Яков Шустов
Где «русский миф» показан не только в кино, но в комиксах и компьютерных играх.
Если отношение русских к США претерпело за последние 30 лет несколько метаморфоз, то отношение американцев к русским оно по-прежнему стабильно-недоверчивое. Не в последнюю очередь обусловлено это мейнстримом массовой культуры. Появление реального русского в американских медиатекстах, фильмах и комиксах так же невозможно, как, скажем, появление «хорошего парня» секретаря райкома-гомосексуалиста в продуктах советской культуры.
Обидно одно — «русский миф» проник и в нашу современную массовую культуру. Потому что «так принято», «весь мир видит так», «это узнаваемо».
В
Наверное, не будет преувеличением сказать, что этот кинопроцесс превращения русских — отражение процесса реального: русские эмигранты, которые несколькими десятилетиями раннее представляли собой в основном людей искусства и других инакомыслящих, в девяностых криминализируются. Наиболее характерна в этом плане
Подобные ксенофобии возникают периодически по отношению к тем или иным группам эмигрантов, например, колумбийцам или юго-восточным азиатам. Так что, на мой взгляд, появление на наших экранах «фильмов-сатисфакций» типа
Кстати, Россия в американском кино удивительно напоминает Латинскую Америку с тайгой вместо сельвы. Достаточно вспомнить
Этот фильм вполне можно назвать пощечиной всему российскому политологическому классу. Три американских полтехнолога-лузера выигрывают президентские выборы в пользу Ельцина, вопреки стараниям ближайшего окружения будущего президента, показанного как максимально криминализированное и маниакально-расчетливое сообщество. Единственный положительный русский персонаж фильма – дочь Ельцина. Фактически, это прямое указание на то, что надежды могут быть связаны только с молодежью, а то, что соприкасалось с «совком» — мертво и гнило.
Тема
Согласно американскому мифу, русская мафия отнюдь не возникла из ниоткуда. Она часто предстает порождением силовых ведомств. В
В
В фильме режиссёра Мими Ледер
Повседневная жизнь посткоммунистической России наиболее характерно представлена в фильме
Иногда в фильмы о русской мафии вплетаются какие-то совсем уж «болливудские сюжеты». Вот
Вообще, в девяностых русская мафия была настолько востребована, что ее пихали в любой боевик, иногда без всякой привязки к сюжету. Например,
Робкие попытки показать , что крах СССР породил не только русскую мафию, окончились неудачей. В 1994 году был снят триллер
Некоторые фильмы на русско-мафиозную тему выходят за рамки развлекательного жанра. Например, триллер
Русское прошлое и русское будущее тоже нашли отражение в голливудском кинематографе. Например, Жан-Жак Анно в 2001 году снял картину
Говорят, что с прошлым надо расставаться смеясь. Фильм режиссера Стивена Спилберга
А вот
Устойчиво-отрицательную реакцию американцев на «большевизм» часто используют и в предвыборном пиаре. «Честь» прослыть красным, оказывается, выпала не только Обаме во время выборов 2008 года. Во время кампании 2004 года Керри тоже
Кроме кино, процветают комиксы и сравнительно недавно появившиеся компьютерные игры на «русскую» тему.
И если в кино русские все же имеют человеческий облик, то комиксы не оставляют им даже этого шанса. Интересно, что демонизация оборачивается своего рода русофилией с отрицательным знаком, когда демонизированный до абсурда образ русско-советского зла становится своеобразной псевдо-религией возмездия для американцев, ненавидящих свою страну, капитализм и толерантность.
Нечто подобное наблюдалось и у советских неформалов, когда официальная антиамериканская пропаганда, не отличавшаяся ни умом, не правдоподобностью, лепила образ Штатов как страны абсолютной вседозволенности и вечного кайфа. (В этом смысле показательна концовка отечественного фильма «Стиляги», когда выясняется, что никаких стиляг в Америке нет).
Тут может быть одно объяснение – комиксы крайне консервативный жанр, тем более что выпускаются они теми же издательствами, что и 50-70 лет назад. Например, комиксы «Марвел» кишат русскими персонажами. Большинство из них появились на свет в шестидесятых годах, например
Не повезло в новые времена наследнику Григория Распутина, Петру Колоссу Распутину, 1975 года рождения. Из супергероя, умеющего превращать собственное тело в органический металл и способного останавливать руками атомные подлодки, он стал геем, безнадёжно сохнущем по Россомахе.
Есть целые команды русских, чьи похождения, в общем-то, характеризуют их как добросовестных и доблестных вояк. Это персонажи «Октябрьского Дозора» и «Зимних мужчин». Но с какой бы то ни было русской реальностью, они имеют мало общего. Не обошлось и без «русской мафии», например, жуткий в своей некомпетентности комикс
Компьютерные игры появились сравнительно недавно, а тотальная популярность пришла к ним уже в XXI веке. Русские, советские и прочие «наши» изображаются там сравнительно доброжелательно. Возможно потому, что в компьютерных играх действовать можно не только с «правильной» стороны, но со стороны противника. Кроме того, как уже писалось выше,
Вот глобальная стратегия «Последняя война Тома Кленси», где занятые взаимными разборками США и Европа, забывают про Россию. А она, воспользовавшись высокими ценами на нефть, ка-а-ак прыгнет…
Или реал-тайм стратегия «Мир в конфликте», как СССР начинает Третью мировую войну сразу после Второй. Западное побережье Америки захвачено, войска США продолжают нести огромные потери. Ожесточенные бои дошли до середины континента и уже никто не верит в победу над СССР.
Игра «Ред Стар» — миф о стране, которая носит название URRS (United Republics of the Red Star), и где сосуществуют магия и современные технологии. «GTA 4» представляет о хитрых русских бандитах, которые хладнокровно предадут кого угодно ради личной выгоды. Однако не все игры ставят русских на сторону зла. Есть старая игра «Совьет», где герой Советского Союза Иван борется с коррупцией, царившей среди партийных начальников, не выходя из личного танка.
Во многих играх России посвящены определенные уровни игры. В стрелялке «Конфликт: Секретные операции» часть игры происходит в замке Колыма, захваченном мафиозным спецназом «Братва» под предводительством военного лорда Морченко. Во «Вспомнить все» — игре, не имеющей к фильму никакого отношения — один из уровней называется «Сибирь».
В «Солдатах фортуны. Возвращение» тоже есть русские уровни. В «Медаль оф Хонор» присутствует штурм русскими нацистских укреплений. Судя по чудовищным потерям и суете комиссаров, эта батальная сцена списана с теперешних наших военных сериалов. В полудетском «Энималс оф месс Деструкшен» бравые американские животные бьются с русским медведем-коммунистом.
Но, пожалуй, самая главная «русская игра» это
В общем, заканчивая примером компьютерных игр, пора подытожить почти вековую историю формирования «русского имиджа». Первое, что можно сказать — образ так мощно сформирован на уровне поп-фольклора, и если русского показать иным, американец не поверит, что перед ним русский. На Западе, вообще привыкли (вернее, были приучены) к тому, что русский — это «ушанка», «водка», «матрешка», «калашников», «калинка-малинка». По большому счету, никто не пытался разубедить западного человека в обратном, а во времена СССР периодически посылали на американские и европейские гастроли цирк Филатова с медведями на мотоциклах.
Так давайте сделаем так, что бы иностранцы, приезжая в Россию, видели вместо угрюмых балалаечников с «беломором» в зубах и агрессивными намерениями нечто совсем противоположное. И были бы приятно удивлены.
Начало: Голливуд смотрит на Россию. Часть I
Опубликовано: Опубликовано: Terra America East: