КАРТИНА: Верещагин В.В. Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1874-1876)КАРТИНА: Верещагин В.В. Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1874-1876).

Опубликовано: Фунчок Стобдан. В Индию через Китай [нефтепровод из Синьцзяна в Индию через Каракорумский перевал и гималайский регион Ладакх] // Эксперт-Казахстан. № 2 (04). 02.02.2004.

Фунчок Стобдан

В силу сохраняющейся нестабильности в Афганистане Индия отрезана от углеводородных ресурсов Центральной Азии. Между тем, «мостом» в энергетическом сотрудничестве между Индией и Казахстаном может стать Синьцзян.

Для стран Центральной Азии, в частности для Казахстана и Кыргызстана, очень важно установить транспортное сообщение с Индией, альтернативное маршруту через Афганистан и Пакистан.

Китай и Индия, испытывающие энергетический голод, активно ищут новые источники углеводородов, необходимые для поддержания экономического и промышленного роста. Китай уже получил доступ к центральноазиатским и каспийским энергоносителям и обеспечил будущие поставки, но Индия все еще отрезана от них из-за нестабильности в регионе. Несмотря на географическую близость, продолжающийся конфликт в Афганистане и напряженность в отношениях между Индией и Пакистаном препятствуют установлению надежного транспортного сообщения со странами Центральной Азии.

 

Пример с Китая

Как и в Китае, собственные ресурсы Индии не позволяют удовлетворить внутренний спрос на нефть. Страна импортирует более 70% энергоносителей, что держит в постоянном напряжении валютные запасы страны. Подобная проблема стоит и перед Индией. В настоящее время 80% нефти поставляется в Индию морем из стран Ближнего Востока и с индийских шельфовых скважин.

Очевидно, что Индии необходимо рассмотреть китайский вариант укрепления энергетической безопасности. С тех пор, как Китай стал импортировать нефть в 1993 году, China National Petroleum Corporation (CNPC) разработала несколько основных схем увеличения поставок углеводородов с целью укрепления экономического роста. С 1997 года Китай является одним из стратегических участников международных нефтяных операций, подписав многомиллиардные соглашения о разделе продукции, вложив значительные средства в разработку месторождений в Центральной Азии, разработку планов строительства международных нефтепроводов, связывающих китайские экономические центры с крупными нефтегазовыми месторождениями. Китай стремится обеспечить альтернативные маршруты и поставки углеводородов не только в интересах текущей стабильности, но и для установления долгосрочного энергетического баланса.

C 1997 года Индия также начала предпринимать шаги, цель которых — обеспечить доступ к каспийским и среднеазиатским запасам энергоносителей. Но принятые меры пока не дали результатов. Так, маршрут, проходящий через Афганистан, вряд ли может быть осуществлен в обозримом будущем: американские нефтяные гиганты более не выказывают интереса к афганскому нефтепроводу. Проекту строительства нефтепровода по маршруту Туркменистан-Афганистан-Пакистан, недавно разработанному Азиатским банком развития, вряд ли суждено стать реальностью по ряду технических и политических причин. Другой вариант, обсуждавшийся с участием Индии в течение 12 лет и предусматривающий прокладку трубопровода по территории Ирана, также маловероятен. Многочисленные препятствия мешают и осуществлению операций замещения — СВОП — с Ираном.

В настоящее время единственный, во всяком случае, сегодня, выход для Индии — это вписаться в китайские нефтяные проекты. К таковым относятся: газопровод из Сибири в Китай, трубопроводы из Казахстана в китайскую провинцию Синьцзян, «Энергетический Шелковый путь» — проект строительства экспортного трубопровода из Туркменистана в Китай, над которым китайцы работают с начала 90-х годов.

 

Вместе с Китаем

Ставку в своих международных проектах Китай делает на разработку энергоносителей Таримского бассейна. Он расположен в самом сердце Синьцзян-Уйгурского автономного района и является крупнейшим месторождением нефти и газа на суше в мире. Его площадь превышает площадь Франции и составляет 560 тыс. кв. км. После открытия в 1988-89 годах месторождений Луннань и Тажонг-1 в пустыне Такла-Макан в Китае было создано Бюро по разведке и разработке нефтяных запасов Тарима.

Кроме того, Китай делает упор на комплексном развитии транспортной инфраструктуры между синьцзянскими нефтяными месторождениями, Центральной Азией, Россией и промышленными центрами на востоке Китая. Это значит, что трубопроводы, проходящие через центральноазиатский регион, будут соединяться с центрами нефтегазовой промышленности бассейна Тарима в Китае.

С 1993 года Китай открыл Таримский бассейн для международных компаний, поскольку у китайской стороны недостаточно собственных ресурсов для создания необходимой инфраструктуры. Между тем, маршрут трубопровода из центральноазиатского региона в Синьцзян и разработка Таримского бассейна выгодны для поставки энергоносителей из Казахстана в Индию, тем более, что данный бассейн находится недалеко от индийской границы.

 

Выход

Синьцзян располагается к северу от Индии и граничит со штатом Джамму и Кашмиром, а также является стратегическим регионом для укрепления экономических связей с новыми независимыми государствами Средней Азии.

Исторически у Индии существовали прочные торговые отношения с Синьцзянем. Большая часть торговых потоков шла из Пенджаба через Кашмир и Ладакх в Синьцзян. Маршрут, носящий название «Расширение Шелкового пути» (РШП), был особенно популярен во время британского колониального господства. Британские власти использовали торговлю как важный канал обеспечения своих интересов в регионе и противодействия влиянию царской России и Китая. Лех, столица Ладакха и штаб-квартира Британского комиссара, был основным узлом караванной торговли. Именно там торговцы из Центральной Азии, в частности Синьцзяна, и их партнеры из Кашмира и Пенджаба заключали свои сделки.

Экономическое и политическое присутствие Индии в Синьцзяне было активным до 1954 года, когда Индии пришлось закрыть свое консульство в Кашгаре. Отрезок РШП из Ладакха в Синьцзян закрыт уже в течение сорока лет после индо-китайского конфликта 1962 года, но, тем не менее, он продолжает оставаться кратчайшим маршрутом, соединяющим Индию и центральноазиатский регион — лишь узкий участок юго-восточного Синьцзяна отделяет Ладакх от Таджикистана и Кыргызстана.

Маршрут РШП проходит по долине Нубра (Индия) к Даулет-Бег-Олди (СУАР КНР), также известного как Каракорумский перевал, напрямую соединяя Ладакх и Синьцзян в обход спорных территорий Кашмира, оккупированных Пакистаном, и долины Шкыс-куум, переданной Пакистаном Китаю.

Для Индии очень важно участвовать в совместных нефтяных проектах, которые Китай ведет с государствами Центральной Азии и Россией. Отношения между Россией, Китаем и Индией в области разведки нефти и строительства трансазиатских трубопроводов станут залогом обеспечения комплексной энергетической безопасности Азии. Это поможет установить энергетический баланс в долгосрочной перспективе и в то же время послужит основой для строительства многополярной международной системы, необходимой для глобальной безопасности.