ФОТО: Переговоры Владимира Путина и Гейдара Алиева, Санкт-Петербург, 09.06.2002.
Опубликовано: Собянин А.Д. За политическими группами, выступающими против президента Гейдара Алиева, стоят проекты нероссийские, сценарии нероссийские, цели антироссийские. К визиту Владимира Путина 10.05.2003 в Азербайджан // Кремль.Org. 28.04.2003.
Александр Собянин
Александр Собянин, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, считает, что, после прихода любой из ныне существующих групп, положение России в Азербайджане ухудшится
В преддверии визита президента России в Азербайджан важно выделить самые острые — позитивные или трудные для России — вопросы, которые надо либо затронуть на встрече, либо максимально уйти, отделаться общими формулировками. Какие проблемы существуют, которые наверняка будут обсуждаться:
а) вопрос непротиводействия России нефтяным, нефтетранспортным проектам Азербайджана;
б) вопрос внутриполитической ситуации в Азербайджане, потому что фактически присутствуют консенсус против президента Алиева самых различных политических сил и для России это не благо;
в) обеспечение российских интересов в Азербайджане, так как выход Лукойла из международного консорциума по освоению шельфа показывает, что в России бизнес крупный не видит в Азербайджане перспектив;
г) вопрос российских гарантий обеспечения преемственности власти от президента Гейдара Алиева преемнику.
Это основные вопросы. Они будут идти на фоне обязательно поднимаемых вопросах по Карабаху и признания в России геноцида азербайджанцев, как они это называют. Старая их идея, чтобы Россия признала геноцид азербайджанцев Ходжалы. Для России трогать сейчас вопрос Нагорного Карабаха — огромный риск ввязаться в дискуссию по Ходжалинской трагедии.
Это все будет фон. Основные вопросы — это все-таки экономика и внутриполитическая азербайджанская политическая ситуация, и интересы России в республике.
Теперь об оппозиции против президента Алиева. В настоящее время большая часть политических партий Азербайджана настроена против президента, причем достаточно радикально. Это такие лидеры как Лала Шовкет — (председатель Либеральной партии), Эльман Тюркоглу (Эльман Гасанбейли, лидер Партии Народный фронт Азербайджана, ПНФА, Тюркогу — «сын тюркского народа» псевдоним), Али Керимли (ПНФА), Этибар Мамедов, Сабир Рустамханлы (ПГС, Партия гражданской солидарности), Ильяс Исмайлов, Чингиз Демироглу, Иса Гамбар (Мусават), и другие лидеры партий ОЦА (Объединения за целостный Азербайджан), зампредседателя партии «Мусават» Ариф Гаджилы (как и вся партия «Мусават»), генеральный секретарь Демократической партии Сардар Джалалоглу и т.д.
Директор института мира и демократии Лейла Юнус, тесно связанная с американцами и европейцами, стоит особняком ввиду ее веса в США. Лейла Юнус и Мирвари Гахраманлы ездили несколько раз в США, где выступали с докладами о репрессиях со стороны президента Гейдара Алиева против оппозиции. Опираясь на выводы американских сенаторов, сделанные на основе докладов Лейлы Юнус, США обосновывают свою жесткую позицию. Визиты Лейлы Юнус в США привели к двум большим результатам. Во-первых, США остались на жесткой позиции по Карабаху, по знаменитой поправке 907 Закона о поддержке свободы, которая законодательно ограничивает американскую помощь Азербайджану. Во-вторых, США отказались идти навстречу желанию Азербайджана разместить американские или турецкие войска на Апшеронском полуострове.
Если посмотреть с 1992 по 2002 год, финансовая помощь США Азербайджану составила 335 млн. долларов. Из них по линии минобороны плюс гуманитарная помощь 115 млн., по программам поддержке мира 15 млн. и т.д. Это суммы достаточно скромные, если посмотреть на другие постсоветские страны. США официально неоднократно заявляли, и в реальных делах это подтверждается стопроцентно, своего приоритета на Кавказе — Грузию. По отношению к Азербайджану они ведут курс на «принуждение к сотрудничеству», когда обещание помощи, обещание снять поправку 907 на помощь Азербайджану, обещание финансовых вложений в нефтяные, нефтетранспортные проекты остаются обещаниями. Все это идет на фоне достаточно жестких политических требований.
В целом, без финансирования, без организационной помощи Евросоюза и США, нынешняя азербайджанская оппозиция, безусловно, выглядела совершенно иначе как по персоналиям, так и по предлагаемым политическим позициям. Таким образом, на партийном фоне кроме президентской партии фактически нет политических групп, поддерживающих нынешнего президента.
При этом население поддерживает президента. Это признают все специалисты по Азербайджану, которые работают с нами из Института востоковедения РАН, Института этнологии и антропологии РАН и т.д. Здесь нет парадокса. Президент для населения харизматическая личность, и от экономических успехов или неуспехов Азербайджана его популярность не может быть уменьшена.
Отдельно надо упомянуть, что многие группы в Азербайджане поднимают либо вооруженное восстание, либо объявляют республики на юге и на севере Азербайджана. За ними азербайджанцы обвиняют иногда обоснованно, иногда менее обоснованно российский Дагестан, Армению, Иран.
В частности очень важно, были политические волнения в прошлом году, когда умер один из политзаключенных колонии № 10 Джовдат Газиев, племянник бывшего министра оборона Рагима Газиева, осужденного на пожизненное заключение за мятеж 18.11.2002 в г.Шеки. Газиевы — влиятельные в Азербайджане люди. Баку обвинил тогда российские спецслужбы, естественно, абсолютно бездоказательно.
Отдельным фоном идут репрессии против Исламской партии Азербайджана — это Аликрам Алиев, Мирмехти Дарафарин, Ровшан Ахмедов. Эта партия, по утверждению руководства Азербайджана, пыталась поднять исламистский бунт. За ней обвиняли Иран и, по утверждению официальных властей, Исламская партия должна была установить исламскую власть в Азербайджане. Эта партия стоит особняком от остальных, потому что за всеми партиями стоят, прежде всего, либо европейцы, реже американцы, почти нет партий, за которыми стоит Россия, может быть, кстати, это плюс. Исламская партия Азербайджана отдельно стоит не только потому, что за ней Иран, но по целям. Другие партии не преследуют цели исламского мироустройства.
Очень важно, что за оппозиционными группами стоят проекты не российские, сценарии нероссийские, цели антироссийские. После прихода любой из этих групп положение России в Азербайджане ухудшится.
Ильхам Алиев, как преемник президента. Вице-президент ГНКАР Ильхам Алиев признается азербайджанскими официальными лицами и западными экспертами как преемник на посту лидера Азербайджана.
Примерно в этом качестве, неофициальном качестве, он ездил в США. Он возглавляет партию ПЕА (Партия Ени Азербайджан — партия за единый Азербайджан). В США Ильхам встречался со Спенсером Абрахамом, Ричардом Армитиджем, Диком Чейни, Мадлен Олбрайт и многими другими нынешними и бывшими влиятельными экспертами, которые смотрели на него именно в этом разрезе, смогут ли США ориентироваться на Ильхама Алиева, как будущего лидера Азербайджана. По всей видимости, результаты были не такие уж позитивные, потому что после этого визита отношения между Азербайджаном и США ухудшились.
По моему личному мнению, не являющемуся в данном случае позицией Ассоциации приграничного сотрудничества, дело не в том, что Ильхам Алиев молод или сорит направо и налево деньгами. Просто работать в жестком режиме руководителя страны, раздираемой этническими конфликтами внутри азербайджанской нации, стоящей перед очень жесткой экономической ситуацией, не способен. Сын нынешнего президента может руководить бизнесом или вести дипломатическую работу (он выпускник МГИМО), но это частная производная от управления государством. Управлять государством — это в первую очередь, управлять населением и решать острые политические проблемы, решать проблемы бизнеса во вторую очередь. Россия могла бы опереться на проект «Сын президента как гарантия продолжения курса президента» лишь в том случае, если даст Ильхаму Алиеву своего «второго человека» для работы в области экономического развития, причем желательно не из числа известных азербайджанских политиков, а из числа надежных для интересов российского государства, пусть бы и русской национальности.
Теперь о Нагорном Карабахе. Это та тема, которая если бы была возможность, должна быть максимально смягчена или, совсем уж идеально, оставлена за скобками.
По Нагорному Карабаху есть Минская группа ОБСЕ, существует некое общее согласие Европы, США и России по вопросам Нагорного Карабаха, по запрету для Азербайджана силовым способом пытаться решить проблему Нагорного Карабаха в качестве составной части Азербайджана.
Важно, что сейчас эта тема, будучи муссируемой со стороны российских армян, будет наносить только вред для России, потому что она идет, в общем контексте американских установок в регионе — это необходимость «наказать» мягко или жестко Турцию за ее негативное для американцев решение во время войны в Ираке, необходимость определить отношение к главному союзнику — к Грузии. То есть, фактически Россия будет участвовать в укреплении европейских и американских позиций на Кавказе, ничего за это не получая.
Со стороны Ары Абрамяна, лидера армян России и других руководителей, снова поднимается вопрос о геноциде 1915 года, который достаточно тесно связан с другими их претензиями в сторону Азербайджана. Не будем сейчас затрагивать справедливость армянских требований, важно, что по отношению к тюркоманам, тюркским народам, позиция армян европейских, американских, российских жесткая и негативная.
Европейские требования по Карабаху сопровождаются некими условиями, выполнив которые Азербайджан может рассчитывать на смягчение позиции по Карабаху. Это вопрос присоединения Армении к общекавказским энергетическим коммуникационным проектам (без одновременного участия Армении и Азербайджана они лишаются смысла). Существует целый ряд транспортных и инфраструктурных проектов, которые должны обеспечить влияние Евросоюза на Кавказе и в Средней Азии — это знаменитая Трасека (транспортный коридор «Европа — Кавказ — Азия»), проект Евросоюза строительства железной дороги Баку-Нахчыван и Ереван-Джульфа, а также прокладка фиброоптической телекоммуникационной сети вдоль этих маршрутов. Все эти проекты упираются в неприсоединение Армении к европейским проектам, либо на позицию армянской общины в Грузии в Самцхе-Джавахете. Азербайджан муссирует это неприсоединение Армении постоянными претензиями не только по Карабаху, но по другим вопросам, в частности, по закрытию Мецаморской (Армянской) атомной электростанции.
Предположим, что-то произошло в Азербайджане, Азербайджан пошел навстречу западным требованиям, мы в итоге получаем, что Россия полностью теряет все рычаги влияния, потому что транспорт, энергетика, коммуникации будут идти в обход России, без участия России, вдобавок все это будет сопровождаться физическим отрывом Армении от союза с Россией. Вопрос Нагорного Карабаха один из тех, которые лучше решаются, если решаются очень и очень в неспешном временном режиме.
«Лукойл» в Азербайджане. «Лукойл» вышел из азербайджанских проектов, Азербайджан попугал санкциями, а потом отпустил «Лукойл» с миром. Международное сообщество, которое работает с Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР, вице-президент сын Гейдара Алиева Ильхам Алиев), объединено в консорциум «АМОК». «Лукойл» был один из важных участников, потому что за ним стоит нормальная советская геологоразведка и опыт работы на азербайджанском участке советских времен. За «Лукойлом» стоят реальные деньги и реальный интерес. В прошлом году после объявления вице-президента «Лукойла» Равиля Маганова о выходе Лукойла из ряда азербайджанских проектов (в первую очередь речь идет об «АЧГ», Азери-Чираг-Гюнешли), стал вопрос, а что дальше делать.
У ГНКАР нет денег, ГНКАР погрязла в долгах, помимо «Лукойла» из проекта ушли шотландская Ramco, американская Frontiera, приостановила участие Chevron Texaco. На этой же позиции приостановления участия без выхода стоит турецкая компания TPAO. Таким образом, «Лукойл» просто обозначил для России то, что международное сообщество не верит в реальность увеличения транспортировки нефти из Азербайджана, в то, что с помпой открытое строительство нефтепровода «БТД» (Баку-Тбилиси-Джейхан) будет завершено в срок, поэтому и уходит из этих проектов.
Общий итог важен, то, что международное сообщество даже объединяя западные нефтяные компании без участия россиян рассчитывать на успех не может. Просто этим обозначено отношение России к «Баку-Тбилиси-Джейхану». Там проблема — «БТД» выгоден прежде всего Грузии и Турции, поскольку из Новороссийска могут ходить танкеры 100-150 тысяч тонн, а их Джейхана будут идти океанские танкеры 300 тысяч тонн, то есть, несопоставимо (первые не пойдут в трансокеанские перевозки). Плюс не надо проходить Босфор и Дарданеллы, так как эти турецкие проливы, конечно, будут закрыты со временем или затруднены для российского нефтяного экспорта. Причем это безусловно, это уже со стороны турков подчеркнуто и обозначено.
В то же время, если бы Россия вошла в «БТД», куда ее приглашает Шеварднадзе и Алиев, Россия бы никаким образом не смогла удержать дальнейший уход кавказских стран под влияние других стран, в случае «Баку-Тбилиси-Джейхана» речь идет о США.
«Лукойл» не потерял влияния в Азербайджанской Республике, он не потерял влияния на азербайджанскую диаспору в России, не закрыл за собой дверь, не потерял в смысле бизнеса, потому что все усилия перенаправил в казахский сектор Каспия, получив поддержку президентов России и Казахстана. «Лукойл» при уходе из азербайджанских проектов во всех смыслах выиграл.
Ввод энергопроизводящих мощностей в Азербайджане. Основная экономическая проблема Азербайджана тесно связана — это нефть и электричество. Хозяйство развалено и что важно, на фоне растущих экономик других стран СНГ уже третий год подряд в Азербайджане продолжает падать и собираемость налогов и общее производство.
Основная проблема этого падения это не только неразворачивание нефтяных проектов, но и отсутствие энергопроизводства. ГНКАР, которая фактически тянет экономику, позволяет не развалиться хозяйству страны, ей должны различные компании Азербайджанской Республики больше 100 триллионов манатов — это намного больше 2 млрд. долларов. Для слабой азербайджанской экономики долг в 2 млрд. долларов перед одной государственной компанией — это конечно, немыслимая ситуация, она не может долго продолжаться. Из этого долга около 5 триллионов манатов — это долг «Азерэнерджи», запомним этот факт. И «Азеригаз», уже намного меньше. Все остальные долги размазаны, фактически долги перед ГНКАР со стороны азербайджанских государственных и частных компаний очень четко обозначают структуру экономики Азербайджана. Структура экономики, висящая на долгах перед монополистами.
Производство электроэнергии, возможность наращивания этого производства связана с ГРЭС «Северная», которую финансируют японцы. Они очень активно вкладываются в Азербайджан, не только в нефть, хотя в нефть в первую очередь, но и в инфраструктуры, и в частности, в электричество. Они проплатили строительство и установку парогазовых блоков на ГРЭС «Северная», причем, Россия от этого выиграла, потому что так или иначе она участвовала в этом контракте в качестве одного из исполнителей. Тогда японцы дали 200 млн. долларов. Сумма показывает, что электричество для Азербайджана не менее ключевой вопрос, чем нефть. Общая сумма проектов в этой отрасли составляет около 600 млн. долларов. Сам Азербайджан не способен привлечь такие деньги.
Другие проекты, которые могут нарастить энергопроизводство, без которого экономика просто развалится — это две Сумгаитские ТЭЦ, Бакинская ТЭЦ-1, 9-й энергоблок Азербайджанской ГРЭС, Али-Байрамлинская ГРЭС. Там проекты мельче, во-вторых, плюс они в меньшей степени готовности. То есть, ГРЭС «Северная» ключевой проект — там достаточно денег и можно уже все достроить. 9-й энергоблок Азербайджанской ГРЭС важен для корпорации «Азералюминиум».
Здесь встает вопрос такой, что для решения этого вопроса обеспечить энергопроизводство, чтобы экономика начала оживать, Россия может сыграть очень большую роль, потому что ряд западных и исламских финансовых институтов — это Вест-Дойч Ландесбанк, это Фортебанк, могут быть и другие источники из исламских стран и из европейских стран, они могут вкладываться в Азербайджан только в случае политической стабильности и гарантий со стороны России. То есть, финансовые институты, которые не могут рисковать своими деньгами, и естественно, должны думать о возврате денег, четко обозначают, что без гарантий России привлечь достаточно инвестиций в ключевые отрасли азербайджанской экономики, прежде всего, в нефть и электропроизводство не получится.
В то же время, если Россия будет в этом участвовать своими финансовыми институтами, или хотя бы политической поддержкой со стороны государства, этот вопрос может решаться успешно. Тогда уйдет и жесткая позиция Азербайджана по требованию по закрытию атомной станции в Армении, потому что если Россия будет участвовать в энергетических проектах, хотя бы как гарант или участник инвестиционного процесса, то Азербайджан просто не будет иметь оснований по вопросу Армении жесткую позицию сохранять.
Транспортные проекты в регионе. Практически все каспийские страны в той или иной степени, кроме Казахстана, поддерживают выведение Волго-Дона в качестве открытого для плавания канала, коридора, по которому суда могут ходить свободно, то есть, вывод Волго-Донского канала в качестве международного канала, по которому функционирует Рейн, к примеру. Эта позиция озвучена и турками и азербайджанцами, и туркменами.
Такое требование противоречит законам России о том, что все внутренние водные пути, будь то по озерам или рекам, являются исключительно государственной юрисдикции Российской Федерации и не могут иметь международный статус. За всеми этими вопросами стоят две организации — это ЧЭС (Организация Черноморского сотрудничества) и американцы, которые на уровне ведущих экспертов, работающих по Каспию и по Кавказу, всячески поддерживают, во-первых, требования об открытии Волго-Дона и, во-вторых, транслируют эти идеи непосредственно в уста азербайджанцев по линии вышеперечисленных оппозиционных политиков.
Это требование сейчас неактуально, но может иметь очень негативные последствия для России. В случае необходимости эскалации ситуации вокруг Грузии, вопрос нежелания России открывать Волго-Дон для международного прохода без осмотра (сейчас суда ходят соответственно российскому законодательству) может служить грубым PR аргументом против России.
Здесь Азербайджан может быть одним из самых последовательных сторонников российской позиции. Азербайджан единственный в регионе обладает достаточным флотом малых танкеров. Малыми танкерами доставляются нефть из Каспия в Азов и Черное море, там уже перегружаются на большие танкеры. Казахстан, который основной добытчик нефти, он малых танкеров не имеет, Иран имеет очень ограниченный флот, а Азербайджан получил советский корабельный состав. Руководители азербайджанских транспортных компаний всегда подчеркивали на Координационном транспортном совещании СНГ (КТС СНГ), других транспортных объединениях постсоветского пространства, что нынешний режим национального суверенитета России над Волго-Доном полностью устраивает, они его полностью признают.
Этот вопрос, который не требует ни денег, ни изменения позиции, ни уступок со стороны азербайджанцев, вполне может быть одним из ярких позитивных вопросов. Вопрос поднимается, что есть такие претензии необоснованные на статус Волго-Дона, и Азербайджан полностью поддерживает Россию по этому вопросу.
Следующий транспортный проект — Трасека, которая задумывалась, как коридор в обход России, в отличие от стран СНГ в Европе об этом пишут прямо. О целях этого коридора, то есть, о целях увести транспортный поток от России через Грузию, Армению, Азербайджан, Иран, Туркмению, Казахстан и т.д. Хотя большая часть транспортных компаний и транспортных чиновников понимает, что коридор Трасека, во-первых, губителен для приоритетного для России коридора «Север-Юг», во-вторых, он и политически и экономически отрывает ключевые для России Таджикистан, Киргизию и другие страны из под влияния России. Если грузы доставляются автотрейлерами, паромами через Каспий и дальше опять трейлерами в Киргизию, Таджикистан. То зависимость от России, конечно, резко сокращается.
Но на официальном уровне Россия отношение к Трасеке не озвучивала ни позитивного, ни негативного. При этом в коридор вовлечены практически все страны союзники России. Казахстан в первую очередь и другие страны. Этот проект действует, что важно. Он уже привел к тому, что сейчас грузы идут по Трасеке, не смотря на тяжелую ситуацию на Кавказе. Этот проект уже достаточно отработан и привел к тому, что сейчас наиболее интересные грузы, непосредственно из Европы, стран Центральной Азии автомобилями, идут не через Россию. Таким образом Азербайджан заинтересован в Трасеке, фактически является ключевым для этого проекта. Грузия, Азербайджан — это единственные две страны, которые коридор не может обойти. Можно говорить об Армении и Иране, других путях, а Азербайджан и Грузию обойти невозможно.
В то же время у Азербайджана есть другая транспортная проблема, которая могла бы улучшить позиции по Трасеке, это их желание восстановить путь через Джульфу и Астару. В советское время основной объем грузов из Южной Азии через Россию в Европу и в Россию шел через железнодорожную станцию Джульфа, и в меньшей степени от станции Астара, и дальше от Астары автотранспортом по иранской территории. Тогда объем грузов был 2-3 млн. тонн по этой части пути.
Сейчас такой объем — это объем всего коридора «Север-Юг». Даже эти цифры обманчивы, потому что основную часть составляют не транзитные грузы и грузы на дальние расстояния, а грузы на короткие расстояния внутри региона, которые приписывают к коридору.
Азербайджан сильно заинтересован, чтобы снова начало действовать сухопутное плечо коридора «Север-Юг», и естественно, что без России и Ирана это невозможно в принципе.
Когда министр транспорта Азербайджана проводил переговоры с министром транспорта Ирана, то иранцы, обосновывая нежелание инвестировать в это сухопутное плечо, в немалой степени ссылались и на Россию. Даже в двусторонних переговорах иранцы придерживаются и ставят в качестве фактора необходимость учитывать российский интерес. Это плюс в сторону Ирана и в сторону России, потому что это значит, что она реально влияет.
Вопрос Трасеки мог бы быть затронут таким образом, что Россия при определенном изменении позиции Азербайджана по транспортным проектам (без упоминания конкретно Трасеки) может начать рассматривать восстановление грузотранзита через Джульфу и Астару, и Азербайджан наверняка примет очень хорошо. Это не сильно напряжет российские Минтранс и МПС, потому что вопрос долгий для решения, но также подчеркнет ориентацию Азербайджана на союз с Россией и странами ЕврАзЭС.
Включение в состав сопровождающей делегации. Кто может поучаствовать в поездке в составе делегации. Основным ставленником со стороны России постоянно называют Аяза Муталибова. Это очень печально, потому что он, будучи действительно искренним последователем и идейным сторонником России, не пользуется никаким влиянием в республике — ни харизматическим, ни политическим, то есть, стоящие за ним партии — это социал-демократы, это партия гражданского единства, они не являются влиятельными, за ними нет людей и за ними нет крупного бизнеса, ни российского, ни азербайджанского. А ведь похоже, что сейчас Россия выбирает «лучшее из худшего» — между Ильхамом Алиевым и Аязом Муталибовым.
В связи с этим общий вывод о преемнике возможен будет, и это не может не заботить такого крупного политика как Гейдар Алиев. Мой вывод достаточно пессимистичен. Я считаю, что в случае, если по тем или иным причинам Гейдар Алиев не сможет исполнять свои обязанности, нет такого сегодня политика азербайджанской национальности ни в Азербайджане, ни в России, который смог бы взять власть в свои руки, и который пользовался бы достаточным влиянием в Азербайджане, да еще бы удержал оппозиционные проамериканские и проевропейские группы.
То есть, на мой взгляд, неминуема сшибка политических групп, за которыми стоят русские, европейцы и американцы. Будет совершенно четкая раскладка по трем центрам силы с вычетом Ирана, поскольку он не пользуется влиянием в республике. В связи с этим можно поставить вопрос о том, чтобы Россия была готова к такому негативному разворачиванию ситуации и не боялась бы этого. Россия понимала бы, что уверения Муталибова и его партнеров, что они способны быстро и надежно взять власть в свои руки — это не более чем уверения.
Россия бы сейчас начала думать о том, кто бы в дальнейшем финансировал российские интересы и свои интересы в Азербайджане. Надо назвать несколько общественных групп, компаний, персон.
Было бы хорошо, если бы из трех структур азербайджанцев в России — это Всероссийский Азербайджанский конгресс (ВАК), это «Азеррос» — центральная национально-культурная автономия азербайджанцев в России, Конгресс азербайджанцев стран СНГ, пригласили представители первой структуры, потому что она целиком представляет интересы российского бизнеса, она в достаточно мягкой позиции по отношению к Гейдару Алиеву и по отношению к преемственности власти в Азербайджане, то есть, у них трезвая позиция, что нельзя дестабилизировать Азербайджан — это не в интересах России.
Три человека, которых можно пригласить в состав делегации от ВАКа:
а) Алиев Мамед Багир Джавад оглы Президент Всероссийского Азербайджанского Конгресса, Заведующий отделом Онкологического Центра Российской Академии Медицинских наук, Лауреат Государственной Премии РФ, доктор медицинских наук. Алиев абсолютно российский гражданин по духу и по всем остальным позициям, это человек, приезд которого не напряжет президента Алиева. Я с этой точки зрения, чтобы приезд людей не вызывал напряженность со стороны президента Алиева.
б) второй человек оттуда же — Нагдалиев Зейнал Сафар оглы, Член Президиума ВАК, исполнительный директор Конгресса, доктор исторических наук.
в) третий человек — председатель российского Исламского комитета Гейдар Джемаль, как минимум из рода карабахских князей Сарджалинских, он в очень хороших личных персональных отношениях с президентом Гейдаром Алиевым, его наличие в составе делегации просто не позволило как-то антироссийски рассматривать проблему Карабаха по определению.
Это три персоны, которые могут представлять азербайджанскую российскую сторону. Теперь по компаниям. В связи с тем, что я считаю, что сейчас несерьезно говорить о преемнике Алиева, что неминуема сшибка трех групп влияния, надо думать, кто может оплачивать российские действия в Азербайджане, не важно под каким углом — вхождения Азербайджана в поле действия экономических норм ЕврАзЭС или еще какие-то. Это, прежде всего, «Лукойл», потому что он ушел из Азербайджана и не закрыл за собой дверь, сохранил нормальные отношения с истеблишментом бакинским. Это «Объединенные машиностроительные заводы» («ОМЗ»), который выполняет различные судостроительные заказы, конечно, имеет большой интерес, чтобы Россия участвовала в строительстве нефтяных платформ на Азербайджанском шельфе. Это ОАО «Совфрахт», который является крупнейшим перевозчиком на Каспии, почти монополистом иранского транзита (по контейнерам из Ирана просто монополист, причем входит в совместные компании и с иранцами, и с казахами). «Совфрахт» имеет очень сильную позицию в Казахстане, что для Азербайджана важно, потому что основное морское плечо азербайджанцев — это паром Баку-Актау. Это второе. Гендиректор «Совфрахта» Дмитрий Юрьевич Пурим регулярно ездит в Азербайджан, отношения хорошие. Естественно, как было подчеркнуто выше, транспортное сотрудничество России с Азербайджаном сдерживает политика, но политика же может и открыть это сотрудничество. Далее это «Роспан», «Славнефть» (я не знаю, кому из двух собственников «Славнефти» достался азербайджанский участок). Это компании-производители энергооборудования из Петербурга, которые могут участвовать за японские, исламские деньги в переоснащении, в строительстве, в модернизации азербайджанских энергопроизводящих мощностей.
Общий вывод — нельзя ставить «против Алиева». Россия не должна ставить на антиалиевские силы, потому что это просто усилит влияние Европы и США и ослабит влияние России. России надо думать, что делать в случае ухудшения политической ситуации в Азербайджане. Быть готовой к этому. Россия сейчас может воспользоваться тем, что Европа и США по ключевым для Азербайджана проблемам занимают жесткую позицию и обозначить два момента — готовность обеспечить политическую преемственность курсу президента Гейдара Алиева и готовность пойти навстречу по энергетике и транспортным проектам. Тогда можно говорить и о большем — о вхождении Азербайджана в качестве наблюдателя в ЕврАзЭС.