Вернется ли Великий Шелковый Путь?Яков Шустов

И каким будет новое воплощение?

Каков всё же главный  двигатель истории — война или торговля? Если посмотреть учебники, то в них первое место отводится войнам. Однако самая продолжительная война длилась всего век. А торговля не затихала никогда. Более чем пятнадцать веков существования Великого Шелкового пути,  о котором в последнее вспоминают всё чаще и чаще, убедительное тому подтверждение.

Собственно, Шелковым его назвал немецкий географ барон фон Рихтгофен в 1877 году, до него эта торговая дорога именовалась Западный Меридиональный путь. Романтичный немец, называя путь «шелковым», подразумевал, что именно им доставлялись в Древний Рим драгоценные ткани из далёкого Китая. Однако шелком дело не ограничивалось. Караваны везли металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, ковры, меха, кожу, стекло, бумагу, пряности. Оружие и ювелирные изделия. Перегонялись табуны скота и коней. Перевозились редкие животные, охотничьи собаки. Не обходилось и без «живого товара». Караваны, выходившие из Китая, направлялись к северным Тянь-Шаньским горам, пересекали территорию Средней Азии, а затем через Хорасан попадали в Месопотамию и к Средиземноморью. Максимальная протяженность Великого шелкового пути составляла 12 000 километров. Разумеется, купцы не проходили весь путь полностью,  а передавали товар как эстафету. Поэтому ни китайцы не видели Рима, ни римляне так и не побывали в Китае. Лишь в XIII веке потомок венецианский купец Марко Поло прошел по Шелковому пути до Китая.

Говоря о протяженности, следует учитывать, что торговые маршруты не оставались статичными. Они обтекали нелояльные к торговле царства и города, как вода камни и прочие препятствия, ища оптимальный путь. Так, что если посмотреть на историческую карту Великого Шелкового пути, она будет больше напоминать схему самочинных тропинок в заброшенном парке, чем железнодорожную трассу Москва — Санкт-Петербург.

Упадку Шелкового пути способствовали два фактора. Первый — развитие мореплавания. При всех своих рисках, более свободное от транзакционных издержек, и, стало быть, выгодное. В этом случае можно было бы развить целую теорию в духе профессора Дугина о победе таласстических способов доставки товара над теллуристическими. Второй фактор, о котором почему-то не вспоминают историки – Чума. В XIV веке она фактически отрезала европейский сегмент пути от азиатского. Огромные и без того безлюдные территории фактически вымерли. В этом усеченном объеме Путь функционировал до XVI века, но междоусобицы и всё более возрастающая торговая  роль Индии заставили его пересохнуть.

Шелковый путь был не просто «дорогой из желтого кирпича» или системой торговых путей с караван-сараями и переправами. Это был сложнейший культурно-экономический комплекс. Объединяющий множество социумов с разными верованиями и укладами. Мост между Востоком и Западом. Превращающий Средний Восток в некую зону диффузии этих вечных, если верить Киплингу, противоположностей.

Европейцы проявили интерес к Шелковому пути в конце ХIХ века. Во времена столь любимой нашими телевизионщиками Большой Игры. На местах караванных троп появились географы, археологи, разведчики. Но интерес остался на уровне интереса, а участники ушли доигрывать в другие точки  планеты. И до конца 80-х годов прошлого века Шелковый путь был опять забыт.

Пока о нем не вспомнило ЮНЕСКО, принявшее в 1987 году историко-культурную программу «Шелковый путь — путь диалога». Но время было неспокойное. Рушился Советский Союз. Итоговый сборник программы вышел только через десять лет, в 1997 году. Зато в странах, участвующих в программе, Шелковый путь стал чуть ли национальной идеей.  Азербайджанские источники пишут, что Шелковый путь был реанимирован в конце 1990-х годов президентом Гейдаром Алиевым. Если посмотреть прессу Узбекистана, то подчеркивается ведущая роль президента страна Ислама Каримова в возрождении Шелкового Пути.

До этого в Брюсселе Европейской комиссией была организована встреча представителей государств Центральной Азии и Кавказа, а также Европейского Союза. Целью встречи было рассмотрение возможности интеграции в мировую экономику новых независимых государств — путем развития транспортных и коммуникационной систем. Практически воплотить это был должен ТRАСЕCА — транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия. Проект объявили наследником Великого Шелкового пути. С тех пор фактически любой коммуникационный, связанный с транспортировкой нефти и газа, или туристический проект, имеющий отношение к Средней Азии и Среднему Востоку, называется «возрождением Великого Шелкового пути». Отечественные конспирологи даже склонны считать таким возрождением, начатую в 1952 году и законченную в девяностых, железнодорожную трассу «Дорога Дружбы», связывающую через Джунгарские ворота Казахстан, тогда еще КазССР и КНР.

Россия принимает участие в ряде проектов по возрождению Шелкового пути в рамках евразийского сотрудничества, но не в той мере, которую приписывает ей международная пресса. Возможно, журналистов вводит в заблуждение покровительство Владимиром Путиным авторалли «Шелковый путь». Но  это название не более чем забавная двусмысленность, пожелание гладкого как шелк пути, без геополитических претензий.

Относительно туристского проекта, как бы это легкомысленно не звучало, то он представляется наиболее реалистическим. Тем более, одна из первых организаций заинтересовавшихся возрождением Великого Шелкового пути была ВТО. Но не торговая, а Всемирная Туристическая Организация. Тем более для осуществления туристских проектов никакой инфраструктуры не надо, одна экзотика.

Самое свежее предложение по реанимации Шелкового пути было сделано вице-президентом Ирана, председателем Организации по культурному наследию и культуре, Сейедом Хасаном Мусави на международной конференции «Вкус Шелкового пути», состоявшейся в августе этого года в Баку. Он предложил создать Генеральную Ассамблею стран Великого Шелкового пути для развития регионального сотрудничества. Внести в календарь Всемирной туристической организации День Шелкового пути и объявить 2014 год «Годом Шелкового пути». Согласитесь довольно странное заявление на фоне постоянных  сообщений СМИ об угрозе ирано-американской войны, готовой разразиться с минуты на минуты.

В мае этого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на пленарном заседании Совета иностранных инвесторов, представил проект «Новый шелковый путь». Согласно проекту на западе Казахстана будет расширен морской порт Актау и построен логистический центр в Актобе, «Мое видение — это создание на ключевых транспортных коридорах Казахстана единого комплекса хабов международного уровня, торгово-логистического, финансово-делового, инновационно-технологического и туристического», — сообщил Назарбаев, — «Мы быстро строим коридор Западная Европа — Западный Китай, завершим его к 2015 году, будет продолжена работа по расширению пропускной способности железнодорожной сети страны». Все это будет реализовано внедрением «принципа пяти «С»: скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность.

Вложили свою лепту в ренессанс Шелкового пути и архитекторы. Итальянской архитектурной студией OFL Architecture в 2010 году разработан проект города-улицы протяженностью  15 000 километров из Венеции через Шанхай в Токио. Основой станет железнодорожная система, функционирующая на гравитационных платформах, питающаяся от солнечных батарей. За счет энергии солнца «синтетический хлорофилл» будет генерировать кислород для помещений грандиозного города и пассажирских вагонов железной дороги. А современными караван-сараями станут четырехсотметровые башни, совмещающими функции вокзалов, отелей, офисов и жилья для персонала и их семей.

Однако вернёмся к глобальным проектам возрождения. В Соединенных Штатах интерес к Шелковому пути проявляется на самом высоком уровне.Государственный секретарь США Хиллари Клинтон неоднократно говорила о проекте Шелкового пути. В американском представлении это не сумма транспортных артерий, а некий глобальный блок, интегрирующий ряд стран Средней Азии, Среднего Востока, Передней и Центральной Азии и Индийского субконтинента. Центральной Азии. Но из этой схемы исключены Китай и Иран. А так же большое внимание уделяется сглаживанию противоречий между Индией и Пакистаном. Так что «Шелковый путь» просто название для принципиально другой, скорее политической, конструкции с задачами, имеющими мало  отношения к доставке шелка. В самих США пресса признает, что проект носит профилактический, стабилизационный характер в преддверии ухода американских войск из Афганистана в 2014 году.

Таким образом, складывается некая узнаваемая геополитическая картина, рисуемая Западной прессой. Центрально-Азиатский проект, который на Западе называют Русским. Союзный ему Китайский проект, предусматривающий большую роль КНР с охватом Индостана и Центральной Азии. И представленный выше Американский проект, призванный перетянуть одеяло на свою сторону. Такая ситуация, сложившаяся вокруг возрождения Шелкового пути уже вызывает настороженность, что называется, на местах.

«К сожалению, вместо создания нового Шелкового пути, который сделает Центральную Азию ближе к Европе, сверхдержавы — США, Китай и Россия — соревнуются в новой Большой игре за господство». Пишет 1 августа этого года непальский Интернет-ресурс «Химал» . А в Пакистане отношение к подобным проектам ещё более скептическое. Там боятся, что в случае появления глобальных трасс, страна превратиться в «транспортный придаток» и все взрослое население будет, вместо того, что бы развивать собственную инфраструктуру, обслуживать «китайские грузовики». Кроме того там помнят, и это вызывает опасения, что по Шелковому пути шли не только товары. Он был великим разносчиком религий. А это не всегда было гуманитарной миссией. Сколько религиозных конфликтов было разожжено свежим ветром новых вероучений.

Понятно, что у всех свои интересы. Любой проект – сумма интересов. И если возрождать легендарный маршрут, то все их надо учесть. Но надо помнить, что первоначально Великий Шелковый путь никто не проектировал. Не в мозгах экспертов и аналитиков были проложены караванные тропы. Их проложили копыта вьючных животных, груженных товарами, которые везли люди, что бы предложить их миру.

 

Опубликовано: Опубликовано: Terra America Easthttp://east.terra-america.ru/vernetsya-li-veliky-shelkovy-put.aspx