Драгана Трифкович - «Блокада агрессии против церкви-защита православия» (Международная конференция в Болгарии)ФОТО: Валентин Кардамский, Василианна Мерхеб, Румяна Ченалова, отец Михаил Ковачев, Драгана Трифкович (директор Центра геостратегических исследований, Диогенис Валаванидис

См. видео: https://www.bta.bg/bg/pressclub/archive/22299

В Болгарии 26 августа 2024 года по инициативе Международного форума православных женщин и Центра геостратегических исследований (Сербия, Белград) прошла международная конференция «Блокада агрессии против церкви — ЗАЩИТА ПРАВОСЛАВИЯ». На конференции обсуждались преследования Украинской православной церкви, нападения на православные святыни в Палестине, преследования духовенства и похищения церквей в Косово и Метохии, разрушительное влияние внешних сил на православие и др.

Митрополит Запорожский Лука из Украинской православной церкви выступил с докладом «Национальная безопасность или религиозная дискриминация? Роль партии «европейская солидарность» в оказании давления на Украинскую Православную Церковь».

Митрополит Запорожский Лука отметил, что «нынешняя ситуация требует пересмотра политических подходов к религиозным вопросам и укрепления гарантий свободы вероисповедания на Украине». В своем обращении он заявил: «В контексте конфликта с Россией вопросы религиозной идентичности стали особенно острыми на Украине. Религиозный вопрос сейчас максимально политизирован. Украинская православная церковь (УПЦ) стала объектом остракизма и дискриминации со стороны политических элит, в том числе лидеров партии «европейская солидарность». Эта партия и ее лидер играют ведущую роль в формировании общественного мнения, в котором УПЦ рассматривается как агент российского влияния и угроза национальной безопасности. Эта риторика, часто переходящая в агрессивные высказывания, создает негативное отношение в обществе к УПЦ и ее верующим, что способствует разжиганию межконфессиональной ненависти и создает реальные риски для прав и свобод граждан Украины».

 

Отец Михаил Ковачев из Болгарской Православной Церкви высказался на тему «Запрет Православие на Украине».

В своем докладе он отметил, что Украинская православная церковь (УПЦ) оказывает активную поддержку украинскому народу во время войны: «Митрополит Киевский, украинский архипастырь с украинским народом, оказывает духовную и материальную поддержку. Была описана массовая гуманитарная деятельность УПЦ во время войны, включая помощь беженцам, медицинскую помощь и пожертвования жертвам войны. Однако «ненависть к канонической Украинской Церкви уже активно проявляется».

Она включает следующие элементы: «Более 1500 церквей Украинской православной церкви были насильственно переданы Православной Церкви Украины. Служба безопасности Украины (СБУ) с 2022 года провела 41 тыс. расследований против УПЦ по обвинению в сотрудничестве с Россией и обыскала 350 церковных зданий».

Докладчик предупредил последствиях принятия Закона 8371, который «практически запрещает Украинскую Православную Церковь, а последствия грядущего погрома в отношении духовенства и верующих будут трагическими», — заключил отец Михаил.

Драгана Трифкович, генеральный директор Центра геостратегических исследований (Сербия, Белград) выступила с докладом «Положение Сербской православной церкви в Косово и Метохии».

Трифкович заявила: «Религиозные права оставшегося сербского населения в Косово и Метохии находятся под особой угрозой, что отражается в преследованиях и нападениях на духовенство и верующих Сербской Православной Церкви, нападениях на православные церкви, монастыри и кладбища, незаконной конфискации и присвоении собственности Сербской Православной Церкви и другому насилию». Драгана Трифкович считает, что большую ответственность за продолжающееся насилие в Косово и Метохии несут международные силы, которые не выполнили свою миссию по соблюдению прав человека в Косово и Метохии. «Уровень безопасности крайне низкий, что подтверждается частыми случаями террористических актов, физического насилия, убийства по этническому признаку, резкого роста организованной преступности, бандитизма, узурпации и уничтожения частной собственности, отказа в свободе передвижения и т. д.», — подчеркнула Трифкович.

В конце своей презентации Драгана Трифкович перечислила предложения, касающиеся обороны и защиты Сербской православной церкви в Косово и Метохии, которые вошли в заключительный документ конференции.

Архиепископ Севастийский Феодосий Ханна из Иерусалимской православной церкви выступил с докладом «Необходимы срочные действия, чтобы остановить преследование церкви».

В своем докладе он обратился «ко всем православным церквям мира (без исключения какой-либо православной церкви) с настоятельной просьбой о скорейших действиях по прекращению преследований, которым подвергается церковь на Украине. Был предложен следующий принцип: «если член церкви преследуется, все должны встать на сторону этого угнетенного и преследуемого». Кроме того, архиепископ подчеркнул: «Мы молимся, чтобы война в Газе закончилась, и чтобы язык мира и диалога распространился на Святой Земле Палестины. Я призываю всех вас горячо молиться о жертвах войны и о том, чтобы это кровопролитие в Газе закончилось, чтобы народ этой страны мог наслаждаться миром и достойной жизнью».

Румяна Ченалова, юрист (судья, прокурор, адвокат) из Болгарии представила доклад «Законность и легитимность Закона 8371 в Украине: противоречие конституционным и правовым положениям Украины, а также международным и европейским конвенциям».

«Закон 8371 рассматривается как результат интересов Константинопольского патриархата и марионеточного правительства Зеленского, а также евроатлантических ценностей, о которых мы до сих пор не имеем точного представления, для которых православная вера представляет опасность. Закон создает процедуру, при которой Государственная служба по этнополитике и свободе совести Украины может проводить проверки связей между религиозными организациями и российским патриархатом… Когда государство регулировало содержание уставов юридических лиц религиозных организаций? Никогда!» Адвокат Ченалова процитировала реакцию Патриарха Антиохийского и всевосточного Иоанна X в письме к главе УПЦ митрополиту Онуфрию, который определил закон как «коллективное наказание для миллионов верующих, чей единственный грех-оставаться верными православной вере» и предложил «созвать общий собор для всестороннего решения украинского церковного вопроса».

Ченалова предложила несколько исков против Закона 8371, включая обращение к международным организациям, таким как ООН и Совет Европы. Она указала, что закон нарушает основные права человека, изложенные в международных документах: «прежде всего, так называемые, основные права человека, изложенные в Международном пакте «О защите гражданских и политических свобод», в специальной директиве ЕС «О приостановлении религиозной нетерпимости», а также в текстах статьи 9 и 10 «Европейской конвенции о правах человека». То есть закон дискриминационный. Закон нарушает основные права, прежде всего, право свободно исповедовать веру, право выбирать религиозную принадлежность, и практиковать – лично, в одиночку, в группе, в организации», — заключила Ченалова.

 

Максим Костенко, религиозный аналитик и бывший заместитель начальника Синодального отдела УПЦ по делам молодежи Украины выступил с докладом «Католицизация Украины: вызовы русскому и мировому православию».

«Нынешнее преследование Украинской православной церкви не является следствием нынешнего военного конфликта между Украиной и Россией. Этот процесс имеет гораздо более глубокие корни.
Его отправной точкой следует считать многовековые попытки геополитических противников России отделить от нее территории, превратив ее жителей в силу, готовую идеологически и настойчиво вести войну против российского государства. Именно по этому пути когда-то шли Польша, Австро-Венгрия и Германия. При этом ключевая роль всегда ставилась на изменение духовного кодекса Русского народа, поскольку православная вера была важнейшим элементом сохранения единства Руси», — сказал Максим Костенко.

В своем обращении он также подчеркнул: «Особое внимание может быть уделено теме растущего взаимодействия между Константинопольским патриархатом и Римско-Католической церковью (РКЦ), которые открыто демонстрируют стремление к восстановлению молитвенного и евхаристического единства. И вполне возможно, что Фанару и Ватикану необходимо создание нового союза на Украине – на базе ПЦУ и УГКЦ – как доказательство того, что воссоединение православных и католиков без изменения принципов их учения (догматики) достижимо и реально».

Диогенис Валаванидис, директор Центра защиты христианской идентичности из Сербии выступил с докладом «Ересь Восточного папизма разрушает единство православной церкви».

«Православная церковь оказалась в водовороте многочисленных политических сочетаний и геополитических перераспределений. Я хочу особо отметить, что ереси современности, такие как экуменизм, модернизм, либерализм и новое ложное учение о восточном папизме являются величайшими опасностями, которые в настоящее время представляют угрозу выживанию Православной Церкви», — сказал Валаванидис. Он считает, что «Ватикан спешит встретить 1700-ю годовщину Первого Вселенского Собора в 2025 году союзом между Римом и Константинополем», и что «главная причина огромных потрясений во всей Православной Церкви кроется в неканоническом решении Константинопольского патриарха Варфоломея I совершить варварское вторжение в область юрисдикции, канонической Украинской православной церкви Московского патриархата».

Протоиерей Александр Петрович из Сербской Православной Церкви, приходской священник церкви Святого Николая в Омахе, штат Небраска, США высказался на тему: «Протестантизм восточного обряда, разрушительное влияние Архиепископа Эльпидофора на православие в Америке».

«За шесть лет своего правления греко-американским архиепископством (GA) архиепископ Эльпидофор сделал многочисленные шаги и различные заявления, которые в корне противоречат учению Православной Церкви, основанному на Священном Писании и Священном Предании, которое было сформулировано на Вселенских Соборах и Деяниях святых отцов», — сказал отец Александр.
В своей презентации он представил доказательства, в которых архиеапископ Эльпидофор публично и открыто выступает за легализацию абортов, поддерживает содомию и нарушает все моральные христианские принципы, хвалит масонство, целует руку римскому папе, открыто исповедует ересь перенниализма, то есть учение о том, что все религии имеют полноту истины, которая ведет их к Богу, только по-разному». В конце своей презентации отец Александр Петрович озвучил вывод о том, что: «архиепимком Эльпидофор не является православным епископом и ведет все свое архиепископство к духовной гибели, разрушая при этом изнутри уже поколебленное единство православной церкви».

