Россия и Индия - будущее отношений. Интервью с послом Индии в России г-ном Сатинтером Кумаром Ламбой 11.01.2001ФОТО: премьер-министр России Владимир Путин, президент Индии, руководитель спутниковой и ракетной программ Индии Авур Пакир Джаинулабдин Абдул Калам Марайкайяр (Avul Pakir Jainulabdeen Abdul Kalam Maraikkayar, слева) и премьер-министр Индии Манмохан  Сингх (Мanmohan Singh, справа). Во время парада в День Республики 26 января 2007 года

Опубликовано: Россия и Индия — будущее отношений. Интервью с послом Индии в России г-ном Сатинтером Кумаром Ламбой 11.01.2001. Беседу вел А.Д. Собянин. // Профи. 2001. № 1-2. С.76-77.

Александр Собянин

ОТ РЕДАКЦИИ. Г-н Посол принял нашего корреспондента 11 января 2001 года. Тогда никто не мог и представить того бедствия, которое постигнет Индию менее чем через две недели, – землетрясения в штате Гуджарат, которое унесло жизни 100 тысяч человек. Коллектив журнала “Профи” выражает искреннее соболезнование всем, кто потерял своих близких, всем гражданам Республики Индия и ее дипломатическим представителям в РФ в связи с их страшным горем.

 

Господин Посол, после исчезновения СССР российско-индийские экономические связи значительно сократились. Кроме того, на пути к их восстановлению встала так называемая “проблема рупийного пересчета индийского долга перед Российской Федерацией”. Вплоть до недавнего времени индийский и российский взгляды на эту проблему несколько различались. Как сейчас обстоит дело с выплатой долга? Как индийская сторона видит выход из “рупийного тупика”?

– Вы правы, говоря о том, что сегодняшний уровень взаимодействия между Индией и Россией в торговой, экономической и коммерческой сферах не соответствует своим потенциальным возможностям и не соответствует индийско-российским политическим отношениям. В настоящее время долг Индии за советский период составляет примерно 4 млрд долларов и Индия регулярно производит соответствующие выплаты. Предмет торгового и экономического сотрудничества затрагивался во время визита Президента Путина в Индию в октябре прошлого года. Он будет обсуждаться далее во время 7-й сессии Индийско-Российской Межгосударственной Комиссии по торговому, экономическому, научному, технологическому и культурному сотрудничеству, которая должна быть проведена в Москве в январе 2001 года. Наша программа действий по усилению экономического сотрудничества направлена на эффективное использование ежегодных выплат России по долгу Индии для торговых и инвестиционных целей, диверсификации торговой корзины, а также для усиления взаимодействия между финансовыми институтами и торгово-промышленными палатами и продвижения прямого сотрудничества регионов.

 

В этом году начали действовать сразу два транспортных проекта, которые связывают Южную Азию с Европой сухопутным путем. Это, прежде всего, “Южный коридор Индийский океан – Европа”, позволяющий доставлять индийские и иные товары из Южной Азии через Иран, Каспийское море и Россию в страны ЕС, а также автомобильная дорога из китайского Таш-Кургана в таджикистанский Мургаб, которая может дать возможность выхода автомобильных трейлеров из европейских стран на Каракорумское шоссе и далее до порта Карачи. Господин Посол, Вы лично приложили немало усилий к тому, чтобы проект “Южный коридор” начал действовать. Не могли бы Вы подробнее осветить взгляды индийской стороны на развитие в будущем транспортных проектов?

– Оба наших государства предпринимают значительные усилия, чтобы лучше исследовать возможности растущих экономик обоих стран и внедрить те методы и инструменты, которые позволили бы поднять уровень двусторонней торговли и экономического сотрудничества. В этой связи, как Индия, так и Россия позитивно оценивают развитие транспортного коридора “Север-Юг” через Иран и Каспийское море, который позволяет ускорить движение пассажиров и грузов из Индии в Россию и далее в Западную и Северную Европу. Оба наших государства уже закрепили необходимость развития этого международного транспортного проекта как приоритеты своей политики. Соглашение о введение коридора в действие было подписано в сентябре прошлого года между Индией, Россией и Ираном.

 

Индия и Китай являются основными торговыми партнерами российского ВПК. На долю контактов в сфере ВПК приходится основная часть российско-индийской торговли. Однако, как писал журнал “Эксперт”, в вопросах военно-технического сотрудничества между нашими странами не все серьезные проблемы решены. Не могли бы Вы осветить те принципы, по которым развивается индийско-российское военно-техническое сотрудничество?

– Индия имеет долгую и основательную традицию сотрудничества в сфере обороны с Россией. Значительная часть нашей техники в Сухопутных войсках, Военно-воздушных силах и на Флоте – российского происхождения. Уже стали регулярными обмены визитами руководства Вооруженных сил обоих государств. Долгосрочное Соглашение по военно-техническому сотрудничеству до 2010 года, которое было подписано во время визита бывшего премьер-министра Примакова в Индию в декабре 1998 года, является показателям того направления, в котором движется это сотрудничество, того, с чем мы входим в новое тысячелетие. Различные аспекты этого сотрудничества также обсуждались во время визита Президента Путина в Индию, когда начала функционировать на высоком министерском уровне Индийско-Российская Межгосударственная Комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая должна найти возможность еще больше углубить сотрудничество в этой сфере. Обе стороны Комиссии выразили удовлетворение усиливающимся двусторонним сотрудничеством в области военно-технического сотрудничества, совместных исследований и разработок, а также в области подготовки личного состава. Наши традиционно дружественные отношения сделали возможным такое двустороннее сотрудничество в этой сфере, которое базируется на взаимной выгоде, которая превосходит просто выгоду покупателя и продавца. Сотрудничество в этой сфере базируется на коммерческом интересе, хотя и в контексте доверия и надежности, который проистекает из нашего стратегического партнерства.

 

Российский нефтегазовый комплекс обладает большим опытом в поиске и освоении сложных месторождений, в том числе в особо сложных условиях, например, на арктическом шельфе. Возможно ли сотрудничество индийских и российских компаний в поиске и освоении месторождений в Бенгальском заливе?

– В сфере энергетики уже наметился огромный и пока практически незадействованный потенциал сотрудничества между двумя странами. Во время визита Президента Путина в Индию в октябре прошлого года, был заключен контракт на принципах соглашения о разделе продукции между корпорациями “Gas Authority of India Limited” и “Газпром” по совместной разведке совместному поиску и разработке одного из газоносных блоков в Бенгальском заливе. Близятся к завершению переговоры между индийской нефтяной компанией “ONGC Videsh Limited” и “Роснефтью” относительно индийских инвестиций в проект “Сахалин-1”. В случае увеличения последние могли бы стать одними из самых больших по объему инвестиций в России за последние годы, также как и войти в число крупнейших инвестиций Индии за рубежом.

 

– Журнал “Профи” традиционно освещает вопросы безопасности различных стран и проблемы защиты территориальной целостности государств. Индийское государство обладает богатейшим положительным опытом строительства федеративных отношений, защиты целостности республики в целом. Ослабело ли общефедеральное единство после того, как в ряде штатов к власти пришли региональные (не общеиндийские) партии, например, “Телугу Десаму” в Андхра Прадеше?

– Индия бережно взрастила свои демократические традиции со дня обретения Независимости. Этим можно особо гордиться еще и потому, что ни одна другая демократия не обладает таким разнообразием в единстве, такой мозаикой народов (здесь господин Посол цитирует основателя Индийского государства Джавахарлала Неру – прим. “Профи”). Последние всеобщие выборы, проведенные в 1999 году, как всегда, продемонстрировали крепость индийской демократии и зрелость индийского избирателя. И то, что региональные партии в настоящее время принимают участие в решении государственных проблем общенационального уровня в стабильной и взаимоприемлемой коалиции с общенациональными партиями, служит благоприятным свидетельством развития нашей демократии и терпимости на общефедеральном уровне.

 

Предпринимает ли индийское правительство меры к тому, чтобы не допустить влияния сепаратистского тамильского движения на Шри-Ланке “Тигры освобождения Тамил илама” на тамилов индийского штата Тамил Наду?

– Индия остается приверженной позиции признания единства Шри Ланки, ее суверенитета и территориальной целостности. В Индии не существует никакой поддержки террористическим силам, которые, в частности, представляют “Тигры освобождения Тамил Илама” (LTTE). В соответствие с нашей жесткой политикой по отношению к терроризму и террористическим организациям, полный запрет на деятельность “Тигров освобождения Тамил Илама” в Индии был продлен 14 мая 2000 года на очередной двухгодичный период.

 

Индия является одним из мировых лидеров в производстве программного обеспечения. Программисты индийского происхождения составляют значительную часть интеллектуального потенциала американской Силиконовой долины. Возможно ли, на Ваш взгляд, широкомасштабное сотрудничество Индии с Россией в сфере высоких технологий?

– Индия, обладающая научной и технологической инфраструктурой, относящейся к числу крупнейших в мире, становится сейчас растущим глобальным центром научного прогресса. Это также отражается и на той роли, которую Индия играет сегодня в сфере информационных технологий, где она уже достигла доли, необходимой для международного признания. По меньшей мере 25% крупнейших мировых компаний, которые входят в список Fortune-500 (список “Financial Times” – прим. “Профи”), либо покупают программное обеспечение в Индии, либо развивают его в Индии. Во время визита Президента Путина в Индию в прошлом году были определены несколько новых областей для дальнейшего развития нашего многогранного сотрудничества. Они включают в себя информационные технологии и компьютеризацию. Сотрудничество в этой сфере имеет многообещающие перспективы.

 

Поддерживаете ли Вы, господин Посол, личные дружественные отношения с кем-либо из российских губернаторов?

– За последние два года я был главой индийских деловых и культурных делегаций, которые включали в себя бизнесменов, журналистов, банкиров и т.д., более чем в 21 регионе Российской Федерации. Во время этих визитов у меня была возможность взаимодействовать и обмениваться мнениями с представителями исполнительной власти российских регионов по вопросу возможности дальнейшего усиления двусторонних отношений на региональном уровне, включая сферы торговли, экономики, культурных обменов, науки и технологии. Я должен заявить, что во время всех этих визитов все наши делегации были приняты с высочайшим теплом и заботой.

 

Беседу вел А.Д. Собянин

 Редакция благодарит первого секретаря информационного отдела Посольства Республики Индия в РФ г-на Анила Кумара Тригунаята за содействие в организации интервью и предоставленные фотоматериалы.

 

 

Ambassador’s interview with «Profi»

Questions of the «Profi» magazine to Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Republic of India in the Russian Federation Satinter Kumar Lamba. The interview is taken by Alexander Sobianin («Profi») on January 11th, 2001.

 

Q1. Your Excellency, after the collapse of the USSR Russia-India economic contacts were significantly reduced. Besides the so-called «problem of Indian debt’s rupee translation for the Russian Federation» emerged in the way to their restoration. Until recently there was a certain difference in the Indian and the Russian views of this problem. What is the current situation with the debt payment? What is the way out of this «rupee deadlock» in view of the Indian side?

A1. You are right in noting that the present level of interaction between India and Russia in the trade, economic nor odes it correspond to the Indo-Russian political relationship. At present, India’s debt from the Soviet period is about US$4 billion and India has been regular with its repayments. The subject of trade and economic cooperation was touched upon during President P8tin’s visit to India in October last year. The subject would be discussed further during the seventh session of the Indo-Russian Inter-Governmental Commission for Trade, Economic, Scientific, Technological & Cultural Cooperation to be held in Moscow this month. Our action programme for strengthening economic cooperation aims at effective utilization of India’s annual debt repayment t Russia for trade and investment purposes, diversification of trade basket, and increased interaction between financial institutions and chambers of commerce and industry, and promotion of cooperation between regions.

 

Q2. This year two transport projects connecting South Asia with Europe by land have been launched. First of all it is «the South Corridor: the Indian Ocean — Europe» which permits to deliver Indian and other goods from South Asia to the countries of the EC by passing Iran, Caspian Sea and Russia as well as the automobile road from Chinese Tash-Kurgan to Murgab in Tajikistan which may open a way for automobile trailers from European countries to Karakoram road and further to the port of Karachi. The issue on building a railway from Chinese Kashgar to Osh in Kirghizia and Andijan in Uzbekistan is also under discussion. Your Excellency, you have taken plenty of efforts to gave «South corridor» project launched. Could you cast some light on how the Indian side regards the development of the transport projects in the mountain regions of Middle Asia in future (in particular, transport projects and projects of gas and oil pipelines from the Caspian region which involve the occupied part of J&K)?

A2. Both our countries are making conscious efforts to explore each other’s emerging iconomic capabilities and to promote ways and means to raise the level of our bilateral trade and economic cooperation. In this context, both India and Russia positively assess development of the «North-South» route through Iran and the Caspian Sea, enabling faster passenger and cargo traffic from India to Russia, and then ahead to Western and Northern Europe. Both the countries have described the development of this international transport corridor as a priority. An agreement to this effect was also concluded in September last year between India, Russia and Iran.

 

Q3. India and China are the main trade partners of the Russian military-industrial system. The share of contacts in this sphere involves the main part of the Russia-India trade. But, as the «Expert» magazine wrote earlier, not all the serious problems in military-technical cooperation between the countries are solved. Could you highlight the positions where the Indian side is expecting concessions or understanding from the Russian military-industrial system?

A3. India has longstanding and substantial defence cooperation with Russia. A significant part of the inventories of our Army, Air Force and Navy are of Russian origin. There have been regular exchanges between the leadership of the Armed forces of the two counties. The log-term agreement on military-technical cooperation upto the year 2010 which was singed during the visit of former PM Primakov to India in December 1998 is an indication of the direction in which this cooperation is likely to take place as we enter the next millennium. Various aspects of cooperation in this sphere was also discussed during President Putin’s visit to India, during which a high Ministerial-level Indo-Russian Inter-Governmental Commission on Military-Technical Cooperation was also set up to facilitate intensified cooperation. Both sides derive satisfaction over the increasing bilateral cooperation in the field of military-technical cooperation, joint research and development, and training. Our traditionally friendly relations are enabled bilateral relations in this sphere, which are based on mutual benefit, to transcend those of a buyer and a seller. Cooperation in this field is based on commercial forces, though in the context of the trust and confidence that derives from our strategic partnership.

 

Q4. Russian oil & gas system has huge experience in searching and exploring complex deposites, including in especially difficult conditions, for instance, on the Arctic shelf. Is cooperation between Indian and Russian companies in searching and exploring deposits in the Bengal Bay possible? If yes, then in which particular aspects the Indian side would like Russians to participate?

A4. There does indeed exist vast untapped potential for cooperation between our two countries in the energy sector. During the visit of President Putin to India in October last year, a production sharing contract between the Gas Authority of India Limited and Gazprom was concluded for joint exploration and development of one block on east coast of India. Discussions are nearing completion between the Indian oil company ONGC Videsh Limited and Rosneft on Indian investment in Sakhalin-1 project, which would amount to one of the largest investments in Russia in recent years as well as the largest Indian investment abroad.

 

Q5. «Profi» magazine has traditionally highlighted security issues of different countries and the problems of territorial integrity protection. The Indian state possesses rich positive experience in building federal relationships, protecting the Republic’s integrity on the whole. What steps for preserving the regions within India did the Indian Parliament and the Government take when regional parties (for example the Telugu Desam in Andhra Pradesh) came in power in a number of states?

A5. India has carefully nurtured its democratic traditions since Independence. This is all the more creditable, since no other democracy has had such diversity in unity, such a mosaic of humanity. The last General Elections held in 1999, as always, demonstrated the strength of Indian democracy and the maturity of the Indian voter. The participation of regional parties in managing the affaires of the country at the national level in a stable and coherent coalition augurs well for our democracy and federal polity.

 

Q6. Will the Indian Government take measures to not allow the influence of «Tamil Eelam» — Tamil separatist movement in Sri Lanka in the Indian state of Tamil Nadu?

A6. India remains committed to Sri Lanka’s unity, sovereignty and territorial integrity. There is no support in India for the forces of terrorism which the LTTE represents. In line with our policy against terrorism and terrorist organizations, the ban on LTTE in India was extended by a period of two years on May 14 last year.

 

Q7. India is one of the world leaders in software production. Programmers of Indian origin comprise a considerable part of the intellectual potential of the American Silicon Valley. Dou you think a wide-scale cooperation between India and Russia in the high sphere is possible?

A7. India, which has one of the world’s largest science and technology infrastructures, is emerging today as a global center for scientific development. This is also reflected in the role that India is playing today in the sphere of information technology, where India has crossed the critical mass f recognition. At least 25% of the fortune 500 companies buy software from India or develop it in India. During President Putin’s visit to India last year, several new areas for further developing our multi-faceted cooperation were identified. These included information technology and computerization. Cooperation in this field does have promising prospects.

 

Q8. Your Excellency, do you maintain personal friendly relations with any of the Governors?

A8. I have led commercial and cultural delegations, comprising businessmen, journalists, bakers etc., to more than 21 regions of the Russian Federation over the past two years. During these visits I have had occasion to interact and exchange opinion with the regional executive leadership on prospects for further strengthening bilateral relations at the regional level, including in the fields of trade, economy, cultural exchange, and science & technology. I must state that our delegations have been received with utmost warmth and affection during all these visits.