Яков Шустов
В среду 15 апреля в Гнездиковском переулке гостеприимно распахнул двери клуб «Русского института». Показом фильма Дэвида Линча «LostHighway» («Затерянное шоссе»), называющееся у нас «Шоссе в никуда», вероятно, по аналогии с романом Александра Грина «Дорога в никуда», была возрождена традиция проведения интеллектуальных киновечеров в этом замечательном месте.
Старый порядок организации киноклуба в «Русском институте» был несколько изменен. И надо сказать в лучшую сторону. Во-первых, не было курения публикой табака, что в условиях плохо проветриваемого подвала, превращало просмотр в пытку. Во-вторых, довольно безликое «обсуждение», завершавшее прежние киноклубы, было заменено на квалифицированные выступления по теме. В-третьих, фильм был выбран не наобум, а приурочен к приезду режиссера Дэвида Линча в Москву, открытию выставки его художественных работ, и выходу его книги «Поймать большую рыбу». И, наконец, день показа был выбран правильно — среда, а не пятница, как в старом киноклубе.
Вкратце о фильме. Странно, что этого никто не заметил, но лента является вольной экранизацией хрестоматийного, причем по-настоящему, так как его проходят в американской школе, рассказа Амброза Бирса «Происшествие на мосту через Совиный ручей». Без привязки к этому знакомому каждому образованному американцу произведению, фильм можно трактовать с любой точки зрения. От фрейдистской до христианской. Что и было сделано.
Довольно известный и издававшийся в СССР американский классик, Амброз Бирс сейчас окончательно ушел в тень Эдгара По и Марка Твена, симбиозом которых он и являлся. В «Случае на мосту через Совиный Ручей» герой рассказа южанин, казненный северянами, проживает в короткое мгновение агонии в петле целую дополнительную жизнь, в которой доделывает то, чего не успел сделать. Линч идет дальше и дарует приговоренному к электростулу саксофонисту новое тело и новый уровень проникновения в хитросплетения загадок жизни. Но кончается все и у Бирса, и у Линча неминуемой и страшной смертью.
Заведовал показом Александр Павлов, периодически вручая микрофон запланированным докладчикам, а также людям, желающим выступить. После того как ведущий сделал небольшой экскурс в творчество американского режиссера, микрофон попал в руки философа Бориса Межуева, который прочитал после просмотра небольшую, но содержательную лекцию о фильме, творчестве Линча вообще и тайных американских страхах, воплощенных в этом самом творчестве. В первую очередь докладчик связал три фильма Линча «Шоссе в никуда», «Малхолланд Драйв» и «Внутренняя Империя» в трилогию, в которой каждый фильм является как бы римейком другого, образуя некую трилогию Мебиуса, такую же бесконечно повторяющуюся как дорожная разметка на шоссе в никуда.
В частности, Борис Межуев упомянул, что мистическая составляющая «Шоссе в никуда», это, безусловно, предсмертные видения, приговоренного за не вполне реальное убийство героя. Сам Линч выразил отношение к своему герою в одном из интервью как к человеку заблудившемуся, вернее заблудшему на дороге греха, и поэтому недостойного сочувствия. Смерть без покаяния, может привести к вечному проклятию. Герой Линча поддается на то ли предсмертную, то ли посмертную возможность отомстить и буквально отдает свою голову дьяволу. Кстати, навязчиво повторяющиеся кадры ночного шоссе очень напоминают новеллу Федерико Феллини «Не закладывай свою голову черту» из сборника «Три шага в бреду», снятого по рассказам Эдгара По.
Далее Борис Межуев сказал, что Дэвид Линч – человек, безусловно, консервативного менталитета, голосующий за республиканцев и поддерживающий в свое время Рейгана, что удивительно на фоне его взаимодействия с деятелями контркультуры, такими Мерлин Мэнсон. Странно, что докладчик увидел в этом что-то необычное. В Линче очень хорошо видны особенности американского консерватизма, особенно после просмотра его художественной выставки. У нас сложилось представление об американских консерваторах, как о каких-то не унесенных ветром героях Хэмфри Богарта, смотрящих на искусство и жизнь через призму ждановских постановлений. На самом деле то, что для нас модерн, для них – классика. Дали и Фрейд для них примерно то, что для нас Корин и Бердяев.
Однако стоит вернуться в колею повествования. Поскольку Линч воплощает американского консервативного человека, постольку и страхи у него американские и консервативные. В этом отношении показателен мир осажденных в «Твин Пикс», где «парни из библиотеки» подвергаются атакам страхов в основном криминально-мистического характера. Есть небольшая работа Славоя Жижека о фильмах Линча. Там выведен общий для них главный страх «территории Линча». Это ощущение недоверия буржуазного человека к социальному порядку и отождествление его с мистическим злом.
Затем выступил религиовед Дмитрий Узланер с рассказом о медитативных увлечениях Линча, изложенных в его книге «Поймать большую рыбу», выпущенную издательством «Эксмо». Учитывая дух экуменизма, царящий в Соединенных Штатах, в увлечении консервативного человека индийскими духовными практиками нет никакого диссонанса. Не всем же быть Мелами Гибсонами?
Потом выступал Алексей Юсев
Зрители активно задавали вопросы и принимали участие в обсуждении. Чашечки с чаем и тарелочки с чипсами создавали бодрящую атмосферу Общества анонимных алкоголиков. Одним словом вечер удался на славу. Одно дело смотреть кино в отчужденном кинотеатре, а другое в обществе разномышленников, где есть с кем поговорить. Послушать чужие мнения и сформировать свое. Хорошо бы продолжить традиции встреч в клубе «Русского Института». В принципе, если кризис совсем ударит, чипсы можно приносить с собой.
Опубликовано: Русский журнал: