ОпубликованоРусская народная линия, 05.03.2018

В Сербии не исключён т.н. черногорский сценарий геополитического разворота на Запад, по которому госуправление без какого бы то ни было одобрения народа прекратило бы контакты с Россией …

Предлагаем вниманию читателей текст доклада, прозвучавшего на  II Международной научно-практической конференции «Евразийское пространство: добрососедство, партнерство, диалог культур и цивилизаций». Организаторами конференции выступили правительство Брянской области, управление молодежной политики и общественных проектов департамента внутренней политики, Брянский филиал РАНХиГС, а также член Попечительского Совета организации «Россия Православная» депутат Областной Думы М.М. Иванов.

23 февраля в Белграде было отмечено 180-летие установления дипломатических отношений между Сербией и Россией. По этому случаю министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров посетил Сербию.

Дипломатические отношения между Сербией и Россией были установлены 23 февраля 1838 года, когда во времена князя Милоша Обреновича в Сербию приехал первый российский консул Герасим Ващенко. В 1830 году Княжество Сербия получило автономию, но оно всё ещё была частью Османской империи. Это время имело решающее значение для Сербии, когда она изо всех сил пыталась избавиться от многовекового турецкого рабства. Российская империя дипломатическими усилиями и вооружением помогала сербскому народу, во время сербско-турецкой войны участвовало большое количество российских добровольцев. Вдохновленный этими событиями, П.И.Чайковский написал сербско-российский марш.

Тем не менее, это всего лишь небольшой эпизод, иллюстрирующий наши сильные исторические связи, уходящие корнями в раннее средневековье. В свете празднования 180-й годовщины установления дипломатических отношений, мы вспомнили о событиях, которые сформировали общую историю.

Я хотела бы упомянуть, что основатель Сербской православной церкви Святой Савва стал монахом в русском монастыре святого Пантелеимона на Святой горе в конце XII века, и что бабушка императора Ивана Васильевича IV по материнской линии была сербка Ана Якшич Глинская. У наших отношений также были трудные времена, особенно после Первой и Второй мировой войны. После Октябрьской революции и краха Российской империи, Сербия, то есть Югославия, стала домом для многочисленной русской эмиграции, которая обогатила нашу страну в культурном и образовательном плане. Царь Александр Карагеоргиевич великодушно принял более 40 000 русских, которые пользовались большими правами в Югославии. Королевство Югославия признало Советский Союз среди последних европейских стран (в 1940 году), после долгого перерыва дипломатических отношений. Когда мы говорим о современных отношениях между Сербией и Россией, прежде всего, мы должны иметь в виду тот факт, что развалом СССР и Югославии был завершен один этап отношений и что с возвращением Сербии и России, мы имеем возможность сблизиться на основе исторических связей.

Учитывая, что на предыдущих конференциях в Брянске я уже говорила о военном, политическом и экономическом сотрудничестве между Сербией и Россией, теперь я бы остановилась на конкретной теме, которая имеет большое значение для Сербии, особенно на данный момент. Когда мы говорим о Косово и Метохии, мы должны исходить из того факта, что национальная идентичность Сербии обоснована на косовском мифе. Косовская битва для сербов так же как Куликовская для русских, битва, которая веками свидетельствует о мужестве народа. Поэтому Косово для сербов не только 15% территории и самый богатый регион в Сербии, но духовный и культурный центр, алтарь сербского народа. К сожалению, каждым днём Косово всё больше удаляется от Сербии, вследствие проделанной работы Запада в течение двадцати лет.

После распада СССР Соединенные Штаты и НАТО начали расширяться, чтобы ещё больше увеличить своё присутствие, прежде всего в Юго-Восточной Европе. Хотя западные чиновники пообещали Горбачеву, что НАТО не будет расширяться на Восток, но, как и во многих других случаях, они не сдержали обещание. США и НАТО хотели разместить свою армию на территории Косова, которая имеет стратегическое положение на Балканах. Именно поэтому они начали подстрекать албанцев на конфликт с сербами и радикализировать ситуацию на Косове. Соединенные Штаты заключили союз с так называемой Освободительной армией Косово, которую они ранее исключили из списка террористических организаций, а затем объявили, что террористы ОАК — это борцы за свободу. В крайне неблагоприятных международных условиях для Сербии, у которой в то время не было никаких союзников, западные державы выдвинули ультиматум. Они призвали Сербию подписать соглашение с албанцами, что подразумевало ликвидацию сербского государства на территории Косова и Метохии и базирование  войск НАТО, а также организацию референдума о статусе южной сербской провинции через три года.

Руководство Сербии отказалось подписать предложенный документ, который по своему содержанию превышал требования нацистской Германии в 1941 году. После этого НАТО начал бомбардировку Сербии, которая длилась 78 дней и вынудила югославскую сторону подойти к Кумановскому соглашению. На основе этого документа была сформулирована Резолюция 1244 СБ ООН, которая все ещё действует и чётко определяет, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

Однако, поскольку западные державы не уважают Международные законы, они пытаются юридически и формально отделить территорию Косово от Сербии. Несмотря на то, что сегодня международные обстоятельства сильно изменились, это не помешало Западу продолжить незаконное расчленение территории Сербии и ускорить этот процесс.

***

В то время, когда НАТО совершал агрессию на Сербию с четкой целью создать иностранные военные базы на территории провинции Косово, геополитическая картина мира выглядела иначе.

В те времена Соединенные Штаты были самой сильной державой в мире, которая со своими партнерами в Европе проводила стратегию распространения влияния, используя НАТО в качестве инструмента. Тогда Россия оказалась в сложном положении и вынуждена была решать ряд внутренних проблем. Тем не менее, мы помним, что российская армия к удивлению Запада захватила аэропорт Слатина в Приштине, перебросив миротворческие силы из Боснии и Герцеговины в Косово и Метохию. Для сербов в Косове и Метохии присутствие российских войск, хотя и немногочисленное, было очень значимым.

К сожалению, в 2003 году президент Владимир Путин принял решение о выводе российских миротворческих сил с территории бывшей Югославии, а затем сербский народ в провинции оставался под защитой международных и западных сил. После этого, в 2004 году сербы испытали на себе погром — очередную волну этнических чисток, проведенных в присутствии западных сил, которые мирно наблюдали за буйством албанских экстремистов.

На мой взгляд, Россия покинула Балканы из-за тогдашней немощи оказать значительное влияние, но также из-за необходимости собственного реформирования, консолидирования и укрепления, что позволило ей вернуться на мировую арену в качестве великой державы. Готовность помочь Сербии после вывода миротворцев, Россия показала в 2007 году, когда в связи с дипломатической инициативой Воислава Коштунице не позволила принятие плана Ахтисаари в ООН.

С тех пор у нас не было серьезной международной инициативы с стороны государственного руководства, направленной на сохранение целостности Сербии. Наоборот, руководство Демократической партии во главе с Борисом Тадичем перенесло решение проблемы Косова и Метохии из ООН в Брюссель под давлением Запада и, таким образом, нанесло серьёзный ущерб Сербии. Это отняло у Сербии механизм остановить отчуждение Косова и Метохии посредством синхронизированных  действий её союзников в ООН — России и Китая.

После этой процедуры отступление Сербии от защиты своих собственных интересов стало более выраженным, а с 2012 года и прихода Сербской прогрессивной партии к власти получило и дополнительные импульсы. Вместо того, чтобы выполнить обещание аннулировать соглашения ДП, подписанные с незаконными властями Приштины, СПП продолжила и даже ускорила политику капитуляции. Подписав Брюссельское соглашение с Приштиной, проложив границу между краем Косово и Метохия и Центральной Сербией, отменив институты государства Сербия на территории южной провинции и, наконец, предоставив легитимность незаконным косовским учреждениям через так называемый «Сербский список», правительство потеряло всякую возможность вести социальный диалог.

Все эти шаги были отменены без согласования с народом, но по соглашению с Западом в крайне непрозрачном виде. «Сербский список», сформированный правящей сербской прогрессивной партией и вовлеченный в работу незаконных институтов Приштины, состоит из совершенно маргинальных личностей, которые не имеют никакого авторитета среди сербов Косова и Метохии, поскольку настоящая элита не хочет участвовать в политике, которая ведет к капитуляции Косово.

Страшный факт заключается в том, что «Сербский список» поддержал выбор Рамуша Харадни премьер-министром так называемого независимого Косово, хотя он был командиром террористической организации ОАК, ответственной за худшие преступления против сербов, включая торговлю человеческими органами. Однако, независимо от того, что сербское руководство в Брюсселе подписало ряд соглашений с косовскими албанцами, о которых общественность в Сербии ничего не знает, эти соглашения находятся в противоречии с действующей Конституцией Республики Сербии, а также с действующими Решениями Организации Объединенных Наций 1244. Поэтому соглашения, подписанные с Приштиной, не имеют обязующего характера. Вместо того, чтобы использовать нынешние мировые события,  Президент Сербии Александр Вучич включил сербское сообщество в так называемую систему «Республики Косова» и объявляет о необходимости изменения Конституции. Чтобы, по его словам, избавить будущие поколения от «косовского груза».

Соединенные Штаты, поддерживая процесс интеграции Сербии в ЕС, хотят, чтобы Сербия добровольно отказалась от Косово, подписанием всеобъемлющего мирного соглашения с Приштиной в обмен на вступление в ЕС. С другой стороны, европейская интеграция обязывает Сербию гармонизировать свою внешнюю политику и политику безопасности с ЕС, что включает прекращение Соглашения о свободной торговле с Россией, закрытие Сербско-российского гуманитарного центра и введение санкций в отношении России. Это идеальный путь для Запада, чтобы шантажировать Сербию, чтобы разорвать сербско-российские отношения. На недавно прошедшей конференции Атлантического совета была представлена ​​новая стратегия США на Балканах», которая также показывает, что США намерены увеличить свое присутствие на Балканах. Ключевыми моментами, которые намерены предпринять Соединенные Штаты, являются: ускорение европейской интеграции оставшихся балканских стран и усиление военного присутствия, прежде всего на базе Бондстил. В докладе также предлагается «историческое примирение Соединенных Штатов и Сербии», и только при условии, если Сербия значительно дистанцируется от России. Конечно, историческое примирение с американской точки зрения не означает возвращения оккупированных территорий и выплаты компенсации за огромный материальный ущерб, нанесённого в ходе агрессии против Сербии. Историческое примирение подразумевает примирение Сербии с навязываемой ролью вечно проигравшего, которая любуется своими собственными угнетателями.

Хотя албанская сторона не выполнила ничего, что было согласовано в Брюсселе, отказавшись даже от образования неправительственной организации Сообщество сербских муниципалитетов, руководство Сербии продолжает осуществлять действия, которые приводят к созданию еще одного албанского государства на Балканах. Вместо того, чтобы просить  соблюдение Резолюции 1244 и возвращение 200 000 изгнанных сербов, президент Сербии начинает внутренний диалог, чтобы поддержать уже принятые решения и разделить ответственность за предыдущие антиконституционные шаги со всем обществом.  Александр Вучич поддержал предложение профессора конституционного права Кутлешича, который рассказал в рамках внутреннего диалога о реальном союзе Сербии и Косово. В своем предложении Кутлешич изложил план Вольфганга Ишингера для Косово из 2007 года, который предполагает модель сотрудничества с независимым Косово.

Такой план имеет за основу модель двух Германий. Поэтому совершенно очевидно, что внутренний диалог должен служить прикрытием для подписания всеобъемлющего мирного соглашения с Приштиной, то есть капитуляции и реализации тех решений, которые Запад пытался в течение многих лет внедрить. Сербский народ в Косове и Метохии живет в ещё худших условиях после подписания Брюссельского соглашения и они чувствуют себя отвергнутыми своим государством. Трудно ожидать, что сербская община в Косово выживет в таких условиях. Сербский народ более чем благодарен России, которая защищает сербские интересы на мировой арене, зачастую намного лучше, чем государственное руководство Сербии. Мы находимся в парадоксальной ситуации, потому что Россия обращает внимание на то, что само ЕС несет ответственность за рост сепаратизма, поскольку оно поддерживало отделение Косова от Сербии, в то время как сербские власти молчат об этом, не желая испортить отношения с официальными лицами из Брюсселя.

С другой стороны, Россия оказывает поддержку официальным сербским властям, что создает определенную путаницу среди людей, потому что Россия действительно защищает права и интересы Сербии по отношению к Косову и Метохии на международной арене, но, вопреки этому, сербское руководство идет на уступки албанской стороне, нарушая сербские законы. Здесь внешняя политика России и внутренняя политика Сербии находятся в конфликте, и конфуз отражается в том, что Россия защищает сербские интересы, но, в то же время, оказывает поддержку сербским властям, которые работают против интересов страны. Правительство Сербии постоянно уверяет своих граждан, что оно никогда не признает Косово как независимое государство, но здесь мы должны различать суть: они могут не сообщить общественности, что Косово является независимым государством и что Сербия его признает таковым.

Никто не требовал от них такого ясного подтверждения.

Дело в том, что их политика привела к реализации независимого Косова. Независимость Косова зависит исключительно от согласия Сербии, и без согласия сербской стороны она не может быть реализована, что означает, что вся ответственность лежит на руководстве государства. Сербская публика задается вопросом, что Россия будет делать, если Вучич подпишет всеобъемлющее мирное соглашение и фактически откажется от Косово, что в долгосрочной перспективе Сербию лишится возможности восстановить контроль над своей территорией. При этом Россия будет в ситуации решать откажется ли она от международного права и резолюции 1244 и разрешить ли Косово стать членом ООН, или нет. Россия не должна отказываться от международного права, даже если сербское руководство примет решение по наихудшему сценарию, которым является подписание всеобъемлющего мирного соглашения с Приштиной.

Патриотическая общественность в Сербии выражает недовольство тем фактом, что Россия не активна на Балканах, и что она не участвует в решении проблемы Косово.