 

Василианна Мерхеб, богослов из Болгарии выступила с докладом «Украинская православная церковь, укрепление православия». В котором она привела конкретные данные о многочисленных репрессивных действиях против епископов и духовенства УПЦ. Автор указала на конкретные основные законы, которые нарушает украинское правительство. «Преследование УПЦ происходит за законодательным фоном правительства, которое претендует на звание «демократического», которое настаивает на членстве в ЕС, хотя нарушает собственную Конституцию (ст. 24 и 35), в которых говорится, что «Церковь отделена от государства». Также украинское правительство нарушает европейский закон – Хартию основных прав Европейского союза (ст. 10, 21 и 24), Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (статья 9) и международное право – Всеобщую декларацию прав человека (статьи 2, 9 и 18), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 2, 4, 18), Декларацию об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации по признаку веры, принадлежности или убеждения (ст. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8), и ряд других законов, которые имеют фундаментальное значение для демократии. При этом украинские власти дискриминируют основные права и свободы человека, включая право исповедовать веру и право на религиозные собрания и ассоциации, намеренно публично оскорбляя религиозные права и чувства членов канонической УПЦ, подвергая их унижению по религиозным мотивам», — заявил Мерхеб.

 

Валентин Кардамский, журналист и главный редактор портала kritichno.bg из Болгарии осветил тему: «Агрессия СМИ против Украинской православной церкви». Кардамский заявил, что закон 8371 является прецедентом, который может быть использован в других государствах для запрета других православных церквей. «Молчание и принятие этого факта станет предпосылкой для ликвидации ряда церквей». Он также отметил, что война на Украине ведется по трем направлениям, одним из которых является информационное, где режимные СМИ искажают правду и внушают эту информацию обществу. «И еще один фронт-религиозный. Вера — это опора и надежда людей, но они не только отнимают ее у них, но и используют против себя», — подчеркнул Кардамский.

 

Выводы из итоговой резолюции конференции «Блокада агрессии против церкви-защита православия»

Об Украинской православной церкви (УПЦ)

1. Обеспечить прекращение грубого нарушения европейских демократических ценностей и свобод в виде нарушения основных прав паствы Украинской православной церкви.

2. Проведение необходимых процедур по отмене закона о запрете Украинской православной церкви, направленного на уничтожение крупнейшей деноминации в Украине, так как он нарушает гарантированное Конституцией право граждан на свободу вероисповедания, подрывает принцип автономии религиозного общества и направлен на грубое вмешательство во внутреннюю деятельность религиозных организаций УПЦ.

3. Прекратить практику штурмового захвата церквей УПЦ сторонниками «ПЦУ» членами националистических организаций, представителями местных органов власти, а также незаконной перерегистрации устава общин УПЦ в юрисдикцию «ПЦУ»; привлечь к уголовной ответственности лиц, ответственных за рассматриваемые действия.

4. Способствовать прекращению информационной кампании дискредитации и очернения УПЦ, проводимой ведущими СМИ Украины.

5. Обеспечить освобождение епископов и священников УПЦ (в частности, митрополита Арсения, игумена Святогорской лавры), задержанных по ложным предлогам, беспристрастно и объективно рассмотреть судебные дела духовенства данного вероисповедания, обеспечить строгое соблюдение их прав как граждан Украины.

6. Прекратить практику заключения духовенства УПЦ за их последующий обмен на украинских военнопленных.

7. Отменить противоправные санкции, введенные указами президента Украины против ряда епископов УПЦ.

8. Запретить Вооруженным Силам Украины и другим воинским формированиям Украины обстреливать православные церкви, а также организовывать в них огневые позиции.

9. Прекратить проведение религиозного геноцида против УПЦ из-за ее духовных связей с Русской православной церковью (что, в частности, выражается в уничтожении статуй и изоражений русских святых, утилизации соответствующих икон и церковной утвари, конфискации и переименовании церквей, названных в честь святых или икон, связанных с духовной историей России и т. д.).

10. Прекратить политическую и административную поддержку Провойславной церкви Украины (ПЦУ), в рамках которой ослабляется и уничтожается Украинская православная церковь (УПЦ), а также нарушаются права ее верующих.

 

О Сербской православной церкви (СПЦ)

1. Защищать церкви и монастыри Сербской Православной Церкви от опустошения и разрушения албанскими сепаратистами.

2. Защищать церкви и монастыри Сербской Православной Церкви от насильственного захвата албанскими властями.

3. Прекратить и пресечь фальсификацию в политике, науке, образовании, СМИ, туризме и иные действия, с помощью которых сербское культурное наследие переводится в албанское.

4. Защищать духовенство и верующих Сербской Православной Церкви от насилия, которое постоянно осуществляется против них.

5. Защитить сербские кладбища, которые разрушаются строительной техникой в целях стереть свидетельства изначальной жизни сербского народа в этой области.

6. Предотвратить переименование Сербской православной церкви в этом районе в «Православную Церковь Косово», что влечет за собой насильственное изменение сатуса собственности, принадлежащей Сербской Православной Церкви.

7. Наконец, обеспечить православному сербскому населению жизнь, достойную человека, в соответствии с демократическими принципами и международным правовым регулированием.