Опубликовано: Почему нет казахов?.. Публикации прессы о семинаре ПФО «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: инициативы и стратегии». Оренбург, 5-6 июня 2001 г. // Материалы семинара ЦСИ ПФО. 14.06.2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ к статье: Об «Оренбургском клубе» и «Третьем продвижении России в Среднюю Азию». Отчет А.Д. Собянина руководству журнала «Профи» // Журнал «Профи». 08.06.2001.
Кузахметов З. В трамвае ехал оренбуржец. Первой бомбой для местных чиновников явился доклад Александра Собянина «Регионы России в Казахстане и Средней Азии: правила эффективного сотрудничества» // Оренбургский курьер. 14.06.2001.
Некоторые высокопоставленные чиновники областной администрации хотели с помощью международного семинара-ассамблеи «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: инициативы и стратегии» сделать Оренбург неким центром восточной политики и востоковедения. Что из этого получилось? Во-первых, семинар не получился международным. Информация о том, что прибыли представители восьми стран, оказалась неверной. Были два человека из Кыргызстана и американка Устина Маркус — старший аналитик международной группы по предотвращению кризисов (так в документах семинара официально именовалась ее должность). Они здесь не сыграли большой роли, хотя директор Бишкекского Дома кино Александр Коротенко был весьма заметен в заключительной части мероприятия.
Нет казахов…
«Почему нет казахов? — вопрошал Александр Яковлевич. — Это связано с какими-то дорожными трудностями, или это позиция?» В прошлой публикации я уже говорил о другой причине — противодействии российского Министерства иностранных дел, которому не нравится внешнеполитическая активность представительства Президента в Приволжском федеральном округе. Если дело обстоит действительно так, это напоминает детские взаимоотношения: я не дам тебе кататься на качелях, потому что у тебя бант больше, чем у меня. Но тут-то взрослые люди, которые вроде бы должны вместе заботиться о государственном интересе…
Первый удар
Во-вторых, политике областного руководства и местному научному потенциалу рядом участников семинара была дана весьма невысокая оценка. Первой бомбой для местных чиновников явился доклад заместителя главного редактора журнала «Профи» Александра Собянина «Регионы России в Казахстане и Средней Азии: правила эффективного сотрудничества» (http://conjuncture.ru/sobianin_19-10-2001/). Александр Дмитриевич предстал достаточно глубоким и вдумчивым аналитиком, стремящимся вникнуть во многие проблемы. Что показательно, он без переводчика беседовал с Устиной Маркус. Кроме него, по моим наблюдениям, на это оказались способны лишь Михаил Кутузов из Владивостока и Айгуль Каракеева из Бишкека.
Собянин отметил, что среди российских регионов Оренбургская область в 90-е годы была первой по объемам торговли с Казахстаном и Средней Азией. Однако в последнее время ее догнала Свердловская область. Это связано не только с активностью свердловских предпринимателей, но и с политикой администрации Эдуарда Росселя. Оренбургская модель экономического сотрудничества с азиатскими странами проигрывает екатеринбургской. Наша модель имеет как бы вынужденный характер, нет четкой концепции, а цель заключается в том, чтобы затушить наиболее горящие участки своей экономики. «Возможно, это связано со сменой губернатора области в 1999 году, — предположил Александр Дмитриевич. — Возможно, с преимуществами интеллектуального потенциала Екатеринбурга, сумевшего разработать и реализовать современную модель внешнеэкономических связей».
Анекдот вместо ответа
Собянинский удар попытался отбить заместитель начальника управления международных и внешнеэкономических связей областной администрации Сергей Горшенин, сообщив о достижениях Оренбуржья во внешнеэкономических делах. Впрочем, эти достижения явно были известны Александру Дмитриевичу. А тут еще заместитель председателя Комиссии по пространственному развитию Приволжского федерального округа Олег Алексеев причислил Оренбуржье к политическим аутсайдерам среди регионов России и высказал большие сомнения в наличии здесь достаточного научного потенциала для создания востоковедческого центра. Вице-губернатор Владимир Миркитанов сказал, что ученых в Оренбурге предостаточно. Это же повторил Сергей Горшенин. Тогда Олег Алексеев (кстати, по некоторым сведениям, одноклассник Сергея Кириенко) рассказал анекдот: «Сидит в трамвае мужчина и читает журнал «Вопросы философии». Рядом встает пожилая женщина. Мужчина читает. Людей в трамвае много. Женщина усталая, ей тяжело стоять. Она вздыхает: «Не осталось у нас интеллигентов». Мужчина отвечает: «Интеллигентов хватает, трамваев мало».
Заместитель полпреда Президента в Приволжском округе Владимир Зорин, будучи председательствующим, попытался примирить оппонентов: «Сергей Георгиевич, не обижайтесь на жесткие оценки… Будет заказ — появятся и специалисты». Получилось так, что, успокаивая коллегу-чиновника, Владимир Юрьевич как бы задел ученых. Ему порывался что-то ответить заведующий отделом сравнительного культуроведения Института востоковедения Российской академии наук Шариф Шукуров, которого остановил профессор Вячеслав Глазычев, махнув рукой в сторону чиновников: что, мол, с них возьмешь…
Где место мэра?
Владимир Зорин и Олег Алексеев упрекнули местных журналистов в том, что в одной из телепередач 24-го канала ведущий обвинил мэра Оренбурга Юрия Мищерякова в отрыве от народа: 9 мая тот был не на местной трибуне, а на международном конгрессе городов в Китае. «Мэр должен быть там, где он принесет больше пользы городу. И если есть возможность получить какие-то инвестиции из Китая, надо ехать туда, — сказал Зорин. — К тому же Юрий Николаевич оказался в числе четырех мэров городов мира, которые были приняты председателем Госсовета Китая».
Журналисты на нижегородцев не обиделись: они-то прекрасно понимали, что притянутый за уши пассаж телеведущего — это труд по созданию отрицательного образа мэра. Недаром его оппонент Геннадий Донковцев — нередкий гость 24-го канала.
Бабки давай!
Итак, каков итог семинара-ассамблеи? Председатель Законодательного собрания области Валерий Григорьев сказал на пресс-конференции: «Я многое здесь усвоил, но что оттого, что усвоил?» Чиновники ждали денег. На что угодно — благоустройство границы, создание востоковедческого центра, открытие клуба «Зеленые фуражки». Были бы деньги, а уж чиновники ими распорядятся.
Ученые — другое дело. Они впитывали новую информацию, анализировали ее и выдвигали идеи в надежде, что с их помощью государевы люди сумеют сделать что-то полезное для населения приграничья, да и других краев. И тут между учеными и чиновниками (пусть с высокими научными степенями) происходило недопонимание.
Олег Алексеев сказал: «В федеральном бюджете на 2002 год дополнительных средств на обустройство границы не будет. Если Оренбуржье сохранит соответствующие расходы на уровне 2001 года — это очень хорошо. Надо самим научиться использовать преимущества приграничного положения».
Создана инициативная группа по подготовке конкретного проекта Оренбургского клуба. Причем из названия клуба убраны слова «Азиатская стратегия и международная безопасность в Центральной Азии». Образованы также рабочие группы, которые рассмотрят возможности создания единого приграничного российско-казахстанского терминала и института востоковедения в Оренбурге.
См. также другие публикации
1. Родионов П. Оренбургская область как модель приграничного региона // Страна.Ру. 05.06.2001:
Павел Родионов, Нижний Новгород
В Оренбурге проходит международная ассамблея «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: инициативы и стратегии «. Два дня около полусотни представителей из стран Европы, Азии, США, эксперты комиссии по пространственному развитию, комитета по безопасности и ученые будут обсуждать проблемы приграничья, которые актуальны как для Оренбургской области, так и для России в целом.
Перед Россией, как евроазиатской страной, вопрос о приоритетах в торговле с европейскими и азиатскими партнерами остается открытым и в настоящее время, хотя важность торговых отношений с Азией признавали еще несколько столетий назад. Как свидетельствуют исторические документы, в XVIII — XIX вв. «восточный вопрос» занимал особое место в системе международных внешнеэкономических отношений. Многие российские политики считали азиатское направление главным в развитии торгово-экономических связей России. В начале XIX в. министр финансов России Д. А. Гурьев утверждал, что для российской промышленности проблема сбыта продукции должна решаться не на европейских границах, а в азиатских странах. Однако идеи торгового освоения Средней Азии через «киргизские степи» принадлежали не только большим государственным чиновникам, ученым. Об этом также неоднократно писали купцы, инженеры, военные. Таким образом, проблема азиатской торговли волновали широкие круги российской общественности.
Сейчас — на новом историческом витке международной экономической интеграции — российско-казахстанская граница вновь приобретает особое значение. В последние годы внимание она привлекает не только как рубеж на торговых путях «из варяг» в государства Центральной и Средней Азии, но и тем, что через Казахстан в Россию попадает большое количество наркотиков. Причем если в первом случае для легального импорта и экспорта рубеж не должен становиться преградой, то во втором случае — для наркокурьеров — граница должна быть преградой непреодолимой, чего пока, к сожалению, не происходит.
Фактически Оренбургская область сейчас принимает на себя основной груз торговых контактов с Центральной Азией, так как на ее территории сосредоточено большинство таможенных пунктов пропуска на российско-казахстанской границе. Отчасти поэтому регион был выбран полигоном для анализа проблем приграничных отношений и отработки вариантов решения этих проблем.
Стоит отметить, что нынешний семинар международной ассамблеи «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: инициативы и стратегии » — не первая попытка обсудить подобные вопросы. Под эгидой ТАСIS с 28 по 29 февраля в Оренбурге прошла международная конференция «Приграничное сотрудничество: опыт, проблемы и перспективы».
2. В Оренбурге обсуждают проблемы приграничного сотрудничества // Страна.Ру. 05.06.2001:
ОРЕНБУРГ, 5 июня — В большом зале заседаний Дома советов Оренбурга сегодня открылся международный семинар-ассамблея по проблемам приграничного сотрудничества и безопасности в Центральной Азии.
Как сообщает корреспондент Страны.Ru, открыл заседание заместитель представителя президента РФ в Приволжском округе Владимир Зорин. Доклад о геополитическом и геоэкономическом положении участникам семинара представил председатель Законодательного собрания Оренбургской области Валерий Григорьев. Участники заседания обсудили вопросы по всему комплексу приграничных проблем, имеющих к Оренбургской области самое непосредственное отношение.
Выступавшие особо отметили значение и роль области в юго-восточной внешней политике России. По мнению участников семинара, для реализации этой политики недостаточно усилий и средств только одного региона, необходимы решения на государственном уровне. По замыслу организаторов, по итогам семинара должен быть создан своеобразный региональный клуб для более эффективного проведения внешней политики России в юго-восточном направлении.
3. Обсуждение проблем приграничных регионов продолжится 16 июня // Страна.Ру. 06.06.2001:
НИЖНИЙ НОВГОРОД, 6 июня — В Оренбурге завершилось заседание международного семинара-ассамблеи по проблемам приграничного сотрудничества и безопасности в Центральной Азии. Как сообщил Стране.Ru главный федеральный инспектор по Оренбургской области Петр Капишников, участники заседания обсудили ряд вопросов по всему комплексу приграничных проблем, имеющих непосредственное отношение к Оренбургской области. По его словам, Оренбургская область рассматривалась участниками ассамблеи как модель приграничного региона, который может послужить полигоном по внедрению системы приграничного сотрудничества для всей России.
Выступавшие участники ассамблеи особо отметили значение и роль области в юго-восточной внешней политике России. По мнению участников семинара, для реализации этой политики недостаточно усилий и средств только одного региона, необходимы решения на государственном уровне. По замыслу организаторов, по итогам семинара должен быть создан своеобразный региональный клуб для более эффективного проведения внешней политики России на юго-восточном направлении.
Планируется, что выработанные предложения по приграничному сотрудничеству будут направлены полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко. Тема комплексного подхода к решению проблем приграничных регионов будет продолжена на семинаре в Нижегородской области 16 июня. К этому времени документы созданные в ходе ассамблеи будут доработаны и направлены для рассмотрения в ряд профильных министерств и ведомств РФ.
4. Владимир Зорин. Россия — мост между Западом и Востоком, Севером и Югом // Страна.Ру. 06.06.2001:
6 июня в Оренбурге завершил работу семинар-ассамблея «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: инициативы и стратегии». Семинар проводился по инициативе полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко при поддержке Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, Центра стратегического планирования при Главном федеральном инспекторе по Оренбургской области и при содействии администрации Оренбургской области. Итоги семинара прокомментировал Стране.Ru заместитель полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимир Зорин:
«На нашей конференции мы рассмотрели проблемы выдвижения и уточнения центрально-азиатской политики России. Именно здесь, в Оренбурге, мы осознали, что Россия не только великая европейская, но и великая азиатская держава. Россия исторически являлась мостом между Западом и Востоком, Севером и Югом, и ключ от этого моста находится здесь, в Оренбурге, а может быть и на нашей конференции.
По итогам семинара решено создать на базе Центра стратегических разработок международную Комиссию по проблемам кооперативной безопасности, а также Ассоциацию терминальных (приграничных) регионов России, имеющих сходные проблемы. Штаб-квартира Ассоциации будет находиться в Оренбурге. Будет создан и постоянно действующий клуб международных экспертов «Азиатская стратегия», на котором будут обсуждаться принципы и подходы к построению согласованной стратегии действий различных государств в Центральной Азии».
5. Проект документа «Обустройство региона Центральной Азии на основе системы кооперативной безопасности с центром в России (Оренбург)» // Страна.Ру. 06.06.2001:
Проект
Обустройство региона Центральной Азии на основе системы кооперативной безопасности с центром в России (Оренбург).
Старый традиционный подход к строительству системы безопасности строился на отпоре старым угрозам: росту государственного и этнического национализма, экономической зависимости, исламскому фундаментализму, гонке вооружений, территориальным притязаниям.
Подобный подход предполагал участие в обеспечении безопасности исключительно государственных органов. Ни партии, ни общественные организации, ни тем более граждане в системе государственной безопасности не играли самостоятельной роли. Пограничную безопасность также обеспечивали органы федеральной власти. Ни о каком распределении полномочий между регионами и центром нельзя было и говорить в свете такого подхода!
Подобный традиционный подход хорошо себя оправдывал в случаях противодействия вмешательству извне на уровне межгосударственных противоречий и старых традиционных угроз. На противодействие старым угрозам в основном нацелены действия наших сегодняшних министерств и служб.
Но мир меняется. В условиях глобальной интеграции и глобальной дезинтеграции появляются новые угрозы существованию государства, и не только государства, но и общества и личности, а именно: «глобализация» преступности, терроризма, заболеваний, распространение ОМП, информационных атак, торговля наркотиками, оружием, людьми, незаконная миграция, коррупция, ущерб окружающей среде, борьба за топливные, водные, продовольственные ресурсы
Сегодня наши российские национальные интересы и цели совпадают по линии противодействия новым угрозам с национальными интересами и целями других сопредельных нам государств и народов.
Так, противостоять наркомафии необходимо на всем пути продвижения наркотиков — от изготовления в Афганистане, во время транспортировки через страны Центральной Азии и России, до непосредственного распространения и потребления наркотика в Странах Европы и США. Это общая угроза и бороться с ней надо сообща.
Таким образом, государственные и общественные интересы России совпадают с МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ и ЦЕЛЯМИ.
Именно на этом основана идея кооперативной безопасности.
Предлагается: на основе идей кооперативной безопасности принятых и Россией и странами Центрально-Азиатского региона, поддерживаемых Европой и США выстроить межгосударственную систему кооперативной безопасности противодействующую новым угрозам.
В ее рамках координировать деятельность правоохранительных, природопользовательских, миграционных, санитарных и иных служб государств региона, при этом интеллектуальные, человеческие ресурсы привлекать прежде всего из государств региона, материальные и технические в основном — из Европы и США.
Центр создания системы — Оренбург, руководство — Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко.
Создание подобной системы позволит аккумулировать ресурсы, вернуть России роль признанного лидера региона, создать зону международной стабильности, а руководителям и участникам проекта — стать признанными лидерами у себя в стране и в международном сообществе.
Первый шаг — проведение семинара-ассамблеи » Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: стратегии и конкретные инициативы». (Согласование позиций и интересов отдельных ведомств, государств и международных организаций)
Второй шаг — создание совместной международной комиссии (программы) по проблемам кооперативной безопасности — прообраз надгосударственной системы безопасности.
Третий шаг — формирование рабочих органов, определение их полномочий, создание правовой базы, подключение других государств (Китай, США) Международных организаций и Новой Европы.
6. Приграничные районы России войдут в ассоциацию, штаб-квартира которой будет находиться в Оренбурге // РосБизнесКонсалтинг. 06.06.2001:
Терминальные (приграничные) районы России войдут в Ассоциацию, штаб-квартира которой будет находиться в Оренбурге. Решение об этом было принято в ходе семинара-ассамблеи «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: стратегии и конкретные инициативы», который прошел в Оренбурге по инициативе полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. Организаторами ассамблеи выступили Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа, Центр стратегического планирования при Главном федеральном инспекторе по Оренбургской области и администрация Оренбургской области. В семинаре приняли участие заместитель полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимир Зорин, заместитель председателя Комиссии по пространственному развитию округа Олег Алексеев, эксперты комиссии, главный федеральный инспектор по Оренбургской области Петр Капишников и федеральный инспектор Алексей Ковальский, представители силовых структур, а также старший аналитик международной группы по предотвращению кризисов (США) Устина Маркус. В ходе ассамблеи принято решение создать на базе Центра стратегических разработок международную комиссию по проблемам кооперативной безопасности, а также постоянно действующий клуб международных экспертов «Азиатская стратегия», на котором будут обсуждаться принципы и подходы к построению согласованных стратегий действия различных государств в Центральной Азии.(РБК)
7. Евразия. Кавказ и Центральная Азия. Взгляд из Оренбурга // Радио «Свобода». 14.06.2001:
Редактор программы Тенгиз Гудава беседует с Татьяной Морозовой (Юрий Громыко, Олег Генисаретский, Олег Балыков, Владимир Зорин, Валерий Чебан).
Тенгиз Гудава: Сегодня мы поговорим о территории, которая не входит в регион тематической принадлежности нашей программы, но граничит с ним и во многом определяет специфику отношений России и Центральной Азии. Оренбург, город, где недавно прошел международный семинар по проблемам указанных отношений. Программу об этом семинаре подготовила наш оренбургский корреспондент Татьяна Морозова:
Татьяна Морозова: На прошлой неделе — 5-6 июня — в Оренбурге работал международный семинар-ассамблея «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии — инициативы и стратегии». 10 лет назад Оренбуржье неожиданно стало приграничной областью. Но государственной границы, обустроенной по всем правилам, нет. В соседнее независимое государство — Казахстан, можно проехать или пройти по любой степной дороге, объехав таможенные посты. Понятно, что при такой прозрачности граница с Казахстаном не представляет никакой серьезной преграды не только для незаконного ввоза товаров или наркотиков, но и для незаконных мигрантов. Если официальное число переселенцев за десятилетний период — 70 тысяч человек, то нелегальных мигрантов гораздо больше. Губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев обнародовал цифру: более 200 тысяч человек, из которых лишь 70 тысяч получили официальный статус беженцев или вынужденных переселенцев. Таким образом, мигранты — легальные или нелегальные, уже составляют около или более — никто, к сожалению, не скажет точно, 10 процентов населения области. Участники семинара-ассамблеи, организованного Приволжским федеральным округом, должны были обсудить более глобальные проблемы: новые подходы к безопасности и приграничному сотрудничеству на региональном уровне в условиях глобализации, вопросы кооперативной безопасности, стратегические горизонты и принципы взаимодействия в Центральной Азии. Для этого были приглашены специалисты и ученые из Индии, США, Ирана и, конечно же, Казахстана. К сожалению, почти никто из них не приехал, и семинар практически был сведен к диалогу москвичей, представителей руководства Приволжского федерального округа и местных чиновников. Некоторую ясность внес один из организаторов семинара-ассамблеи, эксперт комиссии по пространственному развитию Приволжского федерального округа профессор Юрий Громыко:
Юрий Громыко: Они просто не получили визовую поддержку, потому что сейчас ужесточены условия получения виз, конкретно, с мая — с Китаем и Индией, и поэтому просто не получилось это сделать, но если мы будем продолжать — мы точно будем создавать клуб по обсуждению геополитических стратегий в Центральной Азии, то в сентябре (есть такой вариант, что следующая встреча будет в сентябре), они все обязательно появятся в Оренбурге. Идея эта все делает на базе Оренбурга. Есть огромный интерес и к Оренбургу, и к Сергею Владленовичу Кириенко… Это, наверное, некоторый минус организаторов конференции, в том числе наш минус, что нужно было вместе связывать логистику вот совещания, которое было в СНГ и здесь в Оренбурге, и просто тогда уже иметь поддержку решений, которые были в СНГ, здесь. Потому что после решений в СНГ — тут как бы возникла некоторая пауза на обдумывание тех решений, которые там были приняты. Люди пока все делают эмпирически и пытаются интуитивно понимать, и самоопределяться. То есть, пока нет такого, что, скажем, продвижение какое-то на пространстве СНГ автоматически понимается как возможность нового, более эффективного действия на локальном уровне.
Татьяна Морозова: О проблемах отношений с Казахстаном и не только говорил член Русского географического общества известный оренбургский краевед Олег Балыков. Свое выступление он назвал: «На юго-восточном направлении России в XXI веке — взгляд из Оренбурга». Это выступление, несмотря на кажущуюся академичность, произвело впечатление разорвавшейся бомбы:
Олег Балыков: Странно, но почему-то в зоны интенсивного экономического развития в мире в XXI веке не вошла географическая зона от Оренбурга до Дели и от Астаны через Оренбург до Киева — в чем причины? Главными составными частями этой проблемы, бесспорно, являются три. Первая: в Оренбуржье ключ к центрально-азиатской политике России, вторая — железная дорога Оренбург-Дели, третья Афганистан. Размышляя над причинами застоя в целом в разрешении всей проблемы устремляешь свое внимание на герб России, на котором орел с двумя головами, одна на Запад, а другая — на Восток, и не видишь третьей головы, с поворотом на юг. Не в этом ли все дело? Молодой российской империи нужны были два окна: в Европу и Индию. Одно было прорублено, с другим оказалось сложнее. В свое время Петр Первый провел стратегическую разведку поиска путей России в Индию через Синьцзянь и через Каспий, после чего пришел к выводу, что лучший оптимальный путь туда проходит через степь в том месте, где теперь стоит Оренбург. Так была нащупана такая географическая точка России, Евразии, которая могла быть той третьей головой на гербе империи, если стратегически правильно ее использовать.
Оренбуржье — ключ к центральноазиатской политике России — формула, поразительно точно определяющая стратегическую точку Оренбуржья не только в пространстве России, но и в глобализующемся мире, и не только в пространстве, но и во времени. И вчера — это XVIII-XX век, сегодня— XXI век, и завтра — в третьем тысячелетии, Россия исторически имеет два основных хребта, позвоночника. Первый — река Волга с видными городами и рокадной железной дорогой, второй — Транссибирская железнодорожная магистраль и река Амур. Указанные два хребта евразийского государства прикрыты с основных стратегических уязвимых флангов историческими двумя особыми линиями. С северо-запада — водно-железнодорожной линией от Калининграда до Мурманска, с центра — защитной линией Санкт-Петербург, с юго-востока — Оренбуржьем. Оно поражено дефектом, полученным навсегда молодой Российской империей при состыковании ее европейской и азиатской частей. Стык оказался непрочным. Потребовалось создание уникального русского коридора. Он создан в 1744-1754-м годах по реке Урал, позднее тополной железной дорогой Челябинск — Оренбург — Саратов, связующей Транссиб с рокадной железной дорогой вдоль Волги. Вот только центр коридора — не Санкт-Оренбург, а захудалый на уровне уездного город Оренбург, который в будущем, конечно, не спасет Россию. И самое парадоксальное: в последние 10 лет МИД России продремал свое окно в Азию. Оно ушло в Астану, невольно думается: доктор экономических наук Нурсултан Абишевич Назарбаев — умный человек, лучше нас россиян понял суть завещаний Петра о дороге через степь. Ныне, с точки зрения ключа Оренбуржья — русский коридор — умирающий регион, и пока он не умер, чуть жив, взгляд на него со стороны руководства России должен быть кардинально изменен. Оренбург должен быть в XXI веке Санкт-Оренбургом на уровне Санкт-Петербурга, между Северной Пальмирой и Степной Пальмирой должна ходить своя «Красная стрела» — ультрапоезд.
Татьяна Морозова: Олег Балыков говорил также и о неоконченном проекте железной дороги Оренбург — Индия, но самое большое впечатление произвело на участников семинара-ассамблеи следующее его заявление:
Олег Балыков: Есть еще один стратегический аспект ключа — край буферной зоны России между христианским и исламским мирами, где Оренбуржье — старый русский коридор, занимает особое стратегическое место — должен усилить свою христианскую окраску. Оренбургу следовало бы очистить свое лицо города русского при рождении. Для чего необходимо восстановить Казанский кафедральный собор, который по своему величию был третьим после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Наш собор был построен в конце XIX века, а взорван в 1932-м. Не забывая, что по международным нормам Оренбуржье — русская область, надо хотя бы периодически снижать степень, извините, трезвона на всю Россию, что Оренбуржье — самое-самое многонациональное, где тишь и гладь. Эта так называемая многонациональная политика хорошо работает на «боевиков Клима» — им здесь легче раствориться среди населения, чем, скажем, в Ставрополье. Если там местные жители потеряли уже одну треть края, которую заняли мигранты, то у нас этот процесс протекает более скрытно. Мне представляется, что в городах области за последние 10 лет успела осесть не одна тысяча боевиков. И очень кратко третье — проблема Афганистана. В Центральноазиатском регионе после 1991-го года оказались вычеркнутыми Россией 9 миллионов русских. Какая может быть участь этих людей в случае прорыва талибов в Среднюю Азию и Казахстан? Чечня — это еще цветики, а ягодки, как показали события в Таджикистане, впереди.
Татьяна Морозова: За кулисами после концерта творческих коллективов президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, улыбаясь, говорил журналистам о дружбе соседствующих народов и о том, что казахстанцам близки и понятны проблемы оренбуржцев. Именно эти слова имел в виду председательствовавший на семинаре заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Владимир Зорин, высказывая свое недовольство выступлением Олега Балыкова:
Владимир Зорин: Действительно, у вас очень интересное выступление. Но я бы позволил себе одно замечание насчет «звона о многонациональности». Ну, это наша реальность и я поддерживаю вот слова Нурсултана Абишевича, который сказал, что для нас многонациональность — это не источник кризиса или напряженности, а это источники стабильности и роста. Мы Оренбург имеем как продукт исторического развития, и особенно, конечно, в ХХ веке, который был для России и великим, и трагичным одновременно. Поэтому, наверное, все-таки многонациональный характер нашего государства, многоконфессиональный — это факт, и есть ли здесь звон или нет звона — ну, это реальность, с которой мы должны считаться и работать.
Татьяна Морозова: В перерыве я попросила заместителя директора Института человека РАН, члена комиссии по пространственному развитию Приволжского федерального округа профессора Олег Генисаретского поделиться впечатлением о докладе Олега Балыкова и семинаре в целом:
Олег Генисаретский: Действительно, за этой мимолетной полемикой есть реальные проблемы, связанные с тем, что одно дело — вопрос о дружбе нардов и многонациональности в условиях жестко закрытых границ, как это было в советское время, а другое дело — тот же самый вопрос в условиях глобализирующегося, открытого мира. Была своя правда в этих словах про «звон», но в смысле, что мы продолжаем тешить себя иллюзиями, связанными с формами, которые в 30-е годы может и имели свой смысл, но именно при «железном занавесе», закрытой границе и так далее. Но сейчас они просто неэффективны. Дело не в том, чтобы отменять что-то, прекрасно, что проходят праздники, что проходят концерты, есть художественная самодеятельность, детей учат, это все замечательно, и без этого нельзя. Но надо видеть те специфические проблемы, которые возникли в связи с открытостью в глобальном мире. И что бы там ни говорили — перерыть эти тысячи километров рвами — вообще невозможно, даже если бы мы были богатая страна, и невозможно в силу не только нашей бедности — это не соответствует духу времени. Поэтому нужен более дифференцированный подход и больше внимания проблемам, а не парадным отчетам. Я слушаю некоторые доклады и у меня такое впечатление, что мы все еще продолжаем, как тот пионер, которого забыли снять с поста — мы все еще перед кем-то отчитываемся. А собственно вот этот отчет — обкома то уже нет, перед кем мы отчитываемся? На этой ресурсной базе великая держава самораспустилась…
Татьяна Морозова: Взгляд на проблему сверху, свойственный настоящему стратегу, каким представляется мне Олег Балыков, понравился и члену комиссии по пространственному развитию Приволжского федерального округа профессору Вячеславу Глазычеву:
Вячеслав Глазычев: Мне нравится внимание, которое было выражено господином Балыковым к крупному видению важности юго-восточного направления. Вопросы конкретной прокладки трасс — вещь сложная, завязанная на острую политическую конъюнктуру, пока, в Афганистане то, что там происходит — вопрос просто неактуальный. Однако, мы же должны мыслить несколько более дальними категориями. Ну, хорошо, сегодня талибы — через 10 лет сомневаюсь, что бы о них кто-то помнил, кроме того, что они были. Поэтому проработка, глубокая проработка экономических и культурных связей, имеет огромное значение. Я согласен с тем, что памятник Петру Первому здесь нам бы не помешал, правда, святого Орена нам трудно найти для того, чтобы это имело формальный смысл — это скорее шутка. Но помнить о том, что здесь прокладывался мост на всю Юго-Восточную Азию — разумно и правильно. Другой вопрос: я занимаюсь более конкретно приземленной проблематикой границ, и только что проводил семинар в районе — в Квандыке, и увидеть там границу — это увидеть ее совсем иначе, чем видят ее только пограничники. Я никогда не соглашусь с тем, что граница — линия. Она, конечно, и линия тоже, но, прежде всего, это — система жизни, образ жизни, массы людей по обе стороны этой линии. Граница не должна уродовать жизнь людей, которые тут родились и имеют право на существование. Как это сделать — это надо обсуждать. С моей точки зрения, режим специальных пропусков, учитывая, что у казахской стороны сейчас нет общегражданских паспортов, в отличие от России — вы уже не можете делать просто симметричные решения. Казахстанец не может показать вам паспорта — у него нет паспорта, у него только зарубежный паспорт. Но разве нельзя создать систему специального пропуска для постоянных жителей? Уверен, что можно и тогда снимается этот вопрос. Человек с этим пропуском может находиться на территории и той, и другой. Всякий человек? Не всякий человек. Это требует проверки, это требует работы, но эти задачи надо ставить. Все зависит от того, что мы хотим делать — забор? Мембрану, которая как полупроводник пропускает только то, то нужно, фильтр — это можно…
Татьяна Морозова: Это мнение ученых, которых часто слушают, но поступают по своему… Способен ли Оренбург стать Санкт-Оренбургом, играть решающую роль на южной границе России? Об этом мы побеседовали также с участником семинара, советником председателя Комитета Госдумы по обороне Валерием Чебаном:
Валерий Чебан: Опасность, безусловно, существует. Она существует в том, что мы действительно являемся и средством, и целью реализации чьих-то интересов. Есть такая поговорка: врагом лисы является ее мех. Так вот, у нас очень много меха, разного, образно говоря, а вот что касается отражения этой опасности, то здесь я с вами согласен. Жесткие такие заборы, траншеи, колючая проволока — это, видимо, уже вчерашний день. Я согласен с выступающими, что нужно вот именно этот вектор южный, азиатский — его не только учитывать, но и активно использовать.
Татьяна Морозова: То есть, вот как Олег Филиппович сказал, что третья голова, которая смотрит на юг — это должен быть Оренбург, вы согласны с этим?
Валерий Чебан: Да… Я думаю, нужно не три или четыре головы — тут уже Змей Горыныч получится, я думаю, нужна одна голова в Российской Федерации, но чтобы она везде крутилась, на 360 градусов, чтобы видела, где, откуда, какие опасности и неприятности. Поэтому я считаю, что граница — это инструмент, инструмент реализации интересов государства, и это дело не только пограничников, а того народа, в том числе, который живет рядом.
Татьяна Морозова: Оренбург — насколько он способен нести такую сверхзадачу?
Валерий Чебан: Было бы наивно считать, что Оренбург, взвалив на себя все проблемы пограничной политики, выполнит задачу — это неверно, это неправильно будет. Это мощный форпост, это мощная база, как угодно, это мощный участок, где можно реализовать геополитический потенциал России, но не более. Но и не менее. Я думаю, что если бы каждый наш город, поселок или даже деревня мечтали быть значительными для Государства Российского — это не квасной патриотизм, это не местное честолюбие, это вполне нормальная реакция, и если бы каждый на своем месте так стремился, я думаю, у нас не было бы захолустья, у нас не было бы так сказать глубинки… У нас не было бы, как у нас грубо говорят — «дыра». Это понятие не географическое, это — нравственное, если люди, живущие на земле, чувствуют себя ущербными. А если люди претендуют на Санкт-Петербург — следовательно, они вполне с зарядом и гордости, и здорового честолюбия… Я думаю, что вот пора все-таки разгибаться государственному достоинству, не только в Москве, но и, прежде всего, здесь, на границе…
Татьяна Морозова: Возможно, история покажет и рассудит, кто же был прав: краевед из Оренбурга, желающий превратить город на Урале в опору России, или московские политики. Жаль только, если урок истории окажется слишком жестоким и кровавым, и, как всегда, ответственных за неверные решения найти будет трудно.
8. Волкова Е. Окружной эксперимент: без денег содержать границу // Южный Урал. 13.06.2001.
Прим.: «Южный Урал» отражает взгляд оренбургских коммунистов
Оренбуржье в Приволжском федеральном округе выбрано своеобразной экспериментальной площадкой. Как заявляют федералы, по отработке современных технологий приграничного сотрудничества.
Идея заняться стратегическими исследованиями и планированием принадлежала полпреду ПФО Сергею Кириенко. Надо сказать, он отличился: до него никто сделать это не удосужился. Приволжский полпред первым создал комиссию по пространственному развитию, которая призвана изучать обстановку в округе, делать прогнозы и разрабатывать модели. В нашем же областном центре был открыт центр стратегического планирования, подотчетный главному федеральному инспектору по Оренбургской области Петру Капишникову.
Уже не раз федералы в Оренбуржье организовывали мероприятия по приграничной тематике. И если предпоследнее, февральское, называлось проектно-аналитическим семинаром, то прошедшее 5-6 июня уже гордо именовалось международным семинаром-ассамблеей «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: инициативы и стратегия».
Прочитав план мероприятия, можно было удивиться его насыщенности: два дня расписаны с утра до самого вечера, докладчиками выступают специалисты по международной и геополитической стратегиям из США, Индии, Ирана, Армении, Казахстана, Таджикистана, России и, естественно, нашей области.
Накануне заседания в Оренбург прибыл заместитель полпреда Владимир Зорин, прошелся по кабинетам Дома Советов, встретился с представителями политических партий области. Поговаривали, что на открытие семинара приедет Сергей Кириенко. Полпреда не было, да и Зорин вместо планируемых двух дней отсидел только первый. На второй день заметно поредели и ряды участников семинара, а само мероприятие закончилось досрочно — до обеда. Пришедшие на второе пленарное заседание, значившееся в программе, журналисты тщетно дергали ручку закрытых дверей Колонного зала Дома Советов.
Если говорить о проблемах, которые затрагивали в ходе семинара, то они действительно злободневны и их обсуждение наверняка не оставило равнодушными оренбургских пограничников и таможенников, которые после этих разговоров опять-таки вернулись на границу с ее безденежьем. А она сегодня не без основания воспринимается как источник угроз и бед. Только за прошедший год в Оренбуржье зарегистрировано 3200 преступлений, связанных с международным криминальным наркобизнесом. Участники семинара единодушно заявляли, что бороться с этим злом, а также со многими экономическими преступлениями и терроризмом надо сообща. Говорили собравшиеся и о геополитической важности Оренбуржья, периодически образно называя нашу область то ключом (центральноазиатской политики), то щитом (сохраняющим целостность России), то коридором (экономического сотрудничества с Юго–Востоком).
Частенько озвучивалась мысли о формировании у населения особого сознания. Профессор Вячеслав Глазычев, не удержавшись, взял слово и попросил участников семинара больше не обзывать сознание пограничным, так как в психиатрии это означает нечто иное. А приграничное мышление вкупе с патриотизмом, людям, живущим по соседству с чужеземцами, необходимо.
— Я думаю, что в ближайшее время наши коллеги из других округов будут изучать опыт Opeнбуржья, — отметил зампред комиссии по пространственному развитию ПФО Олег Алексеев
Очень может быть. Изучать как Оренбуржье при не совсем активном участии федерального центра обустраивает и содержит границу, стоит. Из 1,5 миллиарда рублей, необходимых области для «рубежных» нужд своего огромного участка — 1876 километров, — Федерация выделила только 16 миллионов. Для сравнения: за прошлый год из федеральной казны поступило 8 миллионов рублей, обладминистрация дала 5 миллионов. Местное происхождение и у 2,5 миллиона, которые идут на начало строительства пограничной заставы, кстати говоря, первой на 6500 километрах Юго-Восточного регионального управления Федеральной погранслужбы.
Поэтому во время приветствия председатель областного парламента Валерий Григорьев (планировалось ведение семинар губернатором, но он срочно вылетел в Москву на заседание Совета Федерации) четко поставил вопрос о необходимости придания особого статуса Opeнбуржью и перераспределению финансовых потоков с тем, чтобы хоть что-то оставалось для обустройства границы. Сегодня же 55 процентов всех налоговых поступлении уходит в центр.
И если Зорин еще пытался мягко формулировать президентскую позицию: мол, у нас из 89 субъектов 46 приграничных и всем особый статус не дашь, при этом соглашаясь, что федеральный центр должен заботиться о государственной границе, то Алексеев изъяснился прямо:
— Надо использовать внутренний потенциал, а не ждать помощи от центра.
Но на теоретические изыскания деньги, надо полагать, найдутся. Во всяком случае, те, кто досидел до конца семинара, приняли решение до сентября проработать возможность создания на базе Оренбургского центра стратегических разработок трех структур: международной комиссии по проблемам кооперативной безопасности, клуба международных экспертов «Азиатская стратегия» и ассоциации российских приграничных регионов со штаб-квартирой в Оренбурге.
9. Какая безопасность нам нужна? Семинар-ассамблея «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: стратегии и конкретные инициативы». Такое мероприятие состоялось пятого и шестого июня в Оренбурге // Вечерний Оренбург. 14.06.2001.
Прим.: «Вечерний Оренбург» — газета обладминистрации.
Предполагалось, что в работе форума примет участие лично представитель Президента в Приволжском федеральном округе Сергеи Кириенко. Сергей Владиленович, правда, не появился. Вместо Кириенко был его заместитель Владимир Зорин, который накануне ассамблеи встретился с губернатором Алексеем Чернышевым. После этого разговора глава обладминистрации отбыл в Москву для работы в Совете Федерации.
Предполагалось, что будет много иностранцев. Но большинство приглашенных в Оренбурге не появилось. А из иностранцев выступала лишь старший аналитик международной группы по предотвращению кризисов Устина Маркус (США). Она предельно ясно изложила позицию своей страны по государствам Средней Азии. Под видом предотвращения кризисов она предложила этим государствам быстрее определить свои границы и решать свои внутренние проблемы.
В первый же день выступающие — в основном это были такие лица, которые участвовали в подобном семинаре в феврале, — говорили о таких проблемах границы, как неконтролируемая миграция, неконтролируемый поток наркотиков, международный терроризм. Вещи это не новые и об этом прямо сказал на состоявшейся в конце первого дня пресс-конференции председатель Законодательного собрания Валерий Григорьев.
Дело, однако, в том, что одними обсуждениями проблемы решить невозможно. Давно пора от слов переходить к реальным делам. В противном случае мы только и будем констатировать печальные факты. К примеру, ситуация по наркотикам усугубляется. Их поток через границу постоянно увеличивается.
Для исправления ситуации нужно в первую очередь оборудовать российско-казахстанскую границу хотя бы по минимальным стандартам. Сейчас же техническое вооружение границы оставляет желать лучшего. И это не удивительно, поскольку из необходимых полутора миллиардов рублей на обустройство границы в этом году выделено лишь… 16 миллионов.
Выступивший затем заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимир Зорин охарактеризовал дискуссию первого дня работы как «полезную и временами острую». Так, много говорилось об Оренбуржье как о ключе центральноазиатской политики России.
— Однако это пока цель, но никак не факт! — подчеркнул замполпреда.
Для достижения данной цели нужно еще немло сделать. По мнению Владимира Зорина, нужен некий постоянный орган, который и вел бы эту работу. Нечто вроде Оренбургского клуба, который мог бы вырабатывать практические рекомендации и в который бы входили ведущие международные эксперты.
Взявший затем слово заместитель руководителя Центра стратегических исследований и одновременно заместитель председателя комиссии по пространственному развитию Приволжского федерального округа Олег Алексеев заявил, что ни о каких дополнительных деньгах на обустройство границы Оренбургской области надеяться не стоит. Нужно использовать преимущества границы, как это делает Китай, и получать средства самим.
— Вам нужно «втягивать» максимальное число ресурсов и за счет этого жить, а не ждать помощи от федерального центра, — заявил Олег Алексеев.
Понимая, очевидно, что граница — не что иное, как символ государства в целом, а не какого-либо одного анклава, Владимир Зорин попытался смягчить высказывание коллеги и сказал, что надеяться на помощь всегда нужно. Но в то же время бюджет России таков, что деньги на дополнительные расходы в нем вряд ли найдутся.
В качестве реплики председатель Законодательного собрания Валерий Григорьев заметил, что область принимала закон об иностранных инвестициях. По нему область привлекла около ста миллионов долларов США. Но областной закон предоставлял иностранным инвесторам льготы в части налога на прибыль. Это не соответствует федеральному законодательству и поэтому областной закон был отменен. Участники семинара-совещания приняли резолюцию, где было заявлено о намерении до сентября проработать вопросы создания на базе Оренбургского центра стратегических разработок (структура недавно создана при главном федеральном инспекторе по Оренбургской области) международной комиссии по проблемам кооперативной безопасности, постоянно действующего клуба международных экспертов «Азиатская стратегия» и ассоциации терминальных (приграничных) регионов России, имеющих сходные проблемы, со штаб-квартирой в Оренбурге.
В будущем подобные структуры могут быть созданы. Не исключено, что создаваемые как клубы по интересам в будущем они могут быть встроены в систему федерального округа.
См. также:
1. Собянин А.Д. Об «Оренбургском клубе» и «Третьем продвижении России в Среднюю Азию»
2. Литвинов С.Г. ДОКЛАД: О практических результатах деятельности Оренбургской таможни в 2000 году