Сайт ЦентрАзияФОТО: Сайт ЦентрАзия: www.centrasia.ru

Опубликовано: Кто контролирует Ферганскую долину, тот контролирует Синьцзян // Соседи. 2004, май: http://www.centrasia.ru/news.php4?st=1084852140

Интервью опубликовано в трехязычной вкладке «Соседи» (киргизский, узбекский и таджикский языки), которая размещается на нерегулярной основе одновременно в СМИ трех областей Ферганской долины — газетах «Фергана» (г. Ош, Кыргызская Республика), «Икбол» (г. Андижан, Республика Таджикистан), «Вароруд» (г. Худжанд, Республика Таджикистан). Программа «Соседи» является первым совместным информационным проектом СМИ Ферганской долины, первый выпуск вышел в марте 2004 года.

Исманов. Входит ли Ферганская долина сейчас в сферу интересов России или же она ограничивается только Памиром? Какую роль видит для себя здесь Россия?

Собянин. Ферганская долина, где находится стратегически важная для России Согдийская область Таджикистана и Ош, ключевой город для снабжения Пограничной группы ФПС РФ в Таджикистане, никогда не выходила из сферы государственных интересов России. Однако концентрация проблем — конфессиональных в первую очередь, а также этнических, геополитических, экономических — в таком перенаселенном районе не позволяет предпринимать резких действий. Россия сейчас загоняется рядом недальновидных стран в положение обороняющейся стороны во многих более критических районах — в Азовско-Черноморском районе, в Прибалтике, в Таджикистане. К сожалению, мы не можем говорить, что Президент, Госдума, Правительство России имеют общий взгляд на интересы России в странах бывшего СССР. Идет борьба позиций, взглядов, предлагаемых стратегий. А уж реальные действия России и российского бизнеса часто вообще определяются какой-то непонятной логикой.В одном можно быть уверенным. Тот, кто контролирует ситуацию в Таджикистане, тот контролирует ситуацию в Афганистане. Тот, кто контролирует ситуацию в областях трех стран в Ферганской долине, тот контролирует ситуацию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Всех интересует отнюдь не Ош или Хорог сами по себе, но прежде всего северный Афганистан, Кашмир и СУАР КНР. Делайте выводы. Люди и регион стали полем Большой игры, которую в 19-м веке вела Британия и Россия, а сейчас ведет как минимум четыре игрока.

Исманов. Какова будет реакция российских политических сил на размещение американских или проамериканских, скажем турецких военных на юге Кыргызстана? Также как и расширение военного присутствия США в Узбекистане.

Собянин. О турках можете забыть. Только американцы или НАТО. НАТО сейчас размещает войска в Литве, Латвии и Эстонии, и Россия не может адекватно ответить на этот вызов. Санкт-Петербург попадает в зону прослушивания эфира из Эстонии, а ведь это вторая столица России. Подлетное время авиации и ракет до стратегически важных городов России сократилось до неприемлемого минимума. Поэтому не будет иной реакции на наращивание войск США и НАТО в Ферганской долине, на Юге Киргизии, на севере Киргизии и в Узбекистане, кроме заявлений политиков. Этим могут воспользоваться на Западе. Однако тем, кто закладывает эту ожидаемую реакцию в свои планы, следует помнить, что русская военная мысль всегда отличалась высокой эффективностью асимметричных ответов на вызовы. Рано радоваться ослаблению России.

Исманов. Какую роль видит для себя Россия в проекте Кыргызско-Китайской железной дороги, которому активный интерес проявляют Китай и западные страны.

Собянин. О необходимости подключиться к проекту ККЖД мы говорим в Москве с 2000-го года, уже четвертый год. Встречаем понимание среди чиновников Минтранса, но на уровень решений не выходит. Сейчас в ККЖД первую скрипку играет Германия и Казахстан, создано даже СП «Магистраль» для работы на ККЖД. Однако в Китае есть понимание, что проект ККЖД как антироссийский, не должен, скажем так, двигаться очень быстро, это нанесло бы вред китайско-российским интересам. В Киргизии же возобладало желание «денег, денег сейчас, хоть чьих-нибудь денег», итогом чего стало принятие на законодательном уровне варианта дороги на Балыкчи и киргизско-казахскую пограничную станцию Луговая. Это направление не имеет шансов найти инвестора, дорога будет строиться до Джалал-Абада и Оша, потому что в китайской прессе она по-прежнему, в отличие от МИДовских документов, называется дорогой Кашгар-Андижан. Построят дорогу до Джалал-Абада, а на вопросы где же продолжение на Балыкчи будут разводить руками. Те, кто пролоббировал в Бишкеке строить дорогу без России, потом будут делать озадаченный вид и винить во всем тех же самых узбеков. Но дело не в узбеках, а в Жогорку Кенеше и Правительстве Кыргызской Республики, именно там сидят те, кто потом не захочет брать на себя ответственность за ущемление национальных интересов Кыргызстана в проекте ККЖД, на сегодня больше китайско-узбекском проекте на территории Киргизии. Тешат тщеславие чиновников, страдают национальные интересы. Подождем, посмотрим.

Исманов. Известно, о политических приоритетах России на Памире, что в этой плоскости говорится о дороге Ош-Хорог, насколько важен этот маршрут для Москвы, в особенности, учитывая интерес Штатов к Ошу?

Собянин. Ответственные госструктуры в Москве хорошо отражают стратегическую важность трех трасс: Бишкек-Ош, Ош-Хорог, Душанбе-Хорог. Ош является важнейшим городом для контроля ситуации в Алайской долине (путь из Китая в Таджикистан) и Бадахшане. Не хватает выхода за рамки военно-политического мышления, не хватает экономического мышления. Между тем трасса Ташкент-Карачи ждет лишь открытия границ для регулярного движения автотрейлеров, а тогда говорить о российских интересах не придется.

Возможно, правда это лишь мое личное мнение, что не хватает инициативы со стороны южнокиргизского бизнеса. Почему подряды на дорожные работы могут брать турки, но не может взять на себя некое киргизско-российское автодорожное совместное предприятие?! Если такая инициатива появилась бы, Ассоциация приграничного сотрудничества приложила бы все усилия для облегчения переговоров с российскими автодорожниками. Можете посмотреть на энергетические проекты в Таджикистане и Киргизии — в России есть капитал и мощности, чтобы придти на Памир и Памиро-Алай строить дороги и инфраструктуру. Но делать это без инициативы ошан бесперспективно. Алмаз Кабылбекович, я бы хотел еще один момент осветить. Мне кажется, что что-то позитивное происходит сейчас в российской среднеазиатской политике. Больше понимания интересов США, Европы, стран региона, окружающих исламских стран и Китая, меньше наивности и неких «постсоветских» иллюзий. Россия на Памир пришла в конце 19-го века, и в 21 веке оттуда не уйдет.