Полуостров БалчугФОТО: Яков Шустов

Опубликовано: Коммунальный комплекс России.

Золотой Рог, Золотая Бухта, Золотая Пагода, Золотая Лагуна, Золотые Ворота… красивейшие туристические ландшафты мира носят эпитет “золотой”.

Россия не Франция?

Лондон, Париж и Рим в год принимает около 25 миллионов туристов, Вена и Прага – 11,5. Берлин – 10, хотя смотреть там кроме пивной «Элефант» вроде и нечего. Сомнительный Амстердам посещают 5 миллионов человек. Дублин и Санкт-Петербург 3,5, а вот Москва пока выше двухмиллионной планки не поднималась. И дело не в том, что по улицам российской столицы ходят голодные медведи. А в том, что мы до сих пор не можем организовать приёма гостей столицы как «у больших». В понятие «показать город» входит не только автобусная экскурсия и посещение Большого театра, но возможность пожить в его домах и походить по его улицам. Открыть для себя некие уголки, которых нет ни в одном путеводителе.

«Имея такое наследие, и не имея необходимой комфортной среды, не умея занять наших гостей круглосуточно, мы не выберем тот потенциал, который нашему городу мог бы приносить туризм». Об этом сказал на пресс-конференции, организованной 5 октября Информационным Центром Правительства Москвы, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, главный архитектор Москвы Александр Викторович Кузьмин.

Идея о создании внутри бульварного кольца некой туристско-рекреационной зоны – «Золотого кольца Москвы», в миниатюре повторяющую Золотое Кольцо российских городов – возникла еще в конце 90-х годов. После того как пешеходная зона Арбат, зарекомендовала себя «золотой улицей московского туризма». В венок архитектурных ландшафтов, окружающих Кремль, вошли практически все десять районов Центрального округа, одним либо двумя кварталами исторической застройки. Площади Лубянская, Славянская, Варварских и Пречистенских ворот; Москворецкая, Кадашевская, Берсеневская, Якиманская набережные; улицы Кузнецкий мост, Большая Лубянка, Балчуг, Пятницкая, Волхонка, Колымажная; переулки Климентовский, Большой и Малый Толмачевский, Знаменские, Староваганьковский, Романов, Никитский, Камергерский. Первым звеном этой долгосрочной и перспективной стало принятие в 2003 году программы «Золотой остров».

 

Балчех, Балчук, Балчуг

Территория, включенная в программу «Золотой Остров», имеет особое общественное значение и признана ЮНЕСКО памятником мировой культуры. Значимость территории, определили такие уникальные памятники русского зодчества, как Палаты думного дьяка Аверкия Кирилла, Храм Николы в Берсеневе, церковь Софии Премудрости Божьей, Дом братьев Бахрушиных, а также знаменитый Дом на Набережной, который является не только мрачным символом «эры репрессий», но и выдающимся архитектурным памятником советского конструктивизма. Кроме того, в Доме на Набережной или как его называли Доме Правительства, расположен Театр Эстрады, вписавший не одну славную страницу в историю отечественной культуры. Комплекс «Красный Октябрь» образец фабричной архитектуры начала ХХ века. Здание императорского яхт-клуба, позднее известная, как гребная база на Стрелке. И венчающий остров памятник в честь 300-летия российского флота, работы скульптора Церетели, до сих пор вызывающий самые бурные дискуссии.

По одним источникам название происходит от татарского слова «балчех» — грязь, болото, долго не просыхающая почва. Чтобы предотвратить наводнения, старицу Москвы-реки соединяли с основным руслом ирригационными канавами, как их тогда называли «ровушками» или «ендовами». Отсюда названия — Раушская набережная и церковь Георгия в Ендове. По другим источникам «балчук», опять таки же испорченное татарское слово «балычок» — рыбья спина. Что является намёком на форму острова. Однако у Владимира Даля слово «балчук», наиболее близко звучащее к Балчугу, значит рыбный торг, что так же соответствует историческим реалиям.

