ФОТО: Драгана Трифкович, генеральный директор Центра геостратегических исследований, слева в Президиуме
Опубликовано: Центр геостратегических исследований.
28 августа Центр геостратегических исследований организовал международную конференцию по теме нарушения религиозных прав. В контексте текущих событий особым акцентом конференции стало преследование Украинской Православной Церкви (УПЦ). Мероприятие состоялось в Пресс-центре Ассоциации журналистов Сербии в центре Белграда.
«На Украине на глазах всего мирового сообщества украинские власти уничтожают Украинскую Православную Церковь. Это совместная акция режима Зеленского и ПЦУ (Православной Церкви Украины), которая находится под патронажем Константинопольского Патриархата, а также лично Патриарха Варфоломея. Многие храмы захвачены и конфискованы, а духовенство Украинской Православной Церкви систематически подвергается гонениям и физическому насилию. На глазах всего мирового сообщества происходит захват одного из древнейших центров православия – Киево — Печерской Лавры и ее святынь», — заявили организаторы конференции.
Драгана Трифкович, генеральный директор Центра геостратегических исследований, во вступительном слове рассказала о продолжающихся нападениях на духовенство и верующих Украинской Православной Церкви: «До начала ноября 2022 года Служба безопасности Украины разоблачила 33 предполагаемых «агента» среди священнослужителей Украинской Православной Церкви, открыто 23 уголовных производства. Это целая серия обысков, проведенных украинскими правоохранительными органами в помещениях Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата): в более 350 церковных зданиях из 850 существующих. В 2022 году возбуждено 52 уголовных дела в отношении 55 священнослужителей УПЦ, в том числе 14 архиереев. Совет национальной безопасности и обороны Украины наложил санкции на 17 священнослужителей УПЦ», — рассказала Трифкович.
В заключительной части своего выступления Трифкович отметила: «В вопросе УПЦ речь идет не только о нарушении прав человека, но и о системном терроре, который, как мы видим из описания событий, усилился за последние годы. Цель — полное разрушение и упразднение УПЦ и насильственное изменение духовного кодекса народа, его традиции, существующей веками. Все репрессивные меры проводятся с целью запугать духовенство и верующих УПЦ МП. Фактически «прокси» Константинополя ПЦУ стремится завладеть имуществом УПЦ, а также насильно перетянуть к себе верующих. Главной же целью является полный разрыв культурных и духовных связей между Украиной и Россией. Всё это реализуется при полном согласии западных центров силы, которые хотя и громко говорят в пользу защиты прав человека и свободы совести, но по факту поощряют государственный террор и нарушение религиозных прав, когда это удобно, как средство борьба против России».
Диогенис Валаванидис, президент Центра защиты христианской идентичности, рассказал о влиянии американских центров силы и спецслужб: «Все знают, что в 2019 году еретическим образом патриарх Варфоломей I признал автокефалию так называемой Православной церкви Украины, которая в истинном смысле слова состояла из украинских раскольнических группировок, являлась вопиющим примером грабительского вторжения в юрисдикцию канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Таким образом, западные центры власть (ЦРУ и Госдепартамент) приступили к реализации плана по посеву семян раздора, прежде всего в церквях славянских православных народов. Целью было спровоцировать военный конфликт и уничтожить традиционные ценности, присутствующие в православных странах. Именно тогда начались государственные преследования со стороны украинских силовиков против духовенства, монахов и верующих Украинской православной церкви, а также Киево-Печерской лавры, которая представляет собою духовный центр — «русский Иерусалим»», — отметил Валаванидис.
Господин Валаванидис недавно представил публике свою книгу «Защита единства Православной Церкви», изданную издательством «Пешич и синови».
В заключительной части презентации президент Центра защиты христианской идентичности отметил: «После всего сказанного, должен признаться, что меня серьезно беспокоит и смущает ледяное молчание и отсутствие реакции от Всемирного совета церквей. Еще больше меня ранит молчание многих поместных православных автокефальных церквей, которые самоустранились, «умыли руки» и помалкивают, как ни в чем не бывало, в то время, когда физическое выживание духовенства и монашества, клириков и мирян на Украине находится под угрозой. А сестринская каноническая Украинская Православная Церковь находится на грани уничтожения».
Отец Йован Пламенац, священник Сербской Православной Церкви, рассказал о концепции прав человека и сделал следующие выводы: «Права человека – это концепция, основанная на философском мышлении, рассмотрении универсального естественного врожденного права человека». Эта концепция возникла из человекоцентричного опыта реальности и материалистической системы ценностей. Эта концепция воплотилась в жизнь на практике после Французской буржуазной революции, в конце XVIII века. И точно так же, как человеку был дан нож для приготовления и употребления пищи, и он использует его, чтобы убить другого человека, или точно так же, как ему была дана атомная энергия для использования на благо человечества в этом материальном мире, и он использует это как самое страшное оружие, так же и с правами человека.
Мы, сербы, испытали это на своей шкуре, когда Запад разваливал и уничтожал Югославию и обвиняли нас в «нарушении прав человека»! Мы особенно ощутили это на своей шкуре, когда нас бомбили в 1999 году и организовали захват нашей святой земли Косово и Метохии. Украинский народ вместе со своей церковью сегодня переживает сходное насилие со стороны Запада».
Деян Мирович, профессор международного права Приштинского университета с временной штаб-квартирой в Косовской Митровице, рассказал о правовых аспектах нарушения прав человека в Украине: «Преследуя только одну церковную общину, Украинскую Православную Церковь в Украине, и, наконец, захватив Киево-Печерскую Лавру, режим Зеленского продемонстрировал, в нарушение всеобщих прав человека:
— Что он богооставленный или агрессивно атеистический, как тот, что был на Украине во времена коммунистического террора против церкви;
— Что режим Зеленского находится под управлением коллективного Запада, который на протяжении веков избирательно применял права человека и свободу религии на практике;
— Что этот режим русофобский и антиправославный, а также антиукраинский;
— Что он злоупотребил состоянием войны, поскольку это не может быть оправданием преследования Украинской Православной Церкви на Украине.
В продолжении своего выступления профессор Мирович рассказал о том, что подобное прискорбное состояние дел не является чем-то новым. Режим Зеленского зародился на конкретных идеологических основах и нарушениях в применении прав человека: «Из доктрины прав человека логически вытекает религиозная толерантность, а чуть позже, в современную эпоху, возникает и право на свободу вероисповедания. Однако Западная Европа не была известна религиозной толерантностью. Крестовые походы, инквизиция с сожжением неугодных, Варфоломеевская ночь — это лишь некоторые примеры массовой нетерпимости к различным конфессиям и убеждениям».
Даниел Ковалик, правозащитник, профессор гуманитарного права из США, рассказал о том, что он многое узнал о нападениях украинского режима на УПЦ во время своих недавних визитов в зону боевых действий на Донбассе: «По сути, любая церковь или монастырь, который отказывается выходить из Московского Патриархата УПЦ в Киевский Патриархат ПЦУ рискует быть разрушенным украинской властью, и многие из них уже уничтожены. Я узнал, что Киево-Печерская Лавра, которая является очень важным духовным центром для всего православного мира, находится под угрозой разграбления украинскими властями и передачи ее реликвий другим европейским странам.
Когда я впервые посетил Донбасс, я был в составе делегации с людьми, которые доставляют гуманитарную помощь монастырям, которые находятся на линии фронта, годами живут под обстрелами, и уже погибло много монахов. Я встретил Сергея, служившего в церкви в Харькове, которую украинские власти разрушили за то, что священники 15 раз отказались перейти под контроль Киевского Патриархата. Во время моего последнего визита на Донбасс я также посетил церковь и монастырь возле аэропорта в Донецке, и эти здания были разрушены украинскими войсками еще в 2014 году. В чем реальный смысл разрушения УПЦ и ее святынь? Прежде всего хочу сказать, что западные СМИ полностью игнорируют эти документированные факты. Это нападение не только на святые места, православные храмы, но и на русскоязычное население, этнических русских, а также на украинцев, не желающих разрывать своих связей с Россией. Киевские власти с 2014 года нападают на русскоязычное население, и я думаю, это можно назвать геноцидом.
После переворота в Киеве к власти пришли радикальные силы и развернули войну против русскоязычного населения. Это было задолго до специальной военной операции. Два миллиона человек из восточных регионов Украины были вынуждены покинуть свои дома и искать убежища в России. Я думаю, они хотят полностью или частично уничтожить этнических русских на Украине, что они и делают, и это определение геноцида. «Разрушенные церкви и монастыри только потому, что они находятся под управлением Московского Патриархата, являются свидетельством осуществления этого геноцида», — заявил профессор Ковалик.
«Что тревожит, так это то, что всё это происходит при огромной поддержке и помощи западных стран». То же самое мы могли видеть в Сирии и Ираке. Так что происходящее в Украине – не изолированная акция. Запад ведет войну, чтобы уничтожить историю и культуру», — заключил Даниэль Ковалик.
Антон Эггендорфер, магистр теологии из Австрии, обратил внимание на то, что подобное происходит не впервые в хронологии Европы, но «официальная» история часто освещает подобные события в положительном ключе. Он привел в пример Оливера Кромвеля и его террор в отношении Ирландской католической церкви. Эгендорфер считает, что насильственное нарушение преемственности и традиции в церкви отрицательно влияет и на её паству. УПЦ и РПЦ связаны глубокими узами, но они не должны быть объектом нападения во время войны.
В конце Эгендорф заключил: «Мы можем услышать от Запада, что Украина якобы представляет прогресс и модернизм, а Россия представляет прошлое, традиции и тому подобное». В будущем это может вызвать серьезные последствия в Православной Церкви, как мы это наблюдаем в Католической Церкви последние 20-30 лет. Нас модернизировали, наши учения исказили, и через модернизацию в церковь вошли различные темы, которые нас не интересуют, такие как трансгендеризм и тому подобное. То же самое может случиться и с украинской церковью, если она окажется слишком близко к ЕС или США».
Конрад Рекас, журналист и политик из Польши, считает, что нельзя говорить о кризисе православия: «Напротив, мы переживаем беспощадную атаку, цель которой – сломить нашу общину изнутри, запугать верующих, захватить и осквернить храмы и духовно колонизировать христианский Восток и Юг. Украина является еще одним фронтом в этой войне, как раньше были Босния, Косово и Сирия. Уничтожение церкви — вечная и неизменная цель Антихриста, использует ли он бомбы и ракеты, деморализует культуру или запускает ложные традиции и лицемерных миссионеров. Война на Украине — это также религиозная война, и духовный аспект столкновения нельзя упускать из виду при анализе этих событий».
В продолжение своего выступления Рекас указал на проблемы, с которыми сталкивается православие в Польше: «Я с растущей тревогой вижу, что угрозы, которые так серьезно затрагивают Украину и Украинскую Православную Церковь, уже проникли в Польшу». Только за последние 18 месяцев в Польшу прибыло более 5 миллионов вынужденных переселенцев из Украины. Они приехали с намерением обосноваться на постоянной основе и воспользоваться многочисленными политическими и финансовыми привилегиями, превратив мою страну в двунациональное государство. Они ведут себя нагло, пытаясь доминировать над существующими структурами, в том числе церковными. Они призывают к «украинизации польского православия» на канонической территории Польской Автокефальной Православной Церкви, пытаются создать альтернативную иерархию, непосредственно подчиненную секте Думенко-Порошенко-Зеленского. Польских православных архиереев обвиняют в «сотрудничестве с Москвой», осуждают использование русского языка в проповедях и церковнославянского в богослужении, громко требуют заменить его на украинский (даже в польских и белорусских приходах)», — заявил Рекас.
В работе конференции также приняли участие другие правозащитники и эксперты из Австрии, Сербии, Болгарии, Румынии, Ирландии, Италии и Франции.
Драгана Трифкович, генеральный директор Центра геостратегических исследований, в конце поблагодарила всех участников конференции, отметив: «Центр геостратегических исследований также обратился к международным институтам по поводу нарушения религиозных прав на Украине — в такие как ООН, Комиссия по правам человека Совета Европы, Красный Крест и т. д., но институты не отреагировали.
После окончания конференции в Белграде Центр геостратегических исследований совместно с участниками венской конференции, организованной в прошлом месяце по сходной тематике, подготовит совместное письмо с нашими выводами и рекомендациями для отправки его международным организациям», — сказала Трифкович: «Положение Украинской православной церкви столь печально, что необходимо принимать экстренные меры по её спасению с помощью всего международного сообщества и людей доброй воли».