ФОТО: Российский малый артиллерийский корабль проекта 21630 (шифр «Буян», кодовое обозначение НАТО — Buyan class corvette) типа «река-море», предназначенный для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и в речных участках; в 2006 году был заложен третий серийный корабль под названием «Махачкала», спущен на воду в конце апреля 2012 года.
Опубликовано: Однако. 11.05.2013:
Лев Вершинин, Александр Собянин
Россия не допустит флага U.S.Navy на Волго-Доне
«
Учитывая важность Казахстана для России во всех смыслах — и политическом, и геостратегическом, и военном — я не решился разбираться в проблеме сам, а рискнул, пользуясь личным знакомством, попросить разъяснений у
Александр Дмитриевич прислал очень большой и подробный ответ, указав, что это тезисы доклада, недавно зачитанного им на «закрытых слушаниях».
Итак, умолкаю и передаю слово.
«Если кратко — да: процесс исхода русских, русскоязычных из Средней Азии набирает темпы, и он ярок и чувствителен. Этот процесс негативен для России по всем аспектам: идеологическим, культурно-цивилизационным, экономическим и военно-политическим. Обратный же процесс («Третье продвижение») гораздо менее заметен, зачастую нелеп и кривоват, что вызывает не меньшую критику чем исход, и противятся ему, в первую очередь, не в Астане или Ташкенте, но в Москве, в коридорах высшей власти. Но этот процесс для России жизненно важен, и потому, на мой взгляд, обречен на реализацию.
Теперь конкретнее.
Материал Росбалта достаточно тенденциозен, взять хотя бы расположенный рядом со статьёй
Безусловно, нынешнюю власть есть за что критиковать. Безусловно, значительная часть т.н. «элит» плоха, не соответствует задачам, стоящим перед страной, подаёт дурной пример населению и слишком давно разбалована безнаказанностью. Перечислять по пунктам просто противно. А потому люди, всё-таки верящие в то, что выход из кризиса возможен, вынуждены верить заявленному Владимиром Путиным решению вернуть обществу «Справедливость и Правду». В общество. Иначе список выше станет не тяжёлым приговором 1990-2000-м годам, а эпитафией почившей Российской Федерации.
Если говорить о том, что близко лично мне, — о
Не называя имён: в демографической и этноконфессиональной сфере линию Российского государства в период 1999-2012 годов определяют пиарщики и политтехнологи, озабоченные размером заработка, а не решением поставленных перед ними задач, и, хуже того, свято верящие в пагубную формулу «Чего нет в информационном пространстве — того нет в жизни!». А ведь есть! Ещё как есть! И в итоге, злоба дня побивает энтузиазм виртуального «Всё будет хорошо, Россия — вперёд!». Но всё равно: уже в 2012-м на конференциях, мозговых штурмах и круглых столах по-прежнему занимаются пустопорожней болтовнёй, не желая знать о том, что уже наработаны десятки великолепных и апробированных методик работы с мигрантами и диаспорами. Более того: как только г-да Путин, Лукашенко и Назарбаев всерьёз заговорили о Евразийском союзе, из российской среднеазиатской политики выдавили немногих реальных экспертов, место которых заняли всё те же пиарщики и политтехнологи.
Поскольку для пиарщиков главное — капитализация конфликта, а вовсе не разрешение вопроса и выполнение задачи, то мы имеем то, что и должны получить: разрастание конфликтности в отношениях даже с евразийскими союзниками по ТС, ЕЭП и ОДКБ. А в итоге сбываются наихудшие предположения, высказанные экспертами моей группы в конце января: налицо тенденция к усилению антироссийских настроений и антиевразийских действий со стороны Казахстана, Армении и Таджикистана, трех стран, крайне важных для обеспечения военной безопасности самой РФ.
Ключевых причины две, внешняя и внутренняя.
Во-первых, играет роль многолетняя и умелая работа американцев. Очень долгое время Вашингтон влиял на высшее руководство принципиально важного для него Казахстана через многочисленных британских «экспертов влияния», а с зимы 2013 начал забирать у своего умного, но младшего союзника все нити управления. Время приоритета ЦРУ и «оранжевых» действий закончилось, в дело вступает Минобороны США, во всей нежной красоте военного планирования.
Во-вторых, в высших сферах государственного управления РФ по-прежнему доминируют, в основном, антиевразийские, антимусульманские, националистические и антиимперские взгляды, да и сама российская realpolitik до сих пор определяется чеканными антиимперскими и колониалистскими подходами «Либеральной империи» Анатолия Чубайса. Казахстан и другие страны Центральной Азии слышат правильную, евразийскую и имперскую риторику Владимира Путина, а на деле видят противоположное: жёсткие, недружественные, несоюзнические и просто нечестные действия Москвы. Что категорически неприемлемо, — и я рад подчеркнуть, что сам г-н Путин это понимает.
Других вариантов для политика, исходящего из интересов России, просто нет. Это уже вопрос выживания, а не просто совместных интересов. Потому что экономическая ситуация будет ухудшаться, а военная угроза – расти. Единственный выход – вновь стать большим единым государством. Но как раз этого – стать большим государством – Россия сама пока что и боится. У руководства страны нет на данный момент адекватного, идеологически честного понимания того, что такое реальный Евразийский союз. Поэтому приходится использовать ряд эвфемизмов, которыми мы, боясь быть честными, вынуждены себя и своих союзников обманывать. Притом, что сильными сторонами России всегда были честность, ответственность, справедливость, а не фиговые листочки «экономической пользы».
Иными словами, Кремль, уже сознавая, что большое государство нужно, как воздух, всё ещё не решается публично признать и этот факт, что что за это следует платить определённую цену. И тем не менее, на мой взгляд, в 2013 году открытый, честный и взаимоуважительный диалог на эту тему будет начат. Сперва в узком кругу: Россия, Казахстан, Белоруссия, — а потом и в более широком диапазоне, начиная с Киргизии и кончая Арменией и Таджикистаном. Вопрос с Азербайджаном и Узбекистаном, а тем паче, с Украиной, к сожалению, приходится отложить на потом.
И вот теперь – конкретно о Казахстане.
Проще всего сказать, что Астана хочет усидеть в двух сёдлах. А если детальнее, то в Казахстане, вопреки легенде, нет такого сплочения элиты вокруг Лидера, как в Белоруссии, и потому, как только в кулуарах (и Астаны, и Вашингтона) уяснили, что разговоры об интеграции могут перейти в практическую плоскость, в «верхах» Казахстана появились резко антиевразийские и антироссийские настроения. Что и понятно: США в Казахстане – это отнюдь не только сами США. Это и Великобритания, их дублёр, и ваххабитские монархии Персидского залива, и – хотя не очень последовательно – Франция, и разумеется, десятки их клиентов, агентов влияния в структурах власти или рядом с властью.
До поры до времени они были тихими, а их интриги и ропот – этакой «фигой в кармане», поскольку сам Елбасы считается (и не без оснований) сторонником Евразийского союза. Но и мнение США для Назарбаева значит не меньше (не больше, конечно же, но и не меньше) мнения России. Поэтому в феврале-марте грянул целый залп заявлений о категорической неприемлемости политического объединения в Большую страну, о том, что интеграция остановится исключительно на экономическом сотрудничестве. Это заявил и сам Нурсултан Назарбаев, и – вслед за ним – ВСЕ ДО ЕДИНОГО высшие лица и влиятельные политики Казахстана.
Именно с этого момента – а если точнее, то ещё в июне 2012 года, когда на саммите ШОС жёстко схлестнулись россияне и китайцы, и Москва с огорчением увидела, что Астана и Бишкек полностью поддержали именно китайскую позицию по всем важнейшим вопросам, — моя группа
(а) строительство АЭС в Актау по российскому проекту, уже прошедшему общественные экологические слушания, снова приостановлено, потому что Казахстан подписал с французской Areva соглашение о строительстве французской атомной станции (а две Казахстан не потянет);
(б) Казахстан взвинтил страсти вокруг Байконура, в одностороннем порядке уменьшив число разрешённых пусков «Протонов» и подписав с Францией протокол намерений о постановке французского стартового стола на Байконуре (этого Россия допустить не может в силу обрушения военной безопасности Урала и Сибири). Больше того, пользуясь тем, что с российской стороны Межправкомиссию по Байконуру возглавил Игорь Шувалов, казахи попытались тайком начать переговоры о статусе города Байконур, — и только благодаря оперативно поднятой (в какой-то мере и вашим покорным слугой) тревоге эту интригу удалось остановить. И слава Богу. Ибо, увлекшись обсуждением гонораров за запуски, команда Шувалова запросто могла бы «сдать» интересы России;
(в) и самое главное: в конце апреля Казахстан объявил, что в порту Актау создаётся военно-морская база США – под предлогом работы на пути вывода НАТО из Афганистана. Это, безусловно, именно предлог: США никуда не уйдут из Афганистана ни в 2014-м, ни в 2015-м году, и вот тут-то я просто обязан обозначить РЕАЛЬНУЮ цель американских агентов влияния в высшей политике Казахстана. Потому что с Байконуром-то решить просто: заменить либерал-радикала Шувалова на решительного державника в Межправкомиссии, а вот вопрос с Актау может оказаться той самой — по Гумилёву — чужеродной веточкой, которая обрушит на землю жизнеспособный, но кренящийся дуб.
Дело в том, что окружение Нурсултана Назарбаева, всё больше доверяющего мнению доверенных лиц, сумело убедить Елбасы в том, что от базы ВМС США в Актау Казахстану прямая выгода, а ничего худого для России в этом нет. На самом же деле, флаг U.S. Navy на Каспии – это ПРЯМОЕ ПОКУШЕНИЕ НА ВНУТРЕНЮЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ в Северо-Кавказском, Южном и Приволжском федеральных округах (в 3 из 8 фед.округов!). Больше того, это резкое обрушение уровня безопасности в Азово-Черноморском бассейне, на Северном Кавказе, на Каспии, вдоль Волго-Дона и на Южном Урале. В 2000-2002 годах, когда (ещё при администрации Дж. Буша) такой проект появился впервые, все государственнические силы России (в том числе, могу с гордостью признаться, и моя группа) встали на дыбы и сумели доказать Кремлю, что следует предпринимать определенные шаги, которые и воспоследовали.
В результате, тогда, 10 лет назад, сложная и грамотно построенная стратегическая операция США по расширению тем Каспийского диалога до военного и военно-технического сотрудничества и параллельная работа в структурах государственной власти РФ среди агентов влияния завершилась провалом. Флага ВМС США в портах Казахстана не появилось, а тема придания Волго-Дону статуса международной речной трассы подобно статусу Дуная или Суэцкого канала, которую по глупости или ещё по какой причине начали обсуждать в транспортных ведомствах России, окончательно снята с повестки дня. Но
Справедливости ради нельзя не отметить: лично Марат Муханбетказиевич не хочет России зла и, более того, России, скорее, симпатизирует. Он просто играет в подковёрные статусные игры в Ак Орде, стремясь максимально повысить свою ценность в глазах Нурсултана Назарбаева.
И вот тут могу сказать со всей ответственностью: логика американцев, конечно, ясна: они выбрали г-на Тажина и других карьеристов для «мягкой коррекции» позиции Елбасы, посулив взамен дальнейшие карьерные взлеты. Но Вашингтон, видимо, не учитывает некоторые нюансы позиции Москвы. Каким бы безвольным и мягкотелым ни казался Кремль, сразу после появления первого же катера под флагом ВМС США на Каспии Медведь выйдет из спячки. Просто потому, что поставить под потенциальный удар три из восьми федеральных округов РФ никто «евразийскому военному союзнику по ОДКБ» не позволит. Россия, конечно, ещё не та, какой должна быть, но она изменилась, и если этого кто-то в Астане или Алма-Ате ещё не понял, ему же хуже. По той простой причине, что Медведю нет разницы, ударили его в живот по злому умыслу или от невеликого ума «американцев» из Астаны – Медведю будет больно, и реакция будет соответствующей. «Эки атка гёп жетпейт» («В двух сёдлах усидеть – зада не хватит»), — гласит старая киргизская пословица, и питать на сей счёт иллюзии не советую никому.
Итак, ситуация с Казахстаном очень сложна. Но дело не столько в Казахстане, сколько в самой России, внутренние проблемы которой порождают 90% внешнеполитических неудач. Сегодня, в отличие от 2010-2011 годов, «линия Тажина» в Астане уже не так безусловно сильна. Теперь там понемногу заявляют о себе и более ответственные за свою страну политики. Так что уверен: пусть и в самый последний момент, но Казахстан по вопросу о Волго-Доне займёт здравую позицию. Но очень, очень многое зависит и от России. От способности её руководства навести порядок, надёжно «зачистив» внутренних врагов. А всё остальное приложится».