Города и мэрыФОТО: Яков Шустов

Опубликовано: Коммунальный комплекс России.

Мы привыкли считать, что европейские столицы – города, имеющие многовековую историю, сохраняют свой исторический облик на протяжении веков и жители их обитают в местах сакральных и заповедных. Однако это не так. Большинство европейских городов построено в последние полтораста лет. А их средневековый и даже относящийся к XVII-XVIII векам облик, фактически уничтожен во второй половине XIX века. Действительно старинные города можно пересчитать по пальцам. Причем расположены они в странах, оставшихся в стороне от строительного бума второй половины позапрошлого века. Это Италия, где было просто не до этого в связи с длительной гражданской войной и последующим объединением под скипетром Савойской династии. Или Прага, тогда представлявшая собой третьеразрядный город Австро-Венгерской империи.

Антисанитарная Европа

Еще в середине XIX века, тот самый Париж, который надо увидеть и умереть, не имел ни водопровода, ни канализации. Город снабжался водой из мелких дворовых колодцев, которых насчитывалось до 30 тысяч. Нечистоты скапливались в выгребных ямах. Свалки, расположенные в пригородах, отравляли зловонием городской воздух. Или Берлин. Вот как французский физик Альфред Дюран-Клей описывает этот город 1860-х годов: «…по плохо мощеным улицам шли канавы, где медленно стекали вместе с дождевыми водами—домовые воды, моча и содержимое клозетов». Подобная антисанитария была совсем не безопасна — смертность в Берлине достигала до 30 человек на 1 000 жителей. Описание чудовищного состояния жилищ английского пролетариата в пригородах Лондона содержится в работе Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», очень интересной именно с жилищно-коммунальной точки зрения. Неудивительно, что даже в самых передовых для того времени странах, холера была частой гостьей. В результате эпидемии 1831 года только в Париже умерло 20 000 человек. Эпидемия 1849 — 1851 годов, перекинувшаяся на всю Францию стала последней каплей, после которой власти решили: «С наследием средневековья надо что-то делать».

Хотя Париж и являлся несомненным лидером в культуре, искусстве, образовании и моде, у этого города на редкость неприятная особенность. Начиная с конца XVIII века, в Париже не проходило десятилетия без народного бунта, зачастую переходящего в революцию. Выкурить восставших з лабиринта узких улочек было крайне затруднительно. Каждый дом превращался в крепость, а улицы перегороженные баррикадами представляли серьезное препятствие для правительственных войск. Происходящее там хорошо описано в романе Виктора Гюго «Отверженные», в главах о беспризорнике Гавроше. Последняя революция 1848 года заставила власть имущих задуматься о перестройке столицы именно с точки зрения безопасности. Дело было только за человеком, который смог бы взять на себя титанический труд по переустройству Парижа.

 

Осман, он же Гаусманн

В 1853 префектом департамента Сена, так называлась должность главы Парижа до 1965 года, стал, по личному назначению Наполеона III, Жоржа Эжен Осман. Жорж Эжен был по рождению эльзасец, и его фамилия часто встречается в немецкой транскрипции Гаусманн. Получив от императора полную свободу действий, Осман практически перестроил уличную сеть Парижа, создав осей, пронизывающих столицу и открывающих прекрасные виды (перспективы) на основные архитектурные памятники города. Были изданы законы, позволявшие префекту забирать любые земли, лежащие на пути строительства. Средневековые кварталы были снесены, освобождая место бульварам, застроенным однообразными многоэтажными домами в стиле эклектик. Новая застройка называлась immeubles de rapport — доходные дома с первыми этажами, отданными под магазины. Реконструкция производились под девизом «Украсить, раздвинуть, оздоровить Париж». Впрочем, сам Осман добавлял «Я выпотрошу из Старого Парижа бунты и баррикады». Больше революций было не нужно. На выборах президента Франции после революции 1848 победил племянник императора Наполеона Бонапарта, Луи-Наполеон. Через три года он объявил себя императором. Наступила эпоха стабильности и процветания.

«Оздоровить» в первую очередь означало «проветрить». Медицинская наука того времени объясняла возникновение эпидемий скоплениями на узких улицах «испорченного» воздуха. Источниками свежего воздуха должны были быть входящие внутрь города лесные массивы и парки, а для «проветривания» города планировалось пересечь Париж широкими проспектами с севера на юг и с запада на восток.

 

Рождение «удобного» Парижа

В основу типового проекта парижской застройки были положены всего два вида зданий — доходный дом и особняк. Облицовка тоже была типовой: светло-серый камень, доставлявшийся в Париж из Бретани. Типовые здания эпохи Османа выглядели как близнецы не только снаружи, где их отличали только различия декора, но и внутри. Их строили не по индивидуальному плану, а по единому стандарту, впоследствии получившем широкое распространения для спальных районов. Мансарды, куда обычно селили обслуживающий персонал, и первые этажи предназначались для разных целей и имели некоторые различия в планировке. Жилые этажи многокомнатными квартирами строились стандартно. Дома отличались широкой и удобной парадной лестницей, до этого бывшей прерогативой дворцов знати. Обычная планировка квартир начиналась с богато украшенного холла, по обе стороны длинного коридора выходят служебные комнаты. Лучшие гостиные и спальни выходили окнами на улицу, а не во двор. В новостройках внедрялось центральное отопление, ванные комнаты и туалеты, прогрессивное на тот момент газовое освещение. Но централизованного снабжения горячей водой не было и поэтому до сих пор в центре Парижа горячая вода личное дело каждого жильца.

Преобразования нового префекта за собой грандиозные социальные изменения перестройку Парижа. В связи с новыми проектами были вынуждены поменять место жительства около 350 000 человек. Не только бедняки, но и вполне «средний класс» переселялся на окраины. В связи с бурным ростом цен на недвижимость и ее аренду, в центре осталось только производство предметов роскоши — ювелирные, часовые мастерские, ателье дорогой одежды и художественные салоны. А так же магазины-бутики, рестораны и кафе.

Поселиться в новых домах могли себе позволить только новая буржуазия. Государственные служащие высоких рангов, старшие офицеры, дворянство, вновь ожившее после реставрации империи. Грандиозные проекты Наполеона III были призваны создать Парижу славу мирового центра, «пика цивилизации», как писал Виктор Гюго, «микрокосмоса мировой истории». По указанию Наполеона III, Осман обустроил для прогулок парижан Булонский и Венсенский «леса». И вдобавок к уже имеющемся Люксембургскому саду, несколько парков. В частности парки Монсури и Бют-Шомон.

 

Как раскрывали парижские тайны

Однако самые революционные достижения в строительстве нового Парижа находились под землей. Инженер Евгений Бельгранд построил новый парижский водопровод и канализацию. Старые коммуникации носили «говорящее» название клоака и описаны в романе Эжена Сю «Парижские тайны». Бельгранд решил сэкономить на производстве работ. Был распространен слухи, что при прокладке туннелей под улицами Парижа были найдены бесценные клады. Эти слухи побудили многих парижан поучаствовать в расчистке канализации. Самое интересное, что некоторые счастливчики действительно что-то нашли.

Благодаря новым водопроводу и канализации жизнь в Париже стала безопасной для здоровья. Подземные коммуникации до сих пор исправно служат горожанам. Кроме того, они – один из интересных туристических объектов. Существует даже парижский музей канализации.

Старый Париж был уничтожен столь основательно, что когда для Всемирной выставки 1900 года понадобилось воссоздать уголок исторической застройки, его пришлось строить заново.

В общей сложности под руководством Османа за 17 лет было реорганизовано около 60 % недвижимости Парижа. Это превосходит даже объемы предвоенной перестройки Москвы по Генеральному плану. В 1865 на свои работы Осман получил кредит в 250 миллионов франков, а в 1869 — еще один, на 260 миллионов франков. Деятельность Османа и его труды были по достоинству оценены. Он получил баронский титул, стал кавалером ордена Почетного легиона, сенатором и членом Академии изобразительных искусств. Старшая дочь Османа в 1860 году вышла замуж за банкира Дольфуса, который был, может быть, чуть беднее Ротшильда. Все финансовые потоки, направленные на реконструкцию Парижа проходили через банк Дольфуса и имели стопроцентно законное прикрытие. Однако это послужило поводом для подозрений и отставки барона в 1870 году последним монархическим правительством Франции под руководством Эмиля Оливье. Это случилось за год до падения империи.

Слова Османа о том, что он избавит Париж от бунтов, оказались пророческими — новая радиально-кольцевая структура города позволяла быстро перебрасывать войска в любой район. Это послужило одной из причин поражения последнего французского революционного выступления – Парижской Коммуны 1871 года.

 

Равнение на Париж

Осман рассчитывал начать реконструкцию по типу Парижа и других французских городов. Но его дело было продолжено при республике. Многие его проекты получили завершение. Доходные дома а-ля Осман продолжали строить до 30-х годов ХХ века. Жорж Эжен Осман скончался в Париже 11 января 1891 года, оставив интереснейшую книгу воспоминаний. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. Его именем назван один из бульваров в центре Парижа.

Вслед за Парижем стали благоустраиваться и остальные европейские столицы. В Лондоне обширный проект канализации города был осуществлен в 1858—65 годах. В Берлине работы по реконструкции канализации начались в 1873 году и закончились к 1895 году.

Преобразования в Вене начал Каэтан фон Фельдер, избранный в 1868 году бургомистром Вены. При нём было урегулировано течение Дуная, причём для углубления дна реки был использованы машины, применяемые при постройке Суэцкого канала. Была значительно расширена сеть конок. А в 1883 появились первые городские железные дороги на паровой тяге. Завершены были работы по строительству на Рингштрассе, на месте старых городских укреплений. Вторая столица Австро-Венгерской империи – Будапешт тоже не отставала по части модернизации облика города и городского хозяйства. О России, стоит говорить отдельно. Единственное, что можно сказать — пример европейских городов служил нашей стране образцом для подражания.

 

Наследники Османа

Деятельность Жоржа Эжена Османа, конечно, впечатляет своими масштабами, но все это происходило в позапрошлом веке. А есть ли сейчас люди его масштаба, градоначальники, относящиеся к своим обязанностям, что называется, креативно? В прошлом году журнал The Village опубликовал подборку о наиболее выдающихся мэрах мира.

На первом месте будет, несомненно, мэр Лондона с 2000 год по 2008 год Кен Ливингстон. Он запомнится потомкам тем, что избавил город от пробок. Начал он с двухэтажных автобусов, ставших туристической достопримечательностью. Он заменил устаревшие и неповоротливые модели пятидесятых годов на автобусы Bendy, с навигаторами и лоцманским управлением. Потом Ливингстон преобразовал систему оплаты проезда и внедрил автоматизированную систему оплаты, освободив водителей от обязанности сбора платежей. При Ливингстоне на улицах английской столицы появились приоритетные полосы для автобусов.

Для уменьшения пробок в центре города Ливингстон предложил ввести плату за проезд. Эта мера снизила количество пробок на 20 процентов, а средства автомобилистов пошли на развитие общественного транспорта. Схема Ливингстона охотно применяют во многих городах мира, например, в Нью-Йорке.

Нью-Йорк на протяжении всего ХХ века был весьма проблемным городом. Пока его мэром не стал преуспевающий бизнесмен, основатель информационной империи «Блумберг», Майкл Блумберг. За время своего правления Блумберг сократил дефицит городского бюджета до 6 миллиардов долларов, ввел запрет на курение в общественных местах и создал единую линию жалоб и предложений, на которую можно позвонить по «горячему» номеру 311. С приходом нового мэра по городу были проложены более 250 километров велосипедных дорожек, появилось большое количество автобусных линий. Кроме того Блумберг закрыл некоторые участки центральной улицы города – Бродвея, например, знаменитую Таймс-Сквер, для транспорта. Радикальные изменения транспортной ситуации города оказались успешными — сегодня население пользуется в основном общественным транспортом.

 

Бразильский претендент

Один из самых известных мэров, изменивших лицо своего города до неузнаваемости это бразилец Жайме Лернер. В 1971 году Лернера назначили мэром разрастающегося города Куритиба в Бразилии. Он управлял городом до 1992 года, после чего пошел на повышение в губернаторы штата. Девизом Лернера были слова: «Ты начинаешь мыслить творчески, когда зачеркиваешь ноль у бюджета».

Первым делом Жайме Лернер отверг генплан, по которому развивался город до его прихода к власти. План француза Альфреда Агаша предполагал сооружение большого бульварного кольца, усиление радиальных магистралей и снос исторического центра. Предвидя угрозу пробок, предполагалась строительства метрополитена. Но Лернер отказался от кольцевой системы автодорог, разработав свою систему роста города вдоль транспортных структурных осей. Одна такая ось представляет собой центральную шестиполосную дорогу с полосами для общественного транспорта и местом для парковок, а также две боковые односторонние дороги с парковочными полосами. Такая система обусловила саморегуляцию транспорта в Куритибе. Строительство и продажа недвижимости также стали зависеть от пропускной способности дорог и наличия общественного транспорта. К примеру, многоэтажная застройка была разрешена только в зоне пешей доступности линий общественного транспорта.

Общественный транспорт в Куритибе до сегодняшнего дня представлен только автобусами. Когда Лернер получил федеральные деньги на строительство метро, то посчитал, что подземка будет стоить в десять раз дороже создания трамвайной сети, которая, в свою очередь в десять раз дороже обустройства путей для автобусов.

Уровень автомобилизации в Куритибе составляет 625 автомобилей на 1 000 жителей, что почти в два раза больше, чем в Москве. Про пробки там ничего не знают вот уже 40 лет.

Так что, даже в наше время, когда огромное количество служебных инструкций сковывает инициативу, если творчески подходить к реорганизации городской среды можно достичь успехов и уважения горожан.