в секунду. Аудитория не знала, когда «вступала» труба, поскольку в это же время звучало фортепьяно. К слушателям были подключены медицинские датчики, за которыми внимательно наблюдали два психолога.

Вскоре после этого эксперимента бывший лидер группы «Токинг Хедс» Дэвид Бирн перешел к более широкомасштабному использованию музыкальных резервов сантехники. Он превратил одну из исторических достопримечательностей Нью-Йорка – Беттари Мэритайм Билдинг в гигантский цвето-музыкальный инструмент. Здание Беттари Мэритайм Билдинг было построено в 1909 году в качестве вокзала для паромного сообщения, связывавшего Манхэттен и Бруклин, и является памятником архитектуры начала ХХ века. Специальные устройства, прикрепленные к составляющим структуру здания металлическим балкам и опорам, водопроводным трубам, батареям и другим элементам, заставили их вибрировать, резонировать, колебаться и таким образом издавать звуки. Инсталляцию назвали «Играющее здание».

Американский музыкальный эксцентрик Спайк Джонс неоднократно использовал канализационно-водопроводные эффекты в своих композициях. Однако говорить о новаторстве здесь трудно. Возможно, пальма первенства в открытии «музыки коммунальных труб» принадлежит Сергею Образцову, показавшему такой джаз в спектакле «Необыкновенный концерт», премьера которого состоялась в 1946 году.

 

Трубы пленительные изгибы

Труба не только звучит и служит элементом дизайна, но и вполне самодостаточна в качестве материала для скульптора. Открывателем скульптуры из трубы стал наш скульптор Вадим Сидур. Он называл свои инсталляции из канализационных труб, деталей автомобильных моторов и прочего техногенного хлама «Гроб-арт», так как часть коллажей располагалась в похожих на гробы инструментальных ящиках.

Сидур выработал самобытный авангардный стиль – в полном смысле «самобытный», ибо о параллелях в западном искусстве ему почти ничего не было известно.

В начале 1980-х годов, мастерская Сидура располагалась в вечно протекающем подвале. Неисправные элементы сантехники Ор использовал для своих саркастических работ типа знаменитого «Заговора», где три «колена» от унитазов в нахлобученных шляпах символизируют темные силы.

А вот молодой английский дизайнер Ник Фразер, решил пойти по стопам конструктивистов 1920-х годов использовавших трубы в качестве лестничных перил. Он открыл маленькую фабричку для воплощения своих проектов. Например, стойку для прихожей из водопроводных труб. Тонкие трубы проходят на небольшом расстоянии от стены, причем возможны разные размеры и формы. Крючками работают медные краники и вентили, которые раньше ставились на водопроводные трубы и батареи. Ближе к полу труба делает изгиб, чтобы можно было поставить зонты-трости. На тот случай, когда они мокрые, предусмотрено ведро — обычное цинковое, но очень подходящее по стилю всей конструкции.

Аналогичная штука есть у Фразера и для ванной. Там к крючкам для одежды добавлены разные ответвления для полотенец, держатели для журналов и туалетной бумаги. Плюс к этому, что самое интересное, трубы могут быть включены в общую водопроводную систему и стать полноценным радиатором-держателем полотенец. Это очень в духе Фразера — все его немногочисленные пока творения совмещают как минимум две функции. Самое полезное — плечики для одежды со встроенным зеркалом, самое странное — стул, который превращается в стол, если положить его на бок и надеть на него столешницу.

 

Обыденность интерьера и романтика космоса

В Австрии туристам, ищущим незабываемых впечатлений от отдыха, предлагают поселиться в гостинице из канализационных труб. Она расположена в парке на берегу Дуная, недалеко от Линца. Автор идеи, выпускник колледжа искусств Андреас Штраус, задумал создать экономичную, но стильную гостиницу, что ему вполне удалось. Отель представляет собой трубу диаметром 2 метра и весом 9 тонн. В «потолке» сделаны небольшие окошки для циркуляции воздуха. В номере есть кровать с одеялами, подушками и электрическая розетка. Стенка у изголовья кровати декорирована ярко и современно. В отеле нет ванной, но первые три номера расположены неподалеку от общественных душевых. С питанием у постояльцев тоже проблем не возникнет — рядом есть кафе и бары. Постояльцы могут забронировать номер по интернету, при этом им предоставят секретный код доступа в их комнату. Стоит ли говорит, что строительство такого жилья обходится в минимальные суммы.

Путешествуя по просторам Интернета по сайтам, посвященным постройкой моделей ракет, можно наткнуться на описание «водопроводной» ракеты. Она состоит из дюймовой водопроводной трубу с наружной резьбой по краям и двух чугунных переходников с дюйма на полдюйма с внутренней резьбой. Авторы честно предупреждают, что изготовление топлива, так и запуск ракеты представляет собой опасность. Летящая с высокой скоростью ракета массой почти два килограмма — это серьезно.

«Водопроводное» оружие

Водопроводные трубы, несмотря на сугубо мирное предназначение, служат иногда и в совсем не мирных целях. Экстремальные условия Второй мировой войны заставляли искать пути изготовления дешевого и технологически простого  стрелкового оружия. Особенно остро этот вопрос встал в Великобритании, где консерватизм военного ведомства сослужил плохую службу на начальном периоде боевых действий. Арсеналы не обновлялись, и даже имевшихся винтовок не хватало для резервистов. Автоматы, закупаемые в США, оказались очень дороги и громоздки. Поэтому был начат выпуск собственного пистолета-пулемета «Стэн». Дешевизна конструкции «Стэна» достигалась путем широкого примене­ния в ней водопроводных труб — из них была выполнена затворная коробка, переходящая в кожух ствола, а также плечевой упор. В конструкции широко применялась сварка.

При эксплуатации нового оружия возникает, как правило, много проблем, но в случае со «Стэном» этого не произошло — те солда­ты, которые получили новый автомат, буквально влюблялись в него. Была даже солдатская песня посвященная «Стэну»:

Кривая банка из-под шпрот!
Не ствол — умора. Ты — урод.
Ты — возгордившийся кусок трубы фекальной!
С тобой едва ль кто попадет
в коровий бок, дружок, но вот
с тобой лишь чувствую себя в бою нормально.

«Стэн» стал достойным ответом немцам, широко применявшим пистолеты-пулеметы. Более того, в конце войны в Германии стали выпускать копии «Стэнов» для своих десантников.

Водопроводные трубы для изготовления оружия применялись и советскими партизанами. Фрагмент рукописи «Как изготовлялось оружие в партизанском отряде им. Котовского» дает примерный перечень заготовок используемых при производстве самоделок: «…из старых, негодных к езде велосипедов, из труб водопровода изготовлен кожух автомата, затвор выкован из вала мельницы, пружины – из тросов трофейного немецкого воздушного шара».

Трубы большего диаметра служили для изготовления ручных гранат и минометов. Использование труб в качестве компонентов  оружия продолжалось и после окончания Второй мировой войны. Вьетнам, Палестина, Афганистан, Югославия, Чечня.…  Пожалуй, не было такой горячей точки, где водопроводные трубы не сменили свое мирное предназначение на боевое применение.

 

Трубы нынче дороги

Конечно, в столь короткой статье трудно отразить все многообразие непрофильного использования труб. Вот относительно свежий пример. В Ижевске был поведен конкурс на лучший макет городской скульптуры Водопроводчика. Первое место занял Павел Медведев – ижевский скульптор, члена Союза художников России.  Его скульптура, получившая в процессе работы ласковое имя «Крабик», должна была быть установлена на пересечении улиц  Либкнехта и Горького. Это место предполагалась сделать зоной отдыха для горожан с оригинальным вечерним освещением и фонтаном, которым мы Ижевск Водопроводчика сможем любоваться не только летом, но и зимой в образе застывшей струи воды. Памятник будет изготовлен из чугуна, но наряду с отлитыми из металла деталями включает в себя и реальные, используемые в сфере водоснабжения.  Водопроводчик стоит на настоящем канализационном люке, от которого протянуты настоящие металлические трубы. Такая геометрия  продиктована основной идеей, заложенной в проекте, где человек является центром мира и повелителем стихии.

Однако вместо  Водопроводчика в Ижевске поставили памятник крокодилу, отдаленно напоминающего Гену, друга Чебурашки. Возможно, это объясняется дефицитом труб и канализационных люков, которых не хватило для воплощения образа Водопроводчика.