Драгана Трифкович: Европа может помочь сама себеФОТО: директор Центра стратегический исследований (Белград) Драгана Трифкович

Опубликовано: Центр стратегический исследований (Белград). 29.11.2020

Международная онлайн-конференция «Религиозный экстремизм и права человека» прошла 26 ноября 2020 года.
Конференция была направлена на освещение актуальной ситуации с экстремистскими религиозными течениями в современном мире, в особенности на европейском континенте. Ежедневные сообщения о совершенных на религиозной почве терактах ужасают.
Случаи в Париже, Дрездене, Вене лишь за несколько недель всколыхнули весь мир и заставили вновь задуматься о глобальной угрозе безопасности и христианской идентичности Европы, которую несут не только экстремистские формы ислама, но и другие псевдорелигиозные культы.

На политической онлайн площадке можно обменяться актуальной информацией с парламентариями – участниками межпарламентской комиссии: среди которых, депутаты Бундестага, Государственной Думы России, представители Европейского Парламента, европейских религиозных организаций и международных политических сил.

Диалог с парламентариями должен послужить платформой для нахождения новых идей и решений, выстраивания новых концепций по восстановлению мира и стабильности.
По итогам форума будет разработана совместная концепция и принято совместное обращение к правительству и парламентам.ж

https://www.rehr2020.ru/

В конференции также приняла участие Драгана Трифкович, директор Центра геостратегических исследований из Сербии.

Ее тезисы по заданной теме мы публикуем полностью.

 

Драгана Трифкович: Европа может помочь сама себе

Христианская идентичность Европы и ее сохранение — тема, которой следует уделить большое внимание. Особенно сейчас, когда эта идентичность переживает своего рода кризис.

Если мы рассмотрим причины этого кризиса, мы поймем, что политика во многом способствовала краху христианской идентичности в Европе. После окончания Второй мировой войны, т. е. Создания Европейского Союза как наднационального образования, приоритет был отдан экономическому развитию. Сам ЕС изначально был сформирован как экономическое сообщество.

Кроме того, ЕС основан на политике уважения прав человека как внутри, так и за пределами страны. Религиозные права людей, безусловно, являются важным сегментом этой области. Но в связи с этим возникает множество противоречий, связанных с политикой ЕС.

Статья 9 Конвенции ЕС о правах человека — свобода мысли, совести и религии гласит:

  1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения, а также свободу исповедовать свою религию или убеждения в молитве, обучении, обрядах и соблюдении как самостоятельно, так и совместно с другими, публично или в частном порядке.
  2. Свобода религии или убеждений подлежит только таким ограничениям, которые предписаны законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности или прав и свобод других лиц.

Поэтому государства-члены ЕС заняли «нейтральную» позицию в отношении религии, уважая, прежде всего, свободу личности. В качестве эпилога государства-члены начали удалять религиозные символы в общественных местах, оправдывая такие действия необходимостью не ставить под угрозу права тех, кто не исповедует христианство, или тех, кто не религиозен.

В Германии хорошо известный случай, когда Федеральный конституционный суд Германии постановил убрать распятие из государственных школ Баварии, чтобы оно не ставило под угрозу права человека и религиозные права других.

Эта практика была установлена ​​во Франции, Испании и других странах ЕС.

Такие действия прямо направлены против сохранения христианской идентичности Европы, что на практике означает, что ЕС ставит индивидуальные свободы человека выше религиозной и национальной идентичности.

С одной стороны, на эти действия необходимо смотреть через призму национального разнообразия Европы, а с другой — через демографические изменения в Европе, особенно в связи с притоком мигрантов с Ближнего Востока и Африки.

В заключение этой части презентации я бы сказала, что европейским странам необходимо повлиять на формирование новой политики ЕС, которая была бы направлена ​​на защиту национальной идентичности государств-членов, а также религиозной идентичности и христианской идентичности Европы в целом.

Когда мы говорим о проблеме религиозного экстремизма, и особенно о проблеме исламистского терроризма в Европе, необходимо также определить причины их возникновения.

Несомненно то, что один экстремизм поощряет другой экстремизм, то есть угроза религиозных прав людей усиливает нетерпимость и может привести к конфликту.

Поэтому следует иметь в виду, что оскорбление религиозных чувств людей приводит к эмоциональному заряду и может способствовать насилию. Издевательство над религией или святыми личностями, предметами, символами и т. д. ввызывает гнев среди верующих, но также и чувство угрозы, которое может в дальнейшем вызвать насилие как реакцию.

Создается впечатление, что с европейской точки зрения нет четкой границы между свободами человека и ущемлением религиозных чувствах людей. Потому что, если президент Франции поддерживает карикатурах пророка Мухаммеда под предлогом, что это борьба за свободу слова, возникает вопрос, может ли свобода слова служить оправданием оскорбления другой религии.

Здесь также следует принять во внимание тот факт, что ислам как религия находится под большим давлением из-за политической радикализации исламских направлений, из-за чего весь ислам скомпрометирован.

Этот процесс продолжается со времен войны в Афганистане, когда Соединенные Штаты вели войну против Советской армии посредством радикализации исламистских движений.

Хорошим примером является война в бывшей Югославии, которой предшествовала политическая радикализация умеренных мусульман под влиянием Запада. Отряд Эль-Муджахедов, который состоял из исламистских экстремистов, прошедших войну в Афганистане, воевал в Боснии и Герцеговине. Наконец, есть пример создания лжегосударства Косово при поддержке сепаратистских и террористических структур, которые представляют угрозу не только для Балкан. Дело в том, что определенный процент людей, которые принимали участие в военных конфликтах на Ближнем Востоке и которые являются частью международной террористической сети, попал в Европу через волну мигрантов. На Балканах эту опасность представляют репатрианты с поля боя на Ближнем Востоке, которые участвовали в войне добровольцами. Это люди из Косово и Метохии и региона Рашка в Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Северной Македонии и Албании.

В заключение этой части презентации я бы сказала, что Европа должна работать над дерадикализацией исламистских и других радикальных движений, а также людей, которым внушают религиозный экстремизм. Европе необходимо приложить усилия и помочь ближневосточному мирному процессу, а также борьбе с терроризмом. В обоих случаях крайне важно наладить сотрудничество на этих основаниях с Российской Федерацией, которая играет решающую роль в мирных процессах на Ближнем Востоке.

Таким образом, Европа также может обеспечить безопасное возвращение мигрантов в свои страны.

Наконец, не могу не упомянуть о проблеме нарушениа религиозных прав православных верующих.

Православие сталкивается с поощрением процессов разобщения внутри нашей веры, а также с усилиями по раздроблению православных церквей. Здесь я бы упомянула попытку создать государственную украинскую церковь и поставить под угрозу религиозные права, конфисковав собственность существующей Украинской православной церкви, находящейся под юрисдикцией Московского Патриархата. Сербская православная церковь в Черногории, а также в Северной Македонии сталкивается с той же проблемой. В Черногории принят антицивилизационный закон о свободе вероисповедания, который направлен на конфискацию собственности Сербской православной церкви и создание государственной черногорской церкви. В северной Македонии этот процесс прошел долгий путь. По этим вопросам я неоднократно обращалас к комиссару Совета Европы по правам человека г-же Дунье Миятович с просьбой предпринять определенные шаги в пределах ее компетенции в соответствии с Конвенцией ЕС о правах человека и проинформировать общественность об угрозе религиозных прав верующих в Черногории и Македонии.

Я также спросила, отреагирует ли ЕС на угрозу правам человека сербов из Косово и Метохии, которые в течение 20 лет живут в постоянном страхе перед насилием и преследованием. Напомню, что территория Косово и Метохии находится под контролем международных сил ООН и НАТО, а также, что во время мандата международных сил в 2004 году против сербского населения был совершен погром, когда албанские экстремисты сожгли 150 церквей и монастырей Сербской православной церкви.

В заключение этой части я бы сказал, что ЕС должен быть более четко привержен уважению религиозных прав людей, а также реагированию в случае нарушения религиозных прав людей.

Общий вывод состоит в том, что Европе необходимо разработать концепцию сотрудничества между различными культурами и цивилизациями, которая противоречит концепции столкновения цивилизаций, определенной в 1990-х годах в Соединенных Штатах.