Однако известно, что Россия не навязывается в международных отношениях и не хочет вмешиваться в внутренние проблемы других государств. С другой стороны, Косово принадлежит Сербии, а не России, и нелогично, зачем Россия должна защищает его больше, чем Сербия?

Российские официальные лица могут сказать: «Русские не могут быть большими сербами, чем сами сербы». Тем не менее, русские должны быть русскими и не отклоняться от своих принципов, особенно не поэтому, что Россия до сих пор слишком много вкладывала в защиту сербского Косово, и такое решение было бы разрушительным даже для самой России.

С другой стороны, больше всего опасений вызывает то, что решившись на такой шаг, Россия потеряла бы популярность у сербских граждан, которые на самом деле и являются носителями пророссийских настроений. Поэтому позиция России очень сложная, если изучать её через призму косовского вопроса. Учитывая наши исторические, культурные и религиозные связи, а также тот факт, что Россия в истории была защитницей Сербии, такой шаг имел бы весьма отрицательные последствия для наших отношений. Даже в те времена, когда между нашими странами не было дипломатических отношений по идеологическим причинам, вернее из-за ссоры политического руководства, это не повлияло на отношения наших народов и их взаимные симпатии.

Комментируя так называемую независимость Косова, президент Путин заявил: «Запад выпустил джина из бутылки, признав независимость Косово. Все оценки и выводы Международного суда правды не касаются только косовского случая, но и вопроса применяемости международного права на одностороннее провозглашение независимости в принципе. В этом смысле это «открытый ящик Пандоры». Нарушение международного права вызывает последствия в самом Евросоюзе. Косово в противоправном порядке провозгласило независимость, без какого-либо референдума, а западные силы это поддержали. Так называемую независимость Косово не подержали всего лишь пять стран ЕС, но на них оказывается давление, чтобы заставить их сделать это.

Сегодня у нас такая ситуация, что многочисленные сепаратистские движения в Европе окрепли. Есть пример испанской Каталонии. Представьте абсурдность утверждений брюссельского политика, который говорит: «Испания должна признать Косово, если хочет сохранить Каталонию».

Это не анекдот, это действительно заявил Фредерик Веслау. Запад глубоко запутался в собственных сетях. С другой стороны Россия сегодня стала отождествляться с страной, которая борется за возвращение международных отношении в рамки международного права. Более того, она стала страной, которая борется за правду и справедливость, в такой роли ее видят в многих странах мира, несмотря на официальную позицию многих государств. Для Сербии, которая в России видит традиционного союзника это большой шанс, который она никак не должна упустить.

Другие международные обстоятельства тоже идут на руку сербской позиции. Некоторые страны пересмотрели свои позиции и решили отменить признание Косово. С другой стороны, албанцы в Косово не получили ничего и их надежды погасли. Вместо обещанного процветания, Косово погружается в преступность и коррупцию, у населения нет никакой перспективы.

Косовские албанцы думают только о том, как покинуть Косово и искать счастье в каком-то лучшем месте. В обществе царит большое разочарование, о котором недавно писал The New York Times.

Перед визитом в Сербию по случаю уже упомянутого юбилея установления дипотношений между Сербией и Россией, министр Лавров в заявлений для СМИ предупредил: «Навязывая Сербии выбор — или с Россией, или с Западом, ЕС повторяет эту же ошибку, которая привела к украинскому кризису, когда общество разделилось». США и ЕС действительно настаивают на том, что Сербия должна определиться — или ЕС, или Россия, и что не сможет усидеть на двух стульях. Запад располагает механизмами, с помощью которых, очень легко можно дестабилизировать Балканы и всегда выступает с угрозами. Тем не менее, западные СМИ представили всё с точностью наоборот — как будто Лавров угрожает Сербии украинским сценарием, хотя он очень чётко сказал, что Россия никого не шантажирует.

Хотя по моему личному мнению, нам гораздо больше грозит черногорский сценарий, по которому власть без какого бы то ни было одобрения народа прекратила контакты с Россией и вступила в антироссийские ряды, обвиняя во всем Россию. Сербию подобное развитие сюжета может лишить будущего.

После того как господин Лавров уехал, в Сербию с визитом прибыл господин Юнкер, а потом президент Сербии посетил Германию. Эпилогом его визита стало сообщение, в котором Вучич нас проинформировал о том, что Германия чётко требует от Сербии признание Косова как независимого государства и перечислил причины в пользу такого решений.

Не знаю больше ни одного примера, чтобы какому-то государству было предложено передать свою территорию в обмен на место в зале ожидания в и так нестабильный и ненадежный Евросоюз.

 

Драгана Трифкович, директор Центра геостратегических исследований