Города будущегоФОТО: Якова Шустова.

ДОКЛАД подготовлен для Московского КЛФ (Клуба любителей фантастики) при Центральном доме литераторов.

Яков Шустов

«Снятся людям иногда голубые города. У которых названия нет», -пел 40 лет назад популярный как Дима Билан, а ныне забытый эстрадный певец Эдуард Хиль. Но голубые города снились людям не только в 1960-е.

Наверное, с тех самых пор как появились города, человек в них живущий, мечтает о лучшем месте обитания, построенном основываясь на законах разума, научном подходе и заботе о городских жителях.

В XVII веке Томазо Кампанелла написал про «город Солнца», а четыреста лет спустя Евгений Носов отправил в этот город мечты своего Незнайку, к которому мы вернёмся попозже.

Устройство воображаемых городов тщательно продумывалось. Если мыслители прошлого больше внимания обращали на социальное устройство своих виртуальных городов, то прожектеры более близкого нам времени, тщательно разрабатывали их архитектурный облик.

Первым вопросов коммунального устройства воображаемых городов коснулся сэр Томас Мор в своей знаменитой книге о городе-острове «Утопии». «Утопийцы едят и пьют в скудельных сосудах из глины и стекла, а из золота и серебра, повсюду, не только в общественных дворцах, но и в частных жилищах, они делают ночные горшки и всякую подобную посуду для самых грязных надобностей». Так что идея о золотых унитазах первой пришла в голову отнюдь не большевикам, кстати, внесших самый весомый вклад в дело строительства воображаемых городов будущего.

В утопиях Мора и Кампанеллы предполагалось, что их города будут построены по единому плану и всякая самодеятельность в области строительства и архитектуры была вне закона. Экологии было уделено мало место. У Кампанеллы жители должны были заниматься сельским трудов, в том числе и для здоровья. Но о городе саде впервые заговорил французский социалист-утопист Фурье. Город-дом Фаланстер, вмещавший 2 000 человек, должен был располагаться на природе. Идея города-сада, в противовес городу-спруту спонтанно возникла в конце XIX века. Термин этот впервые появился в книге Говарда Эбенизира «Сады города будущего». «Гарден ситис оф тумороу». Книга имела такую популярность, что в России в 1913 году было организовано воплощение идей Эбенизира в жизнь. Кстати общество было возрождено в 1922 году.

Вот как описывал в 1930 году видный член ВКП (б) и функционер Наркоммунхоза товарищ А.Зеленко образцовый социалистический город. «Сейчас же за площадью начинается покрывающий весь город большой зеленый парк. Он пересечен аллеями для пересечения более медленного. Эти аллеи могут представлять красивые изогнутые дуги. По борту аллей будут тянуться деревья, рядом с ними изовьются велосипедные дорожки, потом опять деревья, и только тогда уже начнется тротуар. Зеленые лужайки будут отделять тротуар от крупных домов, прорезанных большими стеклянными площадями своих окон и террас. На крышах этих домов будут тянуться плоские веранды, украшенные цветами, беседками для тени. Дома будут окрашены в светлые радостные цвета: белые, розовые, синие, красные, не мрачно серые и черные, но подобранные гармонично по своим красочным сочетаниям. Войдя в дом, вы увидите большой вестибюль, из которого направо и налево идут умывальные комнаты, души, физкультурные залы, где усталый человек, придя с работы, может умыться, переодеться, повесить свое рабочее платье в особый шкафчик. Прямо от входа расположена приемная со справочным бюро. Киоском для продажи мелких вещей, парикмахерской, комнатой для чистки сапог, для починки и чистки платья. Тут же в ряде больших ниш, поставлена удобная мебель, где группы живущих встречаются друг с другом или принимают своих гостей, где «гостеприимная комиссия» дома примет и приезжих гостей. Дальше идут комнаты для культурного времяпрепровождения. Тут должны быть биллиардные, шахматные, фотографические, музыкальные и другие возможные комнаты для разных кружков. Комнаты побольше, где можно собираться для обсуждения вопросов или проводить сыгровки и спевки, мастерские для любителей фото, радио, электротехники, шитья и рукоделия, которые своими продуктами обслуживают запросы всего дома, показывая свое искусство».

Товарищ Зеленко продолжает: «Легкий переход идущих по верху летящих арок, дающих проходы в парк, — и вы в большой столовой, построенных по типу американских кафетерий. Здесь за длинным прилавком стоят в судках или на электрических грелках всевозможные кушанья, которые можно брать самыми небольшими порциями. За столовой, верандами выходящими на плоскую крышу, расположена читальня. Она имеет небольшой запас книг, но можно вытребовать по телефону любую книгу из центральной библиотеки. Выше потянутся части дома, где расположены небольшие комнатки для каждого жителя. В такой комнатке на небольшом пространстве должно быть устроено очень удобно и компактно все, что нужно для отдельного жителя комнаты: его кровать или диван, ниша-шкаф для платья и других вещей, хороший стол для занятий, пара удобных стульев, полочки для книг, место для картин и цветов и если возможно, выход на балкон. Такая комната займет 7-9 кв. метров.

А где же будут магазины или, как мы теперь их называем распределители? Часть их, снабжающая необходимыми мелочами, будет непосредственно в жилых комнатах. Пищевые продукты будут распределяться в столовых, а продукты всякого другого рода будут помещены в магазинах, устроенных в первых этажах общественных домов, на центральной площади города.

Остается только сказать несколько слов о заботах города о самом себе, иначе – о его коммунальных службах. Хорошие улицы, освещение, водопровод, канализация, отопление домов теплой водой с производства, пожарное депо, организация питания, постройка купален, мест для спорта, — все это будет делом города, вернее его жителей. И если мы хотим, чтобы в новом городе не было холодно, голодно, неуютно, неудобно, грязно, скучно, нездорово, утомительно, раздражительно, одиноко, душно, — то нужно, чтобы все жители города создали бригады, заботящиеся, чтобы всех перечисленных неприятностей на деле не было. Для этого их надо подготовить к такой работе; свободного времени для такого нужного дела хватит, ибо машина в значительной степени сильно заменит труд человека».

Однако горожане не только не прониклись идеей города-общины, а наоборот стремились, как можно скорей обособиться в отдельных квартирах, а на коммунальные должности дворников и озеленителей нанять каких ни будь приезжих лимитчиков. Даже такое коммунальное удобство, как прачечная самообслуживания не прижилась в социалистическом обществе. Граждане предпочитали индивидуальные стиральные машины. Последний удар по мечте о городе-коммуне нанесло строительство «хрущевских» домов с отдельными квартирами для каждой семьи. Миллионы семей покинули коммунальные квартиры, где в миниатюре репетировалась мечта товарища Зеленко.

Кухни, наличие которых вообще не предполагалось в домах будущего, стали любимым местом отдыха и приема гостей. А их размеры свидетельствовали о статусе владельцев квартиры. Повалилась попытка с коллективными дачами-фаланстерами, уже в конце 30-х годов их постройка велась из расчета дача на семью.

Из всех прогнозов строителей светлого будущего 20-30-х годов сбылась только мечта о коллективном воспитании детей. Как правило, работающие родители, охотно отдавали детей в детские сады и ясли. Однако с крушением СССР и эта примета светлого будущего канула в прошлое. Теперь система дошкольного воспитания возрождается, но число детских садов прискорбно невелико.

Правда, коммунами, называемыми по западному «сквоттами» пытались жить хиппи в 60-70-х годах, но поскольку основой их общежития был совместный прием психотропных препаратов, то к положительным примерам этот социальный эксперимент отнести нельзя. Тем более что селились они, как правило, в зданиях, предназначенных под снос и их пребывание приводило жилой фонд к окончательному разрушению.

