ФОТО: :
Эксклюзивное интервью АМИ Новости-Азербайджан с известным российским политологом, руководителем службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества (РФ) Александром Собяниным:
— Как вы считаете, насколько объективно предположение о том, что одной из главных причин неразрешенности региональных конфликтов (в том числе карабахского, абхазского, южно-осетинского) является отсутствие четкой, сбалансированной политики РФ на Кавказе?
— К сожалению, у России нет единой, скоординированной политики на Кавказе. Есть различные российские действия, которые отражают интересы той или иной российской политической силы. На примере признанной Россией Республики Абхазия мы можем видеть, что когда избиратели противятся грубому российскому вмешательству, а политическая элита отказывается идти на радикальное обострение, то в итоге хорошо и Абхазии, и интересам самой же России в российско-абхазских и российско-грузинских отношениях.
Нынешний глава Абхазии Александр Анкваб получил мандат абхазского народа на равноправный диалог с Москвой, и именно поэтому, чувствуя за собой твердую поддержку народа, Анкваб является надежным политическим партнером России и любой другой страны, имеющей интересы в Абхазии.
Что касается конкретно нагорно-карабахского конфликта, то даже с учетом нынешней ситуации в зоне конфликта, вероятность новой карабахской войны минимальная, так как вижу в Баку ответственную политику и взвешенность большинства стратегических решений.
— Вы сказали, что общество и элиты Кавказа и Средней Азии пребывают в некотором заблуждении, и в некой эйфории. Что вы имели в виду?
— Эйфория связана с тем, что прошла по всей планете волна финансового и экономического кризиса, которая на постсоветском пространстве началась в 2007 году с Казахстана, а позже перекинулась на Россию и страны Кавказа. В целом, с этой волной практически все справились, и даже сделали для себя вывод, что с кризисом можно бороться, и при кризисе можно дальше жить и развиваться.
Почему это заблуждение, большая ошибка? Кризис прошел потому, что именно масштабность проблемы предопределяет то, что кризис будет идти волнами, накатами. И что следующая волна будет еще больше, и пока ключевая страна мира, а у нас она одна-единственная, и это Америка, не решит, что экономика той или иной страны должна быть приговорена, или может сопротивляться кризису, брать кредиты и реструктурировать экономику, и т. д.
Печатный станок мировой валюты у США, все остальные валюты вторичны к доллару, а экономики зависимы от американской экономики.
Эта эйфория успокоения элит обманная, по сути, является уколом забвения от реальной правды, в результате чего в наших постсоветских странах возник такой весьма неместный по нынешним временам, но в то же время очень понятный с психологической точки зрения феномен, как восприятие нынешних времен началом некоего золотого века.
Предельно далеко по этому пути пошли казахи, поскольку устами президента Казахстана Нурсултана Назарбаева было объявлено о том, что начинается новый золотой век казахского государства и казахской нации. Но казахи лишь первые, также по этому пути идет Армения, и многие другие страны.
Как ни странно, Белоруссия — наиболее благополучная из всех стран постсоветского пространства — не присутствует в этом списке аутопсихотерапии, но та же Россия присутствует там потому, что в России также есть некое преувеличенное мнение о том, что впереди хорошие времена, Путин всех недругов победил в 2012 году и «всё будет хорошо». Хорошо не будет, а время подготовиться к тяжелым временам будет упущено.
— Скажется ли двойственный подход Армении в вопросе евразийской интеграции в вопросе участия в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве на армяно-российских отношениях?
— Я думаю, двойственность Армении в этом вопросе никак не отразится на армяно-российских отношениях, ни плохо, ни хорошо. Потому что невнятная политика не может привести к чему-то хорошему, или к чему-то плохому. Я недавно давал интервью казахской «Свободе слова» и московским «Новым известиям» по поводу Евразийского союза, где обозначил, что Россия поступает нечестно в отношении своих ближайших союзников, и в первую очередь, в отношении Казахстана и Белоруссии, а во вторую очередь — Армении, Киргизии и Таджикистана, когда говорит, что евразийская интеграция носит исключительно экономический характер и не направлена на политическую интеграцию.
Я думаю, что обманывать народы там, где уже начались проблемы, и тем более там, где пролилась кровь, допустим в Таджикистане и Киргизии, просто невозможно.
Ведь политики и люди видят, что у России отношение к Евразийскому союзу не вполне честное. Так как говорится одно, а имеется в виду и делается в реальности другое. Не озвучивается то, что России Евразийский союз нужен для того, чтобы просто выжить, поскольку существует ряд глобальных экономических и военно-политических вызовов, с которыми России было бы тяжело, почти невозможно справиться в одиночку. И вот эта простая истина не оглашается, что и способствует созданию пространства домыслов, и плохой для нас интерпретации в странах ближнего зарубежья того, чего на самом деле хочет Россия, и какова ее позиция.
Мне кажется, в 2013 году России все же придется начать открытый, честный и взаимоуважительный диалог со своими евразийскими союзниками. Только в этом случае к тройке РФ-РК-РБ будут присоединяться другие страны. И я думаю, что помимо трех стран, в Евразийский союз войдут другие страны, в последовательном порядке, четвертой будет Киргизия, затем Армения и Таджикистан, эти две страны где-то близко по времени, но лишь после Киргизии. И только после горных Киргизии, Армении и Таджикистана может пойти речь о столь крупных странах, как Азербайджан или Узбекистан, и тем более о еще более крупной Украине.
Вольная интерпретация понятия «что такое политика России» способствует появлению конкурирующих между собой армяно-российских, таджикско-российских, казахско-российских групп.
Почему нужна честная союзная политика? Потому что именно то, что Москва говорит одно, а проводит совсем иное, позволяет отдельным силам, небольшим политическим силам в странах ближнего зарубежья, манипулировать политикой такой большой страны, как Россия.
Евразийский союз и Армения в этом союзе — это вопрос предопределенный и неизбежный. Думаю, помешать этому может только оранжевая революция в Армении, которая может произойти и привести к потере ее суверенности.
— Если Армения не застрахована от «оранжевой угрозы», хотелось бы узнать, при каком сценарии это может сработать?
— «Оранжевые революции» в Армении возможны только в том случае, если в Вашингтоне решат, что надо убрать Саргсяна, а Россия в этом вопросе будет не способна что-либо изменить. Нельзя забывать, что успешные «оранжевые революции» во всем мире способно планировать и организовывать лишь одно государство, единственный на сегодня глобальный Гегемон.
У России же другие методы и подходы, скорее охранительного характера. Ввиду фактора Ирана я не думаю, что в Вашингтоне дадут старт организации «ненасильственного демократического свержения» Сержа Саргсяна.
Скорее, после победы Запад будет побуждать Саргсяна, усилить вектор в сторону ЕС и НАТО и притормаживать евразийско-интеграционный вектор Армении. Но надо понимать, что для той же Франции признание геноцида армян в Османской империи носит спекулятивный характер продвижения французских геополитических и геоэкономических интересов в Каспийско-Среднеазиатском регионе, в котором нельзя работать, не имея твердую опору на Кавказе. А Россия была и останется всегда для Армении близкой страной.
— По вашим оценкам, общая динамика напряженности на Южном Кавказе в текущем году будет спадать, или в силу каких-то факторов воздействия она может усилиться?
— Будет усиливаться напряжение, будут усиливаться вызовы. Начинающийся 11 февраля 2013 года «Год Черной змеи» для России не будет ни простым, ни рядовым. Вспомним другие «годы змеи» — 1905, 1917, 1929, 1941, что они значили для России/СССР. Предыдущий «год черной змеи» 1953 также не нуждается в комментариях.
Если же перейти от космических циклов к политическому анализу, то можно сказать: не для того столько сил США, Катар, Саудия, страны Евросоюза вложили в вал «арабской весны, чтобы этот вал остановился на рубежах Сирии или даже Ирана.
Вал революций и смен режимов перевалит через горы, мы увидим раскачку ситуации в Средней Азии, на Кавказе.
На Кавказе точки конфликтности обозначены — это инспирируемый извне адыго-черкесский вопрос на Северном Кавказе, в меньшей степени актуальности — это Карабах, это фантазии возможности реванша Грузии по сворачиванию независимости Абхазии и Южной Осетии, это растущее внутриполитическое противостояние в Грузии.
— Могут ли произойти «арабские революции» в ближайшем будущем в странах СНГ?
— Да, могут. Причем, не только в смысле «оранжевости» они могут быть «арабскими», но и в смысле уровня насилия. Достаточно вспомнить те же примеры 1905-го, 1917-го, 1993-го годов. Разные ситуации, разные результаты, но велико насилие. Здесь многое будет зависеть от того, как быстро будут спадать с глаз руководства стран СНГ искажающие линзы самоуспокоения и самоуговаривания, что вокруг все хорошо, а будет еще лучше, и долгий золотой век счастья и благополучия якобы впереди.
Самый важный вопрос для стран СНГ — вопрос власти в России. Повалится Россия — никому мало не покажется, за нынешними границами не отсидеться. А Россия не повалится, а будет укрепляться, «сосредотачиваться», но лишь при условии начала большой чистки элиты и пересмотра общественно-политической идеологии, последнее же невозможно без реабилитации Советской эпохи.
— Какими вы находите азербайджано-российские отношения с учетом недоговоренности в вопросе Габалинской РЛС?
— Давайте разделим два таких разных вопроса, как вопрос Габалинской РЛС, СПРН и СККП «Дарьял У», и двусторонних отношений наших стран.
В основе недоговоренности лежало то, что этот вопрос был выставлен Баку в качестве торга с Москвой. Габала была политическим флагом, символом того, что Азербайджан и РФ не хотят жестко конкурировать в военном вопросе и продолжают рассматривать взаимопонимание в военной сфере, несмотря на натовскую ориентацию Азербайджана. Но никакой критической технической и стратегической необходимости в Габале не было, во всяком случае, после ввода новых РЛС непосредственно на территории РФ.
Для России Габала не имеет столь важную значимость, которую ей придают азербайджанские переговорщики, и я думаю, что при желании президента Ильхама Алиева сохранить стабильный диалог в военно-технической сфере, возможен и пересмотр российского решения.
В противном случае, объект прекратит свое существование, и в этом ничего страшного для безопасности России не будет. Россия закрывала объекты противокосмической обороны в Казахстане, Украине, и в случае Азербайджана не будет ничего экстраординарного.
— Как вы видите место Азербайджана в евразийской интеграции?
— Говоря о наших политических и экономических отношениях, я бы хотел поддержать позиции тех азербайджанских аналитиков, которые говорят о необходимости присутствовать хотя бы наблюдателями в Евразийской комиссии и смотреть на идущую интеграцию Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Полагаю, что в этом вопросе Азербайджану не стоит спешить в принятии однозначных решений, а пока достаточно присмотреться к происходящему вокруг ТС, ЕЭП, других евразийских структур и объединений.
Присматриваться и планировать свои инициативы, готовить свои предложения, не нужно уходить от диалога. Я уверен, что Азербайджан в лице правительства АР мог бы начать диалог с Евразийским банком развития, позиция которого очень многое определяет, и ЕАБР никогда не отказывается от диалога с правительствами, госбанками и госфондами тех стран постсоветского пространства, которые входят в ЕврАзЭС, а не только ТС и ЕЭП.
— Вы полагаете, что в отношениях Азербайджана и России все достаточно благополучно, не считая Габалы?
— Касательно двусторонних отношений между нашими странами, я вижу один аспект, где мы просто очень сильно не дорабатываем, хотя непреодолимых политических препятствий нет. Это аспект прямого диалога приграничных регионов, т.е. приграничного и межрегионального сотрудничества в европейском понимании, а регулирование приграничного сотрудничества в России базируется на европейских подходах.
Я имею в виду, не в прямом понимании, что разговор между субъектами РФ и регионами Азербайджана может вестись по поводу общей границы и межгосударственного сотрудничества, ведь это компетенция МИДов АР и РФ. А в европейском понимании, так как в Евросоюзе отдельные регионы стран могут налаживать экономические и культурные отношения с различными регионами любой страны, в том числе не входящей в Евросоюз.
И в этом смысле у нас остался еще большой не востребованный потенциал, который должен вестись не через МИДы Российской Федерации и Азербайджанской Республики, а непосредственно администрациями регионов наших стран на уровне субъектов РФ и АР, а также на муниципальном уровне отдельных городов и районов.
Согласно статистике, азербайджанцев в России не менее 3,5 миллионов человек, что также является достаточно серьезным фактором, который может быть использован не в качестве противостояния, а как диалог для сближения, с учетом того, что в РФ можно достаточно мобильно нарастить экономическое и культурно-общественное сотрудничество, причем на уровне субъектов РФ достаточно быстро.
И я бы сказал, что потенциал межрегионального сотрудничества был не задействован, возможно потому, что просто до сих пор недооценивался. МИДы наших стран, конечно же, не смогут организовать этот процесс, так как он слишком сложный и детальный в местных частностях, и этим вопросом должны заняться сами регионы. Те регионы РФ, которые активно работают с регионами других стран, имеют ощутимый вклад от внешнеэкономической деятельности в ВВП своего региона на уровне 15-17%, и это потенциальный вклад приграничного и межрегионального сотрудничества. Все упирается не столько даже в объективные экономические предпосылки, сколько в инициативность самих субъектов — в РФ по доле ВЭД в региональном продукте лидируют такие регионы как Белгородская (в отношении Средней Азии) и Свердловская области, которая вообще не имеет выхода к государственной границе РФ.
Думаю, пока кто-то призывает к противостоянию в торговле, чтобы азербайджанцы и русские друг друга опасались, если регионы и отдельные города Азербайджана начнут вот эту активность и инициативу по выстраиванию экономических, общественно-культурных связей, мы все очень сильно выиграем, и Азербайджан, и Россия.
— По ситуации на Ближнем Востоке. На ваш взгляд, в каком ключе будет решаться вопрос о сроках завершения действий в Сирии?
— Если Башар Асад продержится до середины весны 2013 года, то он может вообще удержаться у власти. Т.е., вопрос о сроках завершения действий в Сирии очень непредсказуем, потому что непредсказуем сам итог. После судьбы Муаммара Каддафи и Ливийской Джамахирии у России, Китая, Ирана, ряда других стран не осталось иллюзий ни в отношении возможной «политической и физической» судьбы свергаемых авторитарных правителей, ни в отношении стран, где происходят такие «оранжевые революции».
Не будут щадить ни правителей, ни народы и страны. Сейчас меняют уже не элиты у власти, а меняют сами страны. В 2013 году будут происходить попытки «оранжевых революций» с исламистским, национально-сепаратистским и регионально-сепаратистским содержанием на пространстве бывшего Советского Союза, в Африке, в Азии, в Латинской Америке.
Так что, к лету следующего года будет не до Сирии, которой сейчас надо держаться, держаться крепко — ведь из «оранжевых революций» не менее половины так и остаются лишь неудачными попытками. Вопрос же удержания Башара Асада — вопрос, прежде всего к нему самому и сирийским генералам, как скоро они будут овладевать всем спектром действий искусства «малой войны», поскольку без полного уничтожения боевиков «демократической оппозиции» в городах Сирийской Арабской Республики Башар Асад потеряет поддержку населения.
— Как будет действовать Запад в отношении Ирана? И чем могут быть чреваты последствия для Азербайджана и РФ, при критическом исходе ситуации?
— В случае Ирана надо разделить Запад на США и Европу. Чтобы США взяться за Иран, нужно сначала подставить Израиль под искушение начать агрессию против Ирана, либо побудить какие-нибудь арабские страны начать агрессию против Израиля. Нужно дестабилизировать постсоветскую Среднюю Азию, чтобы связать руки России. Нужно дестабилизировать пакистанские Белуджистан, Территорию племен федерального подчинения и Северо-Западную пограничную провинцию, чтобы нейтрализовать возможную помощь Китая. А любая из этих задач непростая, требует времени и неочевидна по своим результатам. Нужно американцам last but not least, чтобы страны Евросоюза активно участвовали бы в агрессии против Ирана, а они к этому после Ливии и Сирии совсем не готовы. Не думаю, что в ближайшие полгода, а то и весь 2013 год, вопрос агрессии США и НАТО против Исламской Республики Иран актуален. Но из сказанного вытекает, что для РФ и Азербайджана есть вполне серьезные угрозы и вызовы, более актуальные и реальные, чем нескорая агрессия США против Ирана.
— Как среагирует Россия в случае начала большого регионального конфликта на Ближнем Востоке?
— Россия будет вынуждена принять любой окончательный итог конфликта в любой из стран Ближнего Востока. Россия сейчас слаба в политическом, военном отношении, недостаточно сильна в экономическом отношении, чтобы питать иллюзии по поводу своей роли на глобальном планетарном уровне. В то же время у России нет никаких шансов на то, чтобы само изолироваться на глобальном уровне и сосредоточиться лишь на собирании земель евразийских. России просто никто не даст такого шанса на спокойную евразийскую интеграцию.
На военно-политическом уровне пришло понимание, что мы не можем бросить Сирию, Иран на произвол судьбы. Если не помочь Сирии и Ирану оружием оборонительного назначения и опытными военными советниками, то война очень быстро придет непосредственно на Большой Кавказ, в Ферганскую долину, в Таджикистан и Киргизию, где у России стоят крупные военные базы.
Экономические санкции не являются достаточными, чтобы сломить политическую волю аятолл и иранского общества. Пока даже военные союзники США в лице Республики Корея и Японии не готовы прекратить покупку иранских углеводородов, не говоря уже о том, что северные сухопутные пути вывоза углеводородов и завоза промышленной продукции остаются, и всегда будут оставаться вне военного контроля США. Более того, факт того, что президент Барак Обама назначил новым главой Чака Хейгела, а главой ЦРУ Джона Бреннана, означает, что Обама на новом сроке своего правления продолжит курс, где демократическая оранжистская по духу политическая риторика никак не мешает проводить в мире realpolitik продвижения американских интересов.
Мы это видим, например, в области военно-технического и атомного сотрудничества США с Индией, видели по достаточно взвешенной позиции США на Кавказе во время войны 08.08.08, видим по военному невмешательству США в Сирии и Иране.
— Полагаете, что Ирану грозит внутриполитическая дестабилизация?
— Я думаю, что Ирану грозит только внутриполитическая дестабилизация. Именно поэтому США сосредоточат подрывную работу на подготовке «оранжевой революции» в Иране. Но я бы хотел акцентировать внимание на другом моменте. Вопрос свержения режима аятолл в Иране не является для глобальной геостратегии США ключевым — ни в геополитическом, ни в геоэкономическом смыслах. Поэтому, если режим Башара Асада в Сирии и режим правящих аятолл в Иране удержатся, то США спокойно примут и такие итоги. Для американцев значение Китая, Индии, Евросоюза, Евразийского союза на нашем постсоветском пространстве намного выше, намного важнее.
Опубликовано: Новости-Азербаджан: