Драгана Трифкович: Преследование Сербской православной церкви в Косово и МетохииФОТО: Драгана Трифкович на международной конференции «Блокада агрессии против церкви, защита православия» (Болгария, София, 26.08.2024)

Опубликовано: Драгана Трифкович на Международной конфронтации в Болгарии, 26.08.2024

Речь Драганы Трифкович, директора Центра геостратегических исследований на международной конференции (Сербия, Белград) «Блокада агрессии против церкви, защита православия», которая состоялась в Болгарском Телеграфном агентстве (БТА), София, Болгария, 26.08.2024

См. отчет о конференции: «Международная конференция в Болгарии: Блокада агрессии против церкви-защита православия» — Центр геостратегических исследований (geostrategy.rs)

Почетные отцы, уважаемые участники конференции и дорогие гости,

для меня большая честь быть здесь с вами сегодня в Софии, и я хочу выразить Вам глубокую благодарность за гостеприимство.

Защита Православия на данный момент самая важная задача, стоящая перед нами, особенно в свете текущих геополитических событий. Хотя моя тема связана с положением Сербской православной церкви в Косово и Метохии, я должна сначала выразить несогласие с принятием закона о запрете Православия на Украине. Принятие закона 8371 является варварским актом, который представляет собой грубое нарушение основных идей о свободе религии и правах человека и противоречит всем демократическим принципам.

В связи с этим систематическое насилие в отношении Украинской православной церкви на Украине очень похоже на насилие в отношении над Сербской православной церковью в Косово и Метохии.

Территория южной сербской провинции Косово и Метохия, после бомбардировки НАТО Сербии в 1999 году находится под контролем международных сил ООН и НАТО в составе КФОР на основании военно-технического соглашения от 09.06.1999 и Резолюции 1244 Совета Безопасности ООН от 10.06.1999.

Группа албанских сепаратистов под названием «Лидеры нашего народа демократически избранные» — 17.02.2008 в одностороннем порядке приняла Декларацию независимости Косово, которая противоречит международному праву, Резолюции 1244 ООН и Конституции Республики Сербия. Хочу обратить внимание на тот факт, что международные силы с момента принятия временного контроля над территорией Косово и Метохии не обеспечили мир на этой территории и не выполняли резолюцию 1244, которая подтолкнула албанских сепаратистов к насильственным и незаконным действиям.

Около 250 тысяч сербов были изгнаны из Косово и Метохии, и на сегодняшний день условия для их возвращения не созданы. Уважение прав человека в Косово и Метохии и общее состояние безопасности крайне плохое. Постоянно происходят террористические акты против сербов: физическое насилие, убийства по этническому признаку, чудовищно растет преступность, бандитизм, узурпация и уничтожение частной собственности, отказ в свободе передвижения и т. д. Религиозные права оставшегося сербского населения находятся под угрозой, что отражается в преследованиях и нападениях на духовенство и верующих Сербской Православной Церкви, нападениях на православные церкви, монастыри и кладбища, незаконной конфискации и присвоении собственности Сербской Православной Церкви и тому подобное.

С момента прибытия международных сил в Косово и Метохию было разрушено около 150 церквей, монастырей и кладбищ, а уничтожены сотни икон и других православных реликвий, разграблены православные храмы. Похищенная утварь стала предметом незаконной торговли. Многочисленные книги о крещении, браке и смерти, свидетельствующие о многовековой продолжительности жизни сербов в Косово и Метохии были сожжены.

В присутствии международных сил косовские албанцы устроили погром 17 и 18 марта 2004 года, когда было разрушено тридцать сербских православных церквей и монастырей и около тысячи сербских домов. В то время как албанские экстремисты совершали организованное насилие против сербов и сербской собственности в Косово и Метохии, силы КФОР мирно наблюдали за этим, а некоторые члены также фотографировались перед горящими сербскими домами и церквями.

Монастыри и церкви в Косово и Метохии являются культурным наследием в Европе, которому угрожают террористы. После поджога и сноса в 1999 и 2004 годах сербских церквей и монастырей проводится программа извлечение их из сербского культурного наследия и перевод их на дарданское, иллирийское, римско-католическое или албанское, с конечной целью присоединения к албанскому культурному наследию. Путем переписывания истории и пропаганды, которую проводит Запад, албанцы хотят убедить Европу и весь мир в том, что они якобы являются коренным народом, который жил в этом районе веками. В Косово и Метохии находится 1.300 православных сербских церквей и монастырей и еще около 700 останков, многие из них относятся к периоду XIII-XVII веков.

С 2008 года сербское культурное наследие в Косово и Метохии пытаются представить как албанское.

Например, для патриархата Пежа, который на протяжении веков был центром Сербской Православной Церкви и внесен в список ЮНЕСКО, албанцы утверждают, что это Албанская Православная Церковь.

Дар короля Милутина Неманича из 14 Богоматерь Левишка была названа «старейшей албанской церковью в этом регионе», а монастырь Грачаница, также находящийся в дар короля Милютина, был переименован в «церковь Ульпиану». Косовские историки утверждают, что они были пожертвованием албанской династии Нимани. На пожертвование Стефана Дечански Неманича, сына Милютина, Дечаны, утверждают, что он был воспитан местным племенем Гаши. И Богоматерь Левишка, и Грачаница, и Дечани ранее находились под защитой ЮНЕСКО, и все они ограждены колючей проволокой.

Албанцы 18 март 2004 года в Богородице Левиш притащили бочку с нефтью и автомобильные шины и сожгли ее. Таким образом они уничтожили фрески бесценной ценности.

В конце прошлого года незаконные власти Косово вошли во владение Сербской Церкви XIV века в деревне горне Винарце в муниципалитете Косовска Митровица, где якобы началась реконструкция этого храма. Тем временем церковь под названием «католическая церковь в Горни Винарце», включенная в список «памятников под защитой Министерства культуры Косово».

В итоге албанцы заняли около 50 акров земли, на которой находятся основания монастыря шестого века и церкви Богородицы Хвостанской в муниципалитете Восток в Косово и Метохии, где албанские сепаратисты установили табличку с албанским уведомлением о том, что здесь находится основание Римско-католической церкви.

В прошлом году албанец Никола Джуфка, изображающий из себя православного священника, объявил, что совершил первую литургию на албанском языке в Сербской церкви Святого архангела Михаила в Подуево в селе Ракиница. А косовская полиция депортировала из Косово и Метохии настоятеля монастыря Девин вод в муниципалитете Звечан протосинджела Фотия без каких-либо оснований.

В то же время власти Приштины раскопали старое сербское кладбище недалеко от церкви Святого Димитрия в Северной Косовской Митровице, где умершие были похоронены с конца XIX века по 1960-е годы. И теперь там повсюду лежат не погребенные кости умерших сербов.

Это лишь некоторые примеры насилия, которое постоянно осуществляется против Сербской православной церкви на территории Косово и Метохии, которая до сих пор находится под юрисдикцией международных сил, которые никак не реагируют на это насилие.

Руководство Сербии вместо того, чтобы занять твердую позицию, основанную на Резолюции 1244 по косовскому вопросу, руководствуется политикой уступок албанской стороне, в результате которой в 2013 году было подписано Брюссельское соглашение, в 2020 году — Вашингтонское соглашение. Руководство сегодняшней Сербии пока еще устно, но уже поддерживает принятие франко-германского плана и Охридского соглашения 2023 года. В связи с этим я бы обратилась к официальному Белграду с призывом переформулировать свое отношение к косовскому вопросу и прекратить практику достижения компромисса с албанскими сепаратистами.

Кроме того, я призываю церковное руководство дистанцироваться от неконституционных договоров, устных и письменных, которые государственное руководство Сербии заключило с косовскими сепаратистами, которые прямо или косвенно связаны с имущественными правами сербских святынь в Косово и Метохии, а также политический статус КиМ как неотъемлемая часть Сербии.

В заключении предлагаю для защиты международного правового статуса духовного и культурного наследия в Косово и Метохии:

— Защищать церкви и монастыри Сербской Православной Церкви от опустошения и разрушения.

— Защищать церкви и монастыри Сербской Православной Церкви от насильственного захвата албанскими сепаратистами.

— Прекратить подделки в политике, науке, образовании, СМИ, туризме… с помощью которых сербское культурное наследие переводится в албанское.

— Защищать духовенство и верующих Сербской Православной Церкви от насилия, которое постоянно осуществляется против них албанскими сепаратистами.

— Защищать сербские кладбища, которые разрушаются строительной техникой. Не позволить стереть подобные свидетельства изначальной жизни сербского народа в этой области.

— Предотвратить переименование Сербской православной церкви в этом районе в «Православную Церковь Косово» – что влечет за собой насильственное изменение статуса собственности, принадлежащей Сербской Православной Церкви.

— Наконец, обеспечить православному сербскому населению жизнь, достойную человека, в соответствии с демократическими принципами и международным правовым регулированием.

Спасибо за внимание.