Мечта о городе-саде вернулась в России уже в наше время, когда идея строительства коммунизма была окончательно похоронена. Симбиоз жилья, зоны отдыха и зоны бытового обслуживания воплотился в жилых комплексах для весьма состоятельных людей. В которых, можно жить, практически не покидая их пределы, так как подобные комплексы обеспечиваются полным набором предприятий бытовых и культрно-развлекательных услуг, связью с любой точкой планеты, возможностью для ведения бизнеса и надежной охраной.

В Южной Корее, решили не теоретизировать, а просто построить город будущего и посмотреть, что из этого получится. Город планируется создать инновационным не только по архитектуре, но и по технологической начинке. Город называется Нью-Сондо или Ю-Сити от английского «ubiquitous» — вездесущий. Займёт он площадь в 5,57 квадратных километра. А жить в нём постоянно будут 500 тысяч человек. Расположится Нью-Сондо в 64 километрах от Сеула, на берегу моря. Частично он будет стоять на воде — как Венеция. Его уже и называют азиатской Венецией XXI века. Занимается реализацией проекта компания Gale, один из крупнейших в мире девелоперов на рынке недвижимости. Весь город будет представлять собой огромный компьютер. Чипы RFID, беспроводные сети и другие технологии, которые применяются в различных сферах по всему миру, здесь будут объединены в гигантский единый комплекс. Все учреждения и здания города — от правительственных и медицинских центров до жилых домов и офисов, вся инфраструктура — от кинотеатров до автостоянок — будут объединены общей базой данных и через неё смогут связываться между собой. Микропроцессорами будут снабжены даже мусорные баки и движущиеся тротуары. Умные холодильники будут самостоятельно заказывать продукты по мере своего опустошения. Одна и та же смарт-карта жителя Нью-Сондо будет открывать дверь квартиры, оплачивать парковку, билет в кино, поездку на метро или аренду велосипеда. Процесс оплаты обещают сделать анонимным, то есть, отслеживать перемещения граждан и их покупки не планируется. В случае утери карточки, можно будет тут же её аннулировать, а код сменить.

Чувствительные к давлению полы будут обнаруживать падение людей, и связываться со скорой помощью, а телефоны граждан будут накапливать данные о здоровье своих подопечных, путем латентного измерения давления и температуры. И в случае ЧП вызывать врача.

Первая фаза строительства города должна быть завершена в 2008 году, а полностью Нью-Сондо будет возведён в 2014-2015 годах.

Если посмотреть подшивки 1950-60=ых годов некогда популярного советского журнала «Техника – молодежи», то почти в каждом номере можно увидеть рисунки фантастических городов будущего. Кроме обязательных флаеров и движущихся тротуаров, как правило, на них изображены кварталы прозрачных мегавысоток, подобно сталагмитам вырастающих из зелёных массивов. И вот теперь создан материал, который позволит возводить такие дома-сосульки.

Автор ноу-хау — 27-летний венгерский архитектор Арон Локонзи. Он создал необычный бетон типа «ЛиТраКон». Новинка объединила в себе качества самого популярного в мире строительного материала и оптического стекловолокна. Новый тип бетона способен пропускать свет. «Прозрачный» бетон так же прочен, как и традиционный. Кроем того, у него есть явное преимущество: благодаря тысячам вложенных стеклянных волокон, формирующих матрицу, сквозь него можно увидеть, например, силуэт человека или дерева. Таким образом, светопроницаемый материал способен сделать интерьер помещения лёгким и воздушным, создавая иллюзию, что массивных стен практически не существует. Использование подобного материала, особенно в местностях с длительной продолжительностью светового дня не только позволит существенно экономить на освещении, но и придаст постройкам поистине фантастический вид. У нас в 60-е годы были попытки использования стеклянного блоков для постройки не несущих стен, но сейчас эти сооружения выглядят крайне неприглядно.

