Опубликовано: ИА Столетие.
Икрам Сабиров
Стойкое ощущение дежа вю не покидало меня при чтении сообщений российских средств массовой информации о некоем «прорыве», произошедшем на Петербургском международном экономическом Форуме в отношениях между Москвой и Эр-Риядом. Почти пятьсот саудовских чиновников и бизнесменов во главе с принцем Мохаммедом бин Салманом, министром обороны и фактически третьим лицом в нынешней династической иерархии Королевства, прибыли на «российский Давос». И встретили там самый восторженный прием почтенной публики, тут же провозгласившей данный визит сенсацией.
Ну а когда косяком пошли сообщения, что саудиты и российская сторона начали подписывать некие соглашения, то отечественные энтузиасты из информационной обслуги форума окончательно утратили сдержанность и начали говорить о произошедшем «прорыве». Да так убедительно, что в социальных сетях тут же возникли нешуточные коллизии. Кто-то этот «прорыв» категорически приветствовал. Кто-то впал в исторический пессимизм и недоумевал: как можно заключать некие соглашения с последовательным и непримиримым врагом России?
Особо умиляли комментарии, на все лады перепевавшие один и тот же тезис: вот, дескать, даже саудиты осознали, что без Москвы им никуда и бросились налаживать с нею отношения. Вопреки тому, что раньше были верными союзниками Вашингтона. А теперь, следовательно, таковыми быть перестали.
О цене и реальном содержании подписанных с саудитами соглашений, как и о пресловутом «прорыве» — чуть позже. Сначала о том, что больше всего в этой истории поразило меня, хотя, казалось бы, удивляться давно уже перестал. А именно – о той угодливости, с которой отечественная псевдоэкономическая элита встречает любого, кто с царственным высокомерием заговорит об «инвестициях в Россию». Ведь очевидно, что врет, ведь известно, что не в первый раз. И совершенно ясно, что цели у него совершенно иные, и лежат они в другой плоскости. Но, заслышав слова «возможные инвестиции», вся либеральная экономическая тусовка напрочь теряет столь самовосхваляемый прагматизм и замирает в угодливом полупоклоне: «Чего изволите-с?».
Фигура зарубежного инвестора была и остается для так называемого экономического блока российского правительства, где отечественные светила либерализма давно свили уютное гнездо и оборудовали изобильную кормушку, «священной коровой». Ему простительно все – от откровенного жульничества до неприкрытого хамства. Ведь не так уж давно, три года назад — вот совпадение, аккурат в июне 2012 года — будучи сильно раздраженным позицией российского президента по Сирии, руководство Саудовской Аравии официально отказалось от приема делегации отечественных бизнесменов, прибывших в королевство для участия в деловых мероприятиях, аналогичных питерскому.
Ныне накал антироссийских настроений в Эр-Рияде только вырос. Но это там у них национальная особенность такая: антироссийские настроения не скрывать. Здесь же принца и сопровождающих его лиц принимали «по высшему разряду».
Основных причин тому, как думается, было две. Во-первых, сама атмосфера мероприятия, именуемого Петербургским международным экономическим форумом, который либеральная элита уже несколько лет старается превратить в «российский Давос», да все как-то не может вырваться за рамки большой тусовки. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку и этот, и масса других форумов имеют к экономике примерно такое же отношение, как «Эхо Москвы» к свободе слова: формально вроде бы и правильно, а по существу – издевательство.
Эти мероприятия – чистой воды пиар, в том числе – и на государственном уровне. А потому ни к происходящим на них событиям, ни к декларируемым их «итогам» всерьез относиться не стоит. Мы ведь, в конце концов, ставим под сомнение утверждения рекламы зубной пасты, которая избавляет от кариеса, а это явления одного порядка. Не экономика как кариес, разумеется, а форум — как разновидность рекламы. На нем могут озвучивать любые суммы сделок, объявлять о подписанных контрактах – к реальности это имеет мало отношения.
Вторая причина восторгов и объятий, связанных с приездом саудитов кроется в мифологизированном мышлении все той же либеральной экономической элиты. Королевство в их сознании ассоциируется только и исключительно с нефтью. А эта сладкая цена – 90, а лучше 100 долларов за баррель – предел мечтаний нынешних российских «эффективных менеджеров». Поскольку тогда вновь вернется золотое время, когда никто не будет тыкать им в лицо кризисными явлениями в экономике и социальной сфере, поэтому можно дремать в руководящем кресле или предаваться безобидным для государства шалостям. Потому и возбудились в связи с приездом саудитов: вот, дескать, подпишем сейчас с ними соглашение, и все вернется…
Подписали. Теперь – самое время рассказать, что именно. Сначала было объявлено, что министр энергетики России Александр Новак и министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими подписали договор о сотрудничестве. Но вскоре выяснилось, что никакого договора нет, а есть «меморандум». Суть его в том, что будет создана некая «рабочая группа», которая станет изучать, где бы это в нефтяном секторе – за исключением вопросов добычи или же экспортной стратегии, поскольку Эр-Рияд это с Москвой обсуждать не собирается — наши страны могли бы посотрудничать.
Аналогично обстоит дело и с «Межправительственным соглашением о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии». Новое руководство Саудовской Аравии объявило о намерениях к 2025 году построить в странах, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, 16 АЭС. В реальности запросы саудовской экономики гораздо скромнее, но и строительство 5-6 АЭС – дело выгодное. Вот только не для Росатома. Согласно документу, сотрудничество с российской стороной заключается в «формировании координационного комитета для дальнейших консультаций по вопросам, касающимся использования атомной энергии в мирных целях, а также формировании совместных рабочих групп для выполнения конкретных проектов и научных исследований, обмен экспертами, организация семинаров и симпозиумов, содействие в обучении и подготовке научного и технического персонала, обмен научно-технической информацией». Извините за длинное цитирование набора благих и, согласитесь, пустых пожеланий. А вот конкретные вопросы строительства представители королевства обсуждают сейчас с Францией, Германией и Южной Кореей.
Ну а сообщения о «достигнутых договоренности в сфере военно-технического сотрудничества» и даже подписанном в этом связи некоем «протоколе» как раз и были причиной появления того самого дежа вю, о котором я упомянул.
Чтобы пояснить, расскажу одну историю из совсем недавнего прошлого.
Во время визита Владимира Путина в 2007 году в Эр-Рияд тогдашний глава МИД королевства Сауд аль-Фейсал заявил, что не видит особых препятствий к сотрудничеству с Россией в военно-технической сфере. Практически сразу в средствах массовой информации появились сообщения о возможности заключения контрактов между нашим странами на сумму от 4 миллиардов долларов. Они включали в себя приобретение саудитами 150 танков Т-90, 100 вертолетов Ми-17 и Ми-35, 100 БМП-3 и 20 комплексов ПВО.
С учетом того, что саудиты выделили на закупку техники 12 миллиардов долларов, треть этих ассигнований для России представлялись весьма неплохой суммой, а поставки отечественной военной техники планировалось осуществить, начиная с 2008-2009 годов.
В оживленных обсуждениях перспективы контракта, отечественные эксперты упустили из виду два очень важных обстоятельства. Прежде всего, вопрос о возможности приобретения военной техники у России был поднят саудовской стороной аккурат после обсуждения в американском сенате вопроса о корректировке объемов и условий поставок военной техники Эр-Рияду в сторону, которую саудиты сочли для себя финансово невыгодной.
Кроме того, перед началом переговоров с Россией Саудовская Аравия провела переговоры с Францией. Однако договоренности достигнуты не были из-за неуступчивости Парижа, требовавшего включить в список приобретаемых вооружений военно-морскую технику.
Собственно, все переговоры саудитов с Россией были игрой, преследовавшей цель надавить на американский сенат и западноевропейских партнеров, заставить их «подвинуться» в цене и условиях поставки.
Иного ожидать было, по меньшей мере, наивно, учитывая, что основу вооружений стран Залива составляют американские и западноевропейские образцы.
В игре на понижение саудитам активно помогали их лоббисты из американского ВПК. Его представители на слушаниях в конгрессе о предоставлении оружейникам кредитов и особых условий экспорта вооружений в страны Залива заявляли: «Если саудиты не будут на льготных условиях покупать у нас, то они станут приобретать у русских!». Сработало, контракты были подписаны в максимально выгодной для саудитов и их партнеров в американском ВПК конфигурации. А итоги российских надежд на осуществление многомиллиардной сделки подвел спустя четыре года после «принципиального согласия саудитов на развитие отношений с Россией в сфере ВТС» глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин. Он меланхолично сообщил: «Заключен один небольшой, по нашим меркам, контракт на несколько десятков миллионов долларов. Остальные темы находятся в стадии обсуждения. Мы передали коммерческие предложения по тем вооружениям, которые хотела бы получить Саудовская Аравия, и ждем ответа».
Уверен, что аналогичная судьба ждет и нынешний, подписанный на питерском форуме протокол.
Словом, вопреки уверениям журналистов и экспертов, никакого «прорыва» в отношениях между Москвой и Эр-Риядом на форуме не произошло. Уверять аудиторию в обратном – сильно грешить против истины. Саудиты подписали несколько ничего не значащих для них бумажек и поманили российскую псевдоэкономическую элиту миражом инвестиций и «совместных экономических проектов».
Цель их посещения была совершенно в другом и, по сути, представляла собой повторение американского трюка с пресловутой «перезагрузкой». Поманить инвестициями и перспективами возможной прибыли либералов из экономического блока правительства. Предложить им «взамен» оказать давление на тех в российском руководстве, кто продолжает настаивать на сотрудничестве с Ираном и Сирией Башара Асада. Ну а потом – привычно «кинуть». Как это было в 2008-2009 годах.
Или – как в 2010-2011 годах. Тогда российский президент, работающий сегодня председателем правительства, в обмен на ничем не подкрепленные саудовские обещания инвестиций – замечу, преимущественно в «мусульманские» регионы России — предоставление разведывательной информации по террористам, разрешение российским компаниям работать на саудовском рынке и «поддержку интересов России на Ближнем Востоке» согласился наложить запрет на поставку Ирану комплексов С-300.
Схема Эр-Риядом отработана, достаточно вспомнить, что, как только саудиты добились в 2009-2011 годах от Москвы необходимых им политических уступок, так около 15 российских компаний, успевших «зайти» в королевство, начали «вылетать» с местного рынка.
Так, ОАО «РЖД» выиграло тендер на строительство участка железной дороги, но впоследствии, без объяснения причин, результаты тендера были отменены. И это – лишь один эпизод отношения Эр-Рияда к «развитию деловых отношений с Москвой».
Доля России во внешнеторговом обороте королевства не превышает 0,2 – прописью, «ноль целых два десятых процента» – и ее сколько-нибудь значительного увеличение саудиты не хотят.
Свой «заход» в Москву Эр-Рияд согласовал с Вашингтоном. Поскольку разговоры о некоем «самостоятельном курсе» королевства – откровенная фантазия некоторых российских экспертов, не понимающих сути этого государства. Собственно, и государства-то как такового нет – есть совместный проект американских нефтяных корпораций, «ястребов» из политической элиты Вашингтона и верхушки местных племен. Первые – получают финансовые и политические «сливки» от контроля за ресурсами, военно-политического присутствия в регионе и постоянного притока средств от монархов в американский ВПК. А верхушка племен, по условиям этого проекта, наделяется как правом относительно свободно распоряжаться своей долей прибыли от продажи энергоресурсов, так и правом сохранять свою власть в стране и во всем регионе средневековыми методами. Не выходя, разумеется, за рамки общей стратегии Вашингтона.
О чем же всерьез можно договариваться с «проектом»? Финансы которого, к тому же, полностью завязаны на американские и европейские банки, поддерживающие антироссийские санкции.
Либеральная российская тусовка из близких к экономическому блоку правительства кругов этого не понимает. Она вообще, услышав об «инвестициях», теряет способность к адекватному мышлению.
На питерском форуме саудиты стремились посулами сформировать свое лобби в России.
Псевдоэкономическая отечественная «элита» и обслуживающие ее эксперты и журналисты продемонстрировали благожелательное отношение к этой идее.
В этом и есть вся суть состоявшегося «прорыва».