КАРТИНА: Верещагин В.В. Мулла Керим и мулла Рахим по дороге на базар ссорятся (1873).
Экспертный совет Центра СК рекомендует книги полезные для понимания Большой Игры в Средней и Центральной Азии.
1. Павлович Михаил Павлович: Книга о транспортно-инфраструктурной основе русского натиска, о развитии народов региона и народного хозяйства стран как о важнейшем принципе русской геополитической и геоэкономической экспансии
Павлович М.П. Империализм и борьба за великие железнодорожные и морские пути будущего (К вопросу о причинах мировой войны). 4 изд. М.: Гос. изд-во, 1925. 256 с.
См.
ВЕЛЬТМАН Михаил Лазаревич (псевдонимы Павлович Михаил Павлович, Волонтёр, 13(25) марта 1871, Одесса — 19 июня 1927, Москва), публицист, историк, революционер, социал-демократ, востоковед. Организатор Первого съезда народов Востока (1920), один из основателей и первый ректор Московского института востоковедения (с 1921 г.). Учился на юридическом факультете Новороссийского университета. Участвовал в социал-демократическом движении. В 1898 вступил в РСДРП. Дважды арестован (1894, 1906). Отбывал 5-летнюю ссылку в Верхоянске, Колымский край. Первая работа — брошюра «Что доказала англо-бурская война? (Регулярная армия и милиция в современной обстановке)» (Одесса, 1901). В 1902—1917 гг. за рубежом: военный корреспондент газеты «The Day» (США), сотрудник журнала «La Revue Politique Internationale» (Франция), печатался в «Искре», «Нашей заре», «Современном мире», «Современнике», «Северных записках». Вернулся в Россию летом 1917 года. После Октябрьской революции работал в Наркоминделе РСФСР. В 1918 году вступил в РКП(б), назначен председателем Главного комитета государственных сооружений РСФСР. В 1919—1920 годах уполномоченный РВСР на Южном фронте. В 1920 г. организовал проведение 1-го съезда народов Востока. В 1921—1923 годах член коллегии Наркомнаца. В 1921 г. избран руководителем Всероссийской научной организации востоковедов, один из создателей и первый ректор Московского института востоковедения, создатель и редактор журнала «Красный Восток». В 1921-1927 гг. автор книг и статей по истории национально-освободительного движени в Китае, Турции, другим странам Востока. В 1926 году вошёл в первую редколлегию журнала «Историк-марксист».
Из автобиографии члена ВКП(б) М.Л.Вельтмана
«Выполнив все возложенные на меня поручения, снова вернулся в штаб Сталина (в Харьков) и скоро был назначен замнаркомпросом Украины (наркомом был Гринько).
Затем я был вызван в Москву для работы по подготовке съезда народов Востока в Баку; принял участие в этом съезде и был оставлен в Баку для руководства вместе с Стасовой советом действия и пропаганды народов Востока. В октябре 1920 г., во время восстания, организованного Нажмудином Гоцинским в Дагестане, я отправился в горы вместе с Каркмасовым, председателем Дагревкома, членом Реввоенсовета Орджоникидзе, командиром Геккером и др. Вызванный затем в Москву, я был назначен членом коллегии Наркомнаца (1921-1923) и председателем Научной Ассоциации Востоковедения. В настоящее время, кроме последней обязанности, выполняю также обязанности ректора Института Востоковедения и председателя Союзной восточной торговой палаты. Кроме того, состою профессором Военной академии. Несу партийные обязанности лектора, агитатора, выполняю литературные задания.
Наиболее крупными работами моими являются: «Империализм и борьба за великие железнодорожные и морские пути будущего», «Борьба за Азию и Африку», «Мировая война 1914-1918 гг. и будущие войны», «Империализм» (курс лекций, читанных в академии), «Французский империализм», «Русско-японская война» и др. В настоящее время ГИЗ печатает собрание моих сочинений. Основная идея, которую я проводил в своих работах еще до мировой войны, заключается в подчеркивании роли тяжелой индустрии во внутренней экономике и внешней политике империалистических государств. На вопрос — противоречит ли этот взгляд теории Ленина, отвечаю: нисколько. Раз империализм есть монополистический капитализм, естественно, что металлургическая промышленность, как наиболее монополистическая по своему характеру, как ранее других созревающая к картеллированию, к организации в форме национальных и интернациональных трестов, синдикатов, концернов, является царицей современной капиталистической промышленности, гегемоном в современной индустрии.
Из моих работ, описывающих события, участником которых я был, укажу: «На высотах красного Дагестана» (из истории контрреволюции на Кавказе, путевые наброски), «Взрыв в Леонтьевском пер. 25 сентября 1919 г.», «К истории возникновения Академии», в сборн. «Военная академия за пять лет» (М., 1923)».
2. Постников А.В.: базовый фундаментальный источник по Большой игре
Постников А.В. Схватка на «Крыше Мира»: Политики, разведчики, географы в борьбе за Памир в XIX веке / Общ. ред. и пред. академика В.С. Мясникова. М.: Рипол-классик, 2005. 512 с.: ил. [ISBN 5-7905-3465-1]
Читать [PDF 23,4Mb]:
По мнению члена Экспертного совета Центра СК ленинградского востоковеда А.Д. Собянина, дважды уже переизданная книга А.В. Постникова является самым фундаментальным источником по Большой игре в регионе Средней и Центральной Азии в XIX–XX веках. В отличие от различных геополитических концепций, малополезных при работе непосредственно в Бадахшане, в областях Ферганской долины, в Синьцзяне, уж тем более в сложнейшем узле вокруг Кашмира, книга А.В. Постникова является качественным образцом советского (евразийского) взгляда на регион.
Книга А.В. Постникова «Схватка на «Крыше Мира»« — синтез философии пространства, знания географии, геологии, картографии и других наук о Земле, русского востоковедения, страноведения, этнографии, истории, военной науки и военной истории.
3. Питер Хопкирк: один из фундаментальных западных источников по Большой игре
Хопкирк П. Большая Игра против России: Азиатский синдром / Пер. И.И. Кубатько. М.: Рипол Классик, 2004. 656 с. [ISBN 5-7905-1816-8]
Описаны два века противостояния (от эпохи Петра I до Николая II) между двумя великими державами — Англией и Россией — в Центральной Азии, анализируются их геополитические цели в этом огромном регионе. Показана острейшая тайная и явная борьба за территории, влияние и рынки. Изложена история войн России и последовательного покорения ею владений эмиров и ханов — Ташкента, Самарканда, Бухары, Хивы, Коканда, Геок Тепе, Мерва… захвата афганского Панджшеха, районов Памира. Ярко описаны удивительные и драматические приключения выдающихся участников Большой Игры — офицеров, агентов и добровольных исследователей (русских и англичан).
4. Михаил Леонтьев: «Большая игра» пока живущих
Леонтьев М.В. Большая игра. Британская империя против России и СССР. М.: Астрель; СПб.: Астрель СПб, 2012. 352 с. [ISBN 978-5-9725-2234-7]
Купить:
Читать:
Большая Игра — название холодной войны XIX века. Большая Игра — холодная война замирает тогда, когда Россия, кажется, уже мертва и больше не поднимется. И возобновляется, когда Россия после очередной катастрофы все же поднимается.
Сейчас говорят, что холодная война невозможна, и это действительно так: холодная война — удел равных. Для нее необходим паритет. Потому она и называется «холодной», что все в ней по правилам. Или хотя бы «по понятиям». Да, сейчас холодная война невозможна, потому что паритета не существует. Нет равных. На самом деле холодная война (Большая Игра) — это реальность геополитического противостояния. Там, где существуют глобальные игроки и глобальные интересы. Поэтому не надо бояться холодной войны — Большой Игры. Ее надо заслужить.
Предисловие
«Большая Игра», по сути своей, — это печатная версия одноименного телевизионного сериала, показывавшегося на Первом канале, чем и объясняются ее некоторые структурные особенности. (На самом деле, лучше было бы наоборот, — сериал был бы телеверсией книги, поскольку материал гораздо более книжный, чем телевизионный.) По этой же причине полная исчерпывающая картина Большой Игры, включающей в себя и пресловутую холодную войну второй половины XX века, здесь не представлена. Но преимуществом книжного издания является обширная библиография, которая как раз и содержит эту картину во всей ее полноте. Кроме того, не откажем себе в удовольствии отметить: в этой книге (как и в сериале) нет неатрибутированных цитат. Значительная часть их взята из эксклюзивных интервью, причем не столько с ведущими политиками, сколько с ключевыми политологами, историками и аналитиками Америки, Британии, Франции и Германии.
Собственно, цель этой работы — показать смысл, логику исторического процесса. Мы абсолютно уверены в том, что ничто в мире не возникает из ничего, на пустом месте. Невозможно осмыслить, тем более предвидеть и управлять событиями, не осознав их историческую генетику. История доказывает, что особенности культуры, национального самосознания и объективные интересы государств прочны и долговременны и пробивают себе путь сквозь, казалось бы, самые радикальные социально-политические катаклизмы и перемены.
Современная ультралиберальная политическая философия, которая настойчиво внедряется на вестернизируемой территории, пытается выводить политику из неких универсальных общечеловеческих ценностей, существующих вне культурного и географического пространства. В процессе подготовки материалов случилось как то интервью с неким Аланом Минком, французским политологом, типичным представителем леволиберальной группы, существующей вокруг известного издания Le Mond. Так вот, автор, пытаясь добиться от респондента ответа на вопрос, как Европа предпочитает интегрировать в себя Россию — целиком или по кусочкам, воспроизвел ему письмо немецкого посла в Австрии фон Вендена, написанное в марте 1918 года: «Может ли имперская Россия быть другом имперской Германии? Да, если мы не отберем у нее побережье (Прибалтику и Украину). Может ли Россия быть другом Mitteleuropa (кайзеровский предвестник современного Евросоюза. — Ред.)? Нет! И потому нам следует стремиться к дезинтеграции и расчленению России». В ответ господин Минк буквально подскочил на месте и завизжал: «Как вы можете ссылаться на какие то цитаты столетней давности? Мы живем в совершенно другом мире…» Это люди, которых даже простые исторические параллели и примеры выводят из себя, которые существуют вне истории, вне культуры, вне прошлого и будущего. Вне собственной нации, если таковая у них есть. И ими очень легко манипулировать тем, кто реально ориентируется в историческом процессе. Так вот, нам бы хотелось, чтобы наши читатели относились не к первой категории, а к последней.
Естественно, эта книга является результатом работы довольно большого коллектива консультантов, администраторов и редакторов. Пользуюсь возможностью выразить благодарность людям, без помощи которых этот продукт не состоялся бы. Это наши консультанты эксперты: И.М. Бусыгина, К. Виппенфюрт, А.А. Громыко, В.Ю. Крашенинникова-Берже, Е.О. Обичкина, П.П. Черкасов, А.И. Уткин, О.Ю. Ярцева; редакционный коллектив: И.М. Докучаев, А.А. Терентьев, В.А. Хохлов и др. А также все наши респонденты в США, Великобритании, Франции, Германии и России от Е. Гайдара до Г. Киссинджера и 3. Бжезинского. И особенно — Константин Эрнст, без которого эта идея не родилась бы на свет.
5. Клуб товарищей Военного института иностранных языков Красной Армии (Клуб ВИИЯ)
Блог-книга Осьминог военных востоковедов Клуба ВИИЯ на портале «Российского стратегического общества» Перемены.Ру:
Клуб ВИИЯ:
Web-сайт:
Журнал и сайт ChinaPRO:
Web-сайт Небополитики:
Автор «Небополитики» полковник ГРУ в отставке, секретарь Союза военных китаеведов России при Клубе ВИИЯ Гваськов Пётр Адольфович, публике больше известен под псевдонимом Девятов Андрей Петрович.
Александр Радов-Ачлей. Российская элита и история глобальных проектов. М.: Жигульский А. Ю., Волант, 2000. (Серия: Кулинария разведки)
Купить:
Комплект из 4 книг:
– Книга 1. Российская элита. Психологический портрет.
Чтобы уметь отвечать на вызовы современности, человек должен научиться анализировать поступающие данные и затем синтезировать их в верные модели развития обстановки и своих реакций. Это те методы, которые испокон веков используются в разведке, том единственном виде человеческой деятельности, который позволяет найти главное в сложном лабиринте разноречивых сведений и в конечном итоге отличить ложь от Истины. Разведка всегда на основе анализа прошлого и настоящего заглядывала в будущее. О том, как этому научиться, на примере российской элиты рассказывает эта книга.
– Книга 2. Битва глобальных проектов. В 3 частях. Часть 1 (евреи, католики, шииты, англосаксы).
История человечества — это извечная борьба глобальных проектов (цивилизаций) за мировое господство, нескончаемая битва, подчиненная определенным законам. Почему одни страны становятся великими державами, а другие бесследно исчезают со страниц истории? От кого и от чего это зависит? Ответы вы найдете в этой книге.
– Книга 3. Битва глобальных проектов. В 3 частях. Часть 2 (китайцы, сунниты, европейцы, самураи).
Вторая часть книги посвящена следующим четырем глобальным проектам. В центре повествования — цивилизации Китая и Японии, Европы и мусульман — последователей сунны. Кто из них лидирует в проектной гонке, а кто буксует на старте? Какие изменения в мировом геополитическом раскладе ждут нас в ближайшее время? Ответы вы найдете в очередной книге из серии «Кулинария разведки».
– Книга 4. Битва глобальных проектов. В 3 частях. Часть 3 (русские).
112 лет «хаоса» для «Русского проекта» истекают в 2021 году. Сумеет ли Россия осуществить экзистенциальный переход к новому этапу своего пятого цивилизационного цикла и войти в период «малого процветания»? И если сможет, то как? Через какие испытания? При каких условиях? И что произойдет, если этого сделать не удастся? Ответы на поставленные вопросы вы найдете в этой книге.
ИБРАГИМОВ Александр Гарунович, ректор Школы здравого смысла при Клубе ВИИЯ (Москва, ул. Покровка, 47/24, стр. 1, Центральный Дом предпринимателей Москвы). По национальности цахурец (Дагестан).
В прошлом кадровый офицер ГРУ. Долгое время жил и работал в различных районах мира: на Дальнем Востоке, в Африке, Латинской Америке, Европе.
Кандидат филологических наук (диссертация «Гельмецкий диалект цахурского языка»). Психолог и лингвист. Член Союза писателей России. Пишет статьи и книги под псевдонимами «Александр Ачлей», «Александр Радов», «Александр Радов-Ачлей», «З-78», «Запад-78».
Книги:
«Образ Белого царя. Каким будет будущий правитель России? Психологический портрет нового лидера России» (под псевдонимом Александр Радов);
«Практическая футурология. Как верно оценить прошлое, различить настоящее, прозреть будущее» (под псевдонимом Александр Радов-Ачлей, в соавторстве с Андреем Девятовым);
«Кулинария Разведки. Российская элита и история глобальных проектов»;
«Палач» (А. Ачлей, о бегстве прототипа Анатолия Чубайса из России после развала РФ, становлении на базе урало-сибирского осколка РФ нового евразийского государства, о суде над прототипом А. Чубайса в Екатеринбурге по обвинению в государственной измене и организации геноцида русского народа);
«Российская элита. Психологический портрет» (А. Радов-Ачлей);
«Битва глобальных проектов» (А. Радов-Ачлей).
6. Т.Д. Скрынникова: Силой вечного Неба, покровительством Великой Харизмы!
Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М.: Евразия, 2013. 384 с.
В книге исследуются представления монголов о харизме лидера в качестве обоснования его права на власть, природа сакральности, позволявшая правителю проводить регулярные ритуалы, идея небесного избранничества в политической культуре средневековых монголов. Особое внимание уделено дискуссионным проблемам: структуре общества и типологии властных отношений в эпоху Чингис-хана. Реконструкция системы традиционного мировоззрения и монгольской средневековой картины мира как ее основы, выделение ряда монгольских терминов, обозначающих сакральность, определение роли лидера выполнены на основе анализа широкого круга письменных источников, этнографических и археологических материалов.
ЦИТАТЫ
Введение
«Описываемый феномен личной харизмы выражался в монгольском языке целым рядом терминов: sulde, suu jali, coy jali, coy sulde, sur jabqlang, kei morin — сульдэ, суу дзали, цог дзали, цог сульдэ, сур цабланг, кей морин. Объединяя все эти термины, я ориентировалась не на различие понятий, ими выраженных (именно на этом чаще всего фиксировали свое внимание исследователи, что и приводило к различному их толкованию), а на общее, что их объединяет, — на их солнечную природу; локализацию как в теле человека, так и вне его; функционирование субстанции как при жизни человека, так и после его смерти».
ХАН-ГАН
«Обладатели власти предыдущего периода стабильности — главы линиджа, рода, конического клана, чей статус был в течение длительного периода незыблемым и определялся положением в генеалогии, теряют ее, она переходит в руки военных предводителей, победителей в войне. При этом, конечно, часть традиционных родовых лидеров, способная отвечать требованиям времени, сохранила свои позиции. Новые лидеры — военные вожди — внесли в монгольскую титулатуру новые звания: багатур (богатырь), сэцэн (мудрый), мэргэн (меткий стрелок), бэхэ (силач) и т. п., точнее, они превратили термины, обозначавшие личную доблесть, в титулы, маркирующие власть. Потребность вести более крупные военные действия соединенными силами вызвала к жизни необходимость избрания военного вождя, способного объединить эти усилия. Эта новая для общества должность получила и новое (для монгольского этноса) обозначение, уже имевшее традицию в регионе — хан.
Амбагай-хан, Хутула-хан, Чингис-хан, Чжамуха-гурхан. Принадлежа к коническому клану, они не занимали в нем лидирующего положения, но выделялись в рамках харизматического типа «господства-подчинения» и внесли коррективы в действовавшие родовые институты и отношения, не уничтожая их, а приспосабливая к изменившейся ситуации. «Монгольские титулы (хан), обозначающие вождя или императора (хаган), восходят к древнекорейскому ГАН — древний титул глав тотемических родов» [Пак, цит. по Викторова, 1980]. А в III в. до н.э. с когурёсцами граничили дунху, носителями этнокультурных традиций которых стали племена сяньби и ухуань, которые считаются протомонголами [Викторова, 1980]. Использовался титул муюнами: «В VI–VII вв. во главе тогонов стоял каган (этот титул носили только правители сильных центральноазиатских держав — жужаней, а затем тюрок, которые граничили с тогонами на севере)» [Викторова, 1980]. Тогоны — ветвь муюнов, переселившаяся в район Хухэ-нора). Елюй Даши, возглавлявший группу киданей, не подчинившуюся чжурчженям, объявил себя гур-ханом».
«Не имеешь силы, так незачем и ханом быть» [Козин, 1941] — именно так ставится вопрос в монгольской традиции XIII в. В тексте «Сокровенного сказания» никогда не говорится, что Небо «дает силу», т. е. как и в китайской, в монгольской традиции Небо лишь реагирует на присутствие данного качества в правителе.
Важно отметить, что все случаи употребления понятия «сила» были связаны с правителем (ханом, точнее Чингис-ханом в «Сокровенном сказании»), непременным обладателем «силы»: ему отдают (добавляют) свою «силу» подчинившиеся правители, Небо умножает его «силу».
Регулирующая функция правителя для всего мира зафиксирована в первой части инициальной формулы указов, пайцз, писем и других монгольских документов, перевод которой принят большинством исследователей — «силой вечного Неба».
Целиком формула звучит так:
Mongke tngri-yin kucun-dur
Yeke suu jali-yin ibegen-dur
Силой вечного Неба,
Покровительством Великой Харизмы
(перевод Т.Д. Скрынниковой)».
7. А.Ю. Журавлёв и В.В.Павлов: исламский банкинг, исламские финансы.
Журавлев А.Ю. Теория и практика исламского банковского дела. М.: Институт востоковедения РАН, 2002. 244 с.
Букинистическая редкость.
Купить (есть Оглавление):
Книга представляет собой первую попытку комплексного теоретического рассмотрения исламской модели банковского дела «в ее эталонных формах». Будучи основанной на новейших данных о развитии этого сектора финансовой деятельности и на личном опыте автора, книга дает развернутое и целостное представление об общих принципах и основных особенностях исламских банков, их концептуальных отличиях от общераспространенной модели банковского дела. Автором также разработано определение исламской экономики, при этом он отказывается от характеристики в качестве исламских любых видов хозяйственной деятельности, осуществляемых мусульманами, и относит данный термин только к хозяйственным институтам, вырастающим из практики мединской общины Пророка Мухаммада, основанных на нормах фикха и объединенных общим этическим стержнем.
Акцентировка автором этического, культурного и политико-идеологического аспекта исламских экономических доктрин заслуживает поддержки. Тем не менее, автор не абсолютизирует этическую составляющую исламской экономики, приходя к выводу, что последняя строится на основании паритета между рационально-утилитарными и религиозно-этическими соображениями.
ЖУРАВЛЕВ Андрей Юрьевич — арабист, выпускник факультета международных экономических отношений МГИМО, кандидат экономических наук. Работал в Департаменте Ближнего Востока и Северной Африки МИД, в посольствах в Южном Йемене и на Бахрейне. С 1995 по 1997 год возглавлял представительство банка «Российский Кредит» в странах Персидского залива. В 1992 году прослушал курс исламского банковского дела в Бахрейнском институте банковского дела и финансов. Опубликовал более 30 работ по экономическим проблемам арабских стран. До 2011 г. — начальник аналитического отдела ОАО «Банк Москвы.
Павлов В.В. Исламские банки в исламском финансовом праве / Отв. ред. Л.Л. Фитуни. М.: Анкил, 2003. 256 с.
Купить:
См. Оглавление:
Первая в отечественной экономической литературе монография, раскрывающая юридически-правовые и теоретические аспекты деятельности исламских банков. Рассмотрены концепция и механизм функционирования хозяйственных структур и банков в рамках экономического развития арабских государств; возникновение исламских банков и формирование кредитно-банковских систем исламских стран, основные цели и приоритеты их инвестиционной деятельности и т.д.
Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических институтов, научных работников и предпринимателей, финансово-кредитных специалистов, работающих с исламскими банками, а также для широкого круга читателей, интересующихся перспективными направлениями внешней экспансии арабского финансово-промышленного капитала в различных регионах мира.
ПАВЛОВ Владимир Викторович — крупнейший российский специалист по исламской финансовой культуре, В.В.Павлов в 2004 году защитил диссертацию доктора экономических наук по теме «Международный рынок исламского банковского капитала: становление и перспективы развития : становление и перспективы развития».