Если Нью-Сонго это всё же эксперимент, то строительство «города третьего тысячелетия» на побережье арабского эмирата Дубай долгосрочный коммерческий проект. Там возводятся три уникальных искусственных архипелага, не имеющих аналогов в мировой строительной практике. Один из них, «Мир», имеет очертания реальных материков нашей планеты, два других повторяют форму финиковой пальмы. Они и называются «Пальма Джумейры». В Дубае протяженность естественного побережья только 49 миль. Создание искусственных архипелагов удлинит его до 930 миль. К этому стоит добавить берега канала, прокладываемого вглубь материка, и искусственные озера, что обеспечит безводной пустыне внутреннею акваторию и привлекательный пейзаж.

Архипелаг «Мир» — это 300 частных островов, объединенных в микроархипелаги. Острова не будут иметь иного сообщения с материком, кроме пути по воде или по воздуху. Вертолет, прекрасный парусник или моторная яхта доставят на острова владельцев и их гостей. Острова уже активно скупаются знаменитостями, как единственная возможность достичь уединения. С этим желанием связана и доведенная до абсолюта компьютеризация коммунальных процессов. Количество обслуживающего персонала сведено к минимуму.

Сейчас грандиозная стройка «Пальмы Джумейры» в разгаре, и в конце 2007 года он будет окончательно готов. На островах расположатся роскошные отели, резиденции и апартаменты, яхт-клубы, рестораны и бутики самых известных фирм мира. Диаметр архипелага составляет 6 километров, протяженность островов по внешнему периметру — 11 километров. По его водам будут курсировать сотни моторных и парусных яхт, плавание в его защищенных водах откроет перед глазами бесконечную череду великолепных видов и перспектив.

С 20-х годов прошлого века Москва шла в авангарде градостроительных экспериментов. В московском коммунальном хозяйстве так же применялись разнообразные новинки техники. Так в Москве впервые в мире была применена комплексная поливка улиц. Московское метро смело можно занести в список «чудес света». Так «подземки» крупнейших столиц мира, хотя и старше и длиннее, но построены как утилитарные и чисто технические сооружения. И их станции меньше всего похожи на наши подземные дворцы.

Комплексный вывоз мусора с помощью контейнеров в Москве и Ленинграде начался одновременно с Нью-Йорком. А структура советских фабрик-кухонь во многом была перенята западными гигантами фаст-фуда.

Сейчас демонтаж советской экономики закончился. Период «постперестроечной разрухи» канул в Лету. Страна уверенно движется по новому пути, и никакие кризисы не заслонят ей сияющие маяки национальных проектов. В планах застройщиков и инвесторов еще в 1990-е возникла идея создания сверхсовременного комплекса — зоны деловой активности, которая объединит бизнес, проживание и досуг в едином интегрально-информационном пространстве. Где будут использованы новейшие телекоммуникационные системы, ресурсосберегающие технологии, независимые системы электро- и теплоснабжения. Будет создана современная транспортная инфраструктура, предусматривающая строительство линий миниметро и высокоскоростного наземного транспорта.

В Москве близко к завершению строительство первого и единственного в Восточной Европе комплекса — Московского Международного Деловового Центра (ММДЦ). Общая площадь “Москва-Сити” составляет около 100 гектаров, из которых 60 гектаров подлежат новой застройке. Выделенная территория — единственное место в центре Москвы, на котором может быть создан деловой район такого масштаба. Как корейский комплекс Ю-Сити, московский Сити будет управляться из единого центра. Управляющая компания проекта Москва-Сити, ОАО «СИТИ» ведет разработку концепции комплексной системы безопасности Москва-Сити, включающую разработку мероприятий, таких как, антитеррористическая защищенность, мониторинг деформационного состояния строительных конструкций высотных зданий, пожарная безопасность, информационная безопасность, физической безопасность проживающих, экономическая безопасность, экологическая безопасность. Все объекты «Москва-Сити» будут подключены к единому диспетчерскому пункту, из которого будет осуществляться управление системой безопасности всех объектов.

Уже на начальном этапе строительства «Москва-Сити» применяются различные «ноу-хау». Проектом энергоснабжения объектов предусмотрено создание независимой теплоэлектростанции в качестве основного источника энергии для ММДЦ. Особенностью ТЭЦ является ее самодостаточность и напряжение в сетях 20 кВт, что более экономично, чем напряжение в 10 кВт на существующих подстанциях Москвы. Кроме того ТЭЦ одновременно будет вырабатывать и электроэнергию и тепло. По предложению ОАО «СИТИ» на ТЭС ММДЦ применены газотурбинные установки последнего поколения, работающие в едином цикле с энергетической паровой турбиной и водогрейными котлами, утилизирующими энергию выхлопных газов газотурбинных установок. Таким образом, сжигание природного газа для работы паровой турбины и водогрейных котлов-утилизаторов не требуется.

Оборудование ТЭС позволяет достичь показателя использования теплоты, содержащейся в топливе, около 85 %, в то время как коэффициент полезного действия при производстве только электроэнергии – около 50%, что в 1,5 раза превосходит эффективность действующих в Москве электростанций. В то же время ТЭС является наиболее отвечающей параметрам экологической безопасности. Занимаемая ею территория в 3,5 раза меньше, чем территории существующих станций равной мощности, а благодаря современным системам управления и контроля она требует значительно меньшее количество обслуживающего персонала.

В уже действующем Офисном комплексе ММДЦ «Башня 2000» на набережной Тараса Шевченко тепло вырабатывается котельной, которая расположена на крыше объекта.

Реальность смело догоняет самые фантастические предположения. Умный Дом, способный функционировать без помощи человека, был описан фантастом Реем Бредбери в рассказе «Будет ласковым дождь» более 50-ти лет назад. Сейчас такими домами в Японии не удивить никого. Компании, активно предлагающие оборудование для Умного Дома не редкость и на российском рынке недвижимости.

Сейчас фантасты, учитывая стремительное развитие генной инженерии и кибернетики, прогнозируют создание «города-черепахи» — полубиологического, полукибернетического организма-механизма, запрограммированного на максимальных комфорт и безопасность его обитателей. Так что, вполне возможно, что люди будущего в период летних отпусков будут перемещаться в тёплые края, не выходя из собственных квартир. Служащих им не только убежищем от непогоды, но и постоянно обновляемым складом продовольствия, так как стены жилища, благодаря достижениям бионики будут съедобны. Более того парапсихологические способности жильцов будут объединены в единый коммунальный контент, что позволит поддерживать нужную температуру, отодвигать возникающие по пути на юг препятствия и охранять встречающихся редких животных.

Об еще одной разновидности дома будущего, грозящего превратится в реальность, напичканном разными счетчиками, требующими плату за свет, воду, тепло, телевидение и даже постельное белье, нам впервые поведал в романе-сказке «Незнайка на Луне» писатель Николай Носов. Книжка вышла в 1965, но своими гениальными предвидениями сегодня как нельзя более актуальна. Вот как описывает пребывание земных космонавтов-коротышей в этом корыстолюбивом жилище, Евгений Носов:

«…где обычно бывает электрический выключатель, замигал красный глазок. Взглянув на этот световой сигнал, Незнайка и Козлик заметили, как из отверстия, которое имелось в стене, высунулся плоский металлический язычок с углублением на конце, а под ним замигала светящаяся надпись:

«Сантик»… Сунув руку в карман, Козлик достал монету достоинством в сантик и положил ее в углубление на конце язычка. Язычок моментально исчез в отверстии вместе с монеткой, и лампочка засветилась вновь». Дальше, больше. Платными оказались кровати, запертые в стенном шкафу. Простыни, одеяла и подушки тоже стоили денег. Телевизор выключался на самом интересном месте, требуя монетку.

«Решив на ночь умыться, Козлик подошел к рукомойнику, но и тут пришлось израсходовать сантик на воду, сантик на мыло и сантик на полотенце». Словом, чуть ли не каждый шаг в этом доме лунного капитализма требовал расходов. «С ума вы все посходили! — возмущался Козлик. — Где я вам наберу столько сантиков!

В это время Незнайка заметил на стене еще две кнопки, под которыми имелись надписи: «Отопление» и «Вентиляция».

— Постой, — сказал он. — Мы, наверно, забыли включить отопление. Он нажал кнопку, но и тут из стены высунулся язычок и заявил о своем желании получить сантик».

В далеком 1965 году, написанное казалось нелепой гиперболой, даже для сатиры на капитализм, коей сказка Носова и являлась. Но просматривая сегодня квитанции на квартплату и средства коммуникации, шкаф, требующий лунную копеечку за хранение шляпы, не кажется столь уж фантастичным. Единственное, что пока утешает, это то, что бытовые удобства не нужно оплачивать вперед.

А вот «новому типу сообщения — воздушному автобусу» не повезло Прогноз не сбылся. В апрельском номере «Коммунального хозяйства» за 1927 инженер Куренков пишет: «Мы познакомим читателя с вновь изобретенным способом сообщения при помощи вагонов приводимых в движение воздушными пропеллерами и представляющими собой новый тип «воздушного автобуса». В этой системе, названной «Рэйлплан», вагоны подвешены на рельсах, расположенных на специально подвешенных эстакадах имеющих надлежащее возвышение над землею (30 метров). На обоих концах этих своеобразных автобусов, имеющих форму снаряда, прикреплены пропеллеры, вращение которых придает вагону поступательное движение. Описываемый вид транспорта позволяет достигать скорости движения, нисколько не уступающий скорости прочих современных земных сообщений. Железных дорог, трамваев и автомобилей. Безопасность же движения обеспечивается значительно большая, чем в воздушных сообщениях. Двигатель для вращения пропеллеров приводиться в действие электрическим мотором, сообщаемым с автобусом при помощи воздушного кабеля. Иногда энергия, получается, от самостоятельных двигателей внутреннего сгорания. Выбор того или иного оборудования зависит от местных условий. Если для обыкновенной железной дороги на каждого пассажира приходится до 500 килограммов мертвого веса; для метрополитена до 450; для автобуса 350; для трамвая – 400; то для воздушного автобуса всего 50 килограммов». Как писал журнал, проект уже внедряется. Но о дальнейшей его судьбе ничего не было известно.

В 70-х годах в СССР выпускалась игрушка «Карлсон», в виде куклы известного детского персонажа, перемещавшегося по натянутой леске силой маленького электрического пропеллера. Это и был материализовавшийся, наконец, проект «Рэйлплан» инжинера Курнкова.

«Умным домом» (от английского Smart House) называют жилье, спроектированное и построенное с применением компьютерных технологий. Это автоматизированная коммунальная система, обеспечивающая согласованную работу инженерных сетей, грамотно распределяющая ресурсы, обеспечивающая понятный интерфейс контроля и управления.

Сейчас разработки такого рода – не новость, но еще 30–40 лет назад «умный дом» был персонажем фантастический произведений. Наиболее известен из них, пожалуй, рассказ Рэя Бредбери «Будет ласковым дождь». В нем «умный дом» продолжает обеспечивать комфорт своим обитателям, давно погибшим в ядерной катастрофе. Теперь же «умные дома», вернее их «умная» начинка, свободно продаются, чем умнее тем дороже.

В этом направлении науки были свои первопроходцы. Так, в СССР в начале 1970-х годов в институте «Гражданстройпроект» существовала лаборатория фундаментальных проблем перспективного градостроения. Возглавлял ее Марк Велигожин – архитектор, ученый, работавший в непопулярной тогда и весьма востребованной сейчас междисциплинарной области. Первые разработки интеллектуального жилища велись именно в этой лаборатории.

Экспериментальная модель не была прародителем современных «умных домов». То жилище разрабатывалось на стыке архитектуры и бионики – науки о применении в технических устройствах и системах принципов, свойств, функций и структур живой природы. Инженерные задачи решались на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Этот путь кардинально отличался от современных компьютерных решений в разработке «умных домов».

Неизвестно, какой путь к универсальному жилищу был бы более правильным. Но в 1980-х годах деятельность лаборатории была свернута, а идея «умного дома» отдана на откуп иностранным разработчикам.

В то время, когда разрабатывался «умный дом» Велигожева, было актуально обостренное восприятие проблемы голода поколением, выросшим в годы войны и послевоенных трудностей. Для него характерно испытывать значительный дискомфорт, если в жилище нет продовольственных запасов, чтобы пережить период «бескормицы». Такой стереотип глубоко укореняется в подсознании.

Вспомним, например, прогнозы советских социологов о том, что к 2030 г. СССР выйдет на уровень «один член семьи – один холодильник». Кроме того, подсознательная тяга к накоплению продовольственных запасов выражается не только в виде складируемых в жилище продуктов, но также в качестве «носимого балласта» – или, проще говоря, жировых отложений.

Со временем появились и другие фобии, вызванные вновь возникшими проблемами. Это, например, стремление запастись спиртным, спровоцированное горбачевским «сухим законом»; или желание иметь дома оружие, возникшее из-за разгула преступности в конце 80-х–начале 90-х годов прошлого века; накопление валюты, обусловленное высокой инфляцией и дефолтом в 1990-е годы.

Прогресс сельскохозяйственного производства сделал продукты питания более доступными. Объем тела человека стал увеличиваться от поколения к поколению в среднем на 20 % (этот процесс называется горизонтальной акселерацией). Объем запасов, которые можно определить как внешние индивидуальные резервы, то есть хранимые в жилище продукты питания, растет еще быстрее – на 40 % для каждого последующего поколения.

На облике современного жилья это отразилось примерно следующим образом. Внутри дома жильцы возводили еще одну стену из шкафов, антресолей, холодильников, ковров и этажерок. Эта дублирующая стена превосходила внешнюю своей толщиной, зависящей от уровня доходов. Кроме того, человек окружал себя и третьей «стеной» – жировыми и мышечными отложениями, толщина которых индивидуальна и зависит от его психофизических особенностей. Однако нормативы, например, по кубатуре воздуха в помещении, разрабатывались без учета этих факторов. Имелось в виду, что в квартире находится одна стена, а не три, как стало на самом деле.

По мнению Велигожина, среднестатистическое советское жилище являлось «домом-кладовкой», а проживающие в нем люди – «кладовщиками». Решать данную проблему, механически наращивая объемы жилищного строительства или пересматривая ГОСТы в области интерьера, представлялось ему бессмысленным. Сотрудники лаборатории фундаментальных проблем перспективного градостроения стали искать нестандартный выход. Они увидели его в сочетании архитектурных и биологических факторов и решили объединить три стены «дома-кладовки» в одну.

Та программа «умного дома» разрабатывалась в годы государственного лозунга: «Экономика должна быть экономной». Это относилось как к ресурсам, так и к трудозатратам. Идея всемирной экономии в стране с огромной территорией и населением представлялась необычайно важной.

Кроме того, «умный дом» проектировался как переходный этап для тех народностей, которые только адаптировались к городской или просто оседлой жизни. Известно. Что процесс полной адаптации к новым социокультурным условиям требует времени, сопоставимого с жизнью трех-четырех поколений. Приблизительно на это время и было рассчитано внедрение программы усовершенствованного жилища.

«Умный дом» Велигожина представляет собой сезонную постройку. С наступлением теплого времени года часть постройки, не освоенная в холода, используется в качестве посевного материала. Такое жилище не требует обогрева, так как материалом его биостен является картофельная рассада, которая в процессе прорастания вырабатывает тепло. Таким образом, дом функционирует за счет способности картофеля расщеплять липоидные жиры. Кроме того, проростки растения тянутся к свету со скоростью, зависящей от интенсивности его источника. Природное электричество, вырабатываемое картофельными стенами, позволяет питать электроприборы общей мощностью до 5 Вт.

Ложась спать, живущий здесь человек включает лампочку, закрепленную на его теле. Свет от нее не раздражает спящего, так как на его шею надет специальный светозащитный воротник конической формы. В таком воротнике человек лишен возможности видеть даже собственное тело. Ростки картофеля из стен тянутся к свету лампочки. Оплетая конечности человека и проникая внутрь, прорости картофеля начинают расщеплять его жировые отложения.

В процессе полевых испытаний было установлено, что проживание в таком «умном доме» в течение месяца нормализует биоритмы человека в среднем на 46 %. Очищаются легкие, нормализуется состояние сердечно-сосудистой системы, улучшается работа опорно-двигательного аппарата.

Эксперименты эти были небезопасны. Так, на одном из ранних этапов испытаний доброволец получил обморожение четвертой степени. Однако в целом проект Велигожина был признан рентабельным и получил государственное финансирование. Часть его разработок впоследствии использовалась в космической промышленности. А остальное засекретили настолько надёжно, что какую либо информацию об открытиях Марка Велигожина.

Помните дизайн домиков-коротышек из «Приключений Незнайки»? Или жилищ хоббитов из «Властелина колец»? Можно сказать, что они построены по всем законам бионики, то есть по подсказке природы. У них тыквообразные или грибообразные крыши, полукруглые окна, напоминающие дупла, и заборчики из кустарника. Это подчеркивает близость к природе и экологичность жизни сказочных персонажей.

Такое же впечатление производят и здания, сооруженные в бионическом стиле. Эти постройки выбиваются из канонов классической геометрии, их природные формы будят воображение. Пластичные и протяженные стены и окна выявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов. Благодаря ритмичной игре вогнутых и выпуклых поверхностей кажется, что здание дышит. Стены здесь не просто выполняют роль перегородок, а живут подобно организмам. Войдя в органическое здание, вы ощущаете себя погруженным в чудесный мир, наполненный светом. Материалы просвечиваются под слоем краски. Цветной свет живет и движется по своим законам, создавая особый мир интерьера.

В бионическом строении постоянно меняется баланс взаимодействия желаний и пространственных возможностей человека. В результате он испытывает ощущение движения в покое, и покоя – в движении пространства. Постоянство и изменение, симметрия и асимметрия, защищенная интимность и широкая открытость сосуществуют в хрупком равновесии.

По существу, бионика как архитектурный стиль стремится создать такую атмосферу, которая стимулирует бы именно ту функцию помещения, для которой оно предназначено. В бионическом доме спальня является спальней, гостиная – гостиной, кухня – кухней.

Такой стиль предполагает, что архитектура должна стать естественным продолжением линий, начертанных природой. Био-здание – это пространство, насыщенное энергией солнечного света, которая связывает в одно целое природу и человека.

Ярким образцом бионической архитектуры можно назвать Останкинскую башню, кольцевые сооружения которой полностью повторяют форму стебельных узлов. Вот еще несколько примеров: здание Сиднейской оперы, сетчатый купол Всемирной выставки в Монреале, строящийся в Шанхае 300-этажный небоскреб высотой более 1 км.

Естественным продолжением бионического «умного дома» может бионический же «умный город». В нем должно предусматриваться более четкое зонирование – разделение на селитебные, рабочие и общественные зоны с учетом развития транспорта. Не лишним будет защитный слой бионической формы и органического происхождения, он нужен для того, чтобы сохранять микроклимат поселения и оберегать его от воздействия внешней среды, а природу – от воздействия города.

Такая защитная оболочка, абсолютно незаметная внутри города, снаружи будет представлять собой активную по форме и цвету структуру. Возможно, это будет пленка, постоянно меняющаяся в размерах, в зависимости от количества людей в городе в каждый конкретный момент. Днем население мегаполиса увеличивается, и слой расширяется, а ночью, наоборот, – сжимается. То же самое происходит и в конкретных районах города. Если в одном из них количество людей увеличивается, а в другом уменьшается, то защитная пленка совершает колебание. Таким образом, объем одного района она увеличивает, а другого – уменьшает.

Конечно, такой проект – футурологическая перспектива. К сегодняшней реальности он отношения не имеет и может рассматриваться лишь как прогноз возможного развития архитектуры и идеи «интеллектуального» жилья, а в перспективе «умного города».