Яков Шустов
Америка – это автомобили. История о субкультуре, созданной автотранспортом.
Статьи автомобильной тематики обычно начинаются крылатой фразой Ильфа и Петрова о роскоши и средстве передвижения. Но для Америки автомобиль гораздо больше, чем роскошь и средство передвижения вместе взятые.Для нескольких поколений американцев автомобиль – это главное достижение культуры, стержень их Американской Мечты и эгрегор многих социальных групп….
Насколько важен автомобиль для Америки, показывает малоизвестный факт из истории Вьетнамской войны. Наравне со звездами эстрады и кинематографа поднимали боевой дух солдат два
Если писать об Американском Автомобиле, то материала хватит не на одну книгу. Поэтому речь пойдет о самом, пожалуй, экзотичном феномене автомобильной культуры. О лаурайдерах.
* * *
Первые лаурайдеры появились в годы Великой Депрессии в мексиканских кварталах Лос-Анжелеса. Тогдашние автомобили имели очень высокий клиренс – расстояние между дорогой и дном автомобиля. Молодые латиноамериканцы – «пачукос», а позже «чикано», стали жестоко бороться с этим наследием колесного транспорта на конной тяге, понижая клиренс до минимума. Пишущие о лаурайдинге, считают, что приземлять автомобили начали ради «форсу бандитского», чтобы выделится из скучной массы «Фордов» и «Шевроле». Однако любая мода, особенно морда полукриминальных элементов, имеет рациональные корни: в стелющийся по земле автомобиль гораздо труднее попасть из огнестрельного оружия, как труднее попасть в пригнувшегося человека.
Изнутри автомобили отделывались в соответствие с мексиканским представлением о роскоши и презрением к респектабельности гринго. Салон обивался бархатом кричащих расцветок, увешивался либо множеством иконок, либо псевдоацтекскими божками в духе мексиканской революционной идеологии, а задранный нос придавал машине дополнительно агрессивный вид. Низкая посадка достигалась за счет того, что усекались рессоры или пружины задней подвески. Самой простой способ понижения клиренса – набивать багажник мешками с цементом. Но только ли понижения клиренса был нужен тот цемент?
Крышки капотов срезались наподобие пасти аллигатора, выхлопные трубы хромировались и выводились по бокам, как на гламурной «Испано-Суизе». Если у Форда все автомобили были черного цвета, то первопроходцы лаурайдинга исправляли этот недостаток, превращая автомобиль в воплощение радужного флага сексуальных меньшинств.
Субкультура «пачукос» тридцатых канула в лету почти без следа. Самым ярким воспоминанием о ней в мейнстриме остался
В пятидесятые, когда «правильные пацаны» пересели на мотоциклы, в мексиканских кварталах продолжали понижать клиренс. Послевоенные автомобили были для этого более приспособлены, чем «Форд-Т». Дело доходило до того, что к заднему бамперу машины прикреплялись титановые пластины, при езде высекавшие искры из мостовой – настолько низкой была посадка. Калифорнийской ночью это выглядело весьма эффектно. Кстати, среди советской урлы (так назвались гопники в СССР), существовала подобная мода: такие пластины прикреплялись к каблукам ботинок.
К концу пятидесятых лаурайдинг достиг настоящей массовости, не переходя, впрочем, границы породившей его этно-социальной группы. Но, если кто думает, что Америка страна безграничной свободы, глубоко ошибаются. В 1959 году был принят закон № 24008, запрещавший понижать уровень подвески по соображениям дорожной безопасности. Пороги автомобиля не должны были находиться ниже обода колеса. Полиция могла конфисковать крамольную машину и закрыть клуб, где занимались незаконным снижением клиренса. Это вызывало протесты и массовые волнения, закончившиеся вызовом национальной гвардии. Но власти были непреклонны. Пришлось владельцам лаурайдеров, порой тративших на них последние деньги и все свободное время, ездить только по своей улице – от одного знакомого копа до другого.
Но уже через год братья Луис и Рон Агуирру установили на свой спортивный
После этой убедительной победы над силами правопорядка в Лос-Анджелесе и его пригородах как грибы стали появляться мастерские по гидравлической модернизации. В ход пошли цилиндры от самосвалов и строительной техники, гаражного оборудования. Не все были столь профессиональны, как братья Агуирру – то протекало, то замыкало, то кузов поднимался слишком быстро или медленно. Неожиданное изменение клиренса на дороге приводило к тяжелым авариям. В Лос-Анжелесе открылась мастерская фабричной установки братьев Эла и Гира Айала, впервые наладивших серийное производство гидравлики – с самолетов-бомбардировщиков больше не снимали гидравлические насосы.
Серийное гидравлическое оборудование состояло из нескольких электронасосов, качающих жидкость в гидроцилиндры, изменяющих клиренс автомобиля, трубопроводов и гидроаккумуляторов, выполняющих роли амортизаторов. Питалась система энергией от дополнительных аккумуляторных батарей.
Семидесятые стали годами рассвета лаурайдинга. В 1974 году защитники гражданских прав добились отмены всех запретов на «низкую езду». Однако для других направлений автомобильных селекционеров настали тяжелые времена. Экологическое лобби фактически запретило «мускуль кары» – автомобили с повышенной мощностью мотора. К ним, кстати, относились и те самые «мустанги», поднимавшие боевой дух американских солдат во время Вьетнамской войны.
Семидесятые ознаменовались победными вылазками лаурайдинга за пределы замкнутых латиноамериканских общин. Зарождающаяся в негритянских кварталах субкультура хип-хопа, будущего рэпа, впитывала в себя множество нонконформистских течений. Собственной концепции антиобщественного автомобиля у афроамериканцев не было, и они позаимствовали лаурайдеры. Уже потом латинос переняли у них рэп, омексиканив его. В результате получился «чиканос рэп» и взаимопроникновение субкультур.
Один из самых убежденных адептов лаурайдер-культуры – рэпер Снуп Догг. В детстве, его самым ярким впечатлением были ярко раскрашенные машины, крадущиеся вдоль тротуаров. Теперь его гараж забит лаурайдерами, изготовленными из лимузинов шестидесятых-семидесятых годов выпуска. К ним приставлен специальный мастер по тюнингу автомобилей, воплощающий детские мечты звезды рэпа в жизнь.
В конце семидесятых наметилось и главное отличие лаурайдера от обычного автомобиля. Он начал плясать. Путем управления гидравликой можно было добиться ритмичных танцевальных движений, понижая и повышая клиренс, манипулируя высотой колес. Особенно проявилась эта особенность лаурайдеров после установки на них не гидравлической, а пневматической подвески. Стали проводиться профессиональные соревнования по лаурайдеров-дансеров. Кроме танцев, автомобили стали соревноваться в прыжках. Такие лаурайдеры называются хопперы. Высота прыжка может достигать два с половиной метра. По негласным правилам соревнований, если автомобиль во время танцев и прыжков перевернется на бок, либо на крышу, он автоматически одерживает победу. Поэтому управление таким авто осуществление с помощью специальных пультов, выведенных наружу на длинном проводе как у детской машинки.
Лаурайдер, предназначенный для выставок и соревнований, меньше всего подходит для повседневной езды. Если он танцевально-прыжковый, то внутри он обычно забит множеством аккумуляторов для питания гидравлики или пневматики и просто небезопасен для водителя. Если выставочный… то это отдельный разговор.
Выставочные лаурайдеры «карручас» – подлинные произведение сюрреалистической скульптуры, перед которым диван-губы Сальвадора Дали кажется ученической поделкой. Кузов, капот и багажник лаурайдера снаружи и изнутри покрыт самыми настоящими фресками, вроде тех, которыми покрывали фасады мексиканских общественных зданий революционные художники Ривера и Ороско. Собственно один из основных стилей, в котором расписываются лаурайдеры – «Ацтеко» – родом из мексиканской революции. Многие уроженцы мексиканских кварталов до сих пор исповедуют причудливый миф об Ацтлане. Это царство располагалось на территориях, которые Мексика в XIX веке уступила США. Но придет время, и мексиканцы вернут себе свои земли, и возродится новый Ацтлан со столицей в Лос-Анжелесе.
Кроме национально-языческой, в росписях автомобилей присутствует и католическая тема. Особенно любима Санта-Мария Гваделупская и мучения различных святых. Часто автомобильные клубы основываются на базе церковной общины. Популярна гангстерская тема, опять-таки же роднящая автомобильные росписи с росписями революционных мексиканских художников, живописно бичевавших пороки капитализма. Присутствуют и герои мейнстрима, зачастую латинизированные до полной неузнаваемости.
То, что не расписано, хромировано или покрыто позолотой. Даже скрытые детали двигателя гравируются самыми причудливыми орнаментами. Для отделки салона используется бархат, велюр, кожа, а последнее время стразы в умопомрачительных количествах. Для классического лаурайдера характерен руль в виде толстой серебряной цепи, свернутой в кольцо. У модернистских машин руль больше напоминает пульт от плейстейшен. Передние сиденья делают без спинок в виде пуфов. В салоне устанавливается литая эмблема клуба – своеобразный шедевр ювелирного искусства. Крылья откидываются, что бы всегда можно было полюбоваться позолотой и гравировкой внутренних узлов.
Различные социальные фонды и муниципальные структуры почувствовали в мании превращения автомобиля в арт-объект, своеобразный способ борьбы с пороками гетто – наркоманией и уличной преступностью. Форму самоорганизации здоровых общественных сил вокруг законопослушного клуба. Фестивали и смотры лаурайдеров финансируются из городского бюджета. Конкурс, проводимый в Сан-Диего журналом «
Работа для большинства обитателей этнических районов возможна только в мелком бизнесе и сфере обслуживания. Пассионарный потенциал мачо ищет выход и находит его в иррациональной переделке автомобиля. В отличие от тюнинга, увеличивающего мощность и скорость, такого как хот роддинг, лаурайдинг не делает ходовые качества машины лучше. А в случае с превращением его в «прыжковый автомобиль» – хоппер – превращает его и вовсе в непригодный для езды механизм. Хоппер превращается в элемент эстетики и – как это не смешно звучит по отношению к татуированным и увешанным золотыми цепями ребятам – фактор спортивного моделирования.
Я смотрю на лаурайдеры и вспоминаю почему-то расписные крестьянские сани, которые остались сейчас разве что в музеях. И напрашивается сравнение с нашим прикладным искусством. Раскрашивалось и украшалось резьбой практически все предметы труда и крестьянского обихода. Причем для крестьянина это было не прикладное, а единственное и основное искусство. Барское искусство игнорировалось, а если и принималось, то только спустя десятилетия, как правило – в стлизованном и измененном почти до неузнаваемости виде.
Народное искусство дожило до начала прошлого века, и было сметено массовой культурой. Наркомпросовские эксперименты по созданию идеологизированной «народной» культуры, ревность и непонимание официоза по отношению к «самородкам» отбили у простых людей охоту к самовыражению. То, что мы видим сейчас, как правило, неумелая реконструкция или коммерческая примитивизация.
Лаурайдинг – самое настоящее народное искусство, приспособление промышленного, коммерческого транспортного средства под эстетические представления определенной группы людей. Складывающаяся десятилетиями культурная традиция, вобравшая что-то от скульптуры и живописи, ювелирного искусства и искусства драпировки. Это свой фольклор, музыка и танец – танец укрощенной машины. Это целая космогония, самодостаточная и служащая образцом для подражания в других субкультурах. Для мексиканской общины Лос-Анжелеса, какой ни будь сеньор Руэлос, рисующий на капотах соседских лаурайдеров неподражаемо усатого Сапату, гораздо важнее и ближе, возможно известных, но чуждых Пикассо и Веласкеса.
Опубликовано: Опубликовано: Terra America: