На китайской шахте - выборка кусков угля из пустой породы (1999 г.)ФОТО: На китайской шахте — выборка кусков угля из пустой породы (1999 г.): .ru.wikipedia.org.

Опубликовано: Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д. Нефть Китая и перспективы России // Транскаспийский проект04.04.2001.

См. послед. статью: Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д. Вокруг трубы: Почему Россия рискует упустить китайский рынок природного газа // Транскаспийский проект19.04.2001.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Нефтедобыча и потребление нефти в КНР

2. Месторождения нефти

3. Нефтедобывающие компании

4. Международные проекты

5. Российский проект

6. Причины сегодняшних неудач

 

Нефтедобыча и потребление нефти в КНР

Несмотря на то, что Китай – одна из самых быстрорастущих экономик мира, структура потребления энергоносителей в нем очень отличается от свойственной развитым странам. Доля нефти и газа в энергетическом балансе страны составляет лишь 25%; среднедушевое потребление товарных видов топлива в Китае достигает менее 1 т условного топлива в год, тогда как в среднем в мире – 2 т.

Собственных топливных ресурсов Китая уже сейчас недостаточно для нужд его развивающейся промышленности. С 1993 года Китай превратился в нетто–импортера нефти, что означало фундаментальную перемену на энергетическом рынке всего АТР. Ясно, что в перспективе объем развития нефтегазового сектора промышленности в Китае вряд ли будет соответствовать внутренним потребностям экономики, и в ближайшем будущем страна будет вынуждена импортировать нефть и природный газ во все возрастающих количествах.

Сведения о запасах нефти в КНР до недавнего времени относились к категории государственной тайны. К тому же доказанные запасы существенно отличаются от разведанных и потенциальных. Во многих документальных источниках информации разная степень вероятности запасов не учитывается; по мере выработки старых и открытия новых нефтяных месторождений оценки часто менялись. Например, в печати КНР в годы культурной революции (1966-1969) и в конце 1970-х годов (с целью привлечения иностранных компаний для разведки) потенциальные запасы явно завышались. Даже в настоящее время суммарные данные по запасам на отдельных месторождениях и общие данные по стране не совпадают.

Доказанные запасы нефти в Китае в 1999 году оценивались в 3,2 млрд т, что составляет приблизительно 2,4% мировых запасов. Достоверные запасы нефти на суше, по китайским данным, оцениваются в 5,3 млрд т и в 4 млрд т на шельфе [26].

Потенциальные запасы нефти выросли за 30 лет (с 1966 по 1996 годы) в 5 раз, с 6 до 30 млрд т. На оценку запасов нефти в стране влияет также их привязка к двум показателям (доле от мировых запасов, оцениваемой в 2,3-2,4%, и так называемому R/P Ratio, т.е. соотношению запасов к производству, принятому для Китая в 20 лет).

 

Таблица 1. Добыча нефти в КНР по годам (млн т)

1949 — 0,12 1973 — 50,0 1986 — 131,0 1997 — 158,0
1957 — 1,40 1975 — 70,0 1987 — 134,0 1998 — 157-160
1958 — 2,25 1978 — 104,0 1988 — 137,0 1999 — 159-160
1962 — 5,75 1979 — 106,15 1990 — 139,0 2000 – 162 (оценка)
1968 — 10,0 1980 — 105,95 1991 — 137,0 2005 – 170 (прогноз)
1970 — 20,0 1984 — 114,6 1995 — 140,3 2010 – 185 (прогноз)
1971 — 38,0 1985 — 124,9 1996 — 155,6

Источники: [1, 3, 5, 6, 11, 14, 16, 17, 18, 19, 21, 24, 26, 28]

Как видно из таблицы, за последние годы темпы роста нефтедобычи снизились в связи с выработкой старых месторождений. В середине 1990-х годов для Китая закончился период нефтяной самодостаточности.

 

Таблица 2. Добыча и потребление нефти по годам (млн барр/сутки, в среднем)

1990 1997 1998 1999 2000
Добыча (поставки) 2,8 3,4 3,5 3,5 3,6
Потребление (спрос) 2,3 3,8 3,9 4,1 4,3

Источник: [16]

 

Таблица 3. Потребление нефти в КНР по годам (млн т)

1985 1990 1995 2000
Потребление 90,3 113,4 147,0 177,0
Баланс +34,6 +25,6 -15,4 -52,8

Источник: [1]

 

Таблица 4. Прогноз дефицита потребления нефти в КНР по годам (млн т)

2000 2005 2010
Спрос 195 220 265
Дефицит 33 50 80

Источник: [18]

В настоящее время Китай производит около 160 млн т нефти в год, а потребляет 200 млн т. В 2000 году импорт нефти составил около 60 млн т [31], в основном из Омана. Поскольку трудно точно спрогнозировать, какими темпами будет развиваться экономика Китая, предположения экспертов относительно будущего импорта расходятся: так, одни утверждают, что в 2010 году он может составить 70-90 млн т [29], тогда как в других публикациях приводится цифра в 120 млн т уже в 2005 году [31].

В то же время, несмотря на нехватку нефти, часть ее ранее экспортировалась, преимущественно в Японию, а также (в небольших количествах) в КНДР И Вьетнам. Впрочем, объемы экспорта нефти, начиная с 1980-х годов, неуклонно снижались: если в 1986 году Китай экспортировал 28,4 млн т нефти, то в 1999 году — всего 8,3 млн т, тогда как в 2000 году экспорт прекратился вовсе[2, 5, 29].

Общая протяженность нефтепроводов в стране в 1997 году составила 9,3 тыс. км. Обращает на себя внимание крупнейший энергопровод из города Голмуд (Цайдамское месторождение) в Тибет до Лхасы протяженностью 1080 км.

 

Месторождения нефти

Самая большая группа месторождений нефти под общим названием Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ляохэ (т.н. бассейн Сунляо). Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800-1000 млн т, но извлекаемые запасы ежегодно сокращаются.

 

Таблица 5. Добыча нефти на месторождении Дацин по годам (млн т)

1975 11,1 1984 53,56
1978 50,37 1985 55,59
1979 50,75 1986 55,50
1980 51,5 1987 55,55
1981 51,75 1993 56,0
1982 51,94 1994 56,0
1983 52,63 1999 50,0

Источники: [3, 5, 9, 16]

К Дацинскому месторождению примыкает месторождение Ляохэ, дававшее в 1986-1987 годах до 10 млн т сырой нефти в год и месторождение Фуюй с добычей 1-2 млн т. Из Дацина проложен экспортный нефтепровод в порты Далянь и Циндао, а также в Пекин,

Аньшань и к месторождению Даган — крупнейшему в Северном Китае (поля Баньцяо, Тяньцзяхэ, Гандун, Вансюйчжуан, Ганьси, Чжоуцинчжуан; в конце 1980-х — начале 1990-х годов это месторождение давало 3-3,5 млн т нефти в год).

В Восточном Китае наиболее известной является группа месторождений под общим названием Шэнли: Цзинцю, Ихэчжуан, Чэндун, Янсаньму, Хэкоу гудао, Гудун, Юнаньдунсинь, Чунь Хаочжэнь, Шэнто, Хацзя, Шаньдянь. В 1990 году добыча нефти здесь достигла 33 млн т. От месторождения проложены нефтепроводы в Сиань и Чжэнчжоу.

 

Таблица 6. Добыча нефти на месторождении Шэнли по годам (млн т)

1975 3,2 1986 29,5
1978 19,5 1987 31,6
1983 18,4 1990 33,0
1984 23,02 1999 30,0
1985 27,03

Источник: [14]

В провинции Хэбэй в Восточном Китае имеется месторождение Цзинчжун, где в 1990 году добыча нефти составила 5 млн т. Таким образом, в Восточном Китае добывается примерно 40 млн т нефти в год.

В Юго-Западном Китае на месторождениях в провинции Сычуань к северу от города Чунцин (Иншань, Наньчун, Панланьчэнь) добывается примерно 2,2 млн т нефти в год [5]. Кстати, в провинции Сычуань нефть добывали еще за 600 лет до нашей эры с использованием бамбуковых трубок из неглубоких скважин. В 1996 году начата прокладка нефтепровода Чэнду — Ланьчжоу.

В Южном Китае на суше в провинции Гуандун на месторождении Саньшуй добывается порядка 2 млн т нефти в год.

Большие надежды за последние годы в Китае возлагались на нефтяные месторождения северо-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района (Джунгария, Карамай, Тарим, Турфан-Хами, Цинхай, Юймэнь), где сосредоточено 30% от общих запасов по стране. В 1997 году во всем районе было добыто 16,4 млн т сырой нефти, а в 2001 году, по прогнозам, добыча должна возрасти до 23 млн т. Наиболее значительны месторождения Таримской впадины с разведанными запасами в 600 млн т и потенциальными в 18,8 млрд т. В северной части впадины имеются месторождения Кань, Тамарик, Ичкелик, Дунцулитагэ, Дунчэтан, Бостан, Якела, Тугалмин, Терген, Акекум, Сантаму, Цюнькэ, Луньнань. В южной части впадины находится группа месторождений Тачжун (Тачжун-1, Тачжун-4, Тачжун-6, Тачжун-10), соединенных с северным месторождением Луньнань трубопроводом длиной 315 км. Кроме того, месторождения нефти открыты в самой западной части Тарима на границе с Таджикистаном и Киргизией (Карато, Башэтопу). Добыча нефти в Таримской впадине в 1996 году составила 3,5 млн т, в 1999 году — 4,7 млн т, в 2000 году она должна вырасти до 5 млн т, а к 2010 году — до 14 млн т.

В Джунгарии между горными системами Алтая и Тянь-Шаня находится старое нефтяное месторождение Карамай, разведанное еще в 1897 году. Потенциальные запасы этого месторождения оцениваются в 1,5 млрд т (Карамай, Душаньцзы, Шиси, Мабэй, Урхо, Сянцзыцзе). Имеются трубопроводы Карамай-Урумчи и Карамай-Шаншань. Добыча нефти на месторождении не превышает 5 млн т.

Месторождения Цайдамской впадины (Лэнху-3, Лэнху-4, Лэнху-5) в 1990 году давали 3,5 млн т нефти [5]. Добыча в настоящее время оценивается в 1,5-2 млн т. Построен нефтепровод Лэнху-Ланьчжоу.

В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше, однако с 1969 года пробную нефть начали извлекать на шельфах Восточно-Китайского, Желтого и Южно-Китайского морей и Бохайского залива. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун). Потенциальные запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря (на который претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд т [16]. В районе Южно-Китайского моря в настоящее время добывается 150-200 млн т нефти в год (все страны региона). Из этого объема на всем шельфе Китая 1993 году было добыто 4,5 млн т нефти, в 1996 году — около 15 млн т, в 1997 году — 16,2 млн т [19].

В 1994 году на шельфе Южно-Китайского моря Китай добыл 6,47 млн т сырой нефти, в 1996 году — 11,8 млн т. В настоящее время добыча возросла до 14-15 млн т [6], однако, по оценкам экспертов, разработки шельфовых месторождений принесли в целом разочаровывающие результаты. Первоначальные оценки нефтяных запасов китайского сектора шельфа (до 1,7 млрд т) оказались явно завышенными в целях привлечения иностранных инвесторов.

Крупные запасы нефти (300 млн т) разведаны в заливе Бохай (так называемый комплекс Бочжун). Нефтяные поля здесь разбиты на блоки, с 1979 года разрабатываемые иностранными компаниями (Chevron, Kerr McGee, Texaco, Agip, Samedan, Apache, Esso China Upstream, Wood Mackenzie, Phillips Petroleum International Corporation Asia совместно с китайской компанией CNODC). В 2000 году добыча нефти в Бохайском заливе составила 4 млн т.

Что касается переработки сырой нефти, совокупная мощность нефтеперерабатывающих предприятий КНР составила в 1999 году 4,3 млн барр/сутки. Заводы расположены в главных городах страны, а также на месте наиболее крупных месторождений. Впрочем, доля импорта в сырье для НПЗ постоянно увеличивается: в китайской нефти повышено содержание серы, и это делает более выгодным производство нефтепродуктов на основе легкой ближневосточной нефти [32]. В настоящее время в Даньчжоу провинции Хайнань сооружается самый крупный в КНР нефтеперерабатывающий завод, стоимость первой очереди которого – 2,2 млрд долларов.

 

Нефтедобывающие компании

Добыча полезных ископаемых в Китае вертикально интегрирована и находится под жестким контролем государства. В 1998 году нефтегазовая промышленность была реформирована, и две из четырех существовавших тогда государственных компаний объединены. На данный момент добычей нефти и газа в КНР занимаются:

— Китайская национальная нефтяная корпорация (China National Petroleum Co., CNPC). В 1998 году активы КННК составили 57,8 млрд долларов, компания контролирует 70% разведанных запасов нефти на севере, северо-востоке и западе страны. Объем добычи 107 млн т в год (1998). В 1999 году была учреждена PetroChina Company Ltd, которой CNPC передала большую часть своих активов внутри страны, оставив за собой зарубежный бизнес и управление трубопроводами;

— Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National offshore Oil Corp., CNOOC) с капиталом 1,8 млрд. Отделения: China National oil and gas exploration and development Corporation (CNODC), China offshore oil Nanhai East (CONHE);

— Китайская нефтехимическая корпорация (China Petrochemical Corp., Sinopec). Активы — 46 млрд долларов, перерабатывает ежегодно 36 млн т нефти.

В 2000 году доли в нефтегазовой промышленности Китая распределялись между этими тремя компаниями следующим образом:

 

Таблица 7. Добыча нефти Добыча газа Переработка нефти

Добыча нефти Добыча газа Переработка нефти
CNPC 67% 68% 45%
CNOOC 10% 17%
Sinopec 23% 15% 55%

Источник: [33]

Существуют и отдельные компании, созданные со специализированными целями:

China Petroleum Engineering and Construction Corp (CPECC) (строительство инфраструктуры нефтяного сектора, участие в строительстве предприятий нефтепереработки);
Китайские нефтегазовые бюро (КНБ), которые занимаются строительством газо- и нефтепроводов;
В 1997 году образована China National Star Petroleum Co (добыча нефти в южных провинциях КНР);
Shanghai Petrochemical (нефтепереработка в Северо-Восточном Китае), сумма продаж 1,6 млрд долларов;
Zhenhai Referining & Chem. (нефтепереработка в Юго-Восточном Китае), сумма продаж 1,3 млрд долларов;
В Сянгане (Гонконге) монополистом по снабжению нефтью, а также переработке и складированию нефтепродуктов является японская компания Tokyo Electric Power Company.
В КНР приняты довольно четкие правила и постановления в отношении разработки нефтяных ресурсов. Следует отметить в этой связи:

Временные правила регулирования регистрации данных разведки и добычи нефти и природного газа (приняты Госсоветом КНР в 1987 году);
Постановление о внесении платы за использование территории нефтяного шельфа при освоении нефтяных ресурсов (1968);
Положение об охране нефтепроводов и газопроводов (1969);
Постановление о возмещении ущерба при сейсмической разведке нефтяных залежей (1989);
Временное постановление о внесении платы за использование месторождений при освоении континентальных нефтяных ресурсов путем кооперации китайских и иностранных предприятий (1990);
Положение КНР о сотрудничестве с иностранцами в разработке нефтяных ресурсов на суше (1993).
Наличие достаточно хорошо разработанной правовой базы позволяет иностранным компаниям успешно работать в Китае. К началу 1998 года было подписано более 130 контрактов с 67 иностранными компаниями из 18 стран на разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений на шельфе Южно-Китайского моря. Все вместе они вложили около 3 млрд долларов. Так, консорциум из трех компаний (China Offshore Oil Nanhai East (CONHE) — 51% акций, Amoco Orient Pertoleum — 24,5%, Kerr McGee China Pertoleum — 24,5%) вложил 650 млн долларов в проект Люйхуа — месторождение в 120 милях к юго-западу от Гонконга в дельте р. Жемчужной, запасы которого оцениваются в 160 млн т нефти. В 1990 году образована группа CACT (China National Offshore Oil Corporation — 51%, Agip China BV, Chevron Overseas pertoleum Inc. — 49%) с участием Texaco China B.V., которая продолжает разведку другого месторождения — Хуэйчжоу в дельте р. Жемчужной, с предполагаемым уровнем добычи 5-6 млн т в год.

В стране имеется программа строительства крупных емкостей для хранения нефтепродуктов общим объемом 2171 тыс. м?, в том числе, в Шэньчжэне, Циндао, на о. Хайнань (Лингао), Шанхае (Пудун), Чэнду (Сычуань) [7, 8]. В строительстве принимают участие иностранные компании – Agip, Feoso, Marubeni, Shell, Saudi Aramco, Sangyong, Mitsui. В разведке новых месторождений принимают участие также компании Santa Fe (США), Occidental Petroleum, JHN oil operation Co, Exxon Corp.

 

Международные проекты

Как уже упоминалось выше, в настоящее время 50% сырой нефти Китай импортирует из Омана, с которым заключен ряд долгосрочных соглашений. Однако КНР не может устраивать такая зависимость от одного поставщика, поэтому сейчас прорабатываются варианты долгосрочных соглашений на поставку нефти и газа из Саудовской Аравии, Ирака, Перу, Кувейта, ОАЭ, Брунея, Индонезии, Малайзии. Китай добивается права на участие в разработках нефтяных и газовых месторождений Папуа-Новой Гвинеи, Судана, Таиланда, Венесуэлы; в Судане, Ираке и Перу приобретены права на проведение поисково-разведывательных работ на ряде месторождений.

В соответствии с Генеральным соглашением между Министерством энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан и Китайской Национальной нефтяной корпорацией (CNPC) была начата разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства казахстанско-китайского нефтепровода. Казахская часть трубопровода Актау-Кумколь составит 1200 км, китайская часть — 1800 км (по территории СУАР). От нефтяных месторождений СУАР китайская трубопроводная система продолжается до города Шаншань. В случае, если загрузка нефтепровода будет не менее 20 млн т нефти в год, трубопровод может быть продлен до Ланьчжоу, откуда уже имеется магистральный нефтепровод в Восточный Китай. Общая длина нефтепровода Актау-Кумколь, таким образом, составит около 3000 км при стоимости 2,4-2,7 млрд долларов и гарантированной пропускной способности 20 млн т в год (максимальная – 40 млн т).

Строительство по расстоянию и необходимым вложениям разбито на три этапа:

1. Кенкияк-Кумколь – 785 км, 785 млн долларов.

2. Атасу — Алашанькоу (КНР) – 1100 км, 1,3 млрд долларов.

3. Атырау-Кенкияк (410 км, 359 млн долларов) и Кумколь-Каракоин (199 км, 131 млн долларов).

В 1997 году было заключено рамочное соглашение о намерениях, однако в 1999 году все работы по ТЭО были приостановлены.

К очевидным преимуществам проекта можно отнести отсутствие риска транзитных стран. Между 1996 и 1998 годами Китай в лице CNPC приобрел за 4 млрд долларов 60% акций компании АО “Актобемунайгаз” (АМГ), которой принадлежит месторождение Узень на п-ове Мангышлак. В то же время специалисты указывают на очевидные недостатки проекта: большую протяженность, отсутствие развитой внутренней сети, соединяющей СУАР и восточные районы Китая, опасность недостатка нефти, поскольку рентабельным трубопровод может стать при перекачке не менее 20 млн т в год. К тому же в самом СУАР пока не подтверждаются большие расчетные запасы нефти на месторождениях Таримской впадины. Казахская нефть никогда не будет дешевле, чем ближневосточная, и может рассматриваться прежде всего с точки зрения политической необходимости диверсифицировать источники углеводородного сырья.

Наблюдатели подчеркивают, что китайская сторона пока считает проект в целом неэффективным, и Казахстан вынужден считаться с этим выводом.

Следует учесть и негативный опыт сотрудничества Казахстана и КНР. Ежегодно, начиная с 1997 года, “Актобемунайгаз” экспортировал в Китай через Россию около 2 млн тонн нефти, поставляя ее по прямому трубопроводу на Орский нефтеперерабатывающий завод. Специальные распоряжения правительства России освобождали эту нефть от таможенной пошлины как транзитную. Однако в январе 2001 года срок льготы на экспорт для АО “АМГ” истек, но договоренности и лицензия на экспорт не были переоформлены CNPC. В результате Орский НПЗ отказался принимать казахстанскую нефть, остановились десятки нефтяных скважин, в дома актюбинцев перестал поступать газ, добываемый попутно при извлечении нефти, под угрозой оказалась работа Актюбинской ТЭЦ. Только с большим трудом CNPC удалось достичь соглашения с владельцем Орского НПЗ – Тюменской нефтяной компанией. Кроме того, казахстанской стороной отмечалось, что CNPC не выполнила взятого на себя при покупке акций АМГ обязательства построить трубопровод из Казахстана в Западный Китай (нефть по-прежнему доставляется туда по железной дороге) и не выдерживает графика инвестиций, предусмотренного договором: в 1999 году он был выполнен лишь на 59% [34].

Следует отметить также участие китайской корпорации CNPC в двух совместных проектах с туркменской государственной компанией “Туркменнефть” по разработке нефтяного месторождения Гумдаг, а также месторождений на шельфе Каспийского моря.

 

Российский проект

Перспективы импорта нефти из России кажутся для Китая достаточно очевидными, благодаря территориальной близости и существующей в России развитой сети трубопроводов, которую вполне можно продолжить для экспорта в Китай. Тем не менее, до сих пор не существует ни одного завершенного российско-китайского нефтяного проекта. Пока что в стадии завершающих согласований находится только проект нефтепровода от месторождений Красноярского края в Китай. Ожидалось, что соглашение будет подписано в июле 2000 года во время визита президента РФ В. Путина в КНР, однако этого не случилось.

Соглашение о составлении ТЭО проекта CNPC заключила с ЮКОС в феврале 1999 года.

В декабре 1999 года был подписан меморандум о прокладке нефтепровода из Ангарска в Китай. Стоимость проекта оценивалась в 1,7 млрд долларов, пропускная способность трубы – 30 млн т в год в течение 25 лет (добыча становится нерентабельной при загрузке менее 20 млн т в год). Работы по ТЭО планировалось завершить в 2000 году, однако российская сторона тогда не смогла предоставить гарантий достаточного количества нефти. Изначально предполагалось, что ее основной объем будет поступать из Западной Сибири, однако большинство тамошних месторождений уже вступили в период спада добычи, и гарантировать необходимые поставки оказалось невозможно. Затем решено было переориентироваться на Юрубчено-Тохомскую зону (ЮТЗ) Восточной Сибири, извлекаемые запасы которой оцениваются в 900-1100 млн т – это самое крупное неразработанное месторождение нефти и газа в Восточной Сибири [31]. Юрубченский участок, где предполагается вести работы, содержит около 300 млн тонн извлекаемых запасов нефти и является наиболее изученной частью ЮТЗ.

Определенным преимущество проекта – возможность использования имеющегося нефтепровода Тюмень-Омск-Красноярск-Иркутск, к которому, однако, еще предстоит создать отводы. Лицензия на геологоразведочные работы и разработку Верхнечонского, Юрубчено-Тохомского и Собинского месторождений ЮТЗ принадлежит Восточно-Сибирской нефтяной компании (ВСНК), где 68% акций владеет НК ЮКОС.

Однако крупное Куюмбинское месторождение той же зоны разрабатывается “Славнефтью”. Последнее обстоятельство создало значительные затруднения для проекта, поскольку две компании не могли прийти к соглашению по ключевым вопросам. Только к сентябрю 2000 года ЮКОСу удалось приобрести дополнительные права на освоение месторождений, которые позволили ему достичь паритета со “Славнефтью” и приступить к согласованию интересов [31]. Одновременно ЮКОС активизировал работы на Терско-Камском участке Юрубчено-Тахомской зоны.

Другое затруднение лежало в том, что, хотя еще в мае 1999 года Государственная Дума приняла решение об освоении Юрубченского месторождения на условиях СРП, “Соглашение” о разделе продукции на месторождении так и не было подготовлено [31], и налоговый режим проекта, таким образом, пока не определен. Что касается Куюмбинского месторождения, оно пока только рекомендовано Правительством РФ Госдуме для рассмотрения на предмет перевода его на режим СРП.

В данный момент рассматривается два возможных маршрута трубопровода: через Монголию и минуя ее. Для российских компаний предпочтителен экономически более выгодный путь через Монголию на Пекин, для CNPC — в обход Монголии из Ангарска в Харбин, до месторождения Дацин, далее по существующим нефтепроводам в порты Далянь, Циндао и другие.

Предполагаемый тариф за прокачку нефти по маршруту составит 30 долларов за тонну, тогда как перевозка нефти из Омана обходится КНР в 10 долларов за тонну.

Немаловажно, что в Китае — стране с плановой экономикой — директивами на 10-ю пятилетку (2001-2006 годы) не предусмотрено строительство ни казахского, ни сибирского нефтепроводов. Таким образом, проект, очевидно, не относится к реализуемым в ближайшие несколько лет.

 

Причины сегодняшних неудач

Не приходится сомневаться в перспективности китайского рынка топливных элементов, однако будущее России на нем, несмотря на колоссальные запасы сырья, представляется очень неопределенным. Сущность проблем, встающих перед Россией в этой сфере, на наш взгляд можно свести к нескольким пунктам.

 

1. Нерентабельность

Российская нефть не относится к дешевой, а существующие экспортные платежи и акцизы, в сочетании с дороговизной транспортировки, делают ее для КНР слишком дорогой. За один только 2000-й год ставки вывозных таможенных пошлин на российскую нефть повысились с 15 до 32 евро за 1 т [35], и не приходится сомневаться, что они будут повышаться далее, особенно учитывая, что Россию ожидают масштабные выплаты по внешним долгам, средства на которые традиционно изымаются из нефтедолларов.

 

2. Несовершенство законодательства

Российское законодательство в области разработки месторождений до сих пор не сформировано окончательно; так, отсутствует завершенная нормативно-правовая база по СРП, не устранены противоречия между Законом о СРП и Налоговым кодексом. Если учесть некоторое недовольство региональных и федеральных властей первыми опытами разработки нефтяных месторождений по схеме СРП, то становятся неочевидными и дальнейшие перспективы СРП в России. Все это не позволяет привлечь средства, необходимые для разработки новых месторождений и строительства трубопроводов.

Кроме этого, в ближайшее время следует ожидать других изменений в законодательстве. Так, началась реформа правил допуска экспортеров к магистральным нефте- и газопроводам, для чего создана специальная комиссия Правительства РФ [36]. В результате планировать импорт нефти из России для иностранных партнеров стало значительно сложнее. Нужно учитывать при этом, что Китай – государство с плановой экономикой и мощной бюрократической системой, для которой любые изменения в законодательстве страны-партнера, даже в более выгодную для себя сторону – причина полностью свернуть контакты и выждать, пока все “утрясется”.

 

3. Отсутствие государственных гарантий

Китай традиционно предпочитает работать в условиях, когда сотрудничество на всех этапах, начиная от предварительных переговоров, подкреплено надежными государственными гарантиями. Кроме того, ожидается, что позиции компаний, с которыми ведутся переговоры, и государства будут согласованы, чего в России ждать не приходится. В тех же случаях, когда несколько российских компаний одновременно выступают с различными, не согласованными между собой предложениями, ссылаясь при этом на поддержку российского государства, можно с достаточной степенью вероятности ожидать от китайской стороны отказа воспринимать эти предложения как реальные.

 

4. Непонимание специфики взаимоотношений

Случай с “Актобемунайгазом” (и комментарии по нему в российской и казахстанской прессе) интересен тем, что демонстрирует непонимание в нашем деловом мире (имеется в виду как Россия, так и страны СНГ) специфики взаимоотношений между китайским бизнесом и китайским государством. Поэтому с Китаем в наших корпорациях работают те же группы, которые ведут переговоры и с западными нефтяными компаниями, что приводит к многочисленным ошибкам.

Невыполнение китайцами своих обязательств – норма для бизнеса в тех случаях, когда желание “получить дешевле, отдать дороже, расходов по прежним обязательствам не нести” не уравновешивается чиновничьим аппаратом. Отсюда, например, родился миф о плохом качестве китайских товаров. Нужно понимать, что в китайском государстве бизнес всегда стоит чуть ниже госаппарата. Этот момент и другие особенности китайского мышления требуют от российских компаний создания постоянных групп для работы именно с Китаем (и в Китае), а не привычного для россиян представления, что всё или почти всё можно продумать и подготовить непосредственно в России. Вести дела с китайским нефтегазовым сектором нельзя по российской или европейской схеме.

 

Литература

1. BP Amoco Statistical Review of World Energy. 1994.

2. Energy in Japan. 1989, #5.

3. Oil and gas journal. 1987, December.

4. OPEC Petroleum (general review). 1997-1998.

5. OPEC Petroleum. 1993, #2.

6. Petroleum Economist (review). 1997-1999.

7. Petroleum Economist. 1995, # 9.

8. Там же. 1996, № 1.

9. Там же. 1996, № 2.

10. Там же. 1997, № 2.

11. Russian Petroleum Investor. 2000, March.

12. Там же. 2000, May.

13. Там же. 2000, October.

14. State Petroleum and Chemical Administration (China). 1999.

15. Wood Mackenzie Statistical Review.

16. US Energy Information Administration. 1994, June.

17. БИКИ. 1997, 22 мая.

18. Там же. 1999, 9 ноября.

19. Там же. 1999, 20 ноября.

20. Там же. 1999, 23 декабря.

21. ИВД РАН, экспресс-информация. 1996, № 5.

22. Жэньминь Жибао. 2000, 29 февраля.

23. Международная жизнь. 1999, № 10.

24. Нефтегазовая вертикаль. 1999, № 2-3.

25. Там же. 2000, № 2.

26. Нефть России. 2000, № 2.

27. Пульс планеты. 1997, 28 декабря.

28. Российская газета. 1998, 9 января.

29. Эксперт. 2000, № 13.

30. Китай в XXI веке. Тезисы докладов // ИДВ РАН. М., 2000.

31. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 11.

32. Эксперт, 2000, № 45.

33. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 7-8.

34. Независимая газета, 27.02.2001.

35. Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности. 2000, № 4.

36. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 12.

 

Об авторах

Георгий Дмитриевич БЕССАРАБОВ – ведущий научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований.

Александр Дмитриевич СОБЯНИН – заместитель главного редактора аналитического журнала «Профи».

 

См. также

1. Собянин А.Д. «Новая граница» для Москвы. Уйгурский сепаратизм становится общей проблемой России и Китая // Эксперт. № 31 (244). 28.08.2000. С.35-37.
2. Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д. Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-Киргизская железная дорога // Транскаспийский проект. 19.10.2000.
3. Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д. Новый Западный поход: Китай намерен ударить долларом по сепаратистам // Транскаспийский проект. 22.02.2001.
4. Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д. Нефть Китая и перспективы России // Транскаспийский проект. 04.04.2001.
5. Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д. Вокруг трубы: Почему Россия рискует упустить китайский рынок природного газа // Транскаспийский проект. 19.04.2001.
6. Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д. Водные проблемы КНР: Казахский и российский аспекты. // Транскаспийский проект. 17.05.2000.
7. Мажаров И.В., Собянин А.Д. В ожидании четвертой генерации. Предстоящий процесс обновления высшей политической элиты в Китае не приведет к радикальным изменениям в его внутренней и внешней политике // Эксперт. № 28. 22.07.2002. С. 52-54.