Драгана Трифкович. Продолжение американской перестройки Балкан

Опубликовано:  Русская народная линия. 02.03.2018

Предлагаем вниманию читателей текст доклада, прозвучавшего на закрытии II Международной научно-практической конференции «Евразийское пространство: добрососедство, партнерство, диалог культур и цивилизаций».

После короткой передышки, которая была обусловлена ​​реконфигурацией администрации США после победы Дональда Трампа на президентских выборах, агрессивная внешняя политика Соединенных Штатов набирает новые импульсы.

Хотя некоторые политики на Балканах, без какой-либо реальной основы, ожидали изменения американской внешней политики, мы теперь можем видеть, что это была совершенно неправильная оценка. Соединенные Штаты продолжают руководствоваться своими старыми принципами, с использованием агрессивных механизмов.

За последние десятилетия, после окончания «холодной войны», Соединенные Штаты вместе с ведущими странами ЕС нарисовали новые границы на Балканах и создали «реальность», рисуя картину военных событий в соответствии с их собственными потребностями. После распада СССР и его внутренних проблем России не удалось оказать серьезное влияние на мировые события. Однако сейчас ситуация изменилась, и это заставило Соединенные Штаты ускорить шаги по закреплению позиций, которые они заняли.

 

Соединенные Штаты теряют своё влияние на международной арене

За последние десять лет России удалось стабилизироваться и укрепиться в каждом сегменте, несмотря на многочисленные угрозы, которые создавали западные страны. Она восстановила свою международную репутацию и стала неотъемлемым фактором в процессе разрешения кризисов, что можно отчетливо наблюдать на Ближнем Востоке. Руководство Российской Федерации продемонстрировало высокий уровень терпения и мудрости в решении многих проблем, с которыми оно сталкивается. Тем не менее, Россия по-прежнему не играет важной роли на Балканах и не может повлиять на американские устремления. Политика США на Балканах противоречит национальным и государственным интересам Сербии, но она реализуется, потому что политические элиты, также как и многие чиновники, напрямую контролируются Западом. Во всех государственных структурах и учреждениях Сербии есть люди, получившие образование на Западе и имеющие конкретное и некритическое отношение к Западу, обоснованное на взаимных интересах. В этом смысле, даже когда политические элиты меняются, остается та же администрация, то есть твердое взаимодействие лиц, работающих в разных учреждениях и готовых достичь своих целей, независимо от политического курса государства. Это структура, которая, в дополнение к средствам массовой информации и структурам безопасности, «корректирует» политическое руководство. Даже сегодня США сталкиваются с этой проблемой, и для описания этой проблемы используется термин «deep state».

В дополнение к внутренним проблемам Соединенные Штаты сталкиваются со многими серьезными проблемами на международном уровне в связи с растущей силой России и Китая и других стран, не поддерживаемых Вашингтоном. Такие события приводят к тому, что даже стратегические партнеры Соединенных Штатов, как, например, Саудовская Аравия на Ближнем Востоке, или партнеры из НАТО, такие как Турция, хотят пересмотреть свои отношения с Вашингтоном, то есть с Москвой. Хотя влияние России на Балканах, о котором западные СМИ и официальные лица постоянно предупреждают нас, минимальное, западные страны ускоряют свою деятельность именно из-за опасности, что Россия может расширить свое влияние. С американской точки зрения, опасность для Балкан не представляет только то, что Россия укрепляет влияние на международном уровне, но и то, что сербы настроены пророссийски, и к тому же возмущены давними отношениями западных держав к Сербии. Поэтому, несмотря на то, что Запад  приложил многолетние усилия в перестройку и регулирование Балкан для собственных нужд, эти усилия в нынешних и будущих условиях могут быть легко нейтрализованы.

Манипуляции средств массовой информации

Сербия находится под сильным евроатлантическим влиянием и на пути к ЕС, который «не имеет альтеративы». Это «неимение альтеративы» не является неизбежным, но принимается как таковое политическими элитами, которые использовали этот тезис как предпосылку для прихода к власти. Свобода, демократия и права человека — это ценности, которые предлагаются в качестве общепринятой нормы ЕС, но на практике скорее можно увидеть тоталитарные модели. «Свобода» якобы существует, и её существование нельзя подвергнуть сомнению. В соответствии с таким отношением демократическое выражение мнения и воли не является необходимым.

Наоборот. Любой диалог общества и анализ положительных и отрицательных сторон вступления в ЕС явно нежелательны. Европейская интеграция происходит в атмосфере страха и под постоянным политическим шантажом со стороны Брюсселя, который политические элиты в Сербии принимают и выполняют, опасаясь за свои собственные позиции. Постоянно возникают новые и новые условия, которые должна выполнить Сербия, но после выполнения уже принятых обязательств, возникают очередные новые условия. Прогресс Сербии по европейскому пути оценивается в соответствии с политическими потребностями Брюсселя и в зависимости от того, необходимо ли в настоящий момент хвалить или критиковать власти Сербии.

Реальная ситуация намного хуже, чем была во время бывшей однопартийной системы. Нынешняя «свобода СМИ» и «независимая судебная система» находятся на таком уровне, который немыслим для многих диктатур и неорганизованных обществ. Средства массовой информации можно разделить на те, которые находятся под прямым контролем Запада или находятся под прямым контролем властей. Независимые СМИ полностью маргинализированы, они работают с минимальными ресурсами и присутствуют только в виде интернет-портала или интернет-радиотелевидения. Запад нуждается в контроле над средствами массовой информации в Сербии, чтобы действовать на общественное мнение в Сербии в соответствии со своими собственными интересами, в то время как руководство страны нуждается в контроле, чтобы манипулировать фактами для выживания на власти. Запад использует средства массовой информации для дезинформации общественности в Сербии о мировых событиях, для улучшения имиджа ЕС, для проведения антироссийской пропаганды и для «перевоспитания» людей. Режим использует средства массовой информации, чтобы украсить имидж результатов своей собственной политики и манипулировать в первую очередь своими избирателями, которые в основном пророссийские. Государственное руководство Сербии официально пропагандирует военный нейтралитет и подчеркивает, что оно поддерживает сбалансированную внешнюю политику.

Однако такой аргумент далёк от реальности. Нынешнее правительство улучшило военное сотрудничество с НАТО с 2012 года и расширило сотрудничество до максимального возможного уровня, поэтому членство Сербии в НАТО остается лишь невыполненной формальностью, что не позволяет Сербии осуществить какие-либо права в этой организации. С другой стороны, НАТО реализует все права, в которых нуждается.

Сербия сосредоточена на военно-техническом сотрудничестве с западными державами, государствами-членами НАТО и США, а также участвует в боевых миссиях ЕС, что автоматически означает, что оно не является «нейтральной». Сотрудничество с Россией находится на несравненно более низком уровне, но это сотрудничество пропагандируется в средствах массовой информации, в то время как сотрудничество с США и НАТО не пропагандируется, что создает ошибочное представление у общественности. Несмотря на всё, уровень сотрудничества между Сербией и Россией, а также медиа-манипуляция пророссийскими чувствами уже неприемлемы для Запада.