Строительство на острове известно с конца XIV века, здесь были расположены общественные бани, позже Иван IV Грозный в 1552 году завёл тут кабак для опричников и служилых людей. Это событие можно считать днём рождения винной монополии в России, что добавляет очарования историческому облику острова. Через Москву-реку в XVII в. построен деревянный Москворецкий мост. Исторически Балчуг был местом бойкой торговли съестными припасами и дровами. Вместо рвов в 1783—86 годах был создан Водоотводный канал. В 1896 к коронации Николая II на Раушской набережной построена Центральная электрическая станция, ныне МГЭС-1. В 30-х годах Раушская и Садовническая набережные реконструированы, построены новые Большой Москворецкий мост и Малый Москворецкий мост. По наблюдениям синоптиков, это — самое тёплое место в Москве: зимой здесь температура воздуха на несколько градусов превышает среднюю по городу. Наверное, по этому, в ХV столетии здесь, рядом с московским Кремлем, располагался Государев сад, отсюда название Садовнической набережной, А при Петре I на месте Царицына луга образовалось традиционное пространство для общественных гуляний. Во времена правления Екатерины II на Болотной площади был казнен знаменитый самозванец Емельян Пугачев, представлявшийся не иначе как «Пётр III, мужицкий царь». Так, что если проводить аналогии с «золотым островом» Парижа – Ситэ, «Дом на Набережной» — это полный средневековых тайн Нотр-Дам, а Болотная площадь – место казни красавицы Эсмеральды и её ни в чём не повинной козы. Собственно Балчуг, название только северо-западной части Болотного острова, но со временем оно распространилось на всё местность.

 

Семь раз отмерь

Нынешнее состояние будущего «Золотого острова» крайне далеко от образа «туристического рая». Исторические постройки соседствуют с пустырями, промышленными сооружениями и отжившими свой век жилыми домами. Продуманы 15 пешеходных маршрутов, которые по разным тематикам проведут гостей по различным объектам. Но для этого «программу надо тщательно продумать, чтобы дать возможность хорошо ориентироваться в пространстве и москвичам, и гостям. Надо подумать и о таких прозаических вещах, как туалеты, информационные центры, справочные, указатели, — все должно быть приспособлено к нуждам людей», — сказал А.В.Кузьмин.

Проект предусматривает строительство и реконструкцию более 1 000 000 квадратных помещений различного назначения, из которых половина разместится под землей. Разработан план реорганизации системы электро- и теплоснабжения объектов программы. Объекты Мосэнерго будут выведены, а созданный новый энергетический комплекс позволит обеспечивать все энергопотребности участка. Кроме того, планируется большую часть Софийской набережной сделать прогулочной зоной. Попасть из центра в Замоскворечье можно будет по трем новым пешеходным мостам. Помимо моста от Храма Христа Спасителя будут сооружены легкие мосты через Водоотводный канал, ведущие к монументу Петру.

Все существующие на территории острова зеленые насаждения будут сохранены. Кроме того, будут посажены новые деревья, вдоль протоки проложат неширокий бульвар. Одна из главных задач — соблюсти баланс и найти оптимизацию транспортных потоков. Авторы проекта считают, что чем меньшей будет транспортная нагрузка на эти территории, тем лучше. По этой причине решено отказаться от строительства офисных сооружений и сетевых супермаркетов. Офисная часть здесь будет представлена лишь в пределах, необходимых для содержания территории Золотого острова. Что касается подземных автостоянок — под них запланированы площади на тысячи мест, причем предлагается использовать и пространство под Водоотводным каналом.

Все памятники архитектуры будут сохранены, но приспособлены под новые функции. Увидеть Золотой остров таким, каким его задумали проектировщики, можно будет через три года. Избежать перестройки удастся лишь расположенному на острове посольству Великобритании, Дому на набережной, хотя в нем решено сделать два дополнительных прохода для удобства туристов, кинотеатру «Ударник» и зданиям ЗАО «Роснефть». Но фабрика «Красный Октябрь» будет выведена с острова, оставив на память о себе музей шоколада.

 

Забота о «Красном Октябре»

«Думаю, до конца этого года «Красный Октябрь» уйдет с Золотого острова в построенное для него здание в районе Красносельской улицы», — сообщил журналистам мэр Москвы Юрий Лужков в ходе одного из своих объездов городских объектов. «В здании, где более 150 лет размещалась кондитерская фабрика «Красный Октябрь», будет развернут музей кондитерского производства. Мы полагаем, что это было бы полезно. Все посетители этого музея смогут познакомиться со старинными технологиями производства шоколада и попробовать выпущенную продукцию». Фабрика на Берсеневской набережной была открыта немцем Фердинандом Теодором фон Эйнемом в 1871 году. До своего переименования в «Красный Октябрь» в 1922 году, фабрика носила имя владельца. Внутри фабричного комплекса будут снесены только технические постройки, возведенные в 70-х годах.

Производство «Красного Октября» переедет на территорию концерна «Бабаевский». Оба акционерных общества, входящих в холдинг «Объединенные кондитеры», заработают на Малой Красносельской, 7.

Общая площадь нового семиэтажного производственного корпуса, где разместится производство «Красного Октября», составит 48 000 квадратных метров. Объем готовой продукции будет невиданным для кондитеров – около 150 тысяч тонн. Эксперты считают, что концентрация шоколадного и конфетного производств снизит себестоимость изделий и решит некоторые транспортные проблемы. Ведь «Бабаевский» имеет собственную железнодорожную ветку к складам сырья и готовой продукции. Запуск производственных мощностей нового корпуса «Красного Октября» будет осуществлен в первом квартале 2007 года.

 

Лас-Вегас не пройдёт

Хотя безответственные СМИ и обвиняли проектировщиков в том, что «Золотой остров» хотят превратить в нагромождение казино и гипермаркетов и для этого снести церкви и памятник Илье Репину. Но эти ни прочие адские планы в проекте не предусмотрены. На «Золотом острове» не будет крупных торговых объектов, привлекающих большое количество любителей шопинга. Никаких казино так же не будет. Об их постройке вообще смешно говорить после решений Государственной Думы по выводу «домов азарта» за пределы Москвы. Программа «Золотой остров» предусматривает запрет на сооружение в этом районе офисных помещений. Своими офисами по собственному усмотрению сможет распоряжаться компания «Роснефть», владеющая недвижимостью на данной территории. Также исключение будет сделано для тех офисов, которые необходимы для нормального функционирования этой территории. Они будут располагаться в нежилых первых этажах, переоборудованных корпусов «Красного Октября». Но конечно их будет гораздо меньше, чем уютных кафе и сувенирных лавок. Кроме того, перед проектировщиками-архитекторами стоит задача максимального снижения транспортной нагрузки. По плану, транспорт максимально выводится с надземной части острова – в частности, за счет подземного пространства. Разработан проект подземной автостоянки – примерно от памятника Петру до Каменного моста – на 800 машин. Планируется такой же величины подводный паркинг. Но в основном «Золотой Остров» ориентирован на роль своеобразного историко- культурного «заповедника». Недаром он расположен между Третьяковской галереей и комплексом ЦДХ.

 

Средиземноморские мотивы

Несмотря на кардинальные технические преобразования, «Золотой Остров» сохранит свой дух и прелесть старой Москвы. И новшества должны московское своеобразие только подчеркнуть, освободить от коммерческо-индустриального мусора накопившегося за годы. Вся застройка не будет превышать историческую: вдоль канала двух-трехэтажные здания, а вообще максимум – шесть этажей. Небольшие пешеходные мостики, набережные с лавочками. Будет сооружена нижняя набережная по тому же принципу, который реализован и в парке Горького. То есть с широкими каменными ступенями, плавно спускающимися к самой воде. Не исключена возможность возрождения гребного клуба на Стрелке, расположенного сразу за циклопическим Петром. Тогда Москву можно будет называть не только портом пяти морей, но и городом гондол.

Мотивы романской Европы возникают и в решении привлечь к проектированию комплекса Софийский посад испанского архитектора Мануло Нуньеса. Комплекс Софийский посад, расположен слева от английского посольства. Дома на сегодняшний день трехэтажные. Испанский архитектор спроектировал внутренний двор углублённым на 2 этажа вниз. На верху 3 уровня, но когда смотришь вниз — видишь 6 этажей. Получается традиционный средиземноморский «эль патио», но высотой с шестиэтажный дом. Мануло Нуньес — автор известных архитектурных проектов, осуществленных во Франции, Испании, Бельгии. Свой путь в градостроительство он начал с оформления театральной сцены.

 

Мосты «Золотого острова»

Самый «московский» мост «Золотого острова» это Большой Каменный мост. В 1643 по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого каменного моста на этом месте. Окончательно мост, названный Всехсвятским, был достроен в 1692. Он был разобран в 1858 и заменён первым в Москве металлическим мостом, который имел три пролёта. В 1938 примерно на том же месте был инженером Н.Я. Калмыковым и архитекторами В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейхом, М.А. Минкусом был построен Большой Каменный Мост в его современном состоянии, с запоминающимися литыми перилами украшенными гербом Москвы советской эпохи.

От Храма Христа Спасителя на «Золотой остров» ведёт недавно построенный пешеходный мост. Высота его пролета достигает 15 метров. С двух сторон мост будет обрамлять гостиница, этажностью не превышающая окружающую застройку. Все ее вспомогательные службы – рецепция, рестораны, торговля – уместятся под мостом. В перспективе под мостом предполагается открыть и станцию метро, связанную подземным пространством с кинотеатром «Ударник». Мост, идущий от Храма Христа Спасителя и упирающийся сейчас в «Красный Октябрь», будет соединен с мостом через Водоотводной канал. Далее высокий мост над протокой и спуски вправо и влево – к Парку искусств или Третьяковке. Сделают и выход на Якиманку, то есть к началу Ленинского проспекта.

 

Московский архипелаг

Не надо думать, что «Золотой остров» станет некой «яркой зарплатой» в центре Москвы, потёмкинским кварталом для VIP-гостей столицы. Правительство Москвы уже утвердило план реконструкции ЦПКиО имени Горького и прилегающей к нему территории. Реконструкция очень объемная, и займет четыре года. В первую очередь изменится транспортная инфраструктура. Под Крымским валом появится подземный проезд, который позволит парковаться на подземных автостоянках ЦПКиО как с внешней стороны Садового кольца, так и с внутренней. Подземные парковки появятся здесь к 2010 году. Причем самая большая разместится прямо под главным входом в парк. Возможно, будет поднята проезжая часть Крымского вала от Октябрьской площади до моста. Под ней также оборудуют парковочные места, а заодно обеспечат прямой доступ для пешеходов из парка культуры в «парк скульптуры» у ЦДХ и далее — на «Золотой остров». Кроме того, у ЦПКиО появится еще один отдельный вход. Пока в парк культуры можно попасть со стороны Крымского вала, с Ленинского проспекта и по пешеходному Андреевскому мосту с Фрунзенской набережной. А к 2010 году в парк — через Нескучный сад — можно будет войти и с площади Гагарина. Так что свои автомобили посетители смогут оставлять и в паркингах под Третьим транспортным кольцом. Помимо автомобильного, сюда можно будет без проблем добраться на речном транспорте. Два новых причала намечено обустроить у Садового и Третьего транспортного кольца. А в самом Парке Культуры предложено построить велосипедные дорожки вдоль